Главная страница

Биология в вопросах и ответах



НазваниеБиология в вопросах и ответах
страница2/4
Демьянков Е. Н
Дата18.04.2016
Размер1.1 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

  1. В химический состав клетки человека входят белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. В пище человека должны содер­жаться эти вещества. Решите, какие из них могут заменять друг друга, а какие незаменимы.

  2. Вид одной и той же клетки, рассматриваемой под свето­вым и электронным микроскопом, значительно различается. Как это объяснить? Можно ли предположить, что со временем в клетке будут открыты еще какие-нибудь органоиды, кроме тех, что из­вестны?

  3. Отличаются ли по размерам клетки одних и тех же тканей слона, мыши и человека?

237.Почему открытие клеточ­ного строения организмов считается одним из величайших достижений XIX в.?

  1. Мышечная ткань обладает свойствами возбудимости и сокра­тимости, нервная ткань обладает возбудимостью и проводимостью. Как можно судить о возбудимости нерва, связанного с мышцей, по ее мышечной ткани?

  2. При раздражении обнажен­ного нерва слабым электрическим током происходит сокращение мышц. При действии такими раздра­жителями, как щипок_ пинцетом, капелька соли, также происходит сокращение мышц. Почему?

  3. Животное реагирует на воз­действия внешней среды. Если разрушит какую-то часть рефлектор-

ной дуги, иуде! ли животное отвечать на раздражение? Почему?

  1. При ударе по сухожилию под коленом у человека сокраща­ется четырехглавая мышца. Это коленный рефлекс. Если повредить идущий от сухожилия чувствительный нейрон, проявится ли реф­лекс?

  2. Клетки, ткани, органы и системы органов человека рабо­тают согласованно (рис. 14). При помощи чего создается согла­сование функции и взаимосвязь частей организма?





  1. Человек живет и развивается под контролем двух программ: биологической и социальной. Что, по вашему мнению, больше изуча­ется в разделе биологии «Человек и его здоровье» — биологи­ческие особенности человека или социальные?

  2. Два ученика спорили. Один утверждал, что кость (рис.- 15) —сложный живой орган, а другой отрицал это. Кто из них прав и почему?

245; Человек рано утром имеет один рост, а вечером его рост уменьшается. Объясните это явление.

  1. У молодого петуха удалили бедренную кость, оставив только надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восста­новилась. Что доказывает этот опыт?

  2. Давно известно, что если ампутировать одну ногу, то происходит изменение внутреннего строения костей другой ноги. Дайте объяснение этому явлению.

  3. При переломах и вывихах у пострадавшего необходимо обездвижить поврежденное место (наложить шины). Почему?

  4. Какие свойства костей скелета обеспечивают их проч­ность и сравнительную легкость?

  5. Почему кости пожилых людей более подвержены перело­мам?

  6. Какие свойства сустава обеспечивают его прочность и подвижность?

  7. Штангист поднял одной рукой предельный для себя груз массой в 50 кг. Рассчитайте предельное усилие, развиваемое мыш­цами руки атлета, если известно, что сила, поднимающая груз, должна быть в 10 раз больше массы самого груза.

  8. Ритмом мышечных сокращений называется равномерное чередование работы и отдыха. Люди давно заметили, что под ритмичную музыку и пение легче идти, работать, танцевать. Как это можно объяснить с точки зрения физиологии?

  9. Замечено, что заблудившийся путник обычно уклоняется влево. Однако у людей, лучше владеющих левой рукой (левшей), наблюдается обратное — он «кружит вправо». Дайте объяснение этому явлению.

  10. Установлено, что человек при нормальной средней под­вижности в течение дня делает не менее 25 000—30 000 шагов, что в среднем составляет 20 км. Подсчитайте, сколько километ­ров человек проходит за год, за жизнь (70 лет).

  11. Каждое тело обладает массой и имеет центр тяжести. Тело человека очень подвижно, поэтому центр тяжести постоянно смещается. В каком положении человек устойчивее: когда он стоит с сомкнутыми ногами, когда он стоит, расставив ноги на ширину плеч, или когда он сидит? Почему?

  12. Замечено, что человек по-разному падает: когда споткнет­ся, то падает вперед, а когда поскользнется — назад (рис. 16). Как объяснить это явление?

  1. Учитель вызвал ученика к доске, но тот, прежде чем встать, наклонился над партой вперед и только затем выпрямился и вышел к доске. Может ли человек встать, не наклоняясь вперед?

  2. Учащимся школьного возрас­та рекомендуется носить обувь по ноге на небольшом каблуке. Однако многие учащиеся носят узкую обувь, спортивную обувь и обувь на высоком каблуке. Почему такая обувь не реко­мендуется для постоянного ношения?

  3. При раскопках в кургане был найден скелет. Как определить по костям скелета пол человека?

  4. Живые клетки функциони­руют нормально при наличии вокруг них живой среды. Многослойный эпителий кожи покрыт слоем отмер­ших ороговевших клеток. Какое это имеет значение?

  5. Кровь человека движется по замкнутой кровеносной системе (ма­лому и большому кругу кровообра­щения) ; при этом она успешно вы­полняет функции газообмена и пита­ния органов и тканей всего организма. Почему?

  6. У взрослых людей кровь со­держит от 13% (у женщин) до 14% (у мужчин) гемоглобина. Каждый грамм гемоглобина может при полном насыщении удерживать до 1,3 мл кислорода. Рассчитайте по вашему анализу крови, сколько кислорода содержится в вашем орга­низме.

  1. Известно, что за сутки у человека заменяется около 25 000 мг крови. Рассчитайте, сколько примерно крови образуется в организме человека за всю жизнь (средний возраст 70 лет).

  2. В одной популярной книге по физиологии было образно сказано: «В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых ко­раблей выходят из каменных гаваней вновь в плавание». О каких кораблях идет речь и что имеется в виду?

  3. При быстром восхождении на гору у здоровых туристов. развивается «горная болезнь» — одышка, сердцебиение, головокру­жение, слабость. Эти признаки при частой тренировке со временем проходят. Предположите, какие изменения происходят при этом в крови человека.

  1. Для сохранения тканей живыми вне организма их помеща­ют не в воду, а в физиологический раствор, содержащий 0,95 %-ную поваренную соль. Объясните, почему необходимо так делать.

  2. При микроскопическом исследовании крови больного обна­ружили повышенное содержание лейкоцитов (в 1 мм3 — 30 тыс.). Это встревожило врача. Почему?

  3. При исследовании крови человека у него обнаружили по­вышенное содержание глюкозы (до 2 %) и срочно положили на обследование в больницу. Почему это сделали?

  4. Концентрация солей физиологического раствора, заменяю­щего иногда в опытах кровь, разная для холоднокровных (0,65 %) и теплокровных (0,95 %). Чем объясняется такое различие?

  5. Если прилить в кровь чистую воду, то клетки крови лопаются; если поместить их в концентрированный раствор соли, то сморщиваются. Почему этого не происходит, если человек выпьет много воды и употребит много соли?

Величина 0,02 0,007 0,004

Кол-во 400000 5000000 10000000 в 1 мм3

Рис 17

  1. В практике современной медицины переливание крови — важный фактор спасения жизни людей, однако так было не всегда. Почему?

  2. Свертывание крови — защитная реакция организма, но есть заболевания, при которых кровь свертывается внутри сосу­дов. Почему эти заболевания опасны для жизни людей?

  3. В 100 см3 крови может раствориться только 3 см3 СОг. Но из такого же количества крови выделяют 50 см3 ССЬ. Дайте объяснение этому явлению.

  4. В 5 л плазмы крови может раствориться 100 см3 кислорода, а для удовлетворения потребности организма его необходимо значительно больше. Как достигается необходимое обеспечение организма кислородом?

  5. При угаре человек погибает от удушья, несмотря на то, что кислород в легкие поступает в достаточном количестве, а примесь оксида углерода в крови составляет всего 0,1 %. Почему возникает удушье?.

  1. В 1 мм3 крови козы находится 10 млн. эритроцитов раз­мером 0,004; в крови человека в 1 мм3 — 5 млн. эритроцитов размером 0,007; в крови лягушки в 1 мм3 — 400 000 эритроцитов размером 0,02 (рис. 17). Чья кровь — человека, лягушки или козы — перенесет в единицу времени больше кислорода? Почему?

  2. На первом году жизни ребенка в его крови имеется от­носительно большое число лейкоцитов. По мере его роста и разви­тия происходит их постепенное снижение. Почему?

  3. Английский врач Э. Дженнер привил здоровому мальчику содержимое оспенного гнойничка женщины, переболевшей коровьей оспой. Через некоторое время он привил тому же мальчику настоя­щую человеческую оспу. Мальчик остался здоров. Почему?

  4. На протяжении всей истории существования человеческого общества его поражали многочисленные эпидемии, опустошая села, города. Но даже в самый разгар эпидемии еще до открытия приви­вок не все люди заболевали. Почему?

  5. У человека нарыв на большом пальце руки, а через не­которое время у него опухают под мышкой лимфатические узлы. Дайте объяснение этому явлению.

  6. Существуют сосудосуживающие и сосудорасширяющие ле­карства. Определите, какое лекарство следует давать больному, у которого наблюдаются спазмы сосудов сердца.

  7. При заболевании у больного повышается температура как защитная реакция организма. Однако при очень высокой темпе­ратуре врачи прописывают лекарства, чтобы сбить ее. Как это объяснить?

  8. Человек заболел. Врач подозревает по характеру и месту боли, что у него воспаление червеобразного отростка (аппен­дицит). Больному делают срочный анализ крови. Предположите, почему врач решил оперировать больного.

  9. Рана загрязнена землей. Для предотвращения заболевания столбняком одни предлагают сделать прививку, а другие — ввести сыворотку. Кто из них прав?

  1. На практике замечено, что при приеме лекарств через рот действие их проявляется слабее, чем при введении внутримы­шечно или в вену. Дайте объяснение этому явлению.

  2. Процессы, происходящие в печени, играют важную роль в поддержании постоянства состава веществ в организме. В течение 1 мин через печень протекает 1,5 л крови. Рассчитайте, сколько раз кровь проходит через печень в течение суток (если масса среднего человека 75 кг, а кровь составляет 8%). Определите, какое значение для организма имеет высокое кровоснабжение печени.

  3. Процесс движения крови в организме издавна интересовал ученых. Предлагались различные гипотезы, объясняющие образо­вание крови и ее движение: а) кровь образуется в сердце и расходит­ся по кровеносным сосудам во все части тела, не возвращаясь обратно в сердце; б) сердце — не кроветворный орган, а насос, двигатель крови; кровь течет от сердца к органам и обратно к сердцу по одним и тем же кровеносным сосудам; в) английский медик В. Гарвей (XVII в.) считал, что сердце — насос, который гонит кровь в одни сосуды (артерии), а возвращается она от органов по другим сосудам (венам). С какой гипотезой вы соглас­ны?

  4. За одно сокращение сердце выбрасывает в сосуды у взрос­лого в среднем до 80 мл крови. Сколько крови выбрасывает сердце в сутки, за год у подростка, если частота сокращений в 1 мин у него 78, а ударный объем сердца — 38,5 см3?

  5. Основной цвет кожи человека — розовый. Кровеносные сосуды, которые мы видим (вены), имеют синеватый цвет. По­чему?

  6. В большом круге кровообращения часть плазмы из крови просачивается через стенки капилляров в межклеточные пространст­ва тканей, пополняя тканевую жидкость. Это должно было бы привести к постепенному уменьшению крови в сосудах, увеличению тканевой жидкости и «разбуханию» тканей. Но этого не происходит. Почему же количество крови не уменьшается, а количество тканевой жидкости не увеличивается?

  7. Сердце — удивительный и надежный насос, который работа­ет в течение всей жизни без остановки. В чем секрет такой работо­способности сердца?

  8. Спортсмен пробежал 5000 м за 815 с. Сколько литров крови перекачало сердце спортсмена за это время, если оно сокра­щалось 150 раз в 1 мин, выбрасывая каждый раз 150 см3 крови?

  9. Сердце работает толчками, а кровь движется в сосудах непрерывно. Как это объяснить?

  10. Результатом тренировки сердца является увеличение удар­ного объема; за счет увеличения только частоты сердечных сокра­щений нельзя значительно повысить общее количество перекачи­ваемой крови. Почему?

  1. Артерии расположены глубже, чем вены. Какое биологи­ческое значение имеет для организма подобное расположение кровеносных сосудов?

  2. При значительной кровопотере человек учащенно дышит, бледнеет, появляется жажда. Все это — защитные реакции орга­низма. Дайте объяснение этим явлениям.

  3. Известно, что человек краснеет в жару и бледнеет и дрожит в холод. Как объяснить эти явления?

  4. При аварии у мотоциклиста повреждена, рука (рис. 18). Из раны кровь сначала бьет фонтаном, а затем идет пульсирующей струей ярко-алого цвета. Какой сосуд поврежден, какую помощь надо оказать пострадавшему?

Рис. 18 Рис. 19

  1. Повреждена рука (рис. 19). Из раны несильно идет кровь темно-вишневого цвета. Определите, какой сосуд, поврежден и какую помощь надо оказать пострадавшему?

  2. Оставаясь продолжительное время в сырой одежде, можно простудиться даже в теплый летний вечер. Почему?

  3. Сердце — орган, обеспечивающий беспрерывное поступле­ние крови ко всем органам. Однако древние философы и поэты отождествляли сердце с «душой» человека, они полагали, что именно сердцем человек любит, ненавидит, чувствует и переживает. Так ли уж неправы были древние философы и поэты?

  4. Среди некоторой части несведущих людей бытует мнение, что при возникновении болей в области сердца, нужно выпить рюмку коньяка, так как он расширяет сосуды, и боли прекра­тятся. Докажите опасность подобного мнения.

  5. Сердце физически тренированного человека не может быть застигнуто «врасплох» при любых физических нагрузках. Однако нервная нагрузка и психические переживания могут умень­шить физическую выносливость. Почему?

З05. Человек может прожить без пищи 30 и более суток, без воды — около недели, а_вот без кислорода — не более 10—20 мин. Почему?

  1. Легкие — орган дыхания — не имеют мышц, однако при дыхании они расширяются и сжимаются (рис. 20). Объясните, благодаря чему легкие могут расширяться и сжиматься.


  1. Причина 'вдоха и выдоха издавна интересовала ученых, врачей. В свое время было предложено несколько гипотез, объясняю­щих это явление: а) воздух самотеком входит, раздувает легкие и

расширяет грудную клетку; б) легкие в грудной полости расширяют­ся и засасывают (втягивают) атмосферный воздух внутрь (вдох), а сжимаясь, выталкивают его (выдох). С какой гипотезой вы согласны?

  1. При каждом дыхательном движении человек пропускает через легкие в среднем 500 см3 воздуха. Выдыхаемый воздух со­держит 16 % кислорода (на 4 % меньше вдыхаемого). Рассчитайте, сколько кислорода потребляет ученик, класс (40 учащихся) за урок, если один ученик делает в 1 мин 18 дыхательных движений.

  2. В 1 л воздуха содержится 210 см3 кислорода. Человек при работе потребляет 6 л кислорода в 1 мин. Сколько воздуха должно пройти через его легкие за рабочий день (8 ч)?

  3. Большинство людей не подозревают, как велико значение выдоха в их жизни. Предположите, что происходит на выдохе у лю­дей.

31 г. В спокойном состоянии через легкие человека проходит около 8 л воздуха за 1 мин, а при напряженной работе — до 120 и более литров. За счет чего повышается пропускная способность
легких? .

312. Потребление кислорода в спокойном состоянии составля­ет у человека 2,5 л в 1 мин. Во время подъема на гору груза в 20 кг оно составляет 4,3 л в 1 мин. Объясните, как достигается при активной мышечной работе доставка почти удвоенного количества кислорода к работающим органам тела

  1. В Арктике и Антарктике, несмотря на холод, люди мало болеют простудными заболеваниями, а в средней полосе умерен­ного климата часто. Почему?

  2. При Организации Объединенных Наций (ООН) существует Всемирная организация здравоохранения. В ней участвуют почти все страны мира. Теперь эта организация энергично включилась в борьбу с курением. Почему?

  3. Когда мы едим, то спокойно проглатываем пищу, но без пищи, сделав три-четыре глотательных движения, чувствуем за­труднение в глотании. Объясните почему.

  4. Если долго жевать корочку черного хлеба, то его кис­ловатый вкус сменяется сладким. Почему?

  5. И. П. Павлов разработал методы изучения пищеварения у животных, установив рефлекторный и гуморальный характер сокоотделения. Однако результаты методов изучения пищеварения у животных применимы и к человеку. Обоснуйте состоятельность применения подобных методов и укажите, какие современные методики изучения физиологии пищеварения вы знаете.

  6. У людей, привыкших съедать много пищи и пить много Жидкости, желудок сильно растягивается, и его мышцы становятся слабыми. Это отрицательно сказывается на пищеварении. Почему?

  7. Заболевания печени, при которых нарушаются все ее функции, смертельны. Почему?

  1. У человека больная печень. Врач предлагает больному придерживаться безжировой диеты. Почему?

  2. При пищевых отравлениях возникают рвота, боли в жи­воте. Это защитные реакции организма. Дайте объяснение этим явлениям.

  3. В древней Индии для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому иногда предлагали съесть сухой рис. Если обвиняемый его съедал, считалось, что он не виновен, если нет, то виновен. На основании каких знаний применялось «испыта­ние» рисом?

  4. В процессе обмена веществ и энергии организм получает вещества для построения клеток и энергию для жизненных процес­сов. Какие основные вещества получает организм из пищи? Что необходимо для энергетического обмена в организме?

  5. Человек может прожить без пищи 30 и более суток, без воды — около недели. Чем объяснить, что при отсутствии воды человек гибнет быстрее, чем при отсутствии пищи?

  6. Недостаточное поступление воды в организм или избыточ­ное выделение ее вызывает жажду. Объясните, как возникает жажда.

  7. Чувство жажды связано с недостаточным поступлением воды в организм или избыточным выделением ее. Однако иногда мы испытываем чувство ложной жажды, когда воды в организме вполне достаточно. Почему?

  8. Давно замечено, что жажду нельзя утолить слабоминерализованной талой или дистиллированной водой, а в горячих цехах при жажде рабочим дают пить подсоленную и минеральную воду. Объясните оба случая.

  1. Взрослому человеку требуется 2—2,5 л питьевой воды в сутки. При физической работе потребность организма в воде уве­личивается. Объясните почему.

  2. В пищевой рацион обязательно должны входить белки, жиры, углеводы, однако полным людям не рекомендуется употреб­лять много углеводов. Почему?

  3. Печень называют «химической лабораторией», «продоволь­ственным складом», «диспетчером организма». Что лежит в основе таких образных выражений?

  4. Подопытное животное кормили только белками и не дава­ли ему углеводов. После смерти животного в его печени был об­наружен животный крахмал. Дайте объяснение этому явлению.

  5. Часто при недостатке питания говорят: «Белковый дефи­цит в рационе», а почему не говорят об углеводном или жировом дефиците в рационе?

  6. Витамины — не строительный и не энергетический материал нашего тела, но обязательно должны входить в пищевой рацион человека. Почему?

  7. Почему раньше во время длительных морских экспеди­ций у моряков начинался авитаминоз?

  8. В нормах питания для работников тяжелого физического труда предусматривается относительное увеличение углеводов. Почему?

  9. В рацион питания всех людей должны входить в достаточ­ном количестве сырые овощи и фрукты. Почему?

  10. Днем, когда человек активен, у него в организме идет интенсивный обмен веществ и тратится много энергии. А вот тра­тится ли энергия, когда человек спит? Обоснуйте ответ.

  11. В состоянии покоя на единицу массы (1 кг) юноши и девушки в единицу времени (1 ч) тратят 150 кДж и 130 кДж соответственно. При подготовке к урокам у учащихся на 30 % возрастают энергозатраты, при занятии спортом - на 400 % от основного Обмена. Рассчитайте количество энергии, расходуемое юношей и девушкой при подготовке к урокам (3 ч) и на занятия спортом (2 ч).

  12. Почему человек, находящийся на холоде, стремится как можно больше двигаться?

  13. Конечные продукты обмена веществ, избыток воды и солей выделяются из организма несколькими путями - через почки, по­товые железы кожи, легкие. Какое имеет это значение?

  14. С какой целью при проверке здоровья человека и при многих заболеваниях людям делают анализ мочи?

  15. При анализе мочи больного в ней было обнаружено до­вольно много сахара. Что можно предположить?

  16. За сутки почки пропускают 1700 л крови. В организме подростка ее содержится 10 % от массы тела. Рассчитайте, сколько раз кровь пройдет через почки подростка массой 50 кг.

  1. Почки составляют '/160 часть массы тела, а потребляют '/и часть поступившего в организм кислорода. О чем это гово­рит?

  2. У человека обнаружены больные почки, а врач рекомен­дует ему лечить гнилые зубы и ангину. Объясните, чем вызвана рекомендация врача.

  3. Кожа выполняет защитную функцию, играет важную роль в поддержании постоянства внутренней среды организма, а также в процессах приспособления организма к меняющимся условиям окружающей среды. Докажите, что это так.

  4. Для нормальной жизнедеятельности человека необходима постоянная температура тела. Несмотря на колебания температуры внешней среды, температура тела человека поддерживается в пре­делах 36—37 °С. За счет каких процессов это достигается?

  5. Если поместить человека в бассейн, температура воды которого достигает 50—60 °С, то произойдет перегревание орга­низма вплоть до ожогов кожи. Почему же при температуре воз­духа 50—60 °С человек не получает ожогов?

  6. В большинстве стран в жару пьют прохладительные на­питки, а вот в странах Азии принято пить горячий чай даже в самые знойные часы дня. Как объяснить целесообразность этих национальных традиций?

  7. Ноги в тесной обуви зимой замерзают, а летом сильно нагреваются. Объясните причины этих явлений.

  8. Одному человеку, чтобы простудиться, достаточно ступить ногой на холодный пол, а другой купается зимой в проруби и прекрасно себя чувствует. Один спокойно работает на поле под лучами палящего солнца, а другой изнемогает от жары. Дайте мотивированное объяснение этим явлениям.

  9. Нормальная температура тела человека равна 36,6 °С. Однако нам не холодно, когда температура воздуха 18 °С, и очень жарко, когда она равна 30 °С. В воде же, наоборот, при 30 °С че­ловек чувствует себя нормально, а при 18 °С — ему холодно. Объясните этот парадокс.

  10. При проверке у учащихся кожной чувствительности заме­чено, что раздражения острием измерительного прибора в одних местах ощущается как прикосновение, в других — как укол, в третьих — как тепло или холод. Дайте объяснение этому явлению.

  11. При некоторых заболеваниях у человека нарушается проведение возбуждения из спинного мозга в головной. В обрат­ном направлении возбуждение проходит нормально. Ощущается ли при этом укол руки? Почему?

  12. Прикоснувшись к горячему предмету, люди обычно отдерги­вают руку. Однако при желании человек может заставить себя держать руку на этом предмете. Чем это можно объяснить?

  13. Кора полушарий головного мозга у большинства хордовых гладкая, а у млекопитающих, в том числе и у человека, имеет борозды и извилины. Какое это имеет значение?

  14. У многих млекопитающих животных обоняние развито сильнее, чем у человека. Что общего в значении обоняния для тех и других и чем отличается оно у человека?

  15. Находясь в прокуренной комнате, люди через некоторое» время перестают ощущать неприятный запах дыма. Почему?

  16. Вкусовой анализатор наиболее чувствителен к горьким веществам. Хинин ощущается в концентрации одной миллионной части. Сахар в этой концентрации не чувствуется. Какое биоло­гическое значение имеет такая особенность вкусового анализатора?

  17. Осязательные рецепторы раздражаются при прикосновении и давлении на кожу, воздействии холода и тепла, болевом раздра­жении. Их особенно много на ладонях и кончиках пальцев рук. Рецепторы мышц и суставов возбуждаются при растяжении и сокращении мышц. Предположите, в какой деятельности, человека велико значение осязания и мышечно-суставного чувства.

  18. Артиллеристам при стрельбе, взрывникам при взрывах рекомендуют открывать рот. Почему?

  19. Ритмические колебания жидкости в улитке уха, возникаю­щие под влиянием музыки, рефлекторно повышают тонус (напря­жение) мышц. Почему под музыку приятно идти, делать гимнастику, танцевать?

  20. Сильный шум отрицательно влияет на нервную систему, вызывает переутомление, бессонницу, психические заболевания. Во всем мире ученые думают о защите человека от производственного и бытового шума. Какие меры вы можете предложить, чтобы уменьшить воздействие шума на человека?

  21. Один физик сказал: «Глаз смотрит, а мозг видит». Как вы понимаете это выражение?

  22. Глаза человека и животных не чувствуют ни жары, ни холода. Почему?

  23. Двое учащихся поспорили: один утверждал, что глаза сильнее утомляются при рассматривании мелких предметов, рас­положенных близко, а другой — удаленных предметов. Кто из них прав?

  24. Какие правила гигиены глаз вы знаете?

  25. Органы равновесия — мешочки (отолитовый орган, или преддверие) и полукружные каналы. Рецепторы мешочков и полу­кружных каналов воспринимают изменение положения головы при движении в пространстве. Образующиеся при их раздражении рефлексы помогают человеку сохранять равновесие и принимать необходимые позы. Укажите, для каких профессий важно иметь хорошо функционирующие органы равновесия.

  26. Какую роль в организме играет боль?

  27. Операция на коре больших полушарий головного мозга не вызывает болевых реакций, однако прикосновения к некоторым участкам коры вызывает непроизвольные движения больного. Как это объяснить?

  1. При разговоре о вкусной пище, при виде красиво накрытого стола, приятном запахе у человека выделяется слюна, а при ви­де несвежей скатерти и подгоревшей пищи, наоборот, желание есть пропадает. Почему?

  2. Многие животные, например собаки и кошки, реагируют не только на словесные команды, но и на некоторые слова: имена хозяев, названия предметов. В чем отличие реакции животных на слова от реакции на них людей?

  3. Родившегося в зоопарке тигренка выпустили погулять в вольеру. В это время недалеко от него опустилась дикая ут­ка. Тигренок бросился на нее. Испуганная утка взлетела, оста­вив на траве несколько пуховых перьев. Тигренок насторожил­ся, стал разглядывать их, а когда они зашевелились под дуно­вением ветра, то обратился в бегство. Объясните его поведение?

  4. Чтобы не чихнуть сильно, надо потереть переносицу или стиснуть зубы. Дайте объяснение этому явлению.

  5. Человек читает интересную книгу, а в это время кошка рядом с ним громко лакает молоко из его чашки. Он не замечает этого. Почему?

  6. Учителя заметили, что в конце уроков, которые прово­дятся перед большой переменой, обычно начинается оживление: школьники двигаются, шепчутся. Только самостоятельная работа, интересное сообщение учителя или ученика останавливают это волнение. Объясните поведение учащихся с физиологической точки зрения.

  7. Известны случаи, когда человек, у которого полностью поражен спинной мозг, парализовано туловище и конечности, про­должает жить и заниматься умственным трудом. Объясните, почему у человека сохраняются сознание, мышление и другие психические процессы, а также работают внутренние органы, хотя у него вы­ключен спинной мозг.

  8. Известны случаи вскармливания детенышей человека жи­вотными. Однако после возвращения в человеческое общество да­леко не все из них научились говорить, вести себя, как люди. Почему?

  9. Общий план строения головного мозга, способность к образованию условных рефлексов, процессы возбуждения и тормо­жения, взаимодействие между корой и другими элементами централь­ной нервной системы — все это является общим для высших живот­ных и человека. Однако человек еще сумел пройти путь от соби­рания диких растений, охоты до использования атома и освоения космоса..Почему для человека это стало возможным?

  10. Насколько был прав великий писатель В. Шекспир, сказав о сне следующее:

«Врачующий бальзам больной души,

Сон— это чудо матери-природы,

Вкуснейшее из блюд в земном пиру».

  1. Насильственное лишение сна (один из видов пытки) может привести к гибели человека. Раньше считали, что сон — это по­кой, при котором ослабляются и замедляются все функции ор­ганизма. Теперь установили, что сон — это активный отдых. Как это понять?

  2. Железы внешней секреции — слюнные, потовые, желу­дочные; железы внутренней секреции — щитовидная, надпочечники. Железа двойной функции — поджелудочная. В чем основные отли­чия способов их воздействия на органы?

  3. Гормоны и ферменты имеют высокую биологическую ак­тивность. Что общего и чем отличаются гармоны от ферментов?

  1. Гормоны инсулин и адреналин противоположно действуют на углеводный обмен организма. Это поддерживает постоянство внутренней среды организма. Подумайте, что произойдет, если од­ного из этих гормонов будет вырабатываться больше или меньше.

  2. Ученые обратили внимание на исключительно обильное снабжение кровью щитовидной железы. Так, за одну минуту через этот орган протекает в 28 раз больше крови, чем через головной мозг, и в 55 раз больше, чем через почки. Какое значение имеет такое обильное кровоснабжение этого органа?

  3. Большинство заболеваний, связанных с нарушением дея­тельности желез внутренней секреции, теперь излечивается. Выска­жите предположение, на каких принципах основывается это ле­чение. .

  4. В природе существует два способа размножения — бесполое и половое. Однако половое размножение более распространено среди высших растений и животных. Каково значение полового размножения, почему оно более совершенно?

388*. Многие упражнения йогов связаны со статическими нагруз­ками, а современный спорт — в основном с динамическими. Почему статические упражнения находят ограниченное применение в совре­менном спорте?

389*. Кости, составляющие скелет,— наиболее прочные образо­вания организма. Они сохраняются в течение многих десятилетий, а в отдельных случаях и тысячелетий после смерти человека. По­чему?

390*. Кости скелета человека, выполняющего большую физичес­кую работу, например у спортсмена, имеют утолщения, бугры другие особенности строения. Как вы это объясните?

391*. В опытах по изучению утомления мышц руки И. М. Се­ченовым была обнаружена интересная закономерность: уставшая рука отдыхает быстрее, если работают мышцы другой руки. Объясни­те это явление.

392*. В современной медицинской практике широко использует­ся переливание крови. При этом обязательно учитываются группы крови. Нужно ли учитывать резус-фактор при переливании крови?

393*. Решите, возможно ли переливание крови матери (I груп­па) ее детям: сыну (III группа) и дочери (IV группа), а также переливание крови брата и сестры друг другу. 38

394*. Нормальная скорость оседания эритроцитов (СОЭ) у женщин 7—12 мм/ч, у мужчин — 3—9 мм/ч. Какие выводы можно сделать, если скорость оседания эритроцитов равна 80 мм/ч?

395*. Однажды в XVI в. врач А. Везалий в присутствии зрите­лей вскрывал труп человека. После вскрытия грудной клетки зал ахнул — у мертвого человека сердце слабо пульсировало. Не­ужели такой опытный врач, как А. Везалий, мог ошибиться и вскрыть живого человека? А если нет, то почему работало серд­це у мертвого человека? Был ли человек мертв?

396*. На тело человека действует огромная сила атмосферного давления, однако организм хорошо выдерживает такие нагрузки. Благодаря чему это происходит?

397*. 15 апреля 1875 г. воздушный шар «Зенит», на борту ко­торого находились три воздухоплавателя, достиг высоты 8000 м. Когда шар приземлился, то в живых остался только один человек. Предположите причины гибели людей.

398*. В 1846 г. на судне «Мери Соме» погиб батальон сол­дат, укрывшихся от бури в его трюмах, хотя само судно осталось абсолютно невредимым. Что послужило причиной гибели солдат?

399*. Водолазы могут спускаться на глубину до 100 м без скафандра и до 3000 м в тяжелом скафандре, используя спе­циальные газовые смеси. Поднимать водолазов с большой глубины необходимо очень медленно. Почему?

400*. Если в желудок долго не поступает пища, мышцы его начинают усиленно сокращаться. Появляются неприятные ощуще­ния, связанные с чувством голода. Уменьшение количества глю­козы в крови вызывает раздражение рецепторов кровеносных сосу­дов. Импульсы поступают в центр голода, находящийся в проме­жуточном мозгу. Возникает желание есть. Но между проглаты­ванием пищи и всасыванием в кровь глюкозы, проходит много часов, а мы, по мере наполнения желудка, уже не чувствуем голода. Почему?

401*. Кишечный сок выделяется в каждом участке кишки под влиянием местного раздражения рецепторов, а не под влиянием рефлексов вкусовых и обонятельных рецепторов. Объясните, какое это имеет значение?

402*. Вода — основной продукт обмена веществ. Она образует­ся при распаде белков, жиров, углеводов и покидает организм разными путями: через почки (1,5 л в сутки), легкие -(4'б0 мл), кишечник (200 мл), кожу (500 мл). Однако эти количественные соотношения могут резко меняться. Почему?

403*. Действие алкоголя на организм вызывает расширение сосудов. Какой человек, трезвый или пьяный, быстрее замерзнет на морозе?

404*. Человек в умеренном климате носит одежду соответствен­но погоде. Однако жители Средней Азии в самую большую жару ходят в теплых ватных халатах (рис. 21). Дайте объяснение этому явлению.

405*. В пустыне в жару ветер как будто бы должен приносить прохладу. Однако опыт показывает, что при ветре в пустыне людям становится жарче. Объясните это противоречие.

406*. Дождь — это движущиеся капли воды, но мы видим не капли, а струи. Объясните это явление.

407*. Великий немецкий компози­тор Людвиг ван Бетховен (1770—1827), будучи глухим, «слушал» игру на роя­ле с помощью трости, один конец кото­рой он упирал в рояль, а другой — дер­жал в зубах. Объясните, мог ли Бетхо­вен слышать музыку.

408*. Если человек будет долго и беспрерывно дуть, надувая большой шар, то у него потемнеет в глазах, и он может даже ненадолго потерять сознание. Объясните это явление.

409*. Люди, систематически упот­ребляющие в пищу лук и чеснок, что­бы избавиться от запаха, полощут рот, чистят зубы, однако запах не исче­зает. Почему?

410*. Анализ показал, что у жи­вотного после кормления в крови

воротной вены печени содержится 0,3 % глюкозы, а в пече­ночной вене —0,12%. У голодного животного в крови ворот­ной вены — 0,55 % глюкозы, в печеночной вене —0,12%. Какие выводы можно сделать о роли печени в обмене веществ?

411*. Если печень исключить из большого круга кровообраще­ния путем соединения «потока» крови от. кишечника с нижней полой веной, то животное погибает в течение первых суток после такой операции. Почему?

412*. Пожарные в спецодежде могут несколько минут выдержи­вать жару 200—260 °С, а без спецодежды 44—45 °С. Почему?

413*. При быстром .подъеме в скоростном лифте мы чувствуем перепад давления в ушах, а если медленно поднимаемся в гору на эту же высоту, то изменение давления не чувствуется. Дайте объяснение этому явлению.

414*. Наступление смерти не означает одновременного умира­ния всех органов. Многие органы живут еще несколько часов и даже суток после остановки сердца. Почему?

415*. В былые времена невежественные люди человека, поражен­ного электрическим током, закапывали в землю, «чтобы из него ушел ток». Объясните, почему этого делать нельзя, и какую помощь надо в этом случае оказывать.

416*. Алкоголизм — болезнь или вредная привычка, от которой усилием воли можно отказаться?

417*. Люди, употребляющие много алкоголя, чаще болеют инфек­ционными заболеваниями, тяжелее переносят операции. Как это объяснить?

418*. Хирурги, оперируя мозг, давно заметили, что человек не теряет сознания и продолжает бодрствовать,, даже если у него удалить значительные участки коры мозга. Однако он теряет сознание или погружается в глубокий сон, если хирургический, нож коснется глубоких участков больших полушарий или ствола мозга. Дайте объяснение этому явлению.

419*. При инсульте (кровоизлиянии в определенную область коры больших полушарий) человек потерял способность говорить. Ука­жите, в каком участке коры полушарий у него кровоизлияние.
1   2   3   4