|  | А. П. Чехов «Ванька»| «Начальная школа»
 «Использование современных образовательных технологий
 в обучении школьников начальных классов»
 
 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
 
 «Средняя общеобразовательная школа № 9»
 
 Энгельсского муниципального района Саратовской области
 
 Урок литературного чтения
 
 3 класс
 
 Тема: А.П.Чехов «Ванька»
 
 Подготовила
 
 учитель начальных классов
 
 Слесарева Наталья Николаевна
 
 2013 год
 
 Урок литературного чтения
 
 3 «В» класс
 
 Учитель Слесарева Н. Н.
 
 Тема: А. П. Чехов «Ванька».
 
 Цель урока:
 
 1. Познакомить с произведением «Ванька» А.П. Чехова.
 
 2. Учить анализировать текст, выделять идею автора через отношение самого автора к написанному.
 
 3. Развивать речь, логическое мышление, формировать навык осознанного выразительного чтения.
 
 4. Воспитывать у детей нравственные качества, вызывать чувство сострадания к ближнему, к чужим бедам.
 
 5.Учить детей работать в парах, в группах, самостоятельно добывать знания.
 1. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.
 
 -Ребята, сегодня к нам пришли гости, поэтому давайте начнём наш урок с приветствия гостям. Сядьте ровно, выпрямите спинки, чтобы вы выросли красивыми, здоровыми. - Скажите, чего вы ждёте от сегодняшнего урока? (новых знаний, радости общения). Пусть исполнится всё то, о чём вы сейчас говорили. На протяжении всего урока вы будете не просто учениками, но учениками – внимательными, думающими и исследователями. - А что значит быть внимательными? Думающими? Исследователями?
 
 1.Повторение. Выставка книг. Назовите произведения, которые рассказывают о судьбах ваших сверстников, живших более 100 лет назад.
 
 2. Беседа по картине.
 
 Посмотрите внимательно на эти картины. Эти картины отражают судьбы разных детей. Художники - современники, люди которые жили в одно и то же время с писателями, которые писали о трудном детстве.
 
 Картина Василия Григорьевича Перова «Тройка» изображает, как ученики мастеровые везут воду. Какой непосильный труд для таких маленьких детей!
 
 Картина Н. Аргунова «Портрет мальчика семьи Шереметьевых» и картина Федора Михайловича Славянского «Семейная картина (На балконе)» отдыха богатого семейства отражают совершенно другой мир детства.
 
 В какой картине вам хотелось бы оказаться? Почему?
 
 Какие краски использует художник в этой группе картин, изображая детей из бедного сословия? Богатого сословия?
 
 Какое настроение передает художник с помощью светлых красок? Темных красок?
 
 Чем отличаются дети на картинах? (настроение, одежда, выражение лиц, глаз, позы)
 
 В прошлом веке детям из бедных семей жилось очень тяжело. Их родные были вынуждены отдавать детей «в люди», т.е. к чужим людям, как правило, на подсобную работу – нянчить детей, подавать что-нибудь, принести, сбегать … «за тарелку скудной еды», т.к. сами прокормить были не в состоянии.
 
 Сегодня мы познакомимся с судьбой такого мальчика в рассказе А.П. Чехова. Произведение, которое рассказывает о судьбе ваших сверстников, живших более 100 лет назад, А.П. Чехов назвал «Ванька». Вот так коротко, одним словом, а не Ванечка, Ванюша. - О чем нам говорит название произведения? (Неуважительно, небрежно, грубо, не по-родственному, недружелюбно, господство богатых людей над бедными).
 
 2. Первичное восприятие текста.
 
 Грамзапись
 
 а) Чтение начала рассказа А.П.Чехова «Ванька» в исполнении артиста (звукозапись). Отрывок. Учитель:
 
 - Как вы думаете, о чем мог написать в письме девятилетний мальчик?
 
 Устное рисование.
 
 Учитель:
 
 - А хотите узнать?
 
 б) Чтение текста по частям с использованием индивидуально-дифференцированного подхода.
 
 I часть стр.137 со слов: «Ванька перевел глаза на темное окно…» до слов на стр.139 «Как будто его перед праздником помыли и потерли снегом».
 
 Чтение «Разведка»
 
 1. «Затейники»
 
 - Найдите описание внешности дедушки Константина Макаровича.
 
 2. «Всезнайки»
 
 - Как автор описывает ночь в деревне?
 
 3. «Разведчики»
 
 - От какого лица ведется повествование в этой части? ( От автора 3- лицо и Ванька 1- лицо).
 
 Задание: Подчеркните слова, которые при чтении вызывают у вас затруднение
 
 Словарная работа (индивидуальные словарики):
 
 тулуп - шуба
 
 Млечный путь – скопление звезд
 
 иезуитское ехидство - ложь, лицемерие
 
 ласка – хищный лесной зверек
 
 кредитом не пользуется – не доверяют
 
 Обобщение: Ванька смотрит на темное окно, а что он в это время вспоминает? Прочитайте выборочно.
 
 (Все самое дорогое, любимое, светлое).
 
 II часть
 
 стр. 139-140 со слов «Ванька вздохнул…»
 
 до слов: «Все равно как за мамку Пелагею…»
 
 Чтение «Чтение шепотом, затем громко, затем про себя»
 
 1) «Затейники»
 
 - Найдите и прочитайте, из чего состоит «учение Ваньки»?
 
 2) «Всезнайки»
 
 - На что согласен Ванька, лишь бы его отсюда забрали?
 
 3) «Разведчики»
 
 - Найдите предложение в тексте, в котором выражено отчаяние мальчика? Задание: Подчеркните слова, значения которых у вас вызывают затруднение.
 
 Учитель: дети, обратите внимание, какие страшные слова: «смерть одна», какая безысходность
 
 Словарь: подпасок - мальчик, помогающий пастуху
 
 шпандырь – ремень сапожника
 
 подмастерья – рабочие
 
 кабак – ресторан
 
 приказчик - управляющий
 -Какой фразеологизм вы нашли в тексте? (секи как Сидорову козу) - Как можно охарактеризовать хозяев? (Бессердечные, грубые, злые, подмастерья бездушные)
 
 III часть
 
 стр.140 со слов: «А Москва город большой…» до слов на стр. 141 «К сапожнику Алехину».
 
 Чтение «Цепочкой». Прочитать, передавая радость, возмущение, печаль, гордость в зависимости от текста»
 
 Учитель: Как вы понимаете «Ваньку спровадили – отправили.
 
 Какая разница в значении слов отправили и спровадили?
 
 (Спровадили – выпроводили, заставили удалиться, стал лишним.
 
 А. П. Чехов осуждает и хозяев и Ольгу Игнатьевну. «От нечего делать выучила его читать…»
 
 Учитель: Поняли ли вы, о чем говорится в этой части? (Подготовка к Рождеству, елка, подарки)
 
 -Что для Ваньки является самым светлым воспоминанием? Творческая работа (рисунок). Защита рисунков.
 
 Словарь: рябцы- рябчики
 
 клирос- место для певчих в церкви перед иконостасом
 
 кадриль - танец парами
 
 IV часть (страница 141-142)
 
 1) Чтение «шепотом» «Затейники»  - Согласитесь ли вы с утверждением, что Ванька наблюдательный и чрезвычайно сообразительный мальчик.
 
 Докажите словами из текста.
 
 «Всезнайки»
 
 - Какое выражение стало крылатым? «На деревню дедушке» (неизвестно куда)
 
 «Разведчики»
 
 - Как автор называет письмо?
 
 (Доверено самое сокровенное, мечты, надежды. Драгоценное письмо.)
 
 Словарь: отседа – отсюда, гармония – гармошка
 
 Учитель:
 
 1. Какие чувства мы испытываем, читая письмо чеховского героя?
 
 2. Хотелось бы вам помочь Ваньке?
 
 3. Как вы думаете, получит ли письмо дедушка?
 
 4.Почему Ванька так промахнулся с адресом?
 
 5. А случайно ли то, что Ванька пишет его в ночь перед Рождеством?
 
 Возвращаемся к проблемному вопросу
 
 Изменилась ли жизнь крестьянских детей, когда в учение отдали другого «свободного» человека – Ваньку?
 
 Рассуждения детей. - Почему рассказ заканчивается многоточием? ( Недосказанность, ожидается продолжение)
 
 - Какое настроение вызвал у вас рассказ А.Чехова «Ванька»?
 
 Учитель: я бы хотела, чтобы все мечты сбывались. Ведь именно в светлый праздник Рождества Христова на небосклоне загорается Рождественская звезда – звезда самых заветных желаний. Чудеса бывают!
 
 Давайте и мы представим такой поворот событий!
 
 (Сценка двух почтальонов.)
 
 1 почтальон: (Приказчиков Иван) Смотри, какой странный адрес!
 
 2 почтальон: (Филатов Леонид) Дай посмотрю. Это написал какой-нибудь шутник. Давай выбросим!
 
 1 почтальон: Да как-то неловко получается! Ты внимательно посмотри – адрес написан детской рукой. Наверное, он сирота.
 
 2 почтальон: Давай спросим у старосты в ближайшей деревне, а вдруг там есть Константин Макарович?
 
 1 почтальон: Да, ты прав. Завтра в эту деревню везёт почту Савелий Иванович. Он всё и выяснит.
 
 От автора: (Красичкова Дарья) К удивлению почтовых работников, письмо Ваньки дошло к дедушке Константину Макаровичу.
 
 Итог:
 
 Рассказ грустный, но он помогает нам осознать, что Ванька не пропадет в этой жизни. Почему?
 
 (Умеет читать, писать, что было в то время редким явлением, трудолюбивый)
 
 И пусть на этот раз его желание не сбудется, но в его жизни будет «свое Рождество»
 
 «Сенквейн» Эту работу выполняет каждая команда
 1.Написать героя.
 
 2. Написать 2 прилагательных.
 
 3.Написать 3 глагола.
 
 4. Написать основную мысль рассказа(4 слова)
 
 5. Назвать по-другому героя.
 
 Пример:
 
 Ванька
 
 внимательный, душевный
 
 пишет, любит, надеется
 
 надежды, мечты, светлые воспоминания
 
 Любящий внук
 
 Блиц – турнир
 
 1.Сколько лет Ваньке?
 
 2.Какое время он живет у сапожника?
 
 3.Какое письмо пишет деду?
 
 4.Как звали собак деда?
 
 5.До какого числа умел считать Ванька?
 
 6.Какой танец умел танцевать?
 
 7.Любимое занятие Константина Макарыча?
 
 Рефлексия - Чему вы научились на уроке?
 
 - Какие задания вам понравились больше всего?
 
 - Продолжи предложения:
 
 Мне показалось важным…
 
 Я понял, что…
 
 Я почувствовал, что…
 
 Сделай вывод, что тебе дал этот урок для жизни?
 
 7. Домашнее задание.
 
 Прочитать с. 137-142.
 
 Найти в тексте, выписать в тетрадь строки, которые помогут нарисовать портрет Ваньки. Какой он был (речь, одежда, отношение взрослых, детали быта). Тетрадь на печатной основе.
 Литература: учебник литературное чтение Л. А. Ефросинина, методическое пособие, тетрадь на печатной основе, дополнительная литература из хрестоматии.
 | 
 |  |