Главная страница

Деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе в условиях подготовки к переходу на фгос



Скачать 102.26 Kb.
НазваниеДеятельностный подход в обучении русскому языку и литературе в условиях подготовки к переходу на фгос
Дата18.04.2016
Размер102.26 Kb.
ТипЗадача

Деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе в условиях подготовки к переходу на ФГОС.
Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. В то же время не всегда учитель имеет четкое представление, как это реализовать на практике.

Сущность деятельностного подхода в обучении заключается не в том, что ученику нужно предложить выполнить определенные действия, которые приведут его к созданию конкретного образовательного результата. При подобной организации деятельности отсутствует главное – личная инициатива. Когда задание «спущено сверху» и интересы-желания-потребности школьника никто не учитывает, возникает закономерный вопрос у ученика: «А зачем мне это надо? Почему я должен это делать?»

Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их. Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена, личностно-значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

Традиционный урок построен по принципу: «Делай как я – и все будет правильно». Неэффективность данной формулы доказана временем. Обществу нужна современная молодежь, умеющая выделять проблемы, задавать вопросы, самостоятельно находить ответ на поставленные вопросы, учиться, делать выводы, принимать решения. Нужны инициативные люди! И системно-деятельностный подход в обучении призван помочь в воспитании именно человека деятельного: не только умеющего что-либо делать, но понимающего, что он делает, для чего и как.

Если рассматривать технологические подходы к организации системно-деятельностного подхода в обучении, наиболее эффективной представляется модель системной деятельности, предложенная д.п.н. А.В.Хуторским:

1) ученик изучает объект (в том числе эвристически),
2) создаёт в результате свой образовательный продукт,
3) с помощью учителя сопоставляет свой продукт с культурным аналогом,
4) переосмысливает свой продукт и одновременно осваивает общекультурные достижения,
5) рефлексия процесса. Самооценка, оценка результатов.

По данной структуре можно построить как весь урок, так и отдельные этапы урока.

Рассмотрим на примере урока по русскому языку для 6 класса по теме «Указательные местоимения».

Цели урока:

Проверка степени усвоения разрядов местоимений. Изучение в самостоятельной исследовательской деятельности лексико-грамматических особенностей указательных местоимений.

Развитие учебно-познавательной, коммуникативной и информационной компетентностей обучающихся.

Воспитание культуры речи, художественного восприятия окружающего мира.

Предлагаемый урок по структуре комбинированный, включает в себя этапы повторения, изучения нового материала, закрепления.

Повторение. На данном этапе создается ситуация эмоционального раскрепощения, идет работа над первой обучающей целью урока – проверка степени усвоения разрядов местоимений. Вполне традиционное начало урока, но важным элементом здесь является самостоятельная постановка учебных задач и рефлексия обучающихся.

Урок начинается с вопроса:

Чем замечателен сегодняшний день?

Вопрос позволяет высказать школьникам различные точки зрения, среди которых обязательно прозвучит тема весны.

Текст о весне записывается тетрадь:

День 14 марта считался в народе большим праздником, который отмечали весело и торжественно. В этот день (1 марта по старому стилю) Древняя Русь встречала Новый год. Девушки и дети в этот день начинали кликать весну: «Весна красна! Что ты нам принесла? Красное летичко!»

Задание классу:

Сформулируйте для себя учебное задание к этому тексту.

Возможные варианты заданий:

Укажите и объясните изученные орфограммы и пунктограммы.

Найдите местоимения, укажите разряды.

Озаглавьте текст. Продолжите текст и др.

Беседа на повторение:

Что такое местоимение?

Какие разряды изучили?

Вспомните, какие трудности по теме «Имя местоимение» вы для себя выделили на прошлом уроке.

Последний вопрос особенно важен, так как он личностно-значим, каждый из учеников вспоминает о своих затруднениях, проговаривает их и обозначает степень затруднений в освоении изученной ранее темы.

Проверочная работа. Далее ученикам предлагается задание – заполнить квадрат, знаками указывая разряды местоимений.

 

Следить за собой.

Подготовить кое-что.

Кто здесь?

Остановиться у них.

Не загорел никто.

Сколько-нибудь книг.

У кого спросить?

Дружить с ними.

Никаких трудностей.

Увидеть нечто.

Сколько сделал?

Сходить к вам.

Ничего не знать.

Владеть чем-либо.

Дом, который стоит у дороги.

Прийти за тобой.

Ни к каким преградам.

Кое с кем посоветоваться.

Узнать, кто сделал.

Сходить ко мне.

Не с кем поговорить.

Какой-то шорох.

Определить, чье гнездо.

Стоять возле нее.

Возьми себе.

https://eidos.ru/journal/2012/im0529-03-1.png

Л – личные 
В – возвратные 
? - вопросительные 
О – относительные 
Н – неопределенные 
-- - отрицательные


 

Взаимопроверка. После выполнения задания производится взаимопроверка и оценивание результата. Ситуация успешности для ученика создается через отсутствие среди критериев оценивания оценки «2».

 


https://eidos.ru/journal/2012/im0529-03-2.png

 

 

Взаимопроверка:

0 ошибок – «5»

1-6 ошибок – «4»

7-12 ошибок – «3»

Рефлексия. Намного важнее на данном этапе самоанализ обучающимися полученных результатов по итогам проверочной работы. Возможные вопросы для рефлексии:

Доволен ты своим результатом или нет и почему?

Какие разряды местоимений не удалось определить и почему?

Что именно помогло тебе сегодня безошибочно справиться с работой?

Сформулируй для себя домашнее задание по этой теме.

Введение в тему. Следующий этап урока направлен на достижение воспитательной цели урока, так как анализ поэтического текста воспитывает художественное восприятие окружающего мира, и в то же время работа с данным текстом позволяет плавно перейти к изучению новой темы.

Работа с текстом стихотворения А.Ахматовой:

Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.

Вопросы и задания для работы с текстом:

Прочитайте выразительно стихотворение.

Какие чувства испытывает лирический герой? Вам знакомы эти чувства?(Обновление.)

Какие художественные средства помогают создать образ наступающей весны?

Отдыхает луг – олицетворение;

Шумят деревья – олицетворение;

Весело-сухие – эпитет;

Ветер нежен и упруг – эпитет;

Как новую – сравнение.

Найдите все местоимения в тексте (такие, своей, своего, ту, что).

Назовите известные разряды местоимений.

В чем особенность местоимений ТАКИЕ, ТУ? Какую роль они играют в тексте? (Выделяют слово, подчеркивают его особенность.)

Предложите свое название таким местоимениям?

Вот первое открытое задание, позволяющее ученику предложить свой, непохожий на другие варианты ответ. После заслушанных вариантов записывается тема урока в тетрадь.

Изучение новой темы урока. Следующий этап урока - работа по новой теме: «Указательные местоимения».

Исследовательское задание классу:

Рассмотрите слова. Что общего во всех этих словах?

Распределите слова на группы (количество групп каждый определяет самостоятельно)

Это, этот, тут, теперь, такой, столько, там, туда, такова, оттуда, та, тогда, так, того.

После того, как ученики распределят слова на группы, заслушиваются варианты ответов и обоснования предложенного распределения. Затем ученикам предлагается вариант учителя и дается задание объяснить предложенное распределение слов на группы (местоимения и наречия):

Это

этот

такой

столько

такова

та

того

тут

теперь

там

туда

оттуда

тогда

так

Подобное задание позволяет ученикам проявить как самостоятельность мышления, высказать свои точки зрения об указательных местоимениях, так и показывает возможные затруднения при изучении данной темы. Поэтому далее обязательным этапом идет целеполагание обучающихся:

Вопросы для целеполагания:

Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении темы «Указательные местоимения».

Выберите для себя удобную форму краткой записи важной информации об указательных местоимениях (опорный конспект, таблица, рисунок и т.д.)

Работа с источниками. Далее ученикам предлагается сравнить две точки зрения на указательные местоимения.

Задание: прочитайте параграфы из учебников: 
М.Т.Баранов – параграф 77, стр. 184. 
В.В.Бабайцева – параграф 131, стр. 139.

Беседа по итогам сравнения двух текстов:

Что Вы узнали об указательных местоимениях?

Чем отличаются точки зрения на местоимения авторов разных учебников?

Сделайте свой вывод.

Во время беседы о разных точках зрения учащимся на доске предлагается справочная информация для грамотного формулирования ответа:

Баранов Михаил Трофимович, д.п.н. 
Ладыженская Таиса Алексеевна, д.п.н. 
Бабайцева Вера Васильевна, д.ф.н. 
Чеснокова Лилия Дмитриевна, д.ф.н.

Слова в помощь:

выделяет, считает, рассматривает, относит, с точки зрения, по мнению

Самостоятельная работа: ученикам предлагается оформить краткую запись в любой форме об указательных местоимениях, опираясь на учебник М.Т.Баранова и фрагмент из учебника Н.С.Валгиной (прил.1).

После самостоятельной работы варианты ответов заслушиваются, обсуждаются, также предлагается вариант учителя – опорный конспект (прил.2).

При завершении этого этапа урока проводится рефлексия:

Вопросы для рефлексии:

Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу?

Что Вам в этом помогло?

Какие трудности возникли?

Этап урока по изучению новой темы способствует развитию учебно-познавательной компетентности школьников через целеполагание самих обучающихся, решение проблемного задания, формулирование выводов, а затем рефлексию. Также данный этап урока направлен на развитие информационной компетентности обучающихся через работу с несколькими источниками, ведется отработка умения выделять главную информацию, компактно формулировать свои мысли. Развитие коммуникативной компетентности обучающихся реализуется через учебный диалог, задания, направленные на создание своих кратких записей, их защиту, рецензирование выступлений одноклассников.

Закрепление. На следующем этапе урока через эвристическое задание ведется закрепление новой темы в практической деятельности, так как задание направлено на использование указательных местоимений в речи.

Эвристическое задание: В начале урока мы сегодня с Вами говорили о том, что именно в этот день девушки и ребятишки начинают кликать весну, петь песни. Такие старинные обрядовые песни в старину называли веснянки или веснянки-заклички. Придумайте свою веснянку, призывающую весну, обязательно употребляя в своем тексте указательные местоимения.

Альтернативное задание – упр. 437.

По итогам выполнения заслушиваются получившиеся варианты ответов, проводится оценка и самооценка.

Домашнее задание:

Выяснить, в чем сходство и отличие указательных местоимений в русском и английском языках.

Уметь рассказать по своей краткой записи об указательных местоимениях.

Упражнение 439.

Итоговая рефлексия:  

Что для меня самым полезным было на уроке?

Что для меня на уроке было самым интересным?

Что на уроке для меня было трудным?

На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?

На протяжении урока школьникам была предоставлена возможность не просто создания собственного образовательного продукта, но и сравнения своего образовательного результата с культурно-историческими аналогами, в системе была организована работа по целеполаганию и рефлексии обучающихся, что способствовало осмысленному и ответственному отношению к выполнению учебных заданий.

Вопросы о том, как организовать работу на уроке с позиций системно-деятельностного подхода, что считать продуктом деятельности ребенка и как его оценить – волнуют многих учителей. Ответ на эти вопросы можно получить на дистанционном курсе Института образования человека «Деятельностный подход в обучении в условиях реализации ФГОС»,
https://eidos.ru/courses/themes/61312/index.htm.

Приложение 1

Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. «Современный русский язык»

Указательные местоимения   этот, тот, такой, таков, столько и устаревшие сей, оный, экий, эдакий имеют общее значение указания на какой-то один предмет из числа однородных. Разговорно-бытовые местоимения экий и эдакий имеют варианты экой, этакой и эдакой, употребляющиеся с восклицательным оттенком. Например: Экойты, братец!.. (Л.); Этакий ты увалень!

К числу морфологических особенностей указательных местоимений относится наличие форм рода этот, эта, это; тот, та, то) и числа (эти, те).

Местоимение такой имеет формы рода (таков, такая, такое) и числа (такие). Склоняется оно по типу прилагательных с основой на заднеязычный согласный (тверской).

Местоимение таков употребляется сравнительно редко и только в функции сказуемого. Например: Таков и ты, поэт! (П.). Оно сохранилось в устойчивом словосочетании и был таков (исчез, скрылся): Сыр выпал - с ним была плутовкатакова (Кр.).

Местоимения сей, оный, эдакий в современном русском языке почти не употребляются. В начале XIX в. они еще широко были распространены в книжной речи. Ср. у А.С. Пушкина: Люблю сей темный сад с его прохладой и цветами. Сохранились они в отдельных устойчивых словосочетаниях: во время оно, до сихпор, сию минуту и др.

 Опорный конспект:

Указательные местоимения

Указывают на какой-то один предмет из числа однородных.

Тот, такой, этот – Р.Ч.П.

Столько – Ч.

Таков – Р.Ч.

Устаревшие - сей, оный, экий, эдакий – Р.Ч.П.

Служат для связи придаточного предложения с главным.