|
1. На каждый последующий пищевой уровень переходит энергии: а 1%; б 10% в 100%; г 50%
Вариант I. 1. На каждый последующий пищевой уровень переходит энергии: а) 1% ; б) 10% в) 100% ; г) 50% 2. Основателем учения о биосфере является : а) Докучаев; б) Виноградский; в) Вернадский ; г) Мендель. 3. Продуктивность экосистем в результате сукцессии: а) остается постоянной; б) возрастает; в) уменьшается.
4. К какой группе экологических факторов относится химический состав воздуха: а) биотические; в) климатические; б) химические; г) абиотические.
5. Как называются организмы, взвешенные в толще воды?
а) плейстон; б) бентос; в) нектон; г) планктон.
6. В биогеоценоз входят:
а) только растения и окружающая среда; б) все организмы и среда; в) только среда обитания; г) только организмы.
7. Границы биогеоценоза определяет:
а) зоогеоценоз; б) биоценоз; в) фитоценоз; г) человек.
8. Какое из перечисленных сообществ не является биогеоценозом:
а) дубрава; б) пруд; в) смешанный лес; г) сообщество организмов разлагающегося пня.
9. Основными поставщиками энергии в сосновом лесу являются:
а) бактерии; б) сосны; в) белки; г) насекомые.
10. Кто из перечисленных организмов является консументами в лесной экосистеме:
а) зайцы; б) грибы; в) бактерии; г) растения.
11. Основная роль в минерализации органических остатков принадлежит:
а) редуцентам; б) консументам 1 порядка; в) консументам 2 порядка; г) продуцентам.
12. В каком направлении осуществляются пищевые и энергетические связи:
а) консументы – продуценты – редуценты; б) редуценты – консументы – продуценты;
в) продуценты – консументы – редуценты; г) продуценты – редуценты – консументы.
13. В каком случае правильно составлена пищевая цепь:
а) клевер – ястреб – шмель – мышь; б) клевер – шмель – мышь – ястреб; в) шмель – мышь – ястреб – клевер; г) клевер – мышь – шмель – ястреб.
14. Кто из названных организмов может занимать место и продуцентов и консументов: а) эвглена зеленая; б) инфузория туфелька; в) амеба обыкновенная; г) малярийный комар.
15. Продукция экосистемы – это:
а) ее биомасса; б) количество образованного вещества; в) прирост биомассы;
г) масса потребленного вещества.
16. Правило пирамиды биомасс отражает:
а) структуру пищевой цепи; б) соотношение численности особей на трофических уровнях;
в) соотношение совокупной массы организмов на различных пищевых уровнях; г) соотношение прироста биомасс.
17. Правило пирамиды численности не соблюдается в следующей трофической цепи:
а) дуб – дубовый шелкопряд - синица – ястреб - пухоеды; б) фитопланктон – зоопланктон – мелкие рыбы – хищные рыбы; в) трава – кузнечики – лягушки – цапли; г) растения – травоядные животные – хищные животные.
18. Какая экологическая пирамида всегда является стандартной:
а) продукции; б) биомассы; в) численности; г) возрастная.
Вариант II.
1. Примером вторичной сукцессии является:
а) поселение организмов в пустыне; б) зарастание лесной вырубки; в) заселение организмами голых скал; г) зарастание кучи песка растениями.
2. Агроценозом не является:
а) теплица; б) картофельное поле; в) животноводческая ферма; г) лесополоса.
3. Какой из факторов в большей степени говорит об устойчивости экосистемы:
а) большое количество видов с коротким циклом развития; б) наличие монокультуры;
в) большое разнообразие видов со сложными цепями питания; г) короткие пищевые цепи.
4. Какой признак нехарактерен для агроценозов:
а) единственным источником энергии является солнце; б) часть энергии и веществ извлекается из круговорота человеком; в) действует естественный и искусственный отбор; г) гибнет при отсутствии контроля человека.
5. Кому принадлежит термин «биосфера»:
а) В.И. Вернадский; б) Д. Элтон; в) Э. Зюсс; г) К.Э. Циолковский.
6. Какая географическая оболочка Земли целиком входит в состав биосферы:
а) гидросфера; б) атмосфера; в) литосфера; г) ноосфера
7. Кислород атмосферы образован благодаря деятельности:
а) автотрофов; б) гетеротрофов; в) автотрофов и гетеротрофов; г) редуцентов.
8.Кто является основными потребителями углекислого газа в биосфере:
а) консументы; б) хемотрофы; в) продуценты; г) редуценты.
9. К какому нежелательному эффекту в биосфере привел выпуск холодильников:
а) к похолоданию климата; б) к разрушению озонового слоя; в) к накоплению азота;
г) к накоплению углекислого газа.
10. Какие организмы способны усваивать молекулярный азот воздуха: а) растения; б) животные; в) бактерии; г) водоросли.
11. Что не является источником углекислого газа в биосфере:
а) известняк; б) дыхание; в) горение; г) грозовые разряды.
12. 10 % поступающей в пищевую цепь энергии:
а) выделяется в виде тепла; б) расходуется на процессы биосинтеза; в) расходуется в процессе дыхания; г) уходит с продуктами выделения. 13.Все факторы живой и неживой природы, воздействующие на особи, популяции, виды называют: а) абиотическими ; б) биотическими; в) экологическими; г) антропогенными. 14. Совокупность связанных между собой и со средой обитания видов, длительное время обитающих на определенной территории с однородными природными условиями, представляет собой:
а) экосистему; б) биосферу; в) сообщество; г) агроценоз. 15. Роль организмов редуцентов в экосистеме состоит в :
а) использовании солнечной энергии; б) образовании органических веществ из неорганических; в) разрушение органических веществ до минеральных; г) образование симбиотических связей с растениями. 16. Организмы продуценты, консументы, редуценты – структурные основные компоненты:
а) биогеоценоза; б) вида; в) популяции; г) биосферы. 17. Примером природной экосистемы служит:
а) пшеничное поле; б) оранжерея; в) дубрава; г) теплица. 18. В экосистеме смешанного леса к первичным консументам относятся:
а) зайцы, косули; б) кроты, слепыши; в) волки, лисицы; г) синицы, поползни.
Вариант III
1.Ряд организмов, в котором от предшествующего организма к следующему происходит передача вещества, называют: а) экологической пирамидой массы; б) экологической пирамидой энергии; в) цепью питания; г) саморегуляцией. 2. Первоначальным источником веществ и энергии в большинстве экосистем являются : а) бактерии; б) грибы; в) животные; г) растения. 3. Конкуренция в экосистеме существует между: а) дубом и берёзой; б) берёзой и трутовиком; в) елью и белкой; г) дубом и белым грибом. 4. Конкуренция в водоеме существует между щукой и : а) окунем; б) пескарём; в) карасём; г) бобром. 5. Разнообразие видов, переплетение цепей питания в экосистеме служит показателем: а) её изменения; б) её устойчивости; в) её закономерного развития; г) конкуренции видов. 6. Наземные цепи питания, в основе которых лежат пищевые связи, начинаются с растений, так как : а) они обеспечивают все живые организмы пищей и энергией; б) на Земле существует огромное многообразие растений; в) растения расселились во все среды обитания; г) численность растений каждого вида очень высока. 7. Определите правильно составленную пищевую цепь: а) семена ели – ёж - лисица; б) лисица – ёж – семена ели; в) семена ели – мышь – лисица; г) мышь – семена ели – ёж. 8. Прогрессивное уменьшение биомассы и энергии от продуцентов и консументами, а от них к редуцентам называют : а) круговоротом веществ; б) правилом экологической пирамиды; в) развитием экосистемы; г) законом превращения энергии. 9. Показателем процветания популяций в экосистеме служит: а) связь с другими популяциями; б) связь между особями популяций; в) её высокая численность; г) колебание численности популяций. 10. Численность популяций колорадского жука, завезенного из Америки в Европу, сильно возросла из-за : а) благоприятного здесь климата; б) более снежных зим; в) более влажного климата; г) отсутствия его врагов. 11. В каждой экосистеме происходит саморегуляция, которая проявляется в том, что: а) ни один вид не уничтожается полностью другим видом; б) в экосистеме постоянно происходит колебание численности видов; в) одни виды вытесняют другие менее приспособленные виды; г) на смену менее устойчивой экосистеме приходит более устойчивая. 12. Значительные изменения организмами среды обитания в процессе их жизнедеятельности, в результате чего она становится непригодной для их жизни, - причина: а) вымирания видов; б) колебание численности популяций; в) смена экосистем; г) биологического регресса. 13. Причинами смены одного биогеоценоза другим являются: а) сезонные изменения в природе; б) изменения погодных условий; в) колебания численности популяции одного вида; г) изменения среды обитания в результате жизнедеятельности организмов. 14. Процессы фотосинтеза, в результате которого неорганические вещества превращаются в органические, и дыхания, при котором органические вещества расщепляются до неорганических, составляют основу: а) обмена веществ; б) круговорота веществ; в) пищевых связей; г) территориальных связей. 15. Неоднократному использованию живыми организмами химических веществ в экосистеме способствует: а) саморегуляция; б) обмен веществ и энергии; в) колебание численности популяций; г) круговорот веществ. 16. Смешанный лес – более устойчивая экосистема, чем березовая роща, так как в лесу: а) более плодородная почва; б) больше видов; в) более длинные и разветвлённые цепи питания; г) сложная пищевая сеть. 17. Плодовый сад – агроэкосистема, так как в нем: а) большое разнообразие видов; б) большое разнообразие цепей питания; в) замкнутый круговорот веществ; г) регулирующим фактором является человек. 18. Благодаря растениям и некоторым бактериям в атмосфере появился: а) аргон; б) азот; в) углекислый газ; г) кислород.
Фамилия, имя:
Класс:
Вариант:
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 13
| 14
| 15
| 16
| 17
| 18
| а)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| б)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| в)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| г)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фамилия, имя:
Класс:
Вариант:
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 13
| 14
| 15
| 16
| 17
| 18
| а)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| б)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| в)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| г)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фамилия, имя:
Класс:
Вариант:
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 13
| 14
| 15
| 16
| 17
| 18
| а)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| б)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| в)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| г)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фамилия, имя:
Класс:
Вариант:
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 13
| 14
| 15
| 16
| 17
| 18
| а)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| б)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| в)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| г)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фамилия, имя:
Класс:
Вариант:
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 13
| 14
| 15
| 16
| 17
| 18
| а)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| б)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| в)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| г)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фамилия, имя:
Класс:
Вариант:
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 13
| 14
| 15
| 16
| 17
| 18
| а)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| б)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| в)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| г)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответы на тест.
Вариант: I.
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 13
| 14
| 15
| 16
| 17
| 18
| а)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| х
| х
|
|
| х
|
|
| х
|
| б)
| х
|
| х
|
|
| х
| х
|
| х
|
|
|
| х
|
|
|
|
| х
| в)
|
| х
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| х
|
|
| х
| х
|
|
| г)
|
|
|
| х
| х
|
|
| х
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вариант: II.
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 13
| 14
| 15
| 16
| 17
| 18
| а)
|
|
|
| х
|
| х
| х
|
|
|
|
|
|
| х
|
| х
|
| х
| б)
| х
|
|
|
|
|
|
|
| х
|
|
| х
|
|
|
|
|
|
| в)
|
|
| х
|
| х
|
|
| х
|
| х
|
|
| х
|
| х
|
| х
|
| г)
|
| х
|
|
|
|
|
|
|
|
| х
|
|
|
|
|
|
|
|
Вариант: III.
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 13
| 14
| 15
| 16
| 17
| 18
| а)
|
|
| х
| х
|
| х
|
|
|
|
|
|
|
| х
|
|
|
|
| б)
|
|
|
|
| х
|
|
| х
|
|
|
|
|
|
|
| х
|
|
| в)
| х
|
|
|
|
|
| х
|
| х
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| г)
|
| х
|
|
|
|
|
|
|
| х
| х
| х
| х
|
| х
|
| х
| х
| |
|
|