|
Развитие устной и письменной речи на уроках химии и биологии Развитие устной и письменной речи на уроках химии и биологии.
Учитель химии и биологии
ГБОУ «Санаторный детский дом № 39»
Департамента социальной защиты населения
Города Москвы.
Школьный курс биологии и химии неоднороден, представляет собой систему взаимосвязанных понятий, законов, закономерностей, выраженных системой терминов, знаков, уравнений. Работа над ними- один из путей, способствующих повышению качества знаний учащихся. Усвоение школьниками биологического и химического языка помогает осознать разнообразное и сложное содержание курса биологии и химии, а так же способствует развитию устной и письменной речи у учащихся.
В процессе развития понятий, закрепления биологических терминов, например, большое значение имеет заполнение таблиц, построение схем. Такая работа способствует развитию умения сравнивать, анализировать, выделять главное. Она систематизирует знания, дисциплинирует мысль ученика, приучает его к чёткости. Во время сравнения и анализа так же развивается и речь ученика.
Работа над языковыми понятиями позволяет учителю проверить правильность понимания учащимися сущности понятий, а так же предупредить искажения в самом начале формирования.
Введение термина на начальном этапе формирования нового понятия целесообразно, как эффективный приём, лишь в том случае, если значение термина ярко осознаётся.
Например: При изучении кл. млекопитающих впервые называя этот класс животных, я обращаю внимание школьников на основной признак, лежащий в основе термина: молоком питающиеся, т.е. животные, вскармливающие своё потомство молоком.
Для развития устной и письменной речи у учащихся я работу над языковыми понятиями провожу на разных этапах урока.
При изучении нового материала.
-Наиболее широко распространён на моих уроках приём зарисовки органа, организма, предмета (или их частей) и их подписывание. Такая работа позволяет развивать конкретно образное мышление, учит выделять наиболее существенные признаки в изучаемом, сопоставлять название с признаками и свойствами. Выполняя такую работу ребята тренируются в его правильном написании, произношении, запоминании. А из этого следует, что речь у ребят тоже развивается.
-Кроме зарисовки органа я использую и др. приёмы, а именно: новый термин, который вводится на уроке, записываю на доске, а учащиеся – в тетрадь. Здесь же я даю словесное или письменное объяснение ( чаще всего письменное) , что так же способствует развитию речи.
-Следующий приём- это приём проговаривания термина несколько раз вслух ( особенно, если термины иностранного происхождения).
-Приём выявления этимологии слова иностранного происхождения.
Пример: Эндосперм-та часть семени, в которой откладываются в запас органические вещества. Термин записывается на доске, учащиеся записывают в тетрадь. Чтобы школьники его запомнили не механически, а осмысленно, даю перевод этого слова ( от греч. « эндон»-внутри семени). Дословный перевод совпадает с содержанием понятия, которое обозначено данным термином.
2.При закреплении материала.
-Часто использую приёмы заполнения таблиц и составления схем . Например: При закреплении знаний о строении семян предлагаю составить схему.
Семя фасоли Семя пшеницы
Составляя такую схему ,ребята концентрируют все мысли только на строении семени фасоли и пшеницы. Составив схему- идёт обсуждение. Ребята высказываются, сравнивают, находят общие черты и различия. При заполнении таблиц происходит тоже самое. Такие приёмы позволяют обращать внимание на речь учащихся, т.к. дать логическое, толковое , последовательное объяснение тому, что записано в схеме или таблице. Здесь идёт уклон на развитие устной речи.
-По химии во время закрепления использую чаще всего письменные работы на сравнение, т.е. предлагаю ребятам письменно сравнить классы соединений и объяснить принадлежность вещества к тому или иному классу соединений. Здесь наблюдается уклон на развитие письменной речи.
3. Работа в процессе проверки знаний, умений, навыков.
-Использую дидактические карточки. Данный приём использую в тех случаях, когда за короткий срок нужно убедиться в знаниях учащихся по данному материалу, в знаниях терминологии по материалу. Провожу химические диктанты по определениям. |
|
|