|
Реализация межпредметных связей в преподавании географии и биологии Реализация межпредметных связей
в преподавании географии и биологии. Учитель географии ГОУ ЦО №936 Ценина Н.К.
Южного округа г.Москва Наукам естественно-математического цикла принадлежит видное место в решении задач по формированию научного мировоззрения, высокой нравственности, практической подготовки молодежи к жизни.
Как показывает опыт, метод проектов, и деятельностный подход к обучению как нельзя лучше решают поставленные задачи.
Приобщение детей к ранней научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе, позволяющей наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности, причем индивидуально у каждого ребенка, что особенно важно в условиях частных школ, когда в классах небольшая наполняемость.
Исследовательская работа учащихся, как самостоятельный вид образовательной, учебной деятельности осуществляется на разных ступенях образовательной системы в разном объёме.
Проведение самостоятельных исследований предполагает обучение основным понятиям, методам и этапам научно-исследовательской работы, умению собирать и анализировать информацию, представлять её для других людей в виде разных форм. Учащихся приобщаются к тому, чтобы они выбирали области науки, знаний, общественной жизни, которые их интересуют, самостоятельно формулировали проблемы, умели поставить необходимые вопросы и найти методы и способы их решения с помощью самостоятельных исследований.
Выбор области самостоятельной научной работы зависит от интересов и склонностей ребенка. Часто интерес обусловлен выбранной будущей профессией, и в этом случае помогает учащемуся глубже узнать специальную литературу, методики, взгляды учёных на ту или иную проблему. В прошлом учебном году с ученицей 10 класса мы провели исследование и написали научно-исследователскую работу на тему «Социально-культурные аспекты здоровья», где помимо теоретической части был составлен тест, на который ответили учащиеся 7-10 классов, затем на основе полученных данных были сделаны выводы по работе.
В своей работе я часто использую такую форму проведение занятий как семинары. Это форма коллективной и самостоятельной работы учащихся. Обычно они проводятся в виде беседы или дискуссии, в процессе которой анализируются и углубляются основные понятия ранее изученной темы, конкретизуются знания, закрепляются умения.
При подготовке к семинарским занятиям у учащихся формируются навыки самообразования, общеучебные умения работать с книгой: ребята сами готовят сообщения, используют учебную и научно-популярную литературу, наглядные пособия. Семинары играют большую роль в развитии учащихся. Дискуссии, учат школьников обсуждать поставленные вопросы, самостоятельно анализировать ответы других учащихся, аргументировать свою точку зрения, а также применять свои знания и умения.
У старшеклассников формируется также умение составлять реферат, логично излагать свои мысли, подбирать факты из различных источников, находить убедительные примеры. Выступления на семинарах способствуют развитию речи, памяти и формированию мышления, так как часто семинары показывают взаимосвязь между различными науками, это способствует лучшему восприятию окружающего мира, как единого целого находящегося в постоянном развитии и изменении.
Подготовку к семинару необходимо начинать за 2-3 недели, для этого сообщается тема семинара, распределяются доклады, рекомендуемая литература, проводятся консультации.
Важным условием эффективности семинара является умения учащихся готовить сообщения, доклады, а также подготовка к нему всех учащихся, для этого весь класс знакомят с темами докладов, примерными вопросами, которые будут обсуждаться на семинаре.
Совместно с учителем химии мною были разработаны и проведены семинары по биологии и химии на тему "Белки", по географии и химии по теме "Нефть" (10 класс).
В этом учебном году разработаны и проведены семинары по биологии и экологии в 9 классе.
Темы семинаров
1. «Экологический аспект жизни современного школьника»;
2. «Экологическое мышление и восприятие окружающего мира»;
3. «Экология – целостный взгляд на мир». При подготовке к семинару у учащихся также формируются умения составлять реферат. Реферат – один из видов самостоятельных работ учащихся и обучить приемам написания реферата за короткий срок невозможно. К моменту написания реферата память учащихся должна быть обогащена определенной суммой знаний, они должны иметь развитое мышление, обладать творческим опытом и собственными взглядами. Ученики должны видеть, самостоятельно ставить и решать проблемы, уметь делать выводы, умозаключения, высказывать собственные суждения, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и обобщать. Учащиеся должны уметь работать с различными источниками знаний.
Обучению реферативной работе необходимо проводить дифференцированно, в 5-6 классах учащиеся готовят небольшие устные сообщения, в 7-8 классах объем увеличивается, более широко рефераты используются в 9-10 классах.
Старшеклассники охотно принимают участие в подготовке и защите реферата, ребята понимают, что это форма работы способствует не только получению дополнительных навыков и знаний, но также развитию личности.
Семинар №1.
Тема: «Экологический аспект жизни современного школьника»
«Решение всех проблем должно исходить из изменения самого человека, его внутренней сущности.
Необходимо постигнуть искусство становиться лучше»
А. Печчеи
Цель: дать учащимся общее представление о влиянии экологических факторов на жизнь в современном мире.
Задачи:
рассмотреть значение термина «экология»;
рассмотреть роль спорта и питания в жизни школьника, влияние различных факторов на экологию жилья;
сформировать экологический подход к восприятию окружающего мира;
развитие навыков устной речи и групповой дискуссии;
План проведения семинара.
1. О целях и задачах семинара. Выступление Цениной Н.К.
1. «Экология – целостный взгляд на мир». Выступление учащихся
- что такое "экология";
- классификация экологических факторов;
2. Вопросы по докладу.
3. «Экология жилья». Выступление учащихся
- влияние шума на жизнь человека;
- комнатные растиния
4. Вопросы по докладу.
5. «Когда в здоровом теле – здоровый дух?». Выступление учащихся
- значение правильного питания в жизни школьника;
- роль спорта
6. Работа по группам и групповая дискуссия:
а) составить оптимальный режим дня для учащегося 9 класса;
б) составить оптимальный режим питания для учащегося 9 класса;
7. Домашнее задание:
знать все основные тезисы по семинару;
составить экологический паспорт квартиры по плану;
Семинар № 2. Тема: «Экологическое мышление и восприятие окружающего мира. Негативное влияние некоторых факторов окружающей среды на жизнедеятельность человека» Одна из главных задач 21 века, в решение которой существенный вклад должна внести экология, - это достижение гармонии между человеком и природой. Цели: сформировать представление об экологическом мышлении современного человека, рассмотреть какие факторы оказывают отрицательное воздействие на здоровье человека.
Задачи:
рассмотреть понятие экологическое мышление и восприятие окружающего мира;
рассмотреть отрицательное влияние некоторых факторов окружающей среды на жизнедеятельность человека;
рассмотреть понятие стресс и сформировать основные навыки поведения в стрессовых ситуациях;
План проведения семинара.
О целях и задачах семинара.
«Экологическое мышление и восприятие окружающего мира». Выступление учащихся.
- экологический вариант системного познания;
- принципы функционирования экосистемы;
- экологическое равновесие;
Вопросы по докладу.
«Негативное влияние факторов окружающей среды на жизнедеятельность человека». Выступление учащихся.
- загрязнение атмосферы, промышленными и транспортными выбросами;
- истребление лесов;
- загрязнение речных и морских акваторий;
Вопросы по докладу.
Стресс. Стресогенные ситуации. Как справиться со стрессом.
Выступление учащихся.
- стресс, типы стресса, их характеристики;
- основные стадии стресса, их особенности;
Тренинговая работа по группам по теме «Суд со стрессом»
Домашнее задание: подготовить вырезки из статей об экологических проблемах в современном обществе. Семинар №3
Тема: «Экология – целостный взгляд на мир». Цель: сформировать у учащихся представления об экологии как системном способе познания окружающего мира. Задачи:
- рассмотреть вопросы адаптации человека и её значение;
-рассмотреть экологические проблемы человечества;
- познакомить учащихся с понятием «биосфера» и рассмотреть стратегию устойчивого развития общества;
- рассмотреть экологию межличностных отношений;
План проведения семинара 1.О целях и задачах семинара. Выступление Цениной Н.К.
2. «Адаптация, её виды и значения». Выступление учащихся
- адаптация, её виды и значение;
3.Вопросы по докладу.
4. «Биосфера и человек: у «запретной черты». Выступление учащихся.
- биосфера- сфера жизни;
- опустынивание, "парниковый эффект";
5.Вопросы по докладу.
6. «Экология как оптимистический взгляд в будущее». Выступление учащихся.
- устойчивое развитие
7.Психологический тренинг «Экология межличностных отношений» - проводит психолог школы;
8. Подведение итогов – коллаж «Экологический манифест» - выступление учащихся. |
|
|