№ урока
| Дата
|
Раздел. Тема учебного занятия.
| Основные компетенции литературного образования
(содержание и виды работы учащихся)
|
НРК
|
Диагностика
|
Читательская
| Литературоведческая
| Коммуникативно- речевая
|
|
| Введение
|
|
|
|
|
|
1
|
| Литература как художественное отражение жизни. Книга в нашей жизни.
| И. Бунин. «Молчат гробницы, мумии и кости…», С. Щипачев. «Есть мудрые книжные полки…»
| Форма и содержание художественного произведения. Автор и герой. Авторская позиция.
| Устный рассказ на тему «Книга, которая произвела на меня впечатление»
Подтверждение высказываний писателей о роли книг собственными примерами из прочитанного.
|
| Тестирование
|
2
|
| Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.
| А.С. Пушкин «Птичка»
| «Обрядовый фольклор», произведения обрядового фольклора. Календарно – обрядовые песни.
| Выразительное чтение одной из обрядовых песен.Установление ассоциативых связей с произведениями других видов искусства (В. Тропинин «Мальчик, выпускающий из клетки щегленка». Б. Кустодиев «Масленница».
|
| Чтение наизусть
|
3
|
| Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора.
|
| Пословица. Поговорка.
| Сочинение – миниатюра по пословице.
|
| Чтение наизусть, викторина
|
4
|
| Русские летописи. «Повесть временных лет». Народные идеалы патриотизма, ума и находчивости в «Сказании о белгородском киселе».
| А.С. Пушкин. Монолог Пимена из трагедии «Борис Годунов». Образ летописца.
| Летопись
| Краткий пересказ статьи Д.С.Лихачева с опорой на план. Установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства (В.Васнецов»Нестор – летописец»,. М.Мусоргский Монолог Пимена из оперы «Борис Годунов» (Ф.И. Шаляпин)
|
|
|
5
|
| Русские басни. Особенности литературного языка XVIII столетия. Иносказательный смысл басни И.И.Дмитриева «Муха».
| Европейская басня. Ж. де Лафонтена. Апологи И. Дмитриева.
| Басня, мораль, аллегория.
| Краткое сообщение об истории басни как жанра.
|
| Выразитель-ное чтение, анализ басен
|
6
|
| И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни». «Ларчик».
| И.А. Крылов. «Листы и корни». «Ларчик». «Осел и соловей»
| Развитие понятия об аллегории.
| Обсуждение мультфильма А. Хржановского «В мире басен» (1973). Сочинение «Что осуждается в русских баснях?»
|
| Чтение наизусть и анализ басен
|
7
|
| И.А. Крылов. «Осел и соловей». Комическое изображение знатока, не понимающего истинного искусства.
|
|
| Конкурс ин-сценирован-ной басни
|
8
|
| А. С. Пушкин. Лицейские годы. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта.
НРК
| А.С. Пушкин «Узник»
| Лицейские годы поэта; вольнолюбивые устремления поэта в стихотворении «Узник».
| Выразительное чтение наизусть
| Южноуральские поэты о значении Пушкина в нашей жизни. Горская А.Б. «Зажжем свечу и сядем кругом» стр. 385
|
|
9
|
| Дружба в жизни и творчестве Пушкина. Стихотворение «И. И. Пущину». «Чувства добрые» в лирике Пушкина. «Зимняя дорога».
| А.С. Пушкин «И.И. Пущину»
«Зимняя дорога»
| Жанр стихотворного послания.
| Выразительное чтение наизусть.
Установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства (Н.Н.Ге «Пушкин и Пущин в селе Михайловском»)
|
|
|
10
|
| «Зимнее утро».
Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха. Подготовка к домашнему сочинению по стихотворению «Зимнее утро».
НРК
| А.С. Пушкин «Зимняя дорога»
| Антитеза. Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. Эпитет, метафора как средство создания художественных образов.
| Выразительное чтение стихотворения наизусть.
Устное словесное рисование на темы «Вьюга ночью», «Морозное солнечное утро», «Зимняя дорога» с использованием цитат из стихотворений Пушкина.
Сочинение «Мое восприятие стихотворения А.С. Пушкина «…»
| Пейзаж в лирике поэтов Южного Урала. Богданов В.А. «Чистые снега» стр. 217-218
|
|
11
|
| А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». Сюжет и герои повести «Барышня – крестьянка».
| Тема судьбы в повести А.С. Пушкина «Метель».
| Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести. Пародия на романтические темы и мотивы в и повести. «Лицо и маска» героев. Пародия на романтические темы и мотивы.
| Выразительное чтение эпизодов по ролям. Обсуждение фильма режиссера А. Сахарова «Барышня – крестьянка» (1996)
|
| Творческое задание по выбору учащихся
|
12
|
| Повесть А.С.Пушкина «Выстрел». Мастерство композиции и повествования: три выстрела и три рассказа о них.
| А.С. Пушкин «Выстрел».
| Сюжет. Композиция. Вымышленный рассказчик. Система рассказчиков.
| Обсуждение фильма режиссера Н. Трахтенберга «Выстрел» (1966)
|
| Сжатый и выборочный пересказ
|
13.
|
| Образ Сильвио в в повести А.С. Пушкина «Выстрел» и авторское отношение к герою. Нравственная проблематика повести.
|
| Романтический характер. Авторская ирония. Эпилог.
| Устный словесный портрет вио.Силь
|
|
|
14
|
| Изображение жизни русского барства в романе А.С. Пушкина «Дубровский». Конфликт К. П. Троекурова и А. Г. Дубровского.
| А.С. Пушкин «Дубровский».
| Понятие «сюжет», «композиция», «конфликт». Развитие отношений между героями.
| Краткое сообщение об истории романа А. С. Пушкина. Обсуждение фильма режиссера А. Александровича «Благородный разбойник Владимир Дубровский» (1988)
Сочинение сравнительная характеристика «Два помещика» (по роману А.С.Пушкина «Дубровский»)
|
| Устное рисование. Характеристи-ка героев.
|
15
|
| Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма.
|
| Роль эпизода в повести.
| Художественный пересказ эпизода от лица героя (внутренний монолог Владимира Дубровского). Установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства (иллюстрации Б. Кустодиева и Д. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского»).
|
| Выборочный пересказ.
|
16
|
| Романтическая история любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского. Авторское отношение к героям.
|
| Развитие понятия о композиции художественного произведения.
| Устный словесный портрет Маши.
|
|
|
17
|
| Контрольная работа или тестирование по творчеству А.С.Пушкина.
|
| Произведения и основные понятия по теме «Творчество А.С.Пушкина»
|
|
| Контрольная работа
|
18
|
| М. Ю. Лермонтов. Тема, мотивы и образы стихотворения М.Ю. Лермонтова «Тучи».
| М.Ю. Лермонтов «Тучи»
| Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтической интонации, символическое значение образов в стихотворении. Прием сравнения как основа построения стихотворения.
| Выразительное чтение стихотворения наизусть. Устное словесное рисование.
|
| Выразительное чтение стихотворения наизусть.
|
19
|
| Особенности выражения темы одиночества в лирике М. Лермонтова («Листок», «Утес», «На севере диком…»)
| Мастерство художественного перевода из Г. Гейне ( Ф.И. Тютчев. «На севере мрачном, на дикой скале…»; А.А. Фет «На севере дуб одинокий…»)
| Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком…» Средства создания художественных произведений.
| Выразительное чтение стихотворения наизусть.
Устное словесное рисование. Установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства (И.И. Шишкин. «На севере диком …»)
|
| Обучение анализу одного стихотворе-ния
|
20
|
| Гибель красоты и разрушение гармонии человека с миром в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Три пальмы».
|
| Двухсложные и трехсложные размеры стиха. Лирическая баллада. Поэтическая интонация.
| Выразительное чтение стихотворения наизусть.
Устное словесное рисование
|
| Анализ стихотворения
|
21
|
| Н. В. Гоголь. «Старосветские помещики» как повесть о любви.
| Античный миф о Филемоне и Бавкиде («Метаморфозы» Овидия)
| . Герои, сюжет и композиция повести.
|
|
| Творческое задание по выбору учащихся
|
22
|
| И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг».
|
| Рассказ и очерк: особенности жанра. Сопоставление героев как прием характеристикиПортрет героя как средство изображения характера. Речевая характеристика героя.
| Краткие рассказы -характеристики героев. Установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства. (В. Маяковский «Ночное». К.В. Лебедев «Бежин луг»).
|
| Устная характерис-тика героев
|
23
|
| Человек и природа в очерке И.С. Тургенева «Бежин луг».
| Щемящее счастье бытия рассказе Ю. Коваля «Вода с закрытыми глазами»
| Роль пейзажа в литературном произведении
| Краткий художественный рассказ об очерке «Бежин луг» ( с включением в него эпитетов, сравнений, метафор из текста).
|
| Выборочный пересказ
|
24
|
| Ф.И. Тютчев. «Пейзаж души» в лирике Ф. Тютчева («Неохотно и несмело…»). Две судьбы в стихотворении «С поляны коршун поднялся…». Символы в стихотворении «Листья».
| Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…», «Листья».
| Лирический пейзаж. Художественная деталь в лирическом произведении. Роль антитезы в стихотворении.
Символ.
| Выразительное чтение стихотворения наизусть. Устное словесное рисование.
|
| Чтение наизусть
|
25
|
| Природа как воплощение прекрасного в стихотворении А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
|
| Лирический пейзаж. Эстетизация конкретной детали.
| Выразительное чтение стихотворения наизусть. Устное словесное рисование.
|
| Анализ стихотворе-ния. Чтение наизусть
|
26
|
| Природа и любовь в стихотворении А.А. Фета «Еще майская ночь». «Учись у них – у дуба, у березы…»
| А.А. Фет «Еще майская ночь». «Учись у них – у дуба, у березы…»
| Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как мир истины и красоты как мерило человеческой нравственности.
| Выразительное чтение стихотворения наизусть. Устное словесное рисование.
|
| Анализ стихотворе-ния
|
27
|
| Цвет и звук в пейзажной лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.
|
| Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи.
| Произведения русских художников-пейзажистов.
|
| Сочинение
|
28
|
| Н. А. Некрасов. Картины подневольного труда и величие народа-созидателя Главная тема поэзии в стихотворении «Железная дорога».
|
|
| Устное словесное рисование. Установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства (И. Глазунов. «Железная дорога». К. Савицкий «Ремонтные работы на железной дороге»).
|
| Наизусть
|
29
|
| Своеобразие композиции стихотворения «Железная дорога».
|
| Эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций. Роль пейзажа.
|
|
| Анализ стихотворе-ния, состав-ление цитат-ного плана
|
30
|
| Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэма А.Н. Некрасов «Дедушка».
| А. Блок «Девушка пела в церковном хоре…»
| Историческая поэма. Трехсложные размеры стиха.
| Художественный рассказ об истории жизни главного героя.
|
| Выразитель-ное чтение
|
31
|
| Лесков Н. С. « Сказ о тульском косом левше и стальной блохе»: особенности жанра.
|
| Жанр сказа. Автор и сказитель. Ирония. Речь как предмет художественного изображения. Игра слов, народная этимология.
| Краткое сообщение об истории сказа как жанра. Выразительное чтение эпизодов по ролям.
|
| Пересказ эпизода. Вы-разительное чтение, характерис-тика героев
|
32
|
| Изображение русского характера в сказе Н.С. Лескова «Левша».
|
| Язык повести. Основная идея, замысел автора.
| Устный рассказ – характеристика Левши с использованием цитатного плана в учебнике.
|
|
|
33
|
| «Эпос с человечкиной душой»: образ автора и авторское отношение к героям сказа.
|
|
| Обсуждение мультфильма И. Иванова – Вано «Левша» (1964)
Сочинение «Хоть шуба овечкина, зато душа человечкина»: образ главного героя сказа Н.С. Лескова «Левша».
|
|
|
34
|
| Внеклассное чтение. «Чтоб в человеке человеческое торжествовало…»: нравственная проблематика рассказа Н.С. Лескова «Человек на часах».
|
| Жанр анекдота. Понятие о парадоксе.
|
|
|
|
35
|
| Внеклассное чтение.
А. П. Чехов. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте.
| Смешное в рассказах М.М. Зощенко «Галоша», «Встреча».
| Юмор. Юмористические ситуации.
| Выразительное чтение диалогов по ролям.
|
| Художест-венный пересказ
|
36
|
| Разоблачение лицемерия и чинопочитания в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий».
|
| Речевая характеристика героев и художественная деталь как источник юмора.
| Выразительное чтение диалогов
|
|
|
37
|
| Тема взаимоотношения человека и природы в лирике русских поэтов XIX века. (Я. П. Полонский, Е.А. Баратынский, А. К. Толстой)
НРК
|
| Лирика как род литературы.
Художественные средства в пейзажное лирике.
| Устное словесное рисование. Установление ассоциативных связей с произведениями дугих видов искусства (произведения русских художников – пейзажистов; «Времена года» П.И. Чайковского.)
| Уральские поэты о природе (Л. Татьяничева, Р.Федорищева, Т. Брылева и др.)
|
|
38
|
| Контрольная работа по теме «Произведения русских писателей XIX века».
|
|
|
|
| Контрольная работа.
|
39
|
| Прекрасное вокруг нас в сказке А. П. Платонова «Неизвестный цветок».
НРК
| А. П. Платонов «Неизвестный цветок»
| Сказка – притча.
| Пересказ событий сказки от лица Даши или от имени цветка с использованием цитат из текста
| Куницын А.В.Васильки, Дементьев А.И. «Летающие цветы»
|
|
40
|
| Победа романтической мечты над реальностью жизни в повести А.С. Грина «Алые паруса».
| Загадка повести –притчи Р.Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
| Образ - символ
| Устное словесное рисование. Обсуждение фильма А. Птушко «Алые паруса» (1961)
|
|
|
41
|
| М. М. Пришвин. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши – героев сказки-были «Кладовая солнца».
| Глава «Михаил Пришвин» из главы К.Г. Паустовского «Золотая роза»
| Сказка - быль
| Устный рассказ – сравнительная характеристика двух героев.
|
|
|
42
|
| Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Смысл притчи о ели и сосне, растущих вместе.
|
| Символическое содержание пейзажных образов. Роль эпизода в произведении.
|
|
| Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе»
|
43
|
| Особенности композиции и смысл названия сказки-были «Кладовая солнца». Авторская позиция
| Тема ответственности человека за мир, в котором он живет, в рассказе Е. Носова «Тридцать зерен»
|
|
|
|
|
44
|
| Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»
|
| Тема, композиция, отбор языкового материала сочинения.
|
|
| Классное сочинение
|
45
|
| Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов. Слово о поэтах – фронтовиках. К.М. Симонов, Д.С. Самойлов.
НРК
|
|
| Краткое сообщение о поэтах -фронтовиках
| Стихотворения уральских писа-телей о Великой Отечественной войне. М. Гроссман «Мальчик на дороге». Стр. 113
| Наизусть; анализ стихотворений
|
46
|
| В. П. Астафьев. Изображение жизни и быта сибирской деревни в рассказе «Конь с розовой гривой».
Нравственная проблематика рассказа.
НРК
|
|
|
| Мир ребенка и окружающий его мир (Л.Н. Сейфулина «Тургояк» стр. 84-90)
| Пересказ эпизода
|
47
|
| Яркость и самобытность героев рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
|
| Рассказ. Сюжет. Речевая характеристика героя.
| Составление и презентация «словарика сибирских диалектизмов»
|
|
|
48
|
| В. Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудного военного времени.
|
| Рассказ. Сюжет. Герой - повествователь
| Установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства (В.Е. Маковский. «Игра в бабки») Обсуждение фильма режиссера Е.Ташкова «Уроки французского» (1978).
|
|
|
49
|
| Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика.
|
|
|
|
|
|
50
|
| Сочинение по рассказам В.П. Астафьева и В. Распутина.
|
|
|
|
| Сочинение (на выбор)
«Добро возвращается добром»;
«Истинное добро бескорыстно»
«Жизненные уроки» (по рассказам В.Астафьева и В. Распутина)
|
51
|
| Н.М. Рубцов. Тема родины, человека и природы в лирике Н. Рубцова («Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице»).
|
| Тема и мотив.
| Выразительное чтение стихотворения наизусть.
Устное словесное рисование.
|
|
|
52
|
| Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Роль личности учителя в формировании детского характера.
|
| Рассказ. Сюжет. Юмор.
| Импровизированный рассказ о героях.
|
|
|
53
|
| Контрольная работа или тестирование по творчеству Н.С. Лескова, А.П. Чехова, М.М. Пришвина, литературе о Великой Отечественной войне.
|
| Произведения и основные понятия темы.
|
|
| Контрольная работа
|
54
|
| Родная природа в русской поэзии XX века. Тема любви к родной природе и родине в стихотворениях А.А. Блока, С.А. Есенина.
|
| Средства создания поэтических образов.
Ритмика и мелодика стиха. Способы выражения чувств в лирике.
| Выразительное чтение стихотворения наизусть.
Устное словесное рисование.
|
|
|
55
|
| Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…».
|
|
| Выразительное чтение стихотворения наизусть.
Устное словесное рисование.
|
|
|
56
|
| В.М. Шукшин. Особенности шукшинских героев – «чудиков», правдо искателей, праведников. «Странные» герои рассказов «Срезал», «Критики».
| Герои – «чудики» в рассказах В. М. Шукшина «Дядя Ермолай», «Микроскоп».
| Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.
| Выразительное чтение эпизодов по ролям.
|
|
|
57
|
| Любовь к малой Родине, верность традициям народа. К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…». Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга». НРК
|
| Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации.
|
| Львов М.Д. «Сколько нас, нерусских, у России…»
|
|
58
|
| Внеклассное чтение. Философско- нравственная проблематика притчи Ч. Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря».
|
| Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
|
|
|
|
59
|
| Отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
|
|
|
|
| Сочинение - отзыв
|
60
|
| Мифы Древней Греции: отражение представ ления об образе героя. Подвиги Геракла: «Скот ный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».
| Мифы народов мира.
| Понятие «герой» в древнегреческой мифологии. Понятие о мифе.
| Составление сценариев подвигов, пересказ.
|
|
|
61
|
| Геродот как писатель и историк. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.
| А.С. Пушкин. Стихотворение «Арион».
| Общее и различное в понятиях «миф» и легенда».
| Краткое сообщение о Геродоте. Художественный рассказ о герое.
|
|
|
62
|
| «Илиада» и «Одиссея» Гомера как героические эпические поэмы. Образы Ахилла и Одис сея: высокое и низкое, поэтическое и прозаическое.
| Н.Кун. «Легенды и мифы Древней Грекции (Ч. 2. Древнегреческий эпос)»
| Героический эпос. Гекзаметр. Гипербола. Постоянный эпитет.
| Краткое сообщение о Гомере и его поэмах. Выразительное чтение фрагментов поэм.
|
|
|
63
|
| М. Сервантес Сааведра. Проблема ложных и истинных ценностей и идеалов в романе «Дон Кихот».
| Д.С. Мережковский. Стихотворение «Дон Кихот»
| Пародия на рыцарские романы. «Вечный» образ.
| Краткое сообщение о Сервантесе. Художественный пересказ эпизодов.
|
|
|
64
|
| Проблема благородства, достоинства и чести в балладе Ф. Шиллера «Перчатка».
| Баллада Шил лера в художест венном переводе Жуковского и Лермонтова.
| Баллада.
| Выразительное чтение.
|
|
|
65
|
| Конфликт естественной жизни и жизни цивилизованного общества в новелле П.Мериме «Маттео Фальконе».
|
| Новелла. Реалистическое воплощение романтического сюжета. Роль пейзажа.
| Краткое сообщение о писателе.
|
|
|
66
67
|
| Марк Твен «Приклю чения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Критические ситу ации в жизни героев.
|
| Юмор. Средства создания комического.
| Краткое сообщение о писателе. Художественный рассказ о героях.
|
|
|
68
|
| А. де Сент – Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча.
|
| Метафорический смысл сказки – притчи.
| Краткое сообщение о писателе.
|
|
|
69
|
| Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отноше ниях между людьми.
|
| Вечные истины в сказке. Понятие о притче.
| Художественный пересказ притчи, эпизода.
|
|
|
70
|
| Итоговая контрольная работа
|
|
|
|
| Контрольная работа
|