|
Доклад к рождественским чтениям ДОКЛАД К РОЖДЕСТВЕНСКИМ ЧТЕНИЯМ
Троице – Сергиева Лавра в духовной жизни России
Т. В. Яценко
МБДОУ «Детский сад № 33»
педагог – психолог
г. Магадан
(СЛАЙД 1) «Не стоит город без святого, а село без праведника». В этой пословице выразился взгляд русского народа на значение святости и духовной культуры для самого существования Земли Русской. И если душой города или села был храм, то духовным центром края на Руси обычно становился монастырь. (СЛАЙД 2)
Для культуры Древней Руси важнейшее значение имел Киево-Печерский монастырь, в последующие века в российской истории и культуре не менее важное место стал занимать основанный преподобным Сергием Радонежским (СЛАЙД3) Троицкий монастырь, с середины XVIII века получивший именование Троице-Сергиевой Лавры. Священник Павел Флоренский, много лет изучавший историю и художественные сокровища Троице-Сергиевой Лавры, писал: «По творческому замыслу основателя, Троичный храм, гениально им, можно сказать, открытый, есть прототип собирания Руси в духовном единстве, в братской любви. Он должен быть центром культурного объединения Руси, в котором находят себе точку опоры и высшее оправдание все стороны русской жизни».
(СЛАЙД 4) Большинство монастырей, названных в Лествицах и Соборном уложении [1649 г.], были крупными культурными центрами, сокровищницами книжных богатств не только русского православия, но и всего христианского мира. В 1653 г. по поручению патриарха Никона была составлена «Опись книгам, в степенных монастырях хранящимся», необходимая для развития печатного дела и исправления книг. (СЛАЙД 5) Она позволяет судить о том, какие монастыри в середине XVII века были самыми крупными хранителями книг и тем самым имели огромное значение в деле духовного просвещения. Опись включает 39 монастырей: Троице-Сергиев, Чудов, Новоспасский, Кирилло-Белозерский…
Выдающийся историк В.О. Ключевский, повествуя о создании Московского государства и об освоении новых территорий, писал даже об особой «монастырской колонизации», которая часто предшествовала другим формам освоения этих «глухих, непроходимых краев»: (СЛАЙД 6) «Около лесного отшельника собирается братия, строит кельи и церковь, вводит у себя общежитие… чистит ближний лес, вспахивает росчисть, заводится хозяйством… потом придут крестьяне продолжать расчистку монастырской земли, наставят сел и дворов и „исказят пустыню”, по прекрасному выражению древнего жития преподобного Сергия Радонежского». Самым ярким примером в данном случае может служить Сергиев Посад — город, посад которого вырос не у стен княжеского кремля, а у стен Сергиева монастыря, на некогда безлюдном Маковце. (СЛАЙД 6) Преподобный Сергий сначала построил здесь храм, затем основал монастырь, а потом к монастырю устремились не только те, кто искал монашеской жизни, но и все желавшие поселиться около стен святой обители. Образно говоря, преподобный Сергий насадил Сергиев Посад. (СЛАЙД 7)
Не случайно летописец назвал преподобного Сергия «начальником (т.е. начинателем) и учителем всем монастырям, что на Руси». Образцом, по которому устраивались десятки и сотни новых монастырей, стала именно Троице-Сергиева обитель. В XIV–XV веках «Сергиев монастырь высылает десятки колоний в разных направлениях, многие из этих колоний сами становятся митрополиями десятков других колоний и т.д.». Отсюда, из Троицкого монастыря, уходил строить новые монашеские обители сам Преподобный. Здесь воспитывались его ученики, ставшие впоследствии основателями новых монастырей в Северной Руси. Здесь получали благословение на строительство новых обителей люди, близкие преподобному Сергию, — те, кого древние тексты называют его «собеседниками».
(СЛАЙД 8) Многочисленные лесные монастыри становились опорными пунктами крестьянской колонизации: монастырь служил для переселенца-хлебопашца и хозяйственным руководителем, и ссудной кассой, и приходской церковью, и, наконец, приютом под старость. Вокруг монастырей оседало бродячее население, как корнями деревьев сцепляется зыбучая песчаная почва. Ради спасения души монах бежал из мира в заволжский лес, а мирянин цеплялся за него и с его помощью заводил в этом лесу новый русский мир. Так создавалась верхневолжская Великороссия дружными усилиями монаха и крестьянина, воспитанных духом, какой вдохнул в русское общество преподобный Сергий.
Так, например, в 1397 году инок Кирилл на берегу Белоозера в вологодской земле строит монастырь, ставший впоследствии известным всей России под названием Кирилло-Белозерского. В это же время основываются Спасо-Прилуцкий и Ферапонтов монастыри. Духовная преемственность, связь с Москвой и Троице-Сергиевой Лаврой выразилась и в искусстве — в московских по стилю архитектуре и иконописи этих обителей. Поражающий своим великолепием архитектурный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря, знаменитая на весь мир роспись храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, выполненная Дионисием, монастырские книгописные палаты, бывшие до изобретения книгопечатания единственным организованным способом распространения письменной культуры — все это делало монастыри значительными центрами просвещения.
(СЛАЙД 10) Стали традиционными поездки сюда на богомолье великих московских князей. Три знаменитых монастыря, основанных «собеседниками» преподобного Сергия, стали форпостами в борьбе за объединение всех русских земель вокруг Московского княжества. А спустя совсем немного лет уже из Кирилло-Белозерского монастыря отправится на Север, на Соловецкий остров, инок Савватий; основанная здесь знаменитая Соловецкая обитель стала средоточием для края, сумела своими высокими интересами сблизить и объединить рассеянные силы финского и русского населения и привлечь сюда новые.
(СЛАЙД 11) По подсчетам исследователей российской истории, из 180 монастырей, появившихся за время монголо-татарского ига, 90 (т.е. половина!) основаны трудами преподобного Сергия, его учеников и сподвижников. При этом 3/4 всего монастырского строительства пришлось именно на эпоху, начатую преподобным Сергием.
В начале XX века в России было более тысяч монастырей. С 1918 по 1941 год, во времена воинствующего атеизма, все они были закрыты и многие разрушены. В годы Великой Отечественной войны монашеские обители стали восстанавливаться. Троице-Сергиева Лавра была открыта для богослужения весной 1946 года за два дня до праздника Пасхи. Всего на территории СССР в военные и послевоенные годы возродилось более 60 монашеских обителей. Летом 1958 года вновь началась кампания по закрытию православных монастырей России. Н.С. Хрущев решил в несколько лет покончить с религией, а монастыри всегда были важнейшими духовными центрами православной жизни и культуры. Из 63 монастырей быстро удалось закрыть более сорока. К началу 80-х годов XX века в СССР осталось всего 16 монастырей. В их числе была и Троице-Сергиева Лавра, выстоявшая в годы новых гонений на Русскую Православную Церковь и православную культуру России.
Каждый день великое множество православных паломников, а также отечественных и зарубежных туристов приходят и приезжают в Троице-Сергиеву Лавру — духовный центр Русской Православной Церкви и России. (СЛАЙД 12) С молитвенным вниманием или с интересом они входят в Троицкий собор, где почивают святые мощи основателя Лавры. Здесь, в Лавре, все освящено стопами, трудами и молитвами величайшего святого Земли Русской — преподобного Сергия, (СЛАЙД 12) которого каждый день в церковных песнопениях прославляют верующие люди как «многосветлого светильника Российской Земли».
(СЛАЙД 13) В 2014 году, когда в России будет праздноваться 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заложит храм в честь святого на Ходынском поле столицы. Возрождение исторического храма на Ходынке — это наш патриотический долг, ведь не даром памятники и архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО (1993 г.). А сама Лавра, несмотря на суровые испытания, постигшие ее в XX веке, остается величайшей духовной святыней России и уникальной сокровищницей отечественной культуры. Список литературы
Гусева Э.К. А.Рублёв. Из собрания Государственной Третьяковской галереи. Альбом. –М.: Изобразительное искусство, 1990.
Камелова Г., Побединская А. Русская церковная старина. //Журнал «Наше наследие», 1990, № 5.
Лаврентьев А.В., Пуришев И. Б., Турилов А. А. Золотое кольцо России.- М.: Профиздат, 1984.
Муравьёва А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX – XVII века. – М.: Просвещение, 1984.
Тельтевский П. Сергиев Посад. //Журнал «Юный художник», 1996, №4.
Терехов В.В. «Труд усердный, безымянный». // Журнал «Юный художник», 1991, №6.
Троице-Сергиева Лавра. Общ. ред. Архиепископа Волоколамского Питирима. Авт.-сост. Архимандрит Иннокентий Просвирнин. – М.: Издание Московской Патриархии, 1987
|
|
|