|
"Работа с родителями по подготовке детей к школе." Консультация для воспитателей
на тему: "Работа с родителями по подготовке детей к школе."
(из личного опыта)
Как начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? Кто должен готовить ребенка к школе? Десятки этих и других вопросов волнуют не только специалистов, но и родителей. Единого для всех рецепта нет и быть не может: с одним ребенком нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить по минуточкам, сидеть и внимательно работать. Одно ясно: готовить ребенка к школе, обучать можно буквально с рождения и все, чему вы научите ребенка, а главное – чему он научится в раннем детстве сам, оплатится сторицей. Хотя существуют и другие мнения: одни считают, что нужно начинать готовить ребенка к школе с трех лет, другие – за год до поступления в школу. Я считаю, что весь период развития ребенка до школы со всеми его особенностями и есть то время, когда идет подготовка к школе. Но и здесь важно найти золотую середину, не переусердствовать, не натаскивать ребенка, не требовать непосильного только по тому, что "другие дети уже умеют это", дать ему возможность получить удовлетворения от достигнутого и лишь потом переходить к чему-то новому, более сложному. Цель всегда должна быть на шажок впереди, но должна быть достижимой, соответствовать возможностям ребенка. Нужно помнить, что у детей, испытавших неудачу, снижается желание учится, снижается интерес к новому, незнакомому, а значит, затрудняется процесс обучения.
Не все родители считают, что подготовка к школе – их забота. Многие (особенно те, чьи дети ходят в детский сад) стремятся перепоручить все воспитателям детского сада и нередко возмущаются плохой или недостаточной работой с детьми. Другие думают, что все придет само собой – "вырастет – научится" – и не следует уделять подготовке к школе специального внимания. Конечно, в д/с ведется обязательная работа с детьми, но кто лучше знает своего ребенка, чем родители, кто может найти самый эффективный подход к нему, кто может проявить любовь и терпение, необходимые в работе с малышом? Родители. На мой взгляд, именно семья (при существующей системе дошкольного воспитания) должна и может сыграть решающую роль при подготовке ребенка к школе.
Так как моя группа рассчитана на один год, я начинаю работу с родителями по подготовке детей к школе с начала учебного года. Многие вопросы мы решаем на родительских собраниях, но в основном я беседую с каждым индивидуально.
"Готовность" ребенка к школе – понятие интегральное, комплексное, включающее все стороны развития ребенка. Все дети любознательны, и поэтому я рекомендую родителям их потребность в новом целенаправленно развивать, тренируя наблюдательность, воображение. Особенно хорошо это удается в процессе рисования, лепки, конструирования, выполнения различных поделок из природного материала.
Ребенок в 6-7 летнем возрасте очень любопытен, ему интересно не только то, что происходит вокруг, Нои причины происходящего. Развитию логического мышления способствует решение тех задач, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, но мы можем стимулировать этот процесс вопросами типа: как? что? почему? а если бы? что, если?.. Ребенок учится при этом самостоятельно рассуждать, предполагать, делать выводы. Родители не всегда знают как ответить на этот или иной вопрос. Я советую в таком случае не делать вид, что вы очень заняты, или просто игнорировать вопрос, лучше честно сказать, что вы не очень хорошо знаете, как ответить на этот вопрос, но постараетесь узнать и потом расскажете. Слово свое обязательно сдержите. Одним из источников знаний (вы можете искать ответ на неясные вопросы вместе) является научно-популярная литература: энциклопедии, книги о природе, жизни растений и животных.
Важным источником знаний, механизмов развития познавательной деятельности являются разного рода дидактические игры. Познавательная деятельность дошкольника имеет свои отличия: ему уже важен не только конечный результат (хотя и это очень значимо), но и сам процесс, ход деятельности, способ выполнения задач. И это имеет большое значение, так как осознание деятельности и является начальной формой необходимой в дальнейшем учебной деятельности.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко-координированных движений руки, пальцев, зрительно-моторных координаций (согласованного взаимодействия руки и зрения при выполнении графических заданий, например, при копировании), а также тренировка пространственного восприятия фигур, графических элементов на плоскости (листе). Для этого я предлагаю родителям несколько заданий, чтобы они могли заниматься с ребенком дома.
Каждый раз напоминаю родителям, что любые знания, любая новая деятельность, любое обучение будет доступно и интересно ребенку, если их организовать в форме игры. Почему? Потому что в дошкольном возрасте именно в игре (дидактические, сюжетно-ролевые игры) концентрируются все процессы развития психики.
В игре ребенок обнаруживает и оценивает человеческие отношения, обнаруживает, что они имеют определенную иерархию подчинения, управления и исполнения. Играя, ребенок учится осмысленно ориентироваться в своих переживаниях, оценивать их, и благодаря этому у него возникает новое отношение к самому себе, формируется самооценка. В играх формируется детское общество, воспитывается коллективизм, умение и желание делать что-то вместе, помочь другому.
Я очень часто говорю с родителями о необходимости развития речи детей, однако родители не всегда уделяют этому должное внимание, а порой, даже желая развить речь, делают это неправильно. Мама недоумевает: "Я так много читала ему, рассказывала стихи, учила, объясняла, так много разговаривала с ним, но результата нет, он сам не может описать самую простую картинку, ни о чем рассказать не может". Не удивительно, ведь это мама рассказывала, говорила, объясняла, а не ребенок. Для того, чтобы ребенок научился хорошо говорить, для того чтобы у него сформировалась связная речь, необходимы некоторые условия. Во-первых, у него должен быть стимул для разговора (это может быть ваш вопрос или просьба о чем-то рассказать другу, которому все интересно, сестра или брат с нетерпением ожидающие рассказа, и т.п.). стимулом могут стать поездка за город и поход в музей, впечатления от театральной постановки и новая игра. Чем более разнообразна жизнь ребенка тем больше поводов для разговора. Взрослые очень любят все рассказывать и объяснять сами. С малышами лет до 3-4 это необходимо, но более старшие дети, тем более дошкольники, должны говорить, рассказывать, объяснять сами. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить ударение и произношение, но всегда должен дать выговориться и очень внимательно слушать. Нужно научиться слушать не перебивая, не торопя, не отвлекаясь. Ребенка очень легко сбить, отвлечь.
Поступление ребенка в первый класс – это не только праздник в семье, но и масса непривычных проблем и тревог. Безусловно, все хотят, чтобы малыш хорошо учился и, конечно же, оставался здоровым и веселым. Многое здесь зависит от того, насколько серьезно родители относятся к этому вопросу: "До школы еще целый год", - часто слышу я от родителей и отвечаю: "До школы только один год! И вы должны многое успеть, если хотите, чтобы ребенок не только хорошо учился, но и сохранил свое здоровье". На что же в этот последний перед школой год рекомендую обратить особое внимание? Прежде всего – постепенно приучить ребенка к новой организации жизни, которая предусматривает определенное чередование таких видов деятельности, как занятия, отдых, игры, питание, сон. Другими словами, для того чтобы облегчить ребенку первый, наиболее тяжелый этап его школьной жизни, необходимо за этот год воспитать у него привычку выполнять те режимные моменты, которые являются неотъемлемой составной частью его будущей школьной жизнью (уроки, продленный день, домашние задания, прогулки и т.п.).
Это необходимо для того, чтобы сформировать у ребенка выносливость, выработать систему навыков организованности, аккуратности, проявление воли, которые очень важны для будущей школьной жизни.
Многие родители не понимают, что же такое готовность к обучению, из чего она складывается, чем определяется? Предлагалось и предлагается сейчас немало способов определения подготовленности ребенка к обучению. Одни ученые и специалисты считали достаточным критерием достижения определенной степени морфологического развития (например, смену молочных зубов), другие связывали готовность непременно с умственным развитием, третьи считали необходимым условием определенный уровень психического и, прежде всего, личностного развития.
Я считаю и не раз повторяю родителям о том, что готовность ребенка к школе определяется его физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развитием. Имеет значение весь комплекс факторов. Поэтому и принято считать, что подготовленность ребенка к систематическому обучению к школе – это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению его здоровья. |
|
|