|
Виртуальные модели некоторых химических процессов Виртуальные модели некоторых химических процессов
Основная проблема учащихся индивидуального и надомного обучения при освоении химии – недостаточно развитое абстрактное мышление. В связи с этим возникают трудности в освоении основных понятий и теорий общей химии, наиболее оторванных от бытового опыта детей.
Преодолеть это непонимание помогает виртуальное моделирование процессов, понятий и даже формул.
Модель – это упрощенное представление реального устройства, явления или/и протекающих в нем процессов. Моделирование – это построение и исследование моделей. Поскольку сложность любого материального объекта бесконечна, моделирование – обязательная составляющая познания.
Одна из основополагающих тем курса химии в 8 классе – теория электролитической диссоциации. Модели процессов электролитической диссоциации и ионных реакций были разработаны как составляющие единый блок(«Диссоциация веществ с ионной связью», «Диссоциация веществ с ковалентной полярной связью», «Моделирование ионной реакции обмена»). Хорошо воспринимались и запоминались учащимися.
Назначение исходных моделей - актуализировать знания о химической связи, о свойствах молекулы воды как диполя, о заряженных частицах – ионах.
Дальнейшее моделирование процессов образования гидратированных ионов создает основу для понимания природы электропроводности растворов, а также вскрывает физический смысл уравнений диссоциации электролитов, что позволяет предотвратить типичные ошибки при составлении таких уравнений.
Составление ионных уравнений , особенно сокращенных, помогает понять модель-анимация ионной реакции обмена с образованием осадка.
Ряд виртуальных моделей существенно облегчил преподавание такой трудной для восприятия учащимися темы как «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на нее» . Среди них: «Физический смысл понятия скорость химической реакции», «Зависимость скорости реакции от концентрации реагентов», «Зависимость скорости реакции от температуры», «Зависимость скорости реакции газов от давления» , «Роль катализатора в химической реакции».
Все упомянутые модели - модели процессов, т.е. содержат анимацию как необходимый элемент. Надо добавить, что модели отражают наши представления о процессах микромира, но никак не реальные объекты, которые мы и увидеть не можем. Это надо подчеркивать и на уроке, чтобы у ребят не сложились ложные представления и о реальности, и о роли моделей.
Не только движущиеся, но и статичные модели могут помочь учителю в преподавании химии. Модели помогают раскрыть сущность химических понятий таких, как моль, атомная, молярная массы. Модель может отразить и математическую зависимость между величинами (например, формулы для определения массы навески или количества вещества). Еще раз подчеркиваю, что цель моделирования – сконцентрировать внимание не на частностях , а на главных, принципиальных свойствах объекта, привязав эти свойства или закономерности к понятным детям образам.
Опыт создания и использования моделей позволяет увидеть следующие преимущества этого метода.
Абстрактные понятия «материализуются» и становятся доступными для понимания.
Картинки и образы фиксируются зрительной памятью.
Понимание «логики процесса» в совокупности со зрительным образом обеспечивают долговременное запоминание.
Моделирование проявило себя как удачный вспомогательный инструмент в преподавании химии. |
|
|