Главная страница


«Использование логоритмики в работе с детьми с детьми с ограниченными возможностями здоровья»



Скачать 89.02 Kb.
Название«Использование логоритмики в работе с детьми с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Дата14.04.2016
Размер89.02 Kb.
ТипДокументы

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:

«Использование логоритмики в работе с детьми с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Затрагивая сегодня любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Особенно тяжело детям с нарушениями речи, количество которых значительно возросло в настоящее время.

Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.

Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, я использую различные методы и приёмы. Помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико-грамматическом оформлении речевого высказывания и др. используем такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика.

Почему логоритмика? Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.

Цель логоритмического воздействия – преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге – адаптация к условиям внешней среды.

Движение выступает здесь как основное средство взаимодействия между ребёнком и окружающим миром. Формируя и развивая у детей с речевой патологией двигательные способности, мы воздействуем на сенсомоторный уровень, создаём базу, основу для воспитания речи, устранения речевых нарушений. Основными задачами логоритмического воздействия являются:

  • развитие слухового внимания;

  • развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха;

  • развитие фонематического слуха;

  • развитие пространственной организации движений;

  • развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;

  • формирование и развитие кинестетических ощущений;

  • воспитание выразительности и грации движений;

  • воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;

  • формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;

  • развитие физиологического и фонационного дыхания;

  • развитие певческого диапазона голоса;

  • развитие чувства ритма;

  • воспитание умения определять характер музыки, согласовывать её с движениями;

  • воспитание умения перевоплощаться;

  • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков;

  • воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;

  • формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.

Во время логоритмических занятий логопед не только корректирует звукопроизношение, но и развивает просодическую сторону речи, общую и мелкую моторику, слуховое внимание, фонематическое восприятие. На логоритмических занятиях формируется слоговая структура и звуконаполняемость слов, развивается речевая и двигательная память. Поскольку логоритмические занятия, как правило, бывают тематическими, то идет планомерная работа над обогащением словаря и развитием связной речи.

К проведению логоритмического занятия, как и к любому другому, предъявляются определённые требования.

Занятия по логопедической ритмике в нашем детском саду проводятся в виде занятий-развлечений один раз в две недели (или один раз в месяц) и находятся в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного воздействия. Их продолжительность составляет 20 – 35  минут в зависимости от возраста детей и этапа логопедической коррекции.

Увлекательный сюжетный ход, игровая форма в сочетании с широким использованием наглядного материала стимулируют потребность в общении, развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоционально-эстетический отклик. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разнообразной направленности, частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности.

В планировании логоритмических занятий мы руководствуемся принципом концентрического наращивания материала по всем разделам, изучаемых ежегодно лексических тем, что положительно сказывается на расширении словарного запаса дошкольников. Содержание занятия напрямую связано с задачами логопедической коррекции в конкретной возрастной группе, а также с программными требованиями по музыкальному и физическому воспитанию. Для достижения наилучших результатов занятия строятся с учётом равномерности распределения психофизической и речевой нагрузки.

Нами было отмечено, что дети под влиянием музыкальных игр и упражнений заметно преображаются. Игры развивают не только двигательные умения дошкольников, но и их познавательные способности, дают возможность задействовать всё тело и творчески выразить себя. Упражнения совершенствуют зрительное, слуховое восприятие, психические процессы, развивают чувство пространства и чувство ритма. И что особенно важно – отвлекают ребёнка от речевого дефекта, побуждают к общению, освобождают от неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности по всем разделам программы.

Как известно, отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, требуется специально организованная систематическая работа. Безусловно, лучшим способом организации работы является сотрудничество.

        В нашем детском саду работа по логоритмике ведется комплексно творческой группой педагогов (учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель) и родителями. Все специалисты активно взаимодействуют друг с другом, координируют свои действия: планируют совместную деятельность с целью решения определённых задач, обсуждают составленные планы, вырабатывают единую стратегию и тактику.

   У каждого специалиста свой вид деятельности, но цель у всех общая – развитие и воспитание ребёнка. Учитель-логопед составляет конспект занятия, задаёт лексическую тему, организует остальных специалистов, проводит занятие. Музыкальный руководитель подбирает музыкальное сопровождение, рекомендует музыкально-дидактические игры, упражнения, танцы, песни, участвует в проведении занятий. Воспитатели проводят подготовительную работу по заданию логопеда, разучивают стихи и движения, оказывают помощь в проведении занятия.

           Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нём родителей. В начале учебного года на собрании родителям разъясняется, что такое логоритмика, раскрывается её значение в развитии речи детей. Материал по логоритмике выставляется в родительский уголок. Родителям рекомендуются такие приёмы: артикуляционная гимнастика под счёт с ритмичными движениями пальчиками, кулачками, хлопками, притопами; дыхательные упражнения на материале различных чистоговорок, скороговорок, стихотворений, песен; ритмические упражнения; пение песен, рассказ стихотворений с движениями и т. д.  Родители принимают активное участие в логоритмических развлечениях, помогают в изготовлении атрибутов, костюмов.

Данные требования реализуются в ходе логоритмических занятий следующими средствами:

ходьба и маршировка в различных направлениях;

упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

упражнения, регулирующие мышечный тонус;

упражнения, активизирующие внимание;

речевые упражнения без музыкального сопровождения;

упражнения для развития музыкального слуха;

ритмические упражнения;

пение;

упражнения в игре на инструментах;

импровизация на детских музыкальных инструментах;

игровая деятельность;

развитие творческой инициативы;

заключительные упражнения на расслабление (релаксация).

В структуру занятия мы не всегда включаем все перечисленные элементы. Последовательность коррекционной работы варьируем в соответствии с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Упражнения логопедической гимнастикой рекомендуется выполнять сидя: такое положение обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела. В артикуляционную гимнастику включаю статические и динамические упражнения для языка и губ. Дозировку повторений одних и тех же упражнений определяю с учётом характера и тяжести речевого нарушения. С детьми, которым не удаётся овладеть артикуляционными навыками, провожу целенаправленную индивидуальную работу.

Большое значение на логоритмических занятиях имеет музыка. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с чётко выраженным ритмом, а с нашей стороны осуществляется постоянный контроль за точностью их выполнения. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки.

Пальчиковые игры и речедвигательные упражнений на занятиях по логоритмике мы также проводим под музыкальное сопровождение. Главной задачей этих игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.

Упражнения разучиваются поэтапно: сначала движения, затем текст, потом всё вместе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр должно проходить без лишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме.

При работе над дыханием обращаем особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей. Хорошо развивает продолжительность выдоха и мелодико-интонационную сторону речи пение. Музыкальным руководителем подбираются эмоционально-выразительные, образные песни с доступным текстом, фразы в которых должны быть короткими.

В логоритмические занятия обязательно включаем коммуникативные игры и танцы. Разучивание танцевальных движений также проходит поэтапно. Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение друг к другу, что даёт детям положительные и радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, ещё больше способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детской группе. Игры с выбором участника или приглашением позволяют задействовать малоактивных детей. При отборе игр мы обязательно учитываем то, чтобы их правила были доступны и понятны детям. В коммуникативных танцах и играх не оценивается качество выполнения движений, что позволяет ребёнку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

Считаю, что самое важное – это координированная работа всех этих составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной. Поэтому на занятиях по логоритмике отрабатываем не только технику дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь, слаженность. На занятиях связь речи с музыкой и движением, кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребёнка, позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребёнка к занятиям, пробуждает его мысли и фантазию. Ещё один плюс занятий по логоритмике, это то, что они групповые. Это помогает ребёнку научиться работать в детском коллективе, находить общий язык и учиться активно взаимодействовать.

Учитывая принципы систематичности и последовательности, строится перспективное и тематическое планирование с учётом возраста и речевых нарушений детей. Перспективный план предполагает последовательное усложнение тем и задач занятий, конечным результатом которого является выполнение детьми упражнений в полном объёме, в заданном темпе и в соответствии с музыкой, т.е. сформированность необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной координации.

При разработке любого логоритмического занятия мы учитываем главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребёнку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности.

Также для более успешного проведения занятий выполняем психолого-педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребёнку – это залог успешной работы.

Считаю, что логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции. Очень важна логопедическая ритмика для детей с речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений.

В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. У дошкольников увеличивается словарь, воспитывается грамматически правильная речь, развивается фонетическое восприятие, связная речь. Практика показывает, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи детей вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Поэтому логоритмика становится праздником красивой речи для детей!