Главная страница

Цели урока: Образовательная



Скачать 130.85 Kb.
НазваниеЦели урока: Образовательная
Дата18.04.2016
Размер130.85 Kb.
ТипУрок

Цели урока:

1.Образовательная:

Способствовать формированию представлений и умению анализа творчества выдающихся акынов на основе сообщений учащихся.

2.Развиавющая:

Развитие умения выступать перед аудиторией; умения слушать и слышать; смотреть и видеть; выделять главное.

3.Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение к наследию прошлого и глубокого интереса к творчеству акынов.

Гражданское и патриотическое воспитание.

Развитие эстетических качеств личности.

Тип урока: Урок применения знаний, умений и навыков.

МО: словесный, практический, наглядный.

Оборудование: Интерактивная доска, таблица, портреты.

Ход урока

1.Орг. момент

2.Опрос домашнего задания

3.Изучение новой темы

4.Закрепление темы

5.подведение итогов урока, задание на дом.

I.Опрос домашнего задания.

1.Среди десятков музыкальных инструментов народа наиболее распространёнными были: (домбра, кобыз, сыбызгы и сырнай).

2.Получает развитие инструментальная музыка, преимущественно: (домбровая).

3. В первой половине XIXв. в Западном Казахстане творили композиторы – кюйши. Они подготовили почву для таких гениев, как: (Курмангазы и Даулеткерея)

4.В первой половине XIXв. из народных композиторов – песенников выделялся своим творчеством: (Сегиз – серы)

5.Какой хан Младшего жуза, убитый своим политическим противником в 1809 г., создал выдающийся кюй «Шалкыма»? (Жанторе)

6.Немало музыкальных произведений посвящено борьбе с колонизаторами и угнетением в 30 -40 –х годах XIX века. Среди них кюи самого: (Махамбета)

II. Изучение новой темы:

1.Казахская литература первой половины XIX в.

2.Жизнь и поэзия Махамбета.

3.Поэты 30 – 40-х годов.

-Шернияз Жырылгас-улы.(1807-1867).

-Шоже Каржаубай-улы (1808-1895).

-Дулат Бабатай-улы (1802-1871)

-Суинбай Арон-улы (1822-1895)

Вступительное слово учителя:

В казахской литературе первой половины XIX века видное место занимает творчество биев, создавших яркие образы ораторского и поэтического искусства.

Их речи, высказывания и талгау получали распространение в народе. Вышедшие из рядов народа акыны-импровизаторы отразили в поэзии жизнь и стремления народа, его социальные проблемы.

Казахская литература первой половины XIX века развивалась в двух направлениях:

1.Защита интересов простого народа.

2.Защита интересов господствующего класса.

В первой половине XIX века по силе таланта на первом месте среди казахский поэтов стоит имя Махамбета Утемисова (1803-1846), поэта – воина, яркого выразителя народных чаяний. Он родился в Букеевско Орде.

Центральной темой творчества поэта было вооружённое восстание трудового населения против ханской и колониальной власти.

2.Опережающие задания.

Выступление учащихся.

  1. Жизнь и поэзия Махамбета

1 .Природный поэтический талант, врожденный острый ум, пример отца, воспитание в спартанском духе, мусульманское образование, активная жизненная позиция, обостренное чувство лидерства, желание принимать участие в различных состязаниях акынов. Всё это способствовало разностороннему развитию личности поэта.

Мой друг, его ты должен знать,

Он – воин и поэт.

Свои стихи он мог слагать

В седле – наш Махамбет.

Он перед ханом и муллой

Был горд и не робел.

Не подчинялся силе злой,

В словах, в делах был смел.

Разила острая строка

Всех трусов наповал.

Он сталью звонкого клинка

Народ к свободе звал.
2 . Махамбет Утемисов играл важную роль в народном восстании под руководством И.Тайманова, где он своими стихами и авторитетом призывал народ на борьбу произволом ханов царской власти. Идеология Утемисова строилась на базе его произведения, которые воспевали свободу, справедливость, героизм народных вождей, они были глубоко патриотичными.

Как я хотел, свой меч обнажив,

Груды увидеть мертвых голов,

Слышать предсмертный верблюжий рев

Ханов, что бедный народ томят,

Биев, что брюхо себе растят!

Как я хотел средь волжских лугов

Вольной толпой народ расселить!

Как я хотел скотом наводнить,

Волга, просторы твоих берегов!
3. Особое место в лирике Махамбета занимает образ батыра. Батыр – это “ер”.

Ер – мужчина, защитник, герой. Честь мужчины возвеличивает его род : “Ер намысы – ел намысы” (“честь мужчины – честь рода”). Понятие “ер” выше понятия “богатырь”. Ером может и должен быть каждый. Он должен быть предан ар іс, то есть “делу чести”. Не всякому дано стать “ар iесі”, то есть “хозяином чести”. Поэтому для батыра важна незапятнанность его имени и важна его цель: служение народу.

Тот не герой

Кто не стер стременами ноги,

Кто не слился с копьем на коне,

Кто не все еще вызнал дороги

И потник не изъездил вконец,

Кто не знал день и ночь непокоя,

Кто не бредил едой и водой, кто не спал,

Расстеливши в степи

Лишь потник

Под собою,

В изголовье -

С Полярной звездой,-

Тот еще не мужчина,

Не воин,

Тот еще не герой.

Махамбет Утемисов.
4. Хана Жангира считают “реформатором”, так как он хотел полностью реорганизовать строй, быт, обычаи казахского народа на так называемый “просвещенный лад”. Пиры, украшения, налоги, отнять власть у султанов, выбираемых народом, желание во всем подражать русским – вот цели хана.

Ты разве хан, что богом дан?

Да лютый волк ты –

Вот кто!

Позорной смертью кончишь ты.

Задушит черный албасты,

Или продажные друзья

Башку дубиной раскроят,-

Чтоб так издох ты.

Ты разве хан? – Один обман,

Твой злобный взгляд –

Змеиный яд.

Там плач и стон,

Где ты с хвостом,

Хан-скорпион.

  1. Шернияз Жарылгасулы (1806–1867 гг.)

Акын-импровизатор. Родился в нынешнем Уйылском районе на территории Актюбинской области. Азартно и одухотворенно исполнял стихотворные произведения. Шернияз активно участвовал в крестьянском восстании 1836–1838 годов под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова, и был идеологом и поэтом этого движения, воспевавшим все его события. Стихов, написанных во время восстания, мало, зато особенно ярко проявился талант поэта после поражения восстания, когда его участников отправляли в ссылку в далекую Сибирь. Шернияз тоже подвергся преследованиям, за ним был установлен надзор. Он был вынужден искать пристанища у султана Баймагамбета, где и провел остаток жизни. До наших дней произведения акына дошли не полностью. В своих стихах «Ай, Қазы би!» Шернияз призывает судей к справедливости и человечности, в стихах («Взяв в руки чашу»), «Сөз сөйлеймін бөлмелеп» («Говорю я урывками») он поднимает философские и жизненно важные вопросы. Произведение «Шернияздың Баймағамбет сұлтанға айтқаны» считается произведением высокой художественности. В некоторых своих произведениях («Байеке, вы наш нескончаемый родник»), («В руке со стягом, предок твой, Арыстанбек») и других он рассказывает о достоинствах и достижениях султана Баймагамбета, в то же время он откровенно указывает на его недостатки и отрицательные стороны.

Шернияз написал много стихотворных строк об Исатай батыре. Его стихи «Па, шіркін, Исатайдай сабаз тумас» («Не родится удальца, как Исатай»), («Золотой и драгоценный мой клинок»), («Исатай — баловень народа») и другие показывают смелость и отвагу Исатая, характеризуют его как выдающуюся личность.

Творчество Шернияза Жарылгасулы и его общественная деятельность дают нынешнему поколению определенную духовную силу, воспитывают в народе чувства национальной гордости и патриотизма, а его вклад в развитие искусства слова неоценим. Он совершенствовал искусство поэтической импровизации.


  1. Шоже Каржаубайулы (1808 – 1895 гг.)

Шоже Каржаубайулы - акын, импровизатор, непобедимый мастер айтыса. Творчество и талант Шоже Каржаубайулы, его произведения оцениваются как одно из выдающихся достижений степного творчества казахского народа.    С детства играл на кобызе, домбре, увлекался поэтическим искусством. Участвуя в различных празднествах, торжествах, пирах, рано заслужил народное признание. Испытал тяжелое бремя бедности, слепоты. Поэтому свое поэтическое дарование вынужден был использовать в качестве средства к существованию. Некоторые его произведения «Диукею», «Хвала Бийтику» посвящены восхвалению отдельных известных лиц. Вместе с тем, Шоже беспощадно критиковал богатых, алчных людей, смело разоблачал произвол, несправедливость.

    Шоже - крупный мастер айтысов. Его слова «Хотя был слеп, но ни в чем не уступал семнадцати поэтам» свидетельствуют о том, что он вступал в айтыс, в поэтическое состязание со многими известными поэтами своего времени.

   В состязаниях с Балта и Тезеком акын обличал несправедливости, чинимые феодальной верхушкой.

«Судья Желтоша, ты

       И взятки берешь, и взятки даешь

       Ты перед дверью стоишь рая и ада -

       Еще неизвестно, куда попадешь,

       Мздоимец, душа у тебя крива

       Как смел ты сказать мне такие слова?»

       Шоже был прекрасным исполнителем лиро-эпических поэм. Лучшие варианты народной поэмы «Козы Корпеш и Баян-Сулу» были записаны в 60-х годах 19 века из уст Шоже и один из них 5 марта 1864 года в Омске, на квартире Чокана Валиханова.

По оценке Ч.Валиханова, Шоже был непревзойденным знатоком лучших образцов устного народного творчества и народных летописей (родословной). А.Кунанбаев, С.Торайгыров высоко ценили поэтический талант Шоже, искренне уважали его за беззаветную память, смелость

Айтысы у акына имели особую силу, в них он ярко демонстрировал свой талант импровизатора, острую критику некоторых отрицательных сторон казахского мировоззрения и жизни, и во всех его произведениях чувствовался особый дух искренности. Во всех айтысах акын воспевает такие жизненно важные философские понятия, как жизнь и смерть, радость и печаль, справедливость и зло, надежда и сомнение.



  1. Дулат Бабатайулы (1802 - 1871)

Выдающийся казахский поэт-мыслитель до абаевской поры Д. Бабатайулы В его произведениях отражена реальность того времени: социальная несправедливость в казахской степи, тяжелая жизнь различных слоев кочевого народа, последствия колонизаторской политики русского царизма (ликвидировано ханство, власть передана старшим султанам и волостным правителям).
Так, в своих произведениях он подчеркивал, что аульный воротила - настоящий продажный элемент, лакей царских чиновников; взяточник, ради собственных интересов готовый «стрелять по своим»: «Аткаминеры — исчадье бед, дружно они на добычу летят, брюхо набьют, и каждый рад, и до народа им дела нет». Местный степной начальник, по свидетельству Дулата,— это не только корыстолюбец, но и жалкий трус, беспечный человек с ограниченным умом; ему присущи такие черты, как хитрость, жестокость, лицемерие, подлость, подхалимство, боязнь власть имущих и коварство.
По мнению поэта, такой образ жизни людей губительно влияет на психику человека. Безделье, подхалимство, насилие, взяточничество, межродовые распри, пренебрежительное отношение к труду, к знаниям, к творчеству неизбежно уродуют человека и приводят его к нравственному падению. Типичную психологию такого человека поэт раскрыл, в частности, в стихотворении «Ой, хан Барак, молодой Барак»: «Беки, которым досталась власть, чем они лучше плохих собак? Стоит увидеть добычу — и вот алчность всю душу их возьмет… Разум теряешь ты день ото дня… Слуги твои все засеяли злом. Нет у тебя о народе забот».
Безжалостно разоблачая различных должностных лиц из коренного населения, «продавшихся за чин царским властям», Дулат считал, что эти люди изменяют заветам своих предков, отходят от народных традиций.

Дулат Бабатайулы
(1802 - 1871)


Человек с многообразием своих положительных и отрицательных черт выступает основным стержнем почти всех произведений поэта-мыслителя. Дулат при жизни был признан одним из лучших казахских поэтов всех времен и был окружен славой и почтением. В «Осиетнаме», изданной в Казани (1880), он пытается объяснить в этико-педагогическом плане разницу между добром и злом, хорошим и дурным поступком, щедростью и скупостью, просвещенностью и невежеством.
Основные идеи его произведений, включенных в данный сборник, сводятся к следующему. Дети должны всегда подражать хорошим поступкам своих родителей и дорожить ими. Полезные советы и наставления родителей являются как бы кодексом законов поведения детей. Человек познается в делах, личность формируется в процессе труда и деятельности. Труд, противоречащий склонностям, — источник уныния и несчастий. Человек должен жить не только для себя, лишь для удовлетворения, своих потребностей, но и трудиться для общего дела («Думай о деле народа всегда, и не ленись для блага труда»). Знание, труд украшают человека от мала до велика ("Воля и труд — вот твои друзья"). Жизнь должна быть устроена на разумных началах. Красноречие — дар, пустословие — болезнь («Слово — нить шелка, а стих узор… Красноречивым тому не быть, кто не находит нужных слов»). По мнению поэта, только знания и наука окрыляют человека, открывают его глаза на мир («Десятилетний обученный ребенок на голову выше, чем двадцатилетний неуч».



  1. Суюнбай ата Аронулы (1815-1898 гг.)

Родился в нынешнем селе Каракастек Жамбылского района, Алматинской области. Акын казахского народа, мастер искусства айтыса. Он был великим мастером, певцом айтыса и героических эпосов. Автор таких поэм про казахских батыров, как "Утеген", "Карасай", "Сураншы", "Саурык". В социальных проблемах общества, на айтысах акын демонстрирует способность импровизатора, находчивость и особый исполнительский талант. Суюнбай Аронов был не только первым учителем Жамбыла, но и одним из самых известных и любимых акынов Семиречья. С конца 50-х годов участвовал в многочисленных айтысах и вскоре становится популярным поэтом во всем Семиречье.

Великий акын, кюйши обладал не только даром красноречия, мастерством домровой игры, в которой равных не было ему, говорят, Суюнбай был наделен сверхъестественными способностями. Со всего света люди приезжали услышать акына, получит его благословение. 

Пятилетнему Жамбылу Жабаеву он дал бата:

"...Проживи 100 лет Жамбыл

Я тебя домбру даю!

Будь хозяином пера

Мое светлое бата...

Известно, что акын Жамбул прожил почти 100 лет.

...Мой наставник Суюнбай

Пел и звал: "Не унывай!"

Дар его сердечных слов

Я несу из края в край

"Суюнбай", - скажу лишь я,

Черных вихрем пролетает

Слов гремучая струя...

Суюнбай - гордый акын, бесстрашный обличитель в сего неправедного, не раз затыкавшего рты спесивым властелинам степи, победитель всех поэтических состязаний. Жамбыл по-настоящему обожествлял своего наставника. Прежде
чем состязаться на поэтических турнирах, он публично посвящал молитву его духу и каждый раз относил свою победу за счет особой благосклонности к нему бессмертного духа Суюнбая.
III. Работа с таблицей по творчеству поэтов (определить имя поэта по его характеристике)



Деятель культуры

Характеристика



Дулат Бабатайулы

При жизни был признан одним из лучших казахских поэтов всех времен и был окружен славой и почтением.



Шернияз Жарылгасулы

Он совершенствовал искусство поэтической импровизации.



Суюнбай ата Аронулы

С конца 50-х годов участвовал в многочисленных айтысах и вскоре становится популярным поэтом во всем Семиречье.



Махамбет Утемисов

Идейный вдохновитель, прославленный акын, один из предводителей восстании в Букеевской орде 1836-1838 гг.



Шоже Каржаубайулы

Лучшие варианты народной поэмы «Козы Корпеш и Баян-Сулу» были записаны в 60-х годах 19 века от…



Дулат Бабатайулы

Автор стихотворного сборника «Осиетнама», изданной в Казани (1880).



Махамбет Утемисов

В словах, в делах был слеп

Разила острая строка

Всех трусов на повал.

Он сталью звонкого клинка

Народ к свободе звал

Кому посвящены эти строки?



Шоже Каржаубайулы

«Хотя был слеп, но ни в чем не уступал семнадцати поэтам» свидетельствуют о том, что он вступал в айтыс, в поэтическое состязание со многими известными поэтами своего времени.

О ком эти строки?


IV Игра «Продолжи мысль» (парная работа).


  1. Шоже - крупный мастер айтысов. Его слова «Хотя был слеп, но ни в чем не уступал …

  2. В 1880 г. В Казани был опубликован стихотворный сборник Дулата Бабатайулы …

  3. Махамбет Утемисов – прославленный акын, один из предводителей восстания …

  4. Суюнбай ата Аронулы - самый популярный поэт …

  5. От Шоже записан лучший в художественном отношении вариант народного эпоса…

  6. Дулат Бабатайулы был признан одним…

  7. Шернияз Жарылгасулы совершенствовал …


V. Закрепление:

  1. Подведение итогов урока.

  2. Оценки

  3. Домашнее задание


Утверждаю:

Директор школы: Есмаков А. С.

Районный семинар «Формирование познавательного интереса

учащихся средствами использования

инновационных педагогических технологий»

Открытый урок

по истории Казахстана

«Казахская литература

в первой половине XIX века:

основные направления и

выдающиеся деятели»

8 класс

Подготовила: Тулепбергенева Н. К.

учитель истории

Январцевская СОШ.

2014 год.