В. Вы замечательно прочитали стихотворение. Какой нарисована наша Родина в этом произведении? (Необъятная, могучая, великая, красивая.)
В. Как называет ее поэт в конце стихотворения? (Матерью.)
Верно. И мы
тоже должны любить свою родину, как каждый человек любит свою маму.
Упражнение «Это важное слово»:В.Предлагает детям карточки со словами, мольберт с магнитными буквами.
В.Велика и необъятна Россия. Много в ней городов и сел, рек и озер. Есть в России горы. Ее берега омывают разные моря. Прочитайте слова и объясните, что они обозначают. (Россия, Москва, Бодайбо, Витим, Дон, Байкал.)
В.Посмотри, с какой буквы начинается слово Россия, возьми ее и поставь ее на доску, Даша.
В. А ты, Леша, посмотри,
какая буква вторая по счету в слове Москва, и поставь ее после буквы Р.
В.Сережа, а ты определи третью букву в слове Бодайбо и поставь после буквы О.
В. Ксюша, определи какая буква стоит в слове Витим, между буквами Т и М. Поставь ее после буквы Д.
В. Леня, назови букву, стоящую в конце слова Дон. Найди ее и поставь после буквы И.
В. Анечка, назови предпоследнюю букву в слове Байкал. Поставь ее после буквы Н.
В. Какое слово вы составили? Прочитайте его. (Родина.)
В. Молодцы! Посмотрите еще раз внимательно и запомните, как пишется это слово.
Чтение рассказа «Наше отечество»:Воспитатель предлагает сесть детям удобно и послушать рассказ. В. Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, а матерью – потому, что она вскормила нас хлебом,
вспоила своими водами, выучила своему языку. Много есть на свете и кроме России разных хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
/ По К.Д.Ушинскому./
Беседа по прочитанному рассказу:В.- Давайте поговорим о рассказе, который я вам прочитала. Ответьте на мои вопросы. Как называет автор вою родину? (Матушка Россия.) Почему мы зовем Россию Отечеством? (В ней жили наши отцы и деды.)
В.- Правильно, слово Отечество образовано от слова отец. Почему мы зовем ее Родиной? (В ней мы родились.) А почему мы называем Родину матерью? (Она кормила нас своим хлебом…) Как заканчивается рассказ? (У человека одна родная мать и Родина у него одна.)
Рассматривание герба России:Воспитатель обращает внимание на герб России двуглавого орла и объясняет сиволику.
-У России величаво на горбе орел двуглавый,
Чтоб на запад и восток посмотреть бы сразу мог.
Сильный,
мудрый он и гордый, он России дух свободный.
Физкультминутка «Березонька»:(Все движения выполняются плавно)
Береза моя, березонька (движение правой рукой в сторону – вверх),
Береза моя кудрявая! (То же левой рукой.)
Стоишь ты, березонька (поднять руки вверх),
Посреди долинушки (опустить руки).
На тебе, березонька (руки вытянуть вперед, ладошки вверх),
Листья зеленые (опустить руки).
Трава шелковая (движение руками вправо – влево).
Вокруг тебя, березонька (поднять туловище),
Девицы красные (движение головой вправо – влево)
Венки вьют-плетут (вращение руками перед собой).
Рассматривание рисунков детей:Воспитатель обращает внимание на заранее оформленную выставку детских рисунков, нарисованных на занятии по рисованию по теме «Березка русская»
Упражнение «Составь схему предложения»:В. Ребята, послушайте предложение и составьте его схему.
Березу считают символом России. Сколько слов в этом предложении? (Четыре.) Почему вы так обозначили последнее слово? (Это название страны, поэтому пишется с заглавной буквы и на схеме обозначается таким значком.) Какое второе (третье) слово по счету?
Составление предложений со словами Родина, Россия (воспитатель).
Игра с мячом «Семейка слов»:В. Предлагаю образовать слова из одной семейки со словом Родина. Кирилл, 5 сентября твоя мама тебя ... (родила).
-Каким словом можно назвать папу и маму? (Родители.)
- Каким словом ты назовешь родных дядю и тетю? (Родственники.)
-Какой брат у тебя есть? (Родной.)
-А кто живет в нашей стране? (Народ.)
-Какую песню мы пели? (Народную.)
-Как по другому можно назвать ключ, бьющий из под земли? (Родник.)
Перечислите все слова из одной семейки со словом Родина.
Вот какая большая семья получилась! И вы теперь знаете, что Родина – это та земля, где мы родились, где живет наш народ. Родина – родная земля.
Упражнение «Пословицы и поговорки о Родине» (воспитатель):
-Без корня и трава не растёт
.-Где родился - там и сгодился.
-Для
родной Отчизны не жаль и жизни-Кто Родине служит верно, тот долг исполняет примерно.
-Народы нашей страны дружбой сильны.
-Родную мать никем не заменишь.
-Родина - мать, умей за неё постоять
Рассматривание Государственного флага России:В.Назовите цвета Государственного флага России ( белый , синий, красный)
Игра «Закончи предложение»:
В. А теперь давайте поиграем в игру «Закончи предложение». Я начинаю предложение, а вы заканчиваете, обязательно используя слова моя Родина.
Отвечать надо быстро, дружно, громко и правильно.
На карте розовым цветом обозначена ...(Россия)
-Я очень люблю ...
-Сегодня мы говорили о ...
-Я горжусь ...
Итог: В.- «что сегодня нового вы узнали?»- (ответы детей). Ответы оценивают сами дети, а если что исправляет или подсказывает.
В.- Вы все молодцы! И помните, будущее нашей страны Россия во многом зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы любите свою Родину, что хорошего и полезного сможете сделать для нее, когда станете взрослыми людьми.
В.- Берегите Россию, нет России другой.
Берегите ее тишину и покой, это небо и солнце,
Этот
хлеб на столе и родное оконцеВ позабытом селе!
Звучит песня «наша Родина прекрасна» (слова и музыка З. Роот.)