Главная страница


Законы», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева на основе учения о строении атома», «Строение вещества» (11 класс)



Скачать 424.79 Kb.
НазваниеЗаконы», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева на основе учения о строении атома», «Строение вещества» (11 класс)
страница1/4
Дата11.03.2016
Размер424.79 Kb.
ТипЗакон
  1   2   3   4




Разработки уроков для реализации МТО при изучении тем

«Важнейшие химические понятия и законы», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атома», «Строение вещества» (11 класс).
Разработаны модульные программы по темам «Важнейшие химические понятия и законы», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атома» и «Строение вещества».

При их составлении были использованы следующие принципы индивидуализации обучения:

  • принцип учета «зоны ближайшего развития» (Выготский Л.С.) (использование скрытых возможностей школьника в психологическом развитии);

  • принцип учета активности (вовлечение школьника в различные действия);

  • принцип партнерства;

  • принцип принятия ученика с его лучшей стороны (создание доброжелательного климата).

Планируемый уровень усвоения, определяющий качество достижения познавательных задач – «типовой» (В.П. Беспалько). Этот уровень характеризуется репродуктивной алгоритмической деятельностью, достигается общее понимание. При систематическом применении модульная технология позволяет постепенно осуществить переход на третий уровень – «творческий», который характеризуется продуктивным действием, высокой мотивацией и осознанным принятием цели.

В начале каждого модуля предусмотрен организационный момент - введение в модуль. Учащимся очень кратко сообщаются цели и задачи, стоящие перед ними при изучении данного модуля.

Мотивационное обеспечение индивидуализации обучения заключается в осознании учащимся актуальности и личностной значимости изучаемого предмета, в применении личностного осмысления, метода активизирующего незнания («знание о незнании»), целеполагания и рефлексии.

Индивидуализированное обучение базируется и одновременно развивает следующие личностные качества: умение работать самостоятельно; умение ставить и конкретизировать цели; умения добывать знания и рефлексировать; умение анализировать, отбирать, преобразовывать, сохранять и передавать информацию.

Особое место в МТО уделяется контролю. Теория модульного обучения подразумевает создание возможности преемственности при получении обратной связи. Для этого модуль рекомендуется предварять входным контролем.

Применение текущего, промежуточного и обобщающего контроля имеет свое значение. Промежуточный и обобщающий контроль направлен на выявление соответственно промежуточных и итоговых результатов учебной деятельности учащихся, выраженных в уровне их знаний, умений и навыков, служат основой для их оценки. Неусвоение модуля или его отдельных элементов является основанием для повторной работы ученика с учебным содержанием.

Назначение текущего контроля состоит в том, чтобы отслеживать ход учебной деятельности школьников, он направлен на предупреждение их учебных затруднений. Затруднения, которые имеют учащиеся, касаются и качества их знаний, и сформированности общих и специальных умений и навыков. Текущий контроль осуществляется следующими советами, пожеланиями и инструкциями: «Обратите внимание!», «Сверьте свой ответ с образцом», «Обратитесь за помощью к товарищу» …

Промежуточный контроль – это контрольное задание (тест) в конце каждого учебного элемента, а обобщающий контроль – это проверочное задание в конце каждого модуля и модульной программы в целом.

Помимо контроля, осуществляемого учителем, модульная программа и отдельные модули должны предоставлять возможность ученику для самоконтроля. Это существенная особенность модуля и модульной программы.

Таким образом, возможность рефлексии, самоконтроля, самопроверки, самооценки является основой обеспечения ученику условий для самоуправления своей учебной деятельностью.

Нами разработана программа (рис. 1), состоящая из 3 общих (МО) и 10 частных модулей (М):

М0 – Комплексная дидактическая цель (КДЦ);

МО1. «Важнейшие химические понятия и законы»:

МЧ1.1 – «Атом – сложная частица»;

МЧ1.2 – «Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава

веществ. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

закон Авогадро».

МО2. «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атома»:

МЧ2.1 – «Строение электронных оболочек атомов химических

элементов»;

МЧ2.2 – «Положение в периодической системе Д.И.Менделеева водорода,

лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов»;

МЧ2.3 – «Валентность. Валентные возможности и размеры атомов

химических элементов».

МО3. «Строение веществ»:

МЧ3.1 – «Ионная и ковалентная связи. Ионная, атомная и молекулярная

кристаллические решетки»;

МЧ3.2 – «Металлическая и водородная связи. Металлическая

кристаллическая решетка»;

МЧ3.3 – «Металлическая и водородная связи. Металлическая

кристаллическая решетка»;

МЧ3.4 – «Дисперсные системы».

М0 МЧ1.1

МО1 МЧ1.2

МП МО2 МЧ2.1

МЧ2.2

МЧ2.3

МО3 МЧ3.1

МЧ3.2

МЧ3.3

МЧ3.4

Рис. 1. Схема модульной программы.

Важную роль играет нулевой модуль в программе и нулевой учебный элемент в отдельном модуле. Нулевой модуль в программе и нулевой учебный элемент в модуле содержат целевой компонент и предназначены для формирования дидактических целей.

М0 - КДЦ

В результате овладения содержанием всех модулей вы должны:

- знать: (см. таблицу 1);

- уметь: (см. таблицу 1);

- развивать: логическое мышление, уметь наблюдать, находить, выделять и опознавать существенное по заданным признакам, навыки коллективной работы, самоконтроля, самоанализа, умения работать с разнообразным учебным материалом, оценивать свой ответ и ответ товарища;

-воспитывать: стремление оказать помощь товарищу, умение слушать, слышать и сопереживать.

Предпоследний учебный элемент в модуле предназначены для обобщения учебного информационного материала. Последний модуль и последний учебный элемент предназначены для контроля.

Каждый учащийся имеет доступ к информации о требованиях к знаниям, умениям в рамках данного модуля, к информации о системе оценивания знаний. В классе регулярно оформляется стенд, где приведена вся необходимая для работы ученика по данному модулю информация, список дополнительной литературы по теме, примеры творческих и исследовательских работ учеников класса и школы. Таким образом, учащиеся получают информацию и могут организовать свою учебную работу в соответствии с индивидуальным темпом работы, особенностями способов приобретения знаний (визуальный, аудирующий и т.д.) и уровнем знаний. Такой подход снижает влияние субъективного фактора при выставлении оценки и делает ученика активным участником процесса учения. В случае необходимости (болезнь, пропуски занятий) работа с модульной программой может выполняться дома.

При разработке модулей и дистанционного контроля использованы:


  1. Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Химия 11. Базовый уровень. – М. : «Просвещение», 2010.

  2. Н.Н.Гара. Химия, уроки в 11 классе. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2009.

  3. Г.М.Ульянова. Общая химия. Поурочное планирование. – С.-Пб.: «Паритет», 2002.

  4. Н.Н.Гара, Р.Г. Иванова, А.А.Каверина. Настольная книга учителя химии. М.: «Астрель», 2002.

5. Н.Н. Гара, М.В. Зуева Химия: задачи и упражнения. М.: «Дрофа»,

2002, 221.

При оценивании выполняемых заданий использовали рейтинговую оценку за урок. Такая система позволяет невысокие оценки за первые этапы работы повысить последующими. Если это происходит, значит трудности первого этапа преодолены и знания выстраиваются в некую систему, к чему мы и стремимся.

Сопровождение (выдается учащемуся одновременно с модульной программой):

Вам предлагается для изучения три общих модуля с теоретическим и практическим содержанием.

Каждый из общих модулей подразделяется в свою очередь на частные модули, в соответствии с которыми подготовлены методические разработки уроков.

Таблица 1


Модуль общий

Модуль частный

Цели

Название

Времях

на изучение,

час

Название

Времях на изучение,

час

МО1. Важнейшие химические понятия и законы

2

М1.1. Атом – сложная частица.

Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества

1

В результате овладения модулем вы будете:

- знать и понимать важнейшие химические понятия: атом,

химический элемент, изотопы, вещество, молекула, ион,

аллотропия;

- уметь определять состав атома;

- находить сходства и отличия атома, изотопа;

- находить сходства и отличия атома, химического

элемента, простого вещества;

- уметь рассчитывать относительную молекулярную массу

и массовые доли элементов.

М1.2. Закон сохранения массы веществ.

Закон постоянства состава веществ.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Закон Авогадро


1

Изучив материал данного модуля, вы будете знать стехиометрические законы – закон сохранения массы веществ и закон постоянства состава. Уметь применять эти законы в конкретных условиях


МО2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атома

3

М2.1. Строение электронных оболочек

атомов химических элементов


1

Изучив материал данного модуля, вы будете знать строение электронной оболочки атома, форму электронных орбиталей, порядок заполнения электронами энергетических уровней в атомах малых и больших периодов

М2.2. Положение в периодической системе Д.И.Менделеева

водорода, лантаноидов, актиноидов и

искусственно полученных элементов

1

Вы ознакомитесь с положением в периодической системе водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных. Научитесь

объяснять двойственность химических свойств водорода (окислитель или восстановитель) на основе строения атома

М2.3. Валентность. Валентные возможности и

размеры атомов химических элементов


1

Изучив материал данного модуля, вы получите представления о валентности, ознакомитесь с физическим смыслом этого понятия и причинами различных валентных возможностей атомов, выявите закономерности изменения радиусов атомов химических элементов по периодам и

А – группам периодической системы.

МО3. Строение веществ

4

М3.1. Ионная и ковалентная связи.

Ионная, атомная и молекулярная кристаллические решетки

1

В результате систематизации и обобщения знаний по модулю вы будете иметь представление о ковалентной и ионной связях, механизмах их образования, о кристаллических решетках, о зависимости свойств вещества от типа его кристаллической решетки

М3.2. Металлическая и водородная связи.

Металлическая кристаллическая решетка

1

В результате систематизации и обобщения знаний по теме модуля вы будете иметь представление о металлической и водородной связях

М3.3. Причины многообразия веществ

1

Вы получите представление о причинах многообразия веществ. Уясните сущность понятий: изотопия, аллотропия, изомерия, гомология

М3.4. Дисперсные системы

1




х Время в соответствие с учебным календарно-тематическим планированием.

Для освоения данных модулей предлагается следующая литература:

  1. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия-11: базовый уровень.- М.: «Просвещение», 2010.

  2. Н.Б.Ковалевская. Химия в таблицах и схемах.8-11 классы. – М.: «Издат-школа XXI век».

Памятка для работы по модулю.
Помни, что работу с учебными элементами (УЭ) необходимо начинать с осознанного восприятия цели, иметь её в виду во время работы над (УЭ) и возвращаться к ней в конце каждого (УЭ).
У тебя есть право получить консультацию в учебнике, а также у учителя. Используй это право!
Помни о критериях выставления оценки за работу по предмету, используй их в самопроверке и взаимопроверке!
Работа в парах требует взаимоуважения, внимания друг к другу, умения выслушивать мнение каждого. Не забывай об этом! Фраза “Работа в парах” означает, что при выполнении этой работы тебе придётся, если не трудно, помочь своему товарищу, сидящему рядом, или обратиться к нему за помощью. Не спеши задавать вопросы учителю: внимательно прочитай пояснения к заданию. Не торопись, думай …

Пример оценочного листа (листа контроля знаний), который учащиеся получают в начале работы над каждым модулем и сдают заполненным в конце:
Листок контроля знаний

По теме: «Атом – сложная частица»

Фамилия, имя ученика:

Максимальная сумма баллов: 20 Оценка:

Учебный элемент

Кол-во баллов по номерам заданий

Итого (кол-во баллов)

1

2

3

УЭ-1













УЭ-2













УЭ-3













УЭ-4













УЭ-5













УЭ-6















Критерии оценки.

Если Вы набрали:

- 18-20 баллов, то оценка за урок «5»;

- 15-18 балла, то оценка за урок «4»;

- 10-14 баллов, то оценка за урок «3»;

- менее 10 баллов, то оценка за урок «неуд.»

Не огорчайтесь, у Вас еще будет возможность исправить положение.

Модуль 1.1. Тема: «Атом – сложная частица»


№ уч.

элемента..

Учебный материал с указаниями заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

УЭ-0



Интегрирующая цель:

В результате овладения содержанием урока вы будете:

- знать и понимать важнейшие химические понятия: атом,

химический элемент, изотопы, вещество, молекула, ион,

аллотропия;

- уметь определять состав атома;

- находить сходства и отличия атома, изотопа;

- находить сходства и отличия атома, химического

элемента, простого вещества;

- уметь рассчитывать относительную молекулярную массу

и массовые доли элементов.

Внимательно прочитайте цель урока.

УЭ-1



Входной контроль знаний

Задание: Дайте ответы на следующие вопросы:

  1. Что изучает химия?

  2. Что называют атомом, молекулой?

  3. Что такое абсолютная и относительная атомная и молекулярная массы? В каких единицах их выражают?

  4. Основные положения атомно-молекулярного учения. Значение этого учения для химии.




Отвечайте на вопросы в тетради.
Оценивается 4 баллами


УЭ-2,

УЭ-3




1. Повторите понятия атом, химический элемент, простое вещество.

Задания:

  1. Дайте определения перечисленных выше понятий.

  2. Вставьте пропущенные слова (элемент, простое вещество) в следующие утверждения:

Вариант 1. 1)…кальций активно реагирует с водой,

2)…кислород входит в состав оксидов,

3)…литий имеет валентность I,

4)…углерод образует алмаз и графит.

Вариант 2. 1)…водород сгорает в атмосфере кислорода,

2)…сера имеет желтый цвет,

3)…натрий входит в состав воды,

4)…ртуть может растворять в себе многие

металлы.



Прочитайте первый раздел

§ 1. Ответы запишите в

тетрадь.

Оценивается 4 баллами



2. Научитесь определять состав атома.

Задания:

1. Как определить число протонов, электронов (всего и на внешнем уровне), нейтронов с помощью чисел периодической системы?

2. Определите состав атома элементов

Вариант 1. № 12 и 33

Вариант 2. № 10 и 37

Прочитайте с. 66 табл. Н.Б. Ковалевской.

Ответы запишите в тетрадь.

Оценивается 4 баллами





3. Повторите понятие: изотопы

Задания:

  1. Определите состав атомов изотопов водорода: протий Н (масса атома 1), дейтерий D (масса атома 2) и тритий T (масса атома №).




  1. Рассчитайте среднюю относительную массу:

Вариант 1…бора, если известно, что молярная доля изотопа 10В составляет 19,6 %, а изотопа 11В – 80,4 %.

Вариант 2…меди, которая имеет два изотопа 63Cu и 65Cu. Молярные доли их в природной меди соответственно равны 73 и 27 %.


Работайте с учебником,

§ 1, с. 4.

При решении задачи используйте табл. Н.Б.Ковалевской, с. 57.

Ответы запишите в тетрадь.


Оценивается 4 баллами




4. Повторите понятия относительной молекулярной массы и массовой доли элемента.

Задания:

  1. Определите относительную молекулярную массу и долю каждого элемента:

Вариант 1. Na2S, Ca3(PO4)2

Вариант 2. CuCl2, Al(NO3)3

Найдите информацию в табл. Н.Б.Ковалевской с.13 и 16.

Ответы запишите в тетрадь

Оценивается 4 баллами


УЭ-4



Проверьте свои знания по изученной теме.

Задание:

I. Выполните тестовые задания № 1-3, с. 7 учебника.

Работайте индивидуально.

Ответ дайте письменно.

Оценивается 4 баллами




Подведение итогов урока.

1. Оцените свою работу на уроке.

2. Домашнее задание - записи в тетрадях, § 1
3. Учитель выборочно берет тетради на

проверку.

4. Выполните дистанционную

самостоятельную работу №1.


Правильные ответы собирает учитель

  1   2   3   4