№ п/п
| № урока
| Дата
| Тема урока
| Элементы содержания
| Практика
| Формы контроля
| ИКТ- поддерж
ка
| Планируемые результаты обучения
|
1четверть
|
Введение 1 час
|
1
| 1
|
| Что изучают в курсе география России. Структура учебника.
| География – один из способов познания окружающего мира. Задачи географии – выяснение того, чем живут люди, как они взаимодействуют с окружающей средой.
|
| Вводный урок, объяснение материала с элементами беседы
|
| Анализируют повседневную жизнь с точки зрения географии.
|
Раздел №1. Пространства России (7ч.)
|
2
| 1
|
| Россия на карте мира.
| Доля России в населении и территории мира. Географическое положение, крайние точки территории, протяжённость. Административно – территориальное устройство. Субъекты Российской Федерации.
| Работа с политической картой России, мира АТД.
| Устный опрос, подготовка к зачёту по АТД.
| Презентация «Россия на карте мира»
| Понимают уникальность и знают специфику географического положения Российской Федерации. Сравнивают географическое положение России и других стран
|
3
| 2
|
| Границы России.
| Границы России сухопутные и морские. Воздушное пространство, территориальные воды.
| Практическая работа №1 «Географическое положение России»
| Практическая работа №1 «Географическое положение России»
| Презентация «Границы России»
| Знают особенности границ России. Составляют краткую географическую характеристику территории на основе разнообразных источников географической информации
|
4
| 3
|
| Россия на карте часовых поясов.
| Часовые пояса на территории России. Воздействие разницы во времени на жизнь населения.
| Практическая работа №2 «Решение задач на определение поясного времени»
| Практическая работа №2 «Решение задач на определение поясного времени»
| Презентация «Россия на карте часовых поясов»
| Знают, в каких часовых поясах расположена Россия. Определяют поясное время для разных городов России по карте часовых поясов. Объясняют роль поясного и декретного времени в хозяйстве и жизни людей. Умеют определять местное, поясное, декретное время
|
5
| 4
|
| Формирование территории России.
| Формирование территории России. Расширение Московского княжества на север. Присоединение восточных территорий: Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. Освоение «Дикого поля»
| Составление таблицы по тексту
| Устный опрос, составление таблицы по тексту учебника.
|
| Знают историю освоения государственной территории России, имена исследователей. Умеют находить и анализировать различные источники информации
|
6
| 5
|
| Формирование территории России.
| Дальний Восток на рубеже XIX-XX веков. Завершение процесса расширения территории в XX веке.
| Составление таблицы по тексту учебника.
| Зачёт АТД
|
| Знают историю освоения государственной территории России, имена исследователей. Умеют находить и анализировать различные источники информации
|
7
| 6
|
| Географическое изучение территории России.
| Главные задачи, которые стоят перед географической наукой на первых этапах освоения и изучения новых территорий. Могут ли географы помочь преобразовать территорию? Каковы современные задачи географии России?
|
| Фронтальный опрос
|
| Понимают и объясняют задачи географии в разные исторические периоды; используют различные источники географических знаний.
|
8
| 7
|
| Обобщающий урок по теме «Пространства России»
| Систематизация и обобщение знаний по теме «Пространства России»
|
| Проверочная работа по теме «Пространства России» (Тест)
|
|
|
Природа России и человек 41час. Рельеф и недра 6 часов.
|
9
| 1
|
| Строение земной коры на территории России.
| Геологическая история развития Земли. Геохронологическая шкала, что она отражает?
| Работа с настенной картой «Тектоническое строение России»
| Индивидуальный опрос
| Презентация «Тектоническое строение России»
| Знают особенности геологического строения территории России, тектонические структуры, области современного горообразования; читают геологическую карту, сопоставляют тектоническую и физическую карты, анализируют различные источники информации
|
10
| 2
|
| Строение земной коры на территории России.
| Что такое тектонические структуры. Как образуются горы?
|
| Индивидуальный опрос
|
| Объясняют понятия: «платформа», «складчатый пояс», «нагорье, плоскогорье». Понимают взаимосвязь основных форм рельефа и строения земной коры. Анализируют карты, тексты, решают проблемные вопросы
|
11
| 3
|
| Важнейшие особенности рельефа России?
| Что представляют собой равнины России? Какие горные сооружения окаймляют равнины?
| Работа с контурной картой
| Работа с контурной картой
| Презентация «Рельеф России»
| Знают особенности геологического строения территории России, тектонические структуры, области современного горообразования; читают геологическую карту, сопоставляют тектоническую и физическую карты, анализируют различные источники информации
|
12
| 4
|
| Современное развитие рельефа.
| Как внутренние силы влияют на рельеф?
| Практическая работа №3 «Установление связи между тектоническими структурами и формами рельефа»
| Практическая работа №3 «Установление связи между тектоническими структурами и формами рельефа»
|
| Объясняют понятия: «платформа», «складчатый пояс», «нагорье, плоскогорье». Понимают взаимосвязь основных форм рельефа и строения земной коры. Анализируют карты, тексты, решают проблемные вопросы
|
13
| 5
|
| Современное развитие рельефа.
| Роль внешних сил в формировании рельефа.
|
| Индивидуальный опрос
|
| Знают основные рельефообразующие процессы, объясняют понятие «покровное оледенение», прогнозируют изменения рельефа при преобладающем влиянии внутренних или внешних процессов, деятельности человека
|
14
| 6
|
| Использование недр.
| Какими рудными полезными ископаемыми богата Россия? Где добывают полезные ископаемые осадочного происхождения?
| Проверочная работа (тест)
| Проверочная работа (тест)
|
| Объясняют понятия: «горючие ископаемые», «месторождение», «открытая разработка», «террикон», «рекультивация», приводят примеры использования и охраны минеральных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды
|
Климат 6 часов
|
15
| 1
|
| Общая характеристика климата России.
| Климатические пояса на территории России. Чем объяснить ярко выраженную сезонность климатических характеристик и холодную продолжительную зиму на территории нашей страны?
| Работа с настенной картой и атласом «Климат России»
| Индивидуальный опрос у карты
|
| Знают факторы, определяющие климат России. Объясняют понятия: «солнечная радиация», «подстилающая поверхность», «тепловое излучение Земли». Приводят примеры влияния климата на различные компоненты природы
|
16
| 2
|
| Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны.
| Закономерности движения воздушных масс на территории России. Влияние западного переноса воздушных масс. Что такое атмосферный фронт. Циклоны, антициклоны.
| Заполнение таблицы, сравнительная характеристика циклонов и антициклонов.
| Работа в малых группах
| Презентация «Циклоны и антициклоны»
| Объясняют процессы циркуляции атмосферы планетарного масштаба Применяют в процессе учебного познания понятия: «воздушные массы», «области постоянного давления»
|
17
| 3
|
| Распределение температуры и осадков на территории России.
| Как влияют на распределение температур и осадков океаны и течения? Какой регион России самый холодный? Каковы закономерности изменения количества осадков на территории нашей страны?
| Работа с настенной картой и атласом «Климат России»
| Фронтальный опрос
| Презентация «Распределение температуры и осадков на территории России»
| Применяют в процессе учебного познания понятия: «атмосферные фронты». Объясняют причины образования циклонов и антициклонов. Прогнозируют погоду в связи с приближением атмосферного фронта
|
18
| 4
|
| Типы климата России.
| Чем характеризуются арктический и субарктический климаты? Климатические области в пределах умеренного климатического пояса России? Характеристика типов климата России.
| Работа с настенной картой и атласом «Климат России», характеристика климата по плану.
| Фронтальный опрос.
|
| Объясняют закономерности распределения тепла и влаги на территории страны и понятия: «температурная аномалия», «континентальность климата» Выделяют, описывают и объясняют разнообразие типов климатов на территории страны. Анализируют климатограммы. Описывают особенности погоды отдельных территорий
|
2четверть
|
19
| 5
|
| Климат и человек.
| Что такое комфортность климата? Почему важно прогнозировать погоду? Какие особенности климата важны для ведения сельского хозяйства?
| Практическая работа №4 «Определение по климатической карте элементов климата для отдельных географических объектов»
| Индивидуальный опрос Практическая работа №4 «Определение по климатической карте элементов климата для отдельных географических объектов»
|
| Составляют краткую географическую характеристику климата на основе разнообразных источников географической информации, определяют наиболее благоприятные территории. Приводят примеры адаптации человека к условиям окружающей среды
|
20
| 6
|
| Обобщающий урок по теме: «Климат»
| Обобщение и систематизация знаний.
| Проверочная работа (Тест)
| Проверочная работа (Тест)
|
| Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета
|
Тема №3. Богатство внутренних вод России 6 часов.
|
21
| 1
|
| Реки России.
| Как распределена речная сеть по территории России? Что такое река? Какие особенности рек важно знать человеку? Чем питаются и в каком режиме живут реки? Характеристика рек по плану.
| Разгадывание кроссворда, работа с контурной картой.
| Объяснение нового материала с элементами беседы (разгадывание кроссворда)
| Презентация «Волга – великая русская река»
| Знают понятия: длина, бассейн, водораздел, питание и режим реки. Определяют их зависимость от рельефа и климата. Знают и показывают крупные реки бассейнов трех океанов и области внутреннего стока. Характеризуют реку, определяют возможности ее хозяйственного использования
|
22
| 2
|
| Озёра, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники.
| Происхождение озёрных котловин. Можно ли назвать подземные воды полезными ископаемыми?
| Практическая работа №5 «Определение по тематическим картам режима питания, падения реки, возможностей хозяйственного использования»
| Практическая работа №5 «Определение по тематическим картам режима питания, падения реки, возможностей хозяйственного использования»
| Презентация «Озеро Байкал»
| Знают определения понятий озера и болота, подземных вод. Умеют показывать на карте, определяют возможности хозяйственного использования внутренних вод России.
|
23
| 3
|
| Подземные воды.
| Можно ли назвать подземные воды полезными ископаемыми? Почему многолетняя мерзлота феномен природы? Значение современных ледников.
|
| Индивидуальный опрос
|
| Знают определения понятий озера и болота, подземных вод. Умеют показывать на карте, определяют возможности хозяйственного использования внутренних вод России.
|
24
| 4
|
| Болота, многолетняя мерзлота и ледники.
| Почему многолетняя мерзлота феномен природы? Значение современных ледников. Почему воду считают источником всего живого на Земле?
| Работ с настенной картой «Физическая карта России», номенклатура водных ресурсов России.
| Индивидуальный опрос, подготовка к тесту
|
| Знают и объясняют причины образования ледников и многолетней мерзлоты, области их распространения, границы максимального покровного и горно-долинного оледенения, их роль в природе
|
25
| 5
|
| Человек и вода. Водные ресурсы и их охрана.
| Почему воду считают источником всего живого на Земле? Что происходит с рекой при строительстве гидротехнических сооружений? Почему мелеют и исчезают реки? Зачем реки соединяют каналами? Экологические проблемы. Охрана вод.
|
| Индивидуальный опрос, подготовка к тесту
|
| Находят в разных источниках и анализируют информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений. Приводят примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды
|
26
| 6
|
| Обобщающий урок по теме Внутренние воды России»
|
| Проверочная работа (тест)
| Проверочная работа (тест)
|
|
|
Тема №4. Почвы – национальное достояние страны 5 часов.
|
27
| 1
|
| Почвы – «особое природное тело»
| Строение почв. Почему почвы «особое природное тело»?
| Проверочная работа по теме «Внутренние воды России (тест)
| Объяснение нового материала с элементами беседы.
| Презентация «Почвы России»
| Знают и объясняют факторы образования и свойства почв. Характеризуют основные типы почв России
|
28
| 2
|
| География почв России.
| Какие типы почв наиболее распространены в России. Почему на севере почвенный профиль маломощный?
| Составление таблицы «Почвы России», Работа с картами атласа
| Индивидуальный опрос
|
| Характеризуют механический состав и структуру почв, мероприятия по поддержанию их плодородия
|
29
| 3
|
| География почв России.
| Типы почв России. Почвенная карта России.
| Работа с настенной картой и картой атласа «Почвенная карта России»
| Индивидуальный опрос
|
| Характеризуют механический состав и структуру почв, мероприятия по поддержанию их плодородия
|
30
| 4
|
| Почвы и урожай.
| Плодородие почв. Структура почв. Как можно поддерживать плодородие почв? Агротехнические мероприятия.
| Работа с настенной картой и картой атласа «Почвенная карта России»
| Индивидуальный опрос
|
| Характеризуют механический состав и структуру почв, мероприятия по поддержанию их плодородия
|
31
| 5
|
| Рациональное использование и охрана почв.
| Важнейшие средства охраны почв. Влияние хозяйственной деятельности человека на почвы.
| Работа с настенной картой и картой атласа «Почвенная карта России»
| Индивидуальный опрос, подготовка к тесту
|
| Знают важнейшие средства охраны почв. Приводят примеры рационального использования и охраны почвенных ресурсов, районов, нуждающихся в комплексных мелиоративных мероприятиях
|
Тема №5. В природе всё взаимосвязано 3 часа.
|
32
| 1
|
| Понятие о природном территориальном комплексе.
| Природный территориальный комплекс. Факторы формирования ПТК. Зональность и азональность природных комплексов России.
|
| Объяснение нового материала с элементами беседы
|
| Называют компоненты природных комплексов. Приводят примеры ПТК различного масштаба, зональные и азональные факторы их формирования. Объясняют значение физико-географического районирования
|
3 четверть
|
33
| 2
|
| Свойства природных территориальных комплексов.
| Свойства ПТК: целостность, устойчивость, ритмичность развития и их значение для планирования хозяйственной деятельности.
| Работа с текстом учебника.
| Фронтальный опрос
|
| Объясняют свойства природных территориальных комплексов: целостность, устойчивость, ритмичность развития - и приводят примеры влияния компонентов природы на состояние и свойства ПТК
|
34
| 3
|
| Человек в ландшафте.
| Человек и ландшафты. Ландшафт и его компоненты – основные ресурсы жизнедеятельности людей. Природно-антропогенные ландшафты: сельскохозяйственные, лесохозяйственные, промышленные – причины их возникновения и условия существования.
| Заполнение таблицы «Природно – антропогенные ландшафты»
| Фронтальный опрос
|
| Объясняют понятия: природно-антропогенный, сельскохозяйственный, промышленный и культурный ландшафт. Приводят примеры положительного и отрицательного воздействия на окружающую среду природно-антропогенных комплексов
|
Тема №6. Природно-хозяйственные зоны 11 часов
|
35
| 1
|
| Учение о природных зонах.
| Что такое природная зона. Зональность – всеобщий закон природы. Почему природные зоны точнее было бы назвать природно – хозяйственными?
| Работа с картой «Природные зоны России», характеристика природных зон по плану.
| Фронтальный опрос
|
| Объясняют причины превращения природных зон в природно-хозяйственные, приводят примеры природных зон, наиболее подверженных антропогенному воздействию
|
36
| 2
|
| «Безмолвная» Арктика.
| Природные особенности Арктики. Полярные дни и ночи. Занятия населения в Арктике. Экологические проблемы.
| Работа с текстом учебника и картой «Природные зоны России» составление таблицы
| Заполнение таблицы, фронтальный опрос
| Презентации «Природные зоны России – зона арктических пустынь»
| Объясняют причины сильных ветров и низких температур, причины, определяющие повышенный интерес к территории, где практически нет постоянных жителей
|
37
| 3
|
| Чуткая Субарктика.
| Тундра и лесотундра – северная полоса России. Особенности климата тундры и лесотундры. Вечная мерзлота. Её влияние на природу. Редкоочаговое расселение. Экологические проблемы.
| Работа с текстом учебника и картой «Природные зоны России» составление таблицы, групповая работа над презентацией
| Подготовка к проектной деятельности, создание презентаций
| Презентации «Природные зоны России – зона тундры»
| Показывают на карте природные объекты, называют коренные народы тундры и лесотундры, знают особенности их хозяйственной деятельности
|
38
| 4
|
| Таёжная зона.
| Характерные особенности таёжных ландшафтов. Разные виды тайги в России. Преобразования тайги человеком. Последствия индустриального освоения тайги.
| Работа с текстом учебника и картой «Природные зоны России» составление таблицы, характеристика природных зон по плану.
| Индивидуальный опрос
| Презентации «Природные зоны России – зона тайги»
| Знают отличительные природные условия тайги, видовой состав растительного и животного мира. Объясняют причины изменения таежных ландшафтов
|
39
| 5
|
| Болота.
| Можно ли считать болота «гиблыми» местами России. Что такое болото? Низинные и верховые болота.
|
| Фронтальный опрос
|
| Объясняют причины образования болот, определяют закономерности их распространения и значение, прогнозируют изменения одного из компонентов ПТК при заданном изменении другого
|
40
| 6
|
| Зона смешанных широколиственных лесов.
| Особенности жизни и хозяйственной деятельности в зоне смешанных широколиственно-хвойных лесов. Характеристика смешанных лесов Восточно-Европейской равнины.
| Работа с текстом учебника и картой «Природные зоны России» составление таблицы.
| Защита проектов
| Презентации «Природные зоны России – зона смешанных лесов»
| Составляют краткую географическую характеристику разных территорий, сравнивают природные условия и проблемы освоения европейской зоны смешанных лесов и уссурийской тайги
|
41
| 7
|
| Зона смешанных широколиственных лесов.
| Особенность муссонных лесов Дальнего Востока.
| Работа с текстом учебника и картой «Природные зоны России» составление таблицы.
| Защита проектов
| Презентации «Природные зоны России – муссонные леса Дальнего Востока»
| Составляют краткую географическую характеристику разных территорий, сравнивают природные условия и проблемы освоения европейской зоны смешанных лесов и уссурийской тайги
|
42
| 8
|
| Лесостепи и степи.
| Современные лесостепи и степи. Чем степи отличаются от лесостепи? Значение зоны степей.
| Работа с текстом учебника и картой «Природные зоны России» составление таблицы, групповая работа над презентацией
| Защита проектов
| Презентации «Природные зоны России – лесостепи и степи»
| Характеризуют лесостепные и степные природные комплексы. Объясняют причины господства антропогенных ландшафтов, значение степной зоны для народного хозяйства
|
43
| 9
|
| Полупустыни, пустыни, субтропики.
| Характерные особенности природы полупустынь. Особенности природы пустынь. Природные условия полупустынь и пустынь и хозяйственная деятельность. Знакомство с субтропиками России.
| Работа с текстом учебника и картой «Природные зоны России» составление таблицы, групповая работа над презентацией
| Защита проектов
| Презентации «Природные зоны России –пустыни и полупустыни, субтропики»
| Описывают природу субтропиков полупустынь и пустынь. Знают ограничивающие факторы хозяйственного освоения пустынь
|
44
| 10
|
| «Многоэтажность» природы гор. Человек и горы.
| Что такое высотная поясность, от чего она зависит. Как высотная поясность проявляется в разных горах? Какие другие природные условия гор отличают их от равнин? Растительность и животный мир горных районов. Хозяйственная деятельность человека в горах
| Практическая работа №6 «Выявление зависимости между компонентами природы в одной из природных зон» Защита проектов
| Практическая работа №6 «Выявление зависимости между компонентами природы в одной из природных зон» Защита проектов
| Презентации «Природные зоны России»
| Описывают особенности природы гор, показывают горы на карте. Объясняют различия в проявлении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего Востока. Приводят примеры, доказывающие влияние экспозиции склонов на температуру, осадки, растительность
|
45
| 11
|
| Обобщающий урок по теме «Природные зоны России»
|
| Проверочная работа по теме.
| Тестирование.
| Презентации «Природные зоны России»
| Составляют краткую географическую характеристику разных территорий России
|
Тема №7 Природопользование и охрана природы 4 часа.
|
46
| 1
|
| Природная среда, природные условия, природные ресурсы.
| Классификация природных ресурсов по их исчерпаемости. Что такое природопользование?
| Подготовка к презентации на тему «Охраняемые территории России»
| Объяснение нового материала
|
| Знают определения понятий: природная среда, природные условия, природные ресурсы, природопользование. Классифицируют ресурсы по их исчерпаемости
|
47
| 2
|
| Рациональное использование природных ресурсов.
| Как используются неисчерпаемые ресурсы? Использование исчерпаемых возобновимых ресурсов. Что значит рационально использовать минеральные ресурсы?
|
| Фронтальный опрос
|
| Прогнозируют возможные изменения природы в случаях рационального и нерационального природопользования, умеют показывать на карте охраняемые территории России.
|
48
| 3
|
| Охрана природы и охраняемые территории.
| Какие бывают охраняемые территории? Заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы.
| Работа с катами атласа «Охраняемые территории России»
| Выступления учащихся на тему «Охраняемые территории России», презентации
| Презентации «Заповедники и национальные парки на территории России»
| Решают проблемные вопросы, устанавливают причинно-следственные связи, используют приобретенные знания и умения в практической деятельности
|
49
| 4
|
| Охрана природы и охраняемые территории России.
| Какие бывают охраняемые территории? Заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы
| Работа с катами атласа «Охраняемые территории России»
| Выступления учащихся на тему «Охраняемые территории России», презентации.
|
| Знают примеры охраняемых территорий России, умеют их показывать на карте. Выступают с сообщениями об охраняемых территориях (презентации).
|
Раздел 3. Население России 16 часов.
|
Тема 8. Сколько нас - россиян? (2 часа)
|
50
| 1
|
| Численность населения
| Изменение численности населения России. Демографические кризисы.
| Работа с картой «Население России»
| Объяснение нового материала
| Презентация «Население России»
| Объясняют понятия демография, естественное движение, демографический кризис. Умеют читать график изменения численности населения
|
51
| 2
|
| Воспроизводство населения
| Как тип хозяйства связан с ростом численности населения? Типы воспроизводства: традиционный тип воспроизводства, современный тип воспроизводства.
| Таблица по тексту учебника «типы воспроизводства»
| Индивидуальный опрос
|
| Знают типы воспроизводства населения, называют его показатели, читают график естественного движения населения, прогнозируют изменение численности населения России
|
Тема 9. Кто мы? (2 часа)
|
52
| 1
|
| Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения)
| Почему женщин в старшем возрасте больше, чем мужчин? Продолжительность жизни, образ жизни. Преобладание мужчин и женщин в разных районах страны.
|
| Индивидуальный опрос.
|
| Почему женщин в старшем возрасте больше, чем мужчин? Продолжительность жизни, образ жизни. Преобладание мужчин и женщин в разных районах страны.
|
53
| 2
|
| Возрастной состав населения
| Половозрастные пирамиды. Как различаются по возрастному составу отдельные районы страны? Чтение половозрастных пирамид.
| Работа с текстом учебника и половозрастными пирамидами
| Индивидуальный опрос.
|
| Половозрастные пирамиды. Как различаются по возрастному составу отдельные районы страны? Чтение половозрастных пирамид.
|
4 четверть
|
Тема 10. Зачем и куда едут люди? (3 часа)
|
54
| 1
|
| Миграции населения России
| Влияние миграций, причины миграций, переселение и поведение людей. Чтение картограмм. Изменение направления миграций
| Работа с текстом учебника, чтение картограммы стр.240 - 241
| Индивидуальный опрос
|
| Объясняют понятия: миграция, адаптация. Называют причины и значение миграций. Читают картограммы
|
55
| 2
|
| Внешние миграции
| Миграционный обмен с внешним миром. Миграции населения в20 веке. Причины внешних миграций.
| Работа с текстом учебника, чтение картограммы стр.240 - 241
| Индивидуальный опрос
|
| Приводят примеры экономических и политических миграций. Читают картосхемы, составляют обобщающую схему
|
56
| 3
|
| Территориальная подвижность населения.
| Причины территориальной подвижности населения.
|
| Индивидуальный опрос
|
| Называют причины территориальной подвижности населения и факторы ее повышения. Составляют краткую географическую зарисовку
|
Тема 11. Человек и труд. (1час)
|
57
| 1
|
| География рынка труда.
| Трудовые ресурсы их роль в создании национального богатства страны. Как чувствовать себя уверенно на рынке труда.
|
| Индивидуальный опрос
|
| Объясняют понятия: трудовые ресурсы, трудоспособный возраст, экономически активное население, безработица, проводят исследования, оформляют их в виде таблиц или схем
|
Тема 12. Народы и религии России (3 часа)
|
58
| 1
|
| Этнический состав населения России.
| Представление об этническом составе населения России. Отличительные признаки этносов. Языковые семьи и группы.
| Работа с картой «Население России», «Народы России»
| Индивидуальный опрос.
| Презентации «Народы России»
| Объясняют понятия: этнос, этнография, самосознание, межнациональные конфликты. Приводят примеры этнических проблем
|
59
| 2
|
| Этническая мозаика России.
| Разнообразие этнического состава населения России. География народов, и административно – территориальное деление страны.
| Работа с картой «Население России», «Народы России»
| Индивидуальный опрос.
| Презентации «Народы России»
| Объясняют понятия: языковая семья, автономный округ, титульные народы. Читают и анализируют «Дерево языков» и этническую карту России
|
60
| 3
|
| Религии народов России.
| Преобладающие религии России, религиозный состав населения России.
| Выступление с сообщениями.
| Выступление с сообщениями
| Презентации «Народы России»
| Выступают с сообщениями религии народов и с сообщениями об одном из народов, проживающем на территории России (презентации)
|
Тема 13. Где и как живут люди? (5 часа)
|
61
| 1
|
| Плотность населения.
| Карта плотности населения России, плотность населения в определённых районах России.
| Вычисление плотности населения отдельных территорий.
| Индивидуальный опрос
| Презентации «Народы России»
| Объясняют понятия: средняя плотность населения, комфортные районы проживания, рекреационная территория. Показывают на карте главную полосу расселения. Объясняют различия в плотности населения отдельных территорий страны
|
62
| 2
|
| Расселение и урбанизация.
| Численность городского и сельского населения России. Главная полоса расселения. Что такое урбанизация?
| Работа с картой – города главной полосы расселения.
| Индивидуальный опрос
| Презентации «Народы России»
| Называют факторы, определившие своеобразие рисунка заселения отдельных районов России. Объясняют причины роста городов, отличия городского образа жизни и сельского
|
63
| 3
|
| Сельская Россия.
| Сельская местность – это обитаемая территория вне города. Урбанизация сельской местности.
| Практическая работа №7 «Определение по статистическим материалам плотности населения и доли городского и сельского населения отдельных территорий России»
| Индивидуальный опрос. Практическая работа №7 «Определение по статистическим материалам плотности населения и доли городского и сельского населения отдельных территорий России»
|
| Описывают условия и образ жизни людей в различных типах поселений. Объясняют влияние природных условий на использование земель и на характер сельского расселения. Моделируют возможные варианты использования сельской местности в зоне степей, тундры, горах
|
64
| 4
|
| Города России.
| Как росло число городов России? Функции городов. Какие районы России самые городские и самые сельские. Города миллионеры
| Работа с контурной картой и настенной картой – города миллионеры России
|
| Презентации «Города России»
| Объясняют понятия: урбанизация, городская агломерация, многофункциональный город, город- миллионер. Сравнивают проблемы больших и малых городов. Моделируют город в районе нового освоения территории
|
65
| 5
|
| Обобщающий урок по теме «Население России»
| Обобщение и систематизация знаний.
|
| Фронтальный опрос, подготовка к тесту.
|
| Используют приобретенные знания и умения в практической деятельности
|
Раздел 4. География Санкт – Петербурга и области (3часа).
|
66
| 1
|
| Географическое положение региона.
| Особенности географического положения своей местности. Положительные и отрицательные стороны географического положения региона.
|
| Индивидуальный опрос.
|
| Определяют географическое положение Ленинградской области, крайние точки и их координаты. Перечисляют административные районы города Санкт – Петербурга. Узнают историю развития региона.
|
67
| 2
|
| Природные условия и ресурсы (рельеф, полезные ископаемые, климат)
| Главные особенности рельефа, полезные ископаемые региона, климатические условия, агроклиматические ресурсы.
| Практическая работа№8 «Оценка природных условий и ресурсов своей области»
| Практическая работа№8 «Оценка природных условий и ресурсов своей области»
|
| Умеют характеризовать рельеф Санкт – Петербурга, объясняют происхождение терасс, образование дельты Невы, знают полезные ископаемые своего региона. Знают особенности климата своего региона, объясняют причины неустойчивой погоды в Санкт – Петербурге зимой и летом, агроклиматические условия.
|
68
| 3
|
| Природные условия и ресурсы (внутренние воды, почвы, природные зоны, растительный и животный мир)
| Водные, почвенные ресурсы, ресурсы растительного и животного мира.
| Практическая работа№8«Оценка природных условий и ресурсов своей области»
| Практическая работа№8«Оценка природных условий и ресурсов своей области»
|
| Знать основные речные системы региона, крупнейшие озёра, распространение почв и основных представителей растительного и животного мира Ленинградской области. Уметь показывать на карте объекты своего края, давать краткую характеристику по плану.
|