|
Законы», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева на основе учения о строении атома», «Строение вещества» (11 класс)
Разработки уроков для реализации МТО при изучении тем
«Важнейшие химические понятия и законы», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атома», «Строение вещества» (11 класс). Разработаны модульные программы по темам «Важнейшие химические понятия и законы», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атома» и «Строение вещества».
При их составлении были использованы следующие принципы индивидуализации обучения:
принцип учета «зоны ближайшего развития» (Выготский Л.С.) (использование скрытых возможностей школьника в психологическом развитии);
принцип учета активности (вовлечение школьника в различные действия);
принцип партнерства;
принцип принятия ученика с его лучшей стороны (создание доброжелательного климата).
Планируемый уровень усвоения, определяющий качество достижения познавательных задач – «типовой» (В.П. Беспалько). Этот уровень характеризуется репродуктивной алгоритмической деятельностью, достигается общее понимание. При систематическом применении модульная технология позволяет постепенно осуществить переход на третий уровень – «творческий», который характеризуется продуктивным действием, высокой мотивацией и осознанным принятием цели.
В начале каждого модуля предусмотрен организационный момент - введение в модуль. Учащимся очень кратко сообщаются цели и задачи, стоящие перед ними при изучении данного модуля.
Мотивационное обеспечение индивидуализации обучения заключается в осознании учащимся актуальности и личностной значимости изучаемого предмета, в применении личностного осмысления, метода активизирующего незнания («знание о незнании»), целеполагания и рефлексии.
Индивидуализированное обучение базируется и одновременно развивает следующие личностные качества: умение работать самостоятельно; умение ставить и конкретизировать цели; умения добывать знания и рефлексировать; умение анализировать, отбирать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию.
Особое место в МТО уделяется контролю. Теория модульного обучения подразумевает создание возможности преемственности при получении обратной связи. Для этого модуль рекомендуется предварять входным контролем.
Применение текущего, промежуточного и обобщающего контроля имеет свое значение. Промежуточный и обобщающий контроль направлен на выявление соответственно промежуточных и итоговых результатов учебной деятельности учащихся, выраженных в уровне их знаний, умений и навыков, служат основой для их оценки. Неусвоение модуля или его отдельных элементов является основанием для повторной работы ученика с учебным содержанием.
Назначение текущего контроля состоит в том, чтобы отслеживать ход учебной деятельности школьников, он направлен на предупреждение их учебных затруднений. Затруднения, которые имеют учащиеся, касаются и качества их знаний, и сформированности общих и специальных умений и навыков. Текущий контроль осуществляется следующими советами, пожеланиями и инструкциями: «Обратите внимание!», «Сверьте свой ответ с образцом», «Обратитесь за помощью к товарищу» …
Промежуточный контроль – это контрольное задание (тест) в конце каждого учебного элемента, а обобщающий контроль – это проверочное задание в конце каждого модуля и модульной программы в целом.
Помимо контроля, осуществляемого учителем, модульная программа и отдельные модули должны предоставлять возможность ученику для самоконтроля. Это существенная особенность модуля и модульной программы.
Таким образом, возможность рефлексии, самоконтроля, самопроверки, самооценки является основой обеспечения ученику условий для самоуправления своей учебной деятельностью.
Нами разработана программа (рис. 1), состоящая из 3 общих (МО) и 10 частных модулей (М):
М0 – Комплексная дидактическая цель (КДЦ);
МО1. «Важнейшие химические понятия и законы»:
МЧ1.1 – «Атом – сложная частица»;
МЧ1.2 – «Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава
веществ. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
закон Авогадро».
МО2. «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атома»:
МЧ2.1 – «Строение электронных оболочек атомов химических
элементов»;
МЧ2.2 – «Положение в периодической системе Д.И.Менделеева водорода,
лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов»;
МЧ2.3 – «Валентность. Валентные возможности и размеры атомов
химических элементов».
МО3. «Строение веществ»:
МЧ3.1 – «Ионная и ковалентная связи. Ионная, атомная и молекулярная
кристаллические решетки»;
МЧ3.2 – «Металлическая и водородная связи. Металлическая
кристаллическая решетка»;
МЧ3.3 – «Металлическая и водородная связи. Металлическая
кристаллическая решетка»;
МЧ3.4 – «Дисперсные системы».
М0 МЧ1.1
МО1 МЧ1.2
МП МО2 МЧ2.1
МЧ2.2
МЧ2.3
МО3 МЧ3.1
МЧ3.2
МЧ3.3
МЧ3.4
Рис. 1. Схема модульной программы.
Важную роль играет нулевой модуль в программе и нулевой учебный элемент в отдельном модуле. Нулевой модуль в программе и нулевой учебный элемент в модуле содержат целевой компонент и предназначены для формирования дидактических целей.
М0 - КДЦ
В результате овладения содержанием всех модулей вы должны:
- знать: (см. таблицу 1);
- уметь: (см. таблицу 1);
- развивать: логическое мышление, уметь наблюдать, находить, выделять и опознавать существенное по заданным признакам, навыки коллективной работы, самоконтроля, самоанализа, умения работать с разнообразным учебным материалом, оценивать свой ответ и ответ товарища;
-воспитывать: стремление оказать помощь товарищу, умение слушать, слышать и сопереживать.
Предпоследний учебный элемент в модуле предназначены для обобщения учебного информационного материала. Последний модуль и последний учебный элемент предназначены для контроля.
Каждый учащийся имеет доступ к информации о требованиях к знаниям, умениям в рамках данного модуля, к информации о системе оценивания знаний. В классе регулярно оформляется стенд, где приведена вся необходимая для работы ученика по данному модулю информация, список дополнительной литературы по теме, примеры творческих и исследовательских работ учеников класса и школы. Таким образом, учащиеся получают информацию и могут организовать свою учебную работу в соответствии с индивидуальным темпом работы, особенностями способов приобретения знаний (визуальный, аудирующий и т.д.) и уровнем знаний. Такой подход снижает влияние субъективного фактора при выставлении оценки и делает ученика активным участником процесса учения. В случае необходимости (болезнь, пропуски занятий) работа с модульной программой может выполняться дома.
При разработке модулей и дистанционного контроля использованы:
Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химия 11. Базовый уровень. – М. : «Просвещение», 2010.
Н.Н.Гара. Химия, уроки в 11 классе. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2009.
Г.М.Ульянова. Общая химия. Поурочное планирование. – С.-Пб.: «Паритет», 2002.
Н.Н.Гара, Р.Г. Иванова, А.А.Каверина. Настольная книга учителя химии. М.: «Астрель», 2002.
5. Н.Н. Гара, М.В. Зуева Химия: задачи и упражнения. М.: «Дрофа»,
2002, 221.
При оценивании выполняемых заданий использовали рейтинговую оценку за урок. Такая система позволяет невысокие оценки за первые этапы работы повысить последующими. Если это происходит, значит трудности первого этапа преодолены и знания выстраиваются в некую систему, к чему мы и стремимся.
Сопровождение (выдается учащемуся одновременно с модульной программой):
Вам предлагается для изучения три общих модуля с теоретическим и практическим содержанием.
Каждый из общих модулей подразделяется в свою очередь на частные модули, в соответствии с которыми подготовлены методические разработки уроков.
Таблица 1
Модуль общий
| Модуль частный
| Цели
| Название
| Времях
на изучение,
час
| Название
| Времях на изучение,
час
| МО1. Важнейшие химические понятия и законы
| 2
| М1.1. Атом – сложная частица.
Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества
| 1
| В результате овладения модулем вы будете:
- знать и понимать важнейшие химические понятия: атом,
химический элемент, изотопы, вещество, молекула, ион,
аллотропия;
- уметь определять состав атома;
- находить сходства и отличия атома, изотопа;
- находить сходства и отличия атома, химического
элемента, простого вещества;
- уметь рассчитывать относительную молекулярную массу
и массовые доли элементов.
| М1.2. Закон сохранения массы веществ.
Закон постоянства состава веществ.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Закон Авогадро
| 1
| Изучив материал данного модуля, вы будете знать стехиометрические законы – закон сохранения массы веществ и закон постоянства состава. Уметь применять эти законы в конкретных условиях
| МО2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атома
| 3
| М2.1. Строение электронных оболочек
атомов химических элементов
| 1
| Изучив материал данного модуля, вы будете знать строение электронной оболочки атома, форму электронных орбиталей, порядок заполнения электронами энергетических уровней в атомах малых и больших периодов
| М2.2. Положение в периодической системе Д.И.Менделеева
водорода, лантаноидов, актиноидов и
искусственно полученных элементов
| 1
| Вы ознакомитесь с положением в периодической системе водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных. Научитесь
объяснять двойственность химических свойств водорода (окислитель или восстановитель) на основе строения атома
| М2.3. Валентность. Валентные возможности и
размеры атомов химических элементов
| 1
| Изучив материал данного модуля, вы получите представления о валентности, ознакомитесь с физическим смыслом этого понятия и причинами различных валентных возможностей атомов, выявите закономерности изменения радиусов атомов химических элементов по периодам и
А – группам периодической системы.
| МО3. Строение веществ
| 4
| М3.1. Ионная и ковалентная связи.
Ионная, атомная и молекулярная кристаллические решетки
| 1
| В результате систематизации и обобщения знаний по модулю вы будете иметь представление о ковалентной и ионной связях, механизмах их образования, о кристаллических решетках, о зависимости свойств вещества от типа его кристаллической решетки
| М3.2. Металлическая и водородная связи.
Металлическая кристаллическая решетка
| 1
| В результате систематизации и обобщения знаний по теме модуля вы будете иметь представление о металлической и водородной связях
| М3.3. Причины многообразия веществ
| 1
| Вы получите представление о причинах многообразия веществ. Уясните сущность понятий: изотопия, аллотропия, изомерия, гомология
| М3.4. Дисперсные системы
| 1
|
| х Время в соответствие с учебным календарно-тематическим планированием.
Для освоения данных модулей предлагается следующая литература:
Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия-11: базовый уровень.- М.: «Просвещение», 2010.
Н.Б.Ковалевская. Химия в таблицах и схемах.8-11 классы. – М.: «Издат-школа XXI век».
Памятка для работы по модулю. Помни, что работу с учебными элементами (УЭ) необходимо начинать с осознанного восприятия цели, иметь её в виду во время работы над (УЭ) и возвращаться к ней в конце каждого (УЭ). У тебя есть право получить консультацию в учебнике, а также у учителя. Используй это право! Помни о критериях выставления оценки за работу по предмету, используй их в самопроверке и взаимопроверке! Работа в парах требует взаимоуважения, внимания друг к другу, умения выслушивать мнение каждого. Не забывай об этом! Фраза “Работа в парах” означает, что при выполнении этой работы тебе придётся, если не трудно, помочь своему товарищу, сидящему рядом, или обратиться к нему за помощью. Не спеши задавать вопросы учителю: внимательно прочитай пояснения к заданию. Не торопись, думай …
Пример оценочного листа (листа контроля знаний), который учащиеся получают в начале работы над каждым модулем и сдают заполненным в конце: Листок контроля знаний
По теме: «Атом – сложная частица»
Фамилия, имя ученика:
Максимальная сумма баллов: 20 Оценка:
Учебный элемент
| Кол-во баллов по номерам заданий
| Итого (кол-во баллов)
| 1
| 2
| 3…
| УЭ-1
|
|
|
|
| УЭ-2
|
|
|
|
| УЭ-3
|
|
|
|
| УЭ-4
|
|
|
|
| УЭ-5
|
|
|
|
| УЭ-6
|
|
|
|
|
Критерии оценки.
Если Вы набрали:
- 18-20 баллов, то оценка за урок «5»;
- 15-18 балла, то оценка за урок «4»;
- 10-14 баллов, то оценка за урок «3»;
- менее 10 баллов, то оценка за урок «неуд.»
Не огорчайтесь, у Вас еще будет возможность исправить положение.
Модуль 1.1. Тема: «Атом – сложная частица»
№ уч.
элемента..
| Учебный материал с указаниями заданий
| Рекомендации по выполнению заданий, оценка
| УЭ-0
| Интегрирующая цель:
В результате овладения содержанием урока вы будете:
- знать и понимать важнейшие химические понятия: атом,
химический элемент, изотопы, вещество, молекула, ион,
аллотропия;
- уметь определять состав атома;
- находить сходства и отличия атома, изотопа;
- находить сходства и отличия атома, химического
элемента, простого вещества;
- уметь рассчитывать относительную молекулярную массу
и массовые доли элементов.
| Внимательно прочитайте цель урока.
| УЭ-1
| Входной контроль знаний
Задание: Дайте ответы на следующие вопросы:
Что изучает химия?
Что называют атомом, молекулой?
Что такое абсолютная и относительная атомная и молекулярная массы? В каких единицах их выражают?
Основные положения атомно-молекулярного учения. Значение этого учения для химии.
| Отвечайте на вопросы в тетради. Оценивается 4 баллами
|
УЭ-2,
УЭ-3
|
1. Повторите понятия атом, химический элемент, простое вещество.
Задания:
Дайте определения перечисленных выше понятий.
Вставьте пропущенные слова (элемент, простое вещество) в следующие утверждения:
Вариант 1. 1)…кальций активно реагирует с водой,
2)…кислород входит в состав оксидов,
3)…литий имеет валентность I,
4)…углерод образует алмаз и графит.
Вариант 2. 1)…водород сгорает в атмосфере кислорода,
2)…сера имеет желтый цвет,
3)…натрий входит в состав воды,
4)…ртуть может растворять в себе многие
металлы.
|
Прочитайте первый раздел
§ 1. Ответы запишите в
тетрадь.
Оценивается 4 баллами
|
| 2. Научитесь определять состав атома.
Задания:
1. Как определить число протонов, электронов (всего и на внешнем уровне), нейтронов с помощью чисел периодической системы?
2. Определите состав атома элементов
Вариант 1. № 12 и 33
Вариант 2. № 10 и 37
| Прочитайте с. 66 табл. Н.Б. Ковалевской.
Ответы запишите в тетрадь.
Оценивается 4 баллами
|
|
3. Повторите понятие: изотопы
Задания:
Определите состав атомов изотопов водорода: протий Н (масса атома 1), дейтерий D (масса атома 2) и тритий T (масса атома №).
Рассчитайте среднюю относительную массу:
Вариант 1…бора, если известно, что молярная доля изотопа 10В составляет 19,6 %, а изотопа 11В – 80,4 %.
Вариант 2…меди, которая имеет два изотопа 63Cu и 65Cu. Молярные доли их в природной меди соответственно равны 73 и 27 %.
| Работайте с учебником,
§ 1, с. 4.
При решении задачи используйте табл. Н.Б.Ковалевской, с. 57.
Ответы запишите в тетрадь.
Оценивается 4 баллами
|
| 4. Повторите понятия относительной молекулярной массы и массовой доли элемента.
Задания:
Определите относительную молекулярную массу и долю каждого элемента:
Вариант 1. Na2S, Ca3(PO4)2
Вариант 2. CuCl2, Al(NO3)3
| Найдите информацию в табл. Н.Б.Ковалевской с.13 и 16.
Ответы запишите в тетрадь
Оценивается 4 баллами
| УЭ-4
| Проверьте свои знания по изученной теме.
Задание:
I. Выполните тестовые задания № 1-3, с. 7 учебника.
| Работайте индивидуально.
Ответ дайте письменно.
Оценивается 4 баллами
|
| Подведение итогов урока.
1. Оцените свою работу на уроке.
2. Домашнее задание - записи в тетрадях, § 1 3. Учитель выборочно берет тетради на
проверку.
4. Выполните дистанционную
самостоятельную работу №1.
|
Правильные ответы собирает учитель
| |
|
|