Главная страница

Биология в вопросах и ответах



НазваниеБиология в вопросах и ответах
страница1/4
Демьянков Е. Н
Дата18.04.2016
Размер1.1 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4

БИОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ
Автор: Демьянков Е. Н., Москва, «Просвещение»,1996г.
РАСТЕНИЯ

  1. Во флоре Кавказа насчитывается около 6000 видов цветковых растений, а на такой же площади Европейской равнины около 2000. Чем вы объясните это различие?

  2. Объектив микроскопа увеличивает в 20 раз, а окуляр — в 15 раз. Подсчитайте, какое увеличение можно получить в микро­скопе.

  3. Если рассмотреть под микроскопом лист водного растения элодеи, можно увидеть движение цитоплазмы. Однако у других растений мы этого не наблюдаем. Почему?

  4. У растений (лука, кукурузы, гороха, фасоли), которые вы­ращиваются в питательном растворе, значительно уменьшается ко­личество корневых волосков или они исчезают совсем. Почему?

  5. Подземные побеги картофеля и топинамбура (клубни) под действием света зеленеют, а подземные органы георгин нет. Почему?

  6. В сельскохозяйственной практике производят окучивание рас­тений, однако многие растения в этом не нуждаются. Объясните целесообразность или нецелесообразность подобного агротехниче­ского приема.

  7. Двое учащихся решили вырастить герань. Один из них купил глиняный цветочный горшок, положил в него камни, сверху насыпал слой почвы, а затем посадил герань. Второй посадил герань в железную банку с землей. Ухаживали мальчики за цветами одина­ково. У первого герань вскоре зацвела, а у второго зачахла. По­чему?

  8. Хорошо известен опыт, показывающий наличие корневого давления, однако если поставить срезанные цветы в воду, то уровень воды в вазе быстро понизится, хотя корней нет (рис. 1). Почему?

  9. Фосфорные удобрения и навоз вносят в почву осенью, а азотные — в первой половине лета в виде подкормки. Почему?

  1. Ученица неудачно пересадила комнатное растение и повре­дила много корешков. Растение стало вянуть, хотя его хорошо поливали. Дайте объяснение, почему стало вянуть растение.

  2. Растения экономно испаряют воду, однако часто после дож­дя или рано утром на кончиках листьев земляники можно увидеть капельки воды. Если их попробовать на вкус, они сладкие. Объяс­ните это явление.

  3. Школьники посадили деревья, но не все их обрезали. В ре­зультате многие пересаженные деревья засохли. Дайте объяснение этому явлению.

Из почвы растения поглощают воду и минеральные вещест­ва. Однако такие вещества, как сахар, белки, масла, крахмал, растения не получают из почвы. Почему в растениях находятся эти вещества.

рис. 1.

  1. Почему салат и шпинат рекомендуют срывать вечером?

  2. На двух делянках был посажен картофель одного сорта. Одна делянка была под яблонями, а другая — на открытом месте. Уход был одинаковый. С какой делянки и почему собрали больший урожай картофеля?

  3. С гектара пшеницы в среднем получается 16 т сухого ве­щества (4 т зерна и 12 т соломы и корней). Для получения одного килограмма сухого вещества расходуется не менее 300 л воды. Сколько расходуется воды при выращивании пшеницы на 5000 га?

  4. У сосен, растущих в лесу, теряются нижние ветки, а у ели они сохраняются до глубокой старости. Объясните данное явление.

  5. После сильного дождя рожь на поле «полегла». Однако как только погода изменилась, рожь «встала». Дайте объяснение этому явлению.

  6. С какой целью человек использует прививку плодовых рас­тений?

  7. Цветки растений имеют различную окраску, но замечено, что растения, цветущие вечером и ночью, имеют чаще всего венчик белого и желтого цвета. Дайте объяснение этому явлению.

  8. У большинства растений сначала появляются листья, а затем растения зацветают, но известны растения, которые зацветают прежде, чем появляются листья. Объясните это явление.

  1. Ученые заметили, что весной зацветают растения с фиоле­товыми и синими цветками, летом — с белыми или желто-белыми. Дайте объяснение этому явлению.

  2. Безветренная погода во время цветения ржи и пшеницы может стать причиной снижения урожайности ржи, а на урожай пшеницы такая погода не влияет. Почему?

  3. Вкус ягод зависит от погоды и от времени их сбора. Когда ягоды слаще, в дождливый или ясный солнечный День?

  4. Почему капусту и томаты сажают рассадой, а свеклу и огурцы — семенами?

  5. На 1 га поля растет 500 растений капусты, каждое из кото­рых испаряет за сутки 1 л воды. Пользуясь микрокалькулятором, рассчитайте, сколько потребуется влаги для ухода за капустой на площади 300 га в течение двух летних месяцев (60 дней).

  6. Для повышения урожая используют различные удобрения. На поля, где росли бобовые, не вносили удобрения, но, несмотря на это, с них был получен большой урожай пшеницы и картофеля. Дайте объяснение этому явлению.

  7. Луга, возникшие на месте сведенных лесов и на водораз­делах, дают неплохой "урожай сена, однако луга в поймах рек дают значительно больше сена. Чем это можно объяснить?

  8. Из зерна пшеницы, попавшего в придорожный грунт, вы­росло растение высотой 10 см и с маленьким колосом, а в поле из такого же зерна выросло мощное растение с крупным колосом. Объясните это явление.

  9. На лугу в течение нескольких лет пасли крупный рогатый скот. Изменится ли состав растений на этом лугу?

  10. В березовом и осиновом лесу между деревьями были по­сажены молодые ели. Через некоторое время на этом месте вырос сумрачный еловый лес. Объясните это явление.

  11. Лесоводы знают, что с увеличением возраста леса коли­чество деревьев в нем уменьшается. Например, сосна высеивает примерно 25 млн. семян на 1 га; через 20 лет вырастает около 5 тыс. деревьев, а через 150 лет остается примерно 500 сосен. Объясните, с чем это связано. Какая здесь существует биологи­ческая закономерность?

  12. Двое учащихся выращивали картофель. Они поливали, рых­лили почву, подкармливали и окучивали растения одинаково. Один из них оборвал с ботвы картофеля много листьев, другой — удалил с ботвы только боковые побеги и цветки. Кто из них соберет больший урожай и почему?

  13. При длительном хранении клубней картофеля из глазков часто вырастают не побеги, а молодые клубеньки — «детки» (рис. 2). Дайте объяснение этому явлению.

35.Зимой в саду к стволам плодовых деревьев подгребают снег, который покрывают еще и слоем опилок. Почему при таком уходе деревья дают больший урожай?



  1. При длительном хранении клубни картофеля теряют вес, морковь также теряет вес и стано­вится менее сладкой. Дайте объяс­нение этому явлению.

  2. В аквариумы, кроме рыбок, помещают различные водные рас­тения: валлиснерию, криптокорину, элодею и другие. Они украшают аквариумы. Если вынуть эти рас­тения из воды, они теряют свою форму. Какие особенности строе­ния обеспечивают мягкость и гиб­кость этих растений?

  3. У деревьев и других растений, произрастающих на суше, вода и минеральные соли передвигаются по сосудам древесины снизу вверх (от корней к листьям). Органические же вещества пе­редвигаются по сосудам луба от листьев к корням. У водорослей нет проводящей системы. Как у водорослей происходит обмен ве­ществ?

  4. Водоросли,- как и все растения, нуждаются в солнеч­ном свете, однако многие морские водоросли могут жить только на больших глубинах, куда он слабо проникает. Эти водоросли имеют красную и коричневую окраску. Дайте объяснение подобному яв­лению.

  5. По внешнему строению морские водоросли похожи на рас­тения суши, однако ризоиды морской водоросли — не корни, а тело водоросли — не лист. Почему?

  6. Большинство водорослей произрастает в воде, однако водо­росли, которые растут в приливно-отливной зоне морей и океанов, часть суток находятся вне воды, что им совсем не вредит. Какие приспособления имеются у водорослей, помогающие им переносить неблагоприятные условия?

  7. Давно замечено, что в северных морях, где вода холодная, водоросли растут значительно лучше, чем в морях южных широт. Объясните это явление.

  8. Мох выдерживает большие морозы и сильную жару, растет при сравнительно небольшом количестве света, однако он сильно нуждается в воде. Почему?

  9. После экскурсии на торфопредприятие в классе возникла дискуссия, как образуется торфяное болото. Одна группа считала, что болото появляется вследствие зарастания водоемов. Другая утверждала, что сами растения способствуют заболачиванию, по­нижению местности и постепенному появлению торфа. Кто из них прав?

  10. Растения в природе достигают значительных размеров, встречаются деревья высотой 30—40 м и больше. Однако на торфяных болотах деревья практически не растут, а большинство мохоподобных растений низкорослы. Объясните данное явление.

  1. В лесном массиве произрастало много папоротников, од­нако после вырубки леса папоротники погибли. Почему?

  2. Как вы думаете, отличаются ли по своему строению корне­вые системы двух сосен одного вида при условии, что одна из них выросла на камнях в гористой местности, а другая — на болоте?

  3. Замечено, что во время сильной бури ветер выкорчевывает ели, а сосны ломает. Почему?

  4. В тропических лесах много лиан и других вьющихся рас­тений, в то время как в лесах средней полосы они не встречаются. Почему?

  5. Самыми многочисленными в тропиках являются орхидные, у которых цветки имеют приспособления к опылению определенны­ми насекомыми и птицами колибри, а в умеренном климате — сложноцветные. Почему?

  6. Папоротники достигают значительных размеров в тропиче­ских лесах и сравнительно крупных в средней полосе, а мхи нет. Дайте объяснение этому явлению.

52. Леснику предложили выбрать себе участок для постройки дома. Какой участок порекомендовали бы вы ему выбрать: в ело­вом лесу, где много мха и лишайников, или в березовом. Почему?

53*. Одни растения широко распространены, например листвен­ница, береза, тополь, подорожник. Другие растут только в опре­деленных местах, например в горах растет эдельвейс, в лесах — ландыш, на болотах — клюква и др. Объясните это явление.

54*. Рост корня, стебля, листа, цветка, плода зависит отделения и роста клеток. Весной в древесине образуются более крупные клетки, чем осенью. Как объяснить это явление?

55*. Корни кукурузы с 1 га накапливают столько железа, что из него можно выковать 2 кг гвоздей, а из меди, накапливаемой

этими же корнями, можно изготовить 20 м проволоки. Рассчитай­те, сколько металла можно получить из посевов кукурузы с пло­щади в 1 тыс. га.

56*. Осенью наряду с молодыми растениями пастушьей сумки в лесу можно встретить цветущие растения с плодами. Дайте объяс­нение этому явлению.

57*. Помимо растений, в листьях которых протекает процесс фотосинтеза, встречаются растения с хорошо развитыми листьями, но в них не происходит фотосинтеза (например, внутренние листья кочана капусты). Объясните это явление.

58*. Многие зимние сорта яблок снимают с дерева еще зеле­ными и совсем невкусными, однако через некоторое время они до­зревают. Объясните это явление.

59*. В листьях растений в хлоропластах интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в плодах (рис. 3)? Почему?

60*. При выращивании некоторых овощных растений, например капусты, нельзя обрывать наружные листья. Почему?

61*. Летом многие пруды, а также аквариумы, которые стоят у окон, «зацветают» — вода в них теряет свою прозрачность и ста­новится зеленой. Почему это опасно для жизни водоема?

62*. На пустыре, где росла крапива, решили посадить огурцы или горох. Крапива, как известно, растет на богатой минеральными веществами почве. На этом участке посадили горох. Правильно ли был сделан выбор?

63*. В тропических лесах можно встретить деревья, корни кото­рых располагаются не только в почве, но и над почвой. Дайте объяснение этому явлению.

64*. Косить траву можно в любое время дня, но народная мудрость гласит, что лучше всего ее косить утром. Справедливо ли это утверждение?

65*. Большинство растений, цветущих весной, отцветают весной или в начале лета, однако известно, что некоторые из них иногда дают отдельные цветки и осенью. Объясните это явление.

66*. Если в почву, бедную известью, положить кусочек мрамора, то через некоторое время (около трех месяцев) он будет «изъеден» корнями растений. Каким образом растения «грызут» камни?

67*. На месте вырубленного леса часто начинается заболачи­вание почвы. Чем это можно объяснить, ведь эти участки гораздо сильнее освещаются и обогреваются солнцем?

68*. Среди растений средней полосы крупные и яркие цветы имеют в основном травы и кустарники, а не деревья. Как вы ду­маете, почему?

БАКТЕРИИ. ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ

69. Известно, что воздух в местах большого скопления людей, например в кинотеатрах, на вокзалах, насыщен бактериями, а в чистом воздухе, особенно в природных условиях, их мало. Почему?

  1. Важнейшую роль в разложении погибших животных и расте­ний играют бактерии гниения. В очень сухой почве, например в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяс­нение этому явлению.

  2. Одна бактериальная клетка через 10 дней может дать по­томство, равное по объему земному шару. Однако этого не проис­ходит. Почему?

  3. Многие виды бактерий могут находиться в условиях, кото­рые для других организмов совершенно неприемлемы. Предложите объяснение этой особенности бактерий.

  4. Руды железа и марганца встречаются не только в местах залегания пород, но и на дне многих озер и болот. Откуда они могли там появиться?

  5. В сосновом бору встречается обычно много маслят, а в бе­резовом — подберезовиков. Почему?

  6. Шляпочные грибы, используемые человеком в пищу, часто бывают червивыми. Поражаются ли этими вредителями ядовитые трибы (мухомор, бледная поганка и т. д.)?

  7. В последние десятилетия в Европе картофель сильно по­вреждает фитофтора; в Центральной Америке этот гриб также ши­роко встречается, но особого вреда картофелю не приносит. Почему?

  8. Лишайники не высасывают соков из деревьев, но, поселив­шись на коре, причиняют им вред. Почему?

78*. Луговые опенки и другие грибы часто образуют на лу­жайках замкнутые круги (в народе их называют «ведьмины круги»), внутри которых грибы не растут. Объясните это явление.

79*. На двух полях посеяли горох. Первое поле обработали препаратом, уничтожающим бактерии, второе не обрабатывали. На каком поле урожай будет лучше?

80*. Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к ство­лу дерева, а в дождливое — на некотором от него расстоянии. Дайте объяснение этому явлению.

81*. Лишайники чувствительны к чистому воздуху. Они широко распространены в природе, но почти не встречаются в больших городах. Почему?

82*. Гриб спорынья, поражающий завязь цветка различных зла­ков, встречается чаще всего на ржи и почти не встречается на самоопыляемой пшенице. Дайте объяснение этому явлению.

ЖИВОТНЫЕ

  1. Известно, что простейшие широко распространены в почве и воде, однако они не могут жить в кипяченой воде. Почему?

  2. Водоем, населенный простейшими, высох. Пошли дожди, за­полнили его, в водоеме вновь появились простейшие. Как объяснить это явление?

  3. Эвглена зеленая всегда плывет из более темной в более освещенную часть водоема; инфузория-туфелька переплывает по мостику между двумя каплями из соленой жидкости в чистую воду. Что общего между этими явлениями?

  1. На предметное стекло микроскопа помещали каплю чистой воды с инфузориями. Затем соединяли ее водяным мостиком с другой каплей, в которой были бактерии. Инфузории стали перехо­дить в каплю с бактериями. Почему?

  2. С давних времен человек страдает от изнурительной болот­ной лихорадки (малярии), особенно распространенной в странах с теплым климатом. Почему долгое время перед ней была бес­сильна медицина?

  3. Осенью с наступлением неблагоприятных условий гидры ис­чезают из водоемов, но затем следующей весной вновь появляются. Откуда они появляются?




  1. Пресноводная гидра (рис. 4) не может обитать в водоемах с быстрым течением, а в водоемах со стоячей водой широко встре­чается. Почему?

  2. Проплывающая дафния задевает гидру. Предположите, что может произойти.

  3. Биологи и медики подробно изучают регенерацию частей тела гидры. Предположите, почему это важно для медицины.

  4. У гидр в водоемах почти нет врагов. Если рыба схватит гидру, то сейчас же вместо того, чтобы проглотить, выпустит ее. Почему?

  5. Какое значение имеет для медузы-корнерот голубоватая окраска?

  6. В тропических морях некоторые виды колониальных поли­пов образуют большие коралловые рифы. Так, длина Большого Барьерного рифа примерно 2000 км. Почему оказалась возможной постройка столь малыми животными таких гигантских сооружений?

  7. Важный продукт питания человека — мясо, однако употреб­ляют его только после специальной кулинарной обработки. Почему необходима такая обработка мяса?

  1. Ученые установили, что существует связь между числен­ностью некоторых видов моллюсков в водоемах около пастбищ и глистными заболеваниями пасущегося там крупного рогатого скота. Объясните эту зависимость.

  2. В Московской области на 1 га богатых перегноем полей живет до 4,5 млн. дождевых червей. Рассчитайте, используя мик­рокалькулятор, сколько почвы за сутки перерабатывают дождевые черви на площади 20 га земли, если один дождевой червь может переработать за это время около 0,5 г почвы. Какова их роль в процессе почвообразования?

  3. Дождевые черви живут в норках, которые они роют во влажной почве; в сухой же почве они сплетаются в клубок. Какое значение имеет в жизни дождевых червей это явление?

  4. Перед одним дождевым червем положили кусочек булки, смоченной в молоке, а перед другим — зубчик чеснока. Предполо­жите, как поведет себя червь и почему.

  1. В морском заливе на площади 30 га собираются разводить двустворчатых моллюсков;— мидий. Какой урожай можно получить, если в некоторых местах мидии" скапливаются массой до 20 кг на 1 м2? Обоснуйте экономическое и экологическое значение разведе­ния мидий в заливе.

  2. В первые годы жизни раки линяют часто, с пятилетнего возраста—не чаще одного раза в год, а потом совсем перестают линять. Чем это можно объяснить?

  3. Около вашего дома имеется несколько, водоемов (река, озеро, пруд). Вам стало известно, что в некоторых из них водятся речные раки. Где вы будете их ловить и в какое время суток?

103*. В Баренцевом море во время рыболовной путины в пище­варительных органах трески обнаружено большое количество мел­ких рачков. Но треска — хищник, который рачками не питается. Найдите причину существующей зависимости.

  1. У паука-крестовика (рис. 5) имеются ногощупальцы и хо­дильные ноги. Отличаются ли они по строению и функции?



  1. Если положить на паутину чистую бумажку, паук на нее не реагирует, но если на ней была раздавлена муха, то паук нападет на бумажку и опутает ее паутиной. Дайте объяснение поведению паука.

  2. Паук-крестовик твердую пищу есть не может. Но его жерт­вы-насекомые имеют твердый хитиновый покров. Каким образом паук все же питается насекомыми?

  3. Два друга поспорили: один утверждал, что скорпион (рис. 6) —представитель ракообразных, а другой — что скорпионы относятся к паукам. Кто из них прав?

  4. Паук-серебрянка, как и все пауки, дышит кислородом воз­духа. Но в отличие от других паукообразных он живет под водой. Под водой выводится и растет его потомство. Какое приспособле­ние имеет паук-серебрянка, позволяющее ему жить в воде?

  5. Инфекционный энцефалит — тяжелое заболевание голов­ного мозга. Возбудитель этого заболевания передается человеку при укусе таежных клещей. Какие меры предосторожности против этого заболевания вы знаете?

  6. Личинка майского жука питается перегноем, корнями трав и деревьев, а взрослый жук — листьями деревьев. Какое приспо­собительное значение для майских жуков имеют эти различия в питании?

11.1. Почему нельзя уничтожить всех насекомых-вредителей, не­смотря на огромный вред, который они приносят сельскому хо­зяйству?

  1. Многие бабочки питаются нектаром цветков, способствуя перекрестному опылению растений, т. е. приносят пользу сельскому хозяйству. Но в то же время бабочки наносят большой ущерб сельскохозяйственным растениям, и их приходится частично уничто­жать. Объясните, в чем тут дело.

  2. Замечено, что куколки большинства бабочек Сибири зи­муют в почве, а в Европе — в щелях и трещинах коры деревьев. Укажите биологическое значение этого явления.

  3. Многие насекомые, особенно бабочки, пчелы, муравьи, об­ладают высокочувствительными органами чувств. Они способны воспринимать даже слабые запахи, звуковые и световые сигналы. Какое биологическое значение для насекомых имеет высокая чувст­вительность их органов чувств?

  4. Гусеницы капустной белянки встречаются в больших коли­чествах на кочанах капусты. Они сильно объедают листья. Их часто называют «капустными червями». Правильно ли их называть «чер­вями»?

  5. Объясните, почему в районе леса, где были уничтожены гусеницы, хуже стали расти деревья.

117.За сутки одна божья коровка уничтожает до 100 тлей, ее самка за летний период откладывает 1000 яиц, а каждая личинка до окукливания (40 суток) уничтожает до 1000 тлей или 3000 их личинок. Рассчитайте, сколько тлей уничтожают пара жуков и их поколение за летний период (90 дней). Сделайте вывод из этих данных.

118. Самка колорадского жука откладывает до 2400 яиц, из которых выходят мясистые, прожорливые личинки, уничтожающие за свою жизнь до двух граммов зеленой массы картофеля, а взрос­лый жук до четырех граммов. Рассчитайте, какой вред могут на­нести пара колорадских жуков и их потомство в течение двух лет, если за лето развивается до трех поколений жуков.

119: Относительная мышечная сила, т. е. соотношение тяжести поднимаемого груза и массы собственного тела у человека в сред­нем равна 0,86, у жука-носорога —100, а у древесного жука—850. Рассчитайте, какой груз мог поднять человек массой 70 кг, если бы у него было такое же соотношение массы и мышечной силы, как у древесного жука.

  1. Одним из способов борьбы с вредителями плодовых де­ревьев является механический способ борьбы — отряхивание. В ка­кое время суток лучше стряхивать жуков?

  2. Два ученика наблюдали за развитием личинок мух на кусочке мяса. Один -из них утверждал, что мухи питаются непо­средственно мясом, а другой — продуктами его гниения. Кто из них прав?

  3. Современная биологическая наука способна придумать средства, чтобы в отдельных регионах совсем уничтожить комаров, гнуса, мух и других вредных насекомых. Однако ученые ищут дру­гие пути борьбы с вредителями, уничтожая только часть их или защищаясь от них и их вредного воздействия на людей и народное хозяйство. Объясните, почему нельзя уничтожить всех вредных на­секомых. Подумайте, какие могут быть исключения из этого правила.

  4. Довольно много хищных насекомых и насекомых, парази­тирующих на гусеницах, специально разводят в лабораториях. За­чем это делается?

  5. Насекомые — наиболее распространенные животные на Зем­ле. Среди них встречаются виды, ведущие одиночный и общественный образ жизни. Какое преимущество дает некоторым насекомым об­щественный образ жизни?

  6. В общественной организации жизни поведение муравьев более сложно, чем у пчел. На основании каких фактов правомерно это утверждение?

  7. В поверхностном слое океана плавают серебристые рыбы, на глубине 200—400 м — красноватого цвета, еще глубже — фиоле­товые и черные, а вот донные глубоководные рыбы вовсе не окраше­ны. Раскройте биологическое значение различия окраски рыб.

  8. Знаменитый океанолог Жак-Ив Кусто назвал одну из своих книг «В мире безмолвия». Так ли уж он прав? Обоснуйте свой ответ.

  9. Костистые рыбы легко меняют плотность тела за счет изменения объема плавательного пузыря

и благодаря этому регули­руют глубину погружения. Однако у многих хрящевых рыб, напри­мер у некоторых видов акул, его нет. Благодаря чему всплывают и погружаются многие виды акул?

129. Форель может жить в водоеме с медленнотекущей водой, но метать икру уходит в быстро­текущие реки. Можно ли разводить форель в прудовых хозяй­ствах?

130. Горбуша мечет икру, а затем закапывает ее в мелкий гравий, а не в ил. Какое биоло­гическое значение имеет такое по­ведение рыбы?

  1. Среди рыб мало видов с постоянным местом обитания. Большинство совершает более или менее значительные миграции. Объясните это явление в жизни рыб, исходя из особенностей их питания, размножения.

  2. Карпа, отличающегося большой плодовитостью и быстрым ростом, разводили еще в Древней Греции. Сегодня это наиболее распространенная в прудовом хозяйстве рыба. Благодаря каким качествам карпообразным отводится первое место среди «одомаш­ненных» рыб?

  3. В первый год жизни карп в прудовом хозяйстве весит 20 г. На второй год его масса достигает 600 г. Средняя продук­тивность пруда 250 кг с 1 га. Вычислите, сколько килограммов рыбы дает пруд площадью 25 га и сколько приблизительно карпов второго года будет в нем.

  4. Большинство рыб при размножении выметывают очень большое число икринок (например, сельдь —-150 тыс., щука — 100 тыс., треска—7 млн.). Колюшка и морской конек откладывают небольшое число икринок. Какое биологическое значение имеет для рыб выметывание разного числа икринок? Почему оно разное у рыб?

  1. Земноводные получили название за способность жить на суше и в воде. Чего в них больше — «земного» или «водного»?

  2. Кожа лягушки покрыта влажной слизистой пленкой. Какое значение имеет влажность кожи для жизни лягушек?

  3. В процессе эволюции у земноводных сформировались ко­нечности рычажного типа (рис. 7). В чем биологическое значение такого способа передвижения?

  4. Лягушки живут в водной среде и на суше. Как они пере­двигаются в этих разных средах обитания?



  1. Лягушки охотятся за движущейся добычей. Они хватают ее и проглатывают, однако ученые-биологи утверждают, что «ля­гушки едят, используя глаза». Насколько они правы?

  1. Перед лягушкой ученики положили муху с поврежденным крылом, чтобы сфотографировать, как она будет ее есть. Вдруг муха исчезла. Дайте объяснение этому факту.

  2. Во многих селах Украины и России был обычай летом для предохранения молока от скисания опускать в него лягушек. Что вы думаете по этому поводу?

  3. Некоторые люди предпо­лагают, что если трогать лягушек бородавки (рис. 8). В чем несостоятельность этого мнения?


  1. Лягушки могут находиться длительное время на дне водо­ема, при этом не задыхаясь. Дайте объяснение этому явлению.

  2. Лягушки хорошо приспособлены к размножению в воде и откладывают икру в определенных местах. Какие особенности строе­ния икры лягушки и расположения ее в водоеме способствуют сохранению тепла, необходимого для ее развития?

  3. Жаба за ночь теряет до 15% своего веса. Как и чем она'; восполняет недостаток влаги?

  4. Земноводные в большом количестве поедают различных насекомых; некоторые из них, например жабы, охотятся ночью. Чем полезны такие биологические особенности земноводных для народного хозяйства?

  5. Из 6000 видов пресмыкающихся, известных на Земле, боль­шое число видов находится в районах с тропическим и субтропи­ческим климатом, а в средней полосе их значительно меньше. По­чему?

  6. Ящерицы в отличие от большинства земноводных могут жить на суше вдали от водоемов. Почему?

  7. Современные пресмыкающиеся — небольшая ветвь, уцелев­шая от вымирания когда-то процветавшего класса. Представители каких групп пресмыкающихся сохранились в настоящее время?

  8. Если вы схватите ящерицу за хвост, то часть хвоста ос­танется у вас в руках, а ящерица убежит. Какое биологическое зна­чение имеет такое явление в жизни животного?

  9. Некоторые виды современных черепах ведут водный образ жизни. Известно, что их предки были типичными наземными жи­вотными. Докажите, что эти черепахи вторично приспособились в процессе эволюции к водному образу жизни.

  10. Почему в настоящее время большинство ядовитых змей находится под охраной государства? Какое значение они имеют в природе и деятельности человека?

  11. К змее приблизили обернутую черной бумагой холодную

электрическую лампочку. Она не обращала на нее никакого внима­ния, но стоило лампочку включить и начать двигать ею, как змея молниеносно бросилась на нее. Как объяснить это явление?

154. Пресмыкающиеся характе­ризуются следующими признаками: сухая кожа с роговым покровом, легочное дыхание, трехкамерное сердце, непостоянная температура тела, внутреннее оплодотворение, яйца с плотной оболочкой и боль­шим запасом желтка. Укажите, какие признаки говорят о более высокой организации пресмыкаю­щихся по сравнению с земновод­ными, какие — о приспособлении

этих животных к наземно-воздушнои среде ооитания и какие признаки являются общими для земноводных и пресмыкающихся.

  1. Птицы — теплокровные хордовые. У них четырехкамерное сердце, два круга кровообращения, кожа лишена желез, тело по­крыто роговыми перьями, передние конечности видоизменены в крылья, челюсти имеют вид клюва. Птицы отличаются разнообраз­ными инстинктами. Какие из этих признаков указывают на более высокую организацию птиц по сравнению с такими позвоночными, как рыбы, земноводные и пресмыкающиеся?

  2. У большинства животных зубы располагаются в ротовой полости и служат для захватывания и размельчения пищи. Почему о птицах говорят: «У птицы зубы в желудке»?

  3. Правильно ли с научной точки зрения выражение: «Пти­цам не так страшен холод, как голод»? Почему?

  4. Часто можно видеть, как птица в холодное время нахохли­вается, делается более пушистой (рис. 9). Объясните значение этого явления.



  1. Замечено, что в новых парках птицы встречаются редко, в то время как в старых их много. Чем объяснить это явление?

  2. Скворчата очень прожорливы. Чтобы прокормить малышей, родители трудятся по 17 ч в сутки, скармливая птенцам более 300 г вредных насекомых. Рассчитайте, сколько насекомых уничто­жит колония скворцов из 25 пар в период выкармливания птенцов (17 дней).

  3. Ласточки (пара) в период выкармливания прилетают к гнезду до 400 раз в день, принося за один раз 0,5 г насекомых. Период выкармливания длится 20 дней. Сколько килограммов на­секомых уничтожают в период выкармливания птенцов три пары ласточек?

  4. Воробьи и другие виды птиц любят купаться в воде, мел­ком песке и пыли дорог. Объясните, почему птицы купаются в пыли.

  5. Часто можно услышать: «Ест мало, как птичка». Насколько обоснованно такое утверждение?

  6. С наступлением весны большинство птиц начинают гнез­диться. Лес заполняется пением птиц, в то время как в конце лета в лесу тихо. Предположите, какое значение играет пение весной в жизни птиц.

  7. Ласточки, стрижи, мухоловки улетают на юг на зиму, а дятлы, синицы, рябчики, тетерева, глухари остаются. Дайте объяс­нение такому поведению птиц.

  8. Насекомоядные птицы — стрижи, ласточки и другие—при­летают в мае — июне, они и улетают первыми, затем улетают зерно­ядные, а водоплавающие рано прилетают и улетают с первыми заморозками. Какие выводы можно сделать из порядка прилета и отлета известных вам перелетных птиц? С чем это связано?

  9. Одни люди считают воробья полезной, а другие — вредной птицей. Объясните, почему появилось такое противоречие.

  10. Стрижи охотятся на большой высоте. Улетают они из сред­ней полосы в конце августа раньше других насекомоядных птиц. Почему так рано улетают стрижи?

  11. Грифы питаются падалью. Почему их нужно охранять?

  12. В природе известно более 8600 видов птиц, а одомашнено 4 вида куриных (куры, индейки,, цесарки, павлины) и 5 видов из отряда гусеобразных (2 вида уток и 3 вида гусей). Объясните, почему человек для одомашнивания выбрал именно этих птиц.

  13. Среди всех позвоночных, обитающих на Земле, наиболее высокоорганизованными являются представители класса млекопи­тающих. Докажите правомерность такого утверждения.

  14. У разных млекопитающих степень развития обоняния, зре­ния, слуха, осязания и вкуса неодинакова. Предположите, с чем это связано.

  15. Условные рефлексы — реакции животного, которые выраба­тываются на сигналы о пище, опасности, об изменении во внешней среде (следы, звуки животных, запахи врагов и жертв, появление или исчезновение растений, водоемов). Условные рефлексы легко и быстро вырабатываются у видов с хорошо развитой корой боль­ших полушарий. Какое биологическое значение имеет выработка у млекопитающих условных рефлексов?

  16. Если условия, вызывающие у животного образование ус­ловных рефлексов, изменятся, например из данного района обитания оленей ушли преследующие их хищники, то выработанные условные рефлексы перестают проявляться (тормозятся). Олень не (убегает при звуках, похожих на подкрадывание хищника, и не идет к пересох­шему ручью. Какое значение для животных имеет эта способность утрачивать условные рефлексы?

  17. Кто такой утконос: зверь с птичьим клювом, птица со зве­риным телом или ящер, покрытый шерстью?

  18. Одна землеройка в тече­ние суток съедает такое коли­чество насекомых, которое по весу примерно соответствует массе ее тела (10 г). В лесу, подходящем по условиям обита­ния, на 1 га в среднем прихо­дится 100 землероек. Из всех уничтоженных землеройками насекомых примерно 40% — вредители леса. Сколько вреди­телей уничтожат землеройки за год на 25 га леса?

  19. Летучие мыши и дельфины хорошо ориентируются в темноте. Попробуйте объяснить, какое физическое явление лежит в основе этой способности у лету­чих мышей и дельфинов.

  20. Наиболее надежная защита ежа от хищников — способ­ность быстро свертываться в колючий шар. Однако некоторые из хищных животных могут одолеть свернувшегося ежа. Так, филин разрывает его шкуру когтями, а лиса заставляет развернуться, столкнув его в воду (рис. 10). О чем свидетельствуют такие явления?



  1. Правильно ли с научной точки зрения выражение: «Волка ноги кормят»? Почему?

  2. Отряд парнокопытных насчитывает около 200 видов живот­ных, но только часть из них человек одомашнил. Почему лось, антилопа-канна, изюбрь, пятнистый олень могут быть перспектив­ными для одомашнивания?

  3. Многие считают, что свиньи валяются в грязи, потому что любят грязь, но они с удовольствием купаются и в чистой воде. Предположите, зачем свиньи «купаются» в грязи.

  4. Киты ведут такой же образ жизни, как и рыбы, имеют обтекаемую форму тела, плавники. Однако кит не рыба. Почему?

  5. По каким направлениям ведется селекция лошадей?

  6. При содержании сельскохозяйственных животных в холод­ных помещениях затрачивается больше кормов, чем в теплых. Объясните почему.

  7. При рассмотрении коллекции насекомых или птиц одних и тех же видов видно, что они обладают основными признаками вида, но отличаются размерами, окраской и др. Какие признаки вида наследственные, а какие отражают изменчивость вида?

  8. Ч. Дарвин, опираясь на теорию естественного отбора, был уверен, что наука найдет доказательства происхождения позво­ночных животных. Как вы думаете, на основании каких доказа­тельств можно говорить о происхождении современных позвоноч­ных животных?

  9. На конвертах и наклейках спичечных коробков иногда пе­чатают призыв «Охраняйте полезных животных и птиц» (рис. 11). Что неверно в этом выражении?



  1. Установите цепи питания в луговом сообществе. Предположи­те, к чему приведет их наруше­ние.

  2. В природном сообществе есть производители органического вещества (растения), потреби­тели его (животные) и разруши­тели органических веществ до минеральных солей (бактерии и плесневые грибы). Что произойдет, если эта цепь будет нарушена?

  1. Волков называют справедливо «санитарами леса», но регу­лировать их численность все же необходимо. Почему?

  2. Роль млекопитающих в природе во многом зависит от их численности. Крупных зверей относительно мало, средних и мелких значительно больше. Решите, каких диких животных следует охра­нять и численность каких животных надо ограничивать.

  3. У зародышей наземных позвоночных в определенный период эмбрионального развития имеются жаберные щели. Что это доказывает?

193*. На плантацию мидий напали морские звезды. Были наняты ныряльщики, которые уничтожали морских звезд, разрезая их на части. Через некоторое время плантация мидий была пол­ностью уничтожена морскими звездами, которых появилось видимо-невидимо. Дайте объяснение этому явлению.

194*. Между щупальцами медузы физалии прячутся рыбки немеусы. Здесь они находятся в безопасности, хотя медуза способна парализовать своими стрекательными клетками и более крупное животное. Объясните это явление.

195*. Пойманных раков хранят в корзинах с сочными побегами крапивы, которые обладают бактерицидными свойствами. При других способах хранения раков без воды они быстро погибают. Почему раки при хранении в крапиве могут несколько дней оста­ваться живыми?

196*. Один ювелирный магазин неоднократно подвергался кра­жам со взломом. Владелец магазина нашел способ положить конец нежелательным ночным визитам: он пустил в освещенную витрину крупного тарантула и написал: «Магазин охраняется по ночам тарантулами». Из каких соображений владелец магазина, приобрел таких стражей и насколько он прав?

197*. Жуки-навозники обладают способностью скатывать гро­мадные шары из навоза (в 20 раз больше себя). Древние египтяне считали их священными животными и называли скарабеями. Что в поведении жука могло вызывать удивление и восхищение егип­тян?

198*. Ученые установили, что на пшенице живут 128 различных вредителей, на ржи — 70, на овсе — 42. Использование химических средств борьбы с ними не всегда дает ожидаемый эффект. Появились насекомые, на которых перестали действовать отравляющие хи­мические средства. Какие вы можете предложить способы борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений?

199*. Если побеспокоить упавшую вверх брюшком божью ко­ровку, то на ножках у нее появляются ярко-желтые капельки, обладающие ядовитыми свойствами. Дайте объяснение этому явле­нию. Какое значение имеет яркая окраска божьей коровки?

200*. Муха цеце — неядовитое насекомое, однако укус ее вызы­вает болезнь и гибель лошадей, крупного рогатого скота. Дайте, объяснение такому свойству мухи цеце.

201*. Большинство цветковых растений поражаются насекомыми-вредителями; мхи и папоротники повреждаются ими значительно реже. Объясните эти факты, вспомнив историю развития расти­тельного и животного мира.

202*. Если побеспокоить гусеницу капустной белянки, то она начнет выделять изо рта едкую жидкость, которая отпугивает жи­вотных. Какое значение имеет такое поведение в жизни капуст­ницы?

203*. У млекопитающих и птиц имеется сложная система пе­редачи информации (звуки, позы). Предположите, каким образом сообщают жизненно важную информацию насекомые.

204*. Гибрид белуги и стерляди — бестер при нормальном выращивании в первый год жизни достигает массы 80 г, через два года — в 100 раз больше, а еще через год — в 5 раз увеличивает свою массу. Вычислите массу гибрида на третьем году и составьте график его роста.

205*. Питон отыскивает свою жертву даже ночью в кромешной тьме. Предположите, как это происходит, ведь известно, что змеи видят и слышат очень плохо.

206*. Существует гипотеза о том, что в различных районах суши и водных бассейнах Земли, например в Африке, живут не­которые виды динозавров и других древних животных. Обоснуйте состоятельность данной гипотезы или опровергните ее.

207*. Все птицы схожи по некоторым особенностям скелета, внутреннего строения, размножения, а также по форме клюва, ног, тела, окраске. Как вам кажется, какие признаки больше ука­зывают на сходство по происхождению, а какие на сходство по образу жизни в различных внешних условиях?

208*. Не раз наблюдалось: только вылупившиеся и выпавшие из гнезда птенцы певчих птиц погибали, так как родители на них не обращали внимания; в то же время выпорхнувших из гнезда слепышей родители первое время кормят вне гнезда. Объясните это явление.

209*. Самец белой куропатки издает звуки, похожие на лай собаки. Звуки, похожие на смех, издают филины, сова неясыть, черноголовая чайка. Звуки, похожие на блеяние ягненка, издает бекас, а на рев быка — самец выпи. Могут ли птицы передавать «песню», заимствованную у других птиц или зверей, по наслед­ству?

210*. Летучие мыши летают ночью, не задевая за ветви. Даже если заклеить им глаза, они не станут ориентироваться хуже. Чем объясняется такая способность ориентироваться? Как-исполь­зуется в технике это явление?

211*. Охота на дельфинов во многих странах мира запрещена. Выскажите свои соображения по этому поводу.

212*. В пустыне песок раскаляется до 60—70 ° С, а верблюды спокойно ходят по нему и даже ложатся на песок. Почему верблюды не получают ожогов 213*. Киты хотя и живут в воде, но дышат легкими. Несмотря на наличие легких, кит не проживет и часа, если случайно очутит­ся на суше. Почему?

214*. Мелкие животные обладают способностью быстро размно­жаться, а между тем число особей многих видов в среднем остается постоянным. Чем это можно объяснить?

215*. Для простейших углекислый газ не является жизненно необходимым, а в высоких концентрациях даже вреден. Тем не менее инфузории-туфельки всегда плывут в ту сторону, где больше углекислоты. Почему?

216*. Иногда в некоторых регионах в прудах наблюдается кроваво-красное «цветение» воды. Это явление вызывало в старину ужас у населения, как якобы предвестник войны и других бедствий. Найдите объяснение причинам такого явления.

217*. Медузы удивительно точно «предсказывают» шторм (соби­раются у прибрежной зоны). По принципу «уха» медузы сконст­руирован прибор, предупреждающий о приближении шторма. Какие свойства органов медузы помогают им «предсказать» шторм?

218*. Класс млекопитающих составляют наиболее высокоорга­низованные животные, однако многие специалисты считают наиболее «процветающим» среди животных в настоящее время класс насекомых. Приведите аргументы, подтверждающие эту точку зрения.

219*. Случайно занесенный из Европы в США непарный шелко­пряд быстро распространился на огромной территории, оголяя сады и леса, а в Европе эта бабочка менее опасна. Почему?

220*. Среди насекомых-кровососов особенно выделяется слепень из отряда двукрылых, самка которого высасывает за один раз до 200 мг крови. Укусы слепня очень болезненны. Объясните, почему у коров, которым сильно досаждают слепни, снижаются удои.

221*. Оводы из отряда двукрылых ничего не едят; они лишены даже ротового аппарата; живут всего несколько дней, а вред от них огромный. Объясните, почему оводы являются опасными вра­гами сельскохозяйственных животных.

222*. Платяная моль — бабочка, не имеющая рта, наносит боль­шой вред мебели, одежде. В отчете текстильной промышленности Англии сообщалось, что комнатная моль ежегодно съедает 3500 т тканей. Как может моль «съедать» такие несъедобные вещи?

223*. Любопытную историю рассказал известный натуралист К. Брем про одного араба, уснувшего на скале. Когда он на утро проснулся, то оказался совершенно голым; за ночь насекомые съели всю его одежду. О каких насекомых идет речь, какие биологи­ческие особенности позволяют им перерабатывать клетчатку?

224*. Муравей вернулся в свой муравейник, однако на него неожиданно накинулись муравьи, охраняющие муравейник, и вы­тащили его оттуда. Так продолжалось несколько раз. Но через некоторое время муравей без затруднения прошел в муравейник. Объясните, что случилось.

225*. В степи в озере, которое образовалось из талой воды, через некоторое время появились рыбы. Предположите, как это могло произойти.

226*. По отношению к температурному режиму рыбы делятся на холодолюбивых и теплолюбивых. Некоторые холодолюбивые рыбы (например, пестряк, полосатик, широколобик) живут у побережий Антарктиды — в воде, находящейся на грани замерзания. Пред­положите, чем объяснить такую холодоустойчивость этих рыб.

227*. Если в луже находится очень большое количество головас­тиков, то через некоторое время часть из них погибает и остаются наиболее приспособленные особи. Как объяснить это явление?

228*. Насколько справедливо с биологической точки зрения вы­ражение «Проливать крокодиловы слезы»?

229*. Утята и гусята, выведенные в инкубаторе, в первые часы жизни не могут держаться на воде и быстро тонут, а утята, которых вывела утка, сразу начинают плавать. Объясните это явление.

230*. Долгое время ученые были уверены, что основное на­значение хвоста у птиц—изменять направление полета (рис. 12). Позднее выяснилось, что это неверно. Какую же роль играет хвост птицы при полете?




231*. Волки зимой живут стаями, а лисицы и рыси нет (рис. 13). Объясните поведение этих животных.

Рис 13

232*. Гидру можно разрезать на много частей, и из каждой разовьется новое животное. С какой особенностью беспозвоноч­ных животных связано это явление? У каких животных оно еще наблюдается?

233*. Если на десятки квадратных километров вода в океане окрашена в розовый и фиолетовый цвета, то старые китобои го­ворят: «Ищи китов». Почему правы китобои?
  1   2   3   4