|  | Программа элективного курса по физике в 11 классе| Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
 
 «Средняя общеобразовательная школа №4»
 
 Программа элективного курса по физике
 
 в 11 классе
 
 «Решение физических задач. Подготовка к ЕГЭ»
 
 Составитель: Низамутдинова Светлана Юрьевна,
 
 учитель физики
 
 г. Миасс
 
 2011
 
 Пояснительная записка
 
 Программный материал рассчитан для учащихся 11 классов на 1 учебный час в неделю, всего 34 часа. Настоящая программа позволяет более глубоко и осмысленно изучать практические и теоретические вопросы физики. Цель этого элективного курса – развить у учащихся следующие умения: решать предметно-типовые, графические и качественные задачи по дисциплине; осуществлять логические приемы на материале заданий по предмету; решать нестандартные задачи, а так же для подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Программа посвящена рассмотрению отдельных тем, важных для освоения методов решения задач повышенной сложности. В программе рассматриваются теоретические вопросы, в том числе понятия, схемы и графики, которые часто встречаются в формулировках контрольно- измерительных материалов по ЕГЭ, а также практическая часть. В практической части рассматриваются вопросы по решению экспериментальных задач, которые позволяют применять математические знания и навыки, способствующие творческому и осмысленному восприятию материала.
 
 В результате реализации данной программы у учащихся формируются следующие учебные компетенции: систематизация, закрепление и углубление знаний фундаментальных законов физики; умение самостоятельно работать со справочной и учебной литературой различных источников информации; развитие творческих способностей учащихся.
 Цель:  Подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ.
 Задачи:
 
 
  Научить учащихся самостоятельно анализировать конкретную проблемную задачу и находить наилучший способ её решения.
 
Развитие физического и логического мышления школьников.
 
Развитие творческих способностей учащихся и привитие практических умений.
 
 
 
 В результате прохождения программы учащиеся должны знать:
 
 
  основные понятия физики;
 
основные законы физики;
 
вывод основных законов;
 
понятие инерции, закона инерции;
 
виды энергии;
 
разновидность протекания тока в различных средах;
 
состав атома;
 
закономерности, происходящие в газах, твердых, жидких телах.
 
 В результате прохождения программы учащиеся должны уметь:
 
 
  производить расчеты по физическим формулам;
 
производить расчеты по определению координат тел для любого вида движения;
 
производить расчеты по определению теплового баланса тел;
 
решать качественные задачи;
 
решать графические задачи;
 
решать задачи на соответствие;
 
снимать все необходимые данные с графиков и производить необходимые расчеты;
 
писать ядерные реакции, рассчитывать период полураспада, энергию связи, энергетический выход ядерных реакций;
 
составлять уравнения движения;
 
по уравнению движения, при помощи производной, находить ускорение, скорость;
 
давать характеристики процессам происходящие в газах;
 
строить и объяснять графики изопроцессов;
 
описывать процессы при помощи уравнения теплового баланса;
 
применять закон сохранения механической энергии;
 
применять закон сохранения импульса;
 
делать выводы.
 
 
 
 Содержание курса
 
 Механика (8 ч)
 
 Кинематика поступательного и вращательного движения. Уравнения движения. Графики основных кинематических параметров.
 
 Динамика. Законы Ньютона. Силы в механике: силы тяжести, упругости, трения, гравитационного притяжения.
 
 Статика. Момент силы. Условия равновесия тел. Гидростатика.
 
 Движение тел со связями – приложение законов Ньютона.
 
 Законы сохранения импульса и энергии .
 Молекулярная физика и термодинамика (6 ч)
 
 Основное уравнение МКТ газов.
 
 Уравнение состояния идеального газа – следствие из основного уравнения МКТ. Изопроцессы..
 
 Первый закон термодинамики и его применение для различных процессов изменения состояния системы. Термодинамика изменения агрегатных состояний веществ. Насыщенный пар.
 
 Второй закон термодинамики, расчет КПД тепловых двигателей.
 
 Электродинамика (8 ч)
 
 Электростатика. Напряженность и потенциал электростатического поля точечного заряда. Графики напряженности и потенциала. Принцип суперпозиции электрических полей. Энергия взаимодействия зарядов.
 
 Конденсаторы. Энергия электрического поля
 
 Постоянный ток. Закон Ома для однородного участка и полной цепи. Расчет разветвленных электрических цепей.
 
 Магнитное поле. Принцип суперпозиции магнитных полей. Силы Ампера и Лоренца. Электромагнитная индукция
 Колебания и волны. (5 ч)
 
 Механические гармонические колебания. Простейшие колебательные системы. Кинематика и динамика механических колебаний, превращения энергии. Резонанс.
 
 Электромагнитные гармонические колебания. Колебательный контур, превращения энергии в колебательном контуре. Аналогия электромагнитных и механических колебаний.
 
 Переменный ток.
 
 Механические и электромагнитные волны.
 Оптика (4ч)
 
 Геометрическая оптика. Закон отражения и преломления света. Построение изображений неподвижных предметов в тонких линзах, плоских зеркалах.
 
 Волновая оптика. Интерференция света, условия интерференционного максимума и минимума. Дифракция света. Дифракционная решетка. Дисперсия света.
 Квантовая физика (3 ч)
 
 Фотон. Давление света. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.
 
 Применение постулатов Бора для расчета линейчатых спектров излучения и поглощения энергии водородоподобными атомами
 
 Атомное ядро. Закон радиоактивного распада. Применение законов сохранения заряда, массового числа в задачах о ядерных превращениях.
 
 Учебно-тематический план
 
 (1 час в неделю, всего 34 часа)
 
 
       | № п/п
 
 | Тема
 
 | Примерные
 
 сроки
 
 | Примечание
 
 |   | 
 
 
 | Тема 1. Механика
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 1 / 1
 
 | Кинематика поступательного и вращательного движения. Уравнения движения. Графики основных кинематических параметров
 
 | 
 
 
 |   | 2 / 2
 
 | Решение задач по теме «Законы Ньютона»
 
 | 
 
 
 |   | 3 / 3
 
 | Решение задач по теме «Силы в механике»
 
 | 
 
 
 |   | 4 / 4
 
 | Решение задач по теме «Статика»
 
 | 
 
 
 |   | 5 / 5
 
 | Решение задач по теме «Гидростатика»
 
 | 
 
 
 |   | 6 / 6
 
 | Решение задач по теме «Законы сохранения»
 
 | 
 
 
 |   | 7 / 7
 
 | Решение задач на соответствие
 
 | 
 
 
 |   | 8 / 8
 
 | Решение тестовых заданий
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | Тема 2. Молекулярная физика и термодинамика.
 
 | 
 
 
 |   | 9 / 1
 
 | Решение задач по теме «Основное уравнение МКТ, Уравнение состояния идеального газа»
 
 | 
 
 
 |   | 10 / 2
 
 | Решение задач по теме «Изопроцессы»
 
 | 
 
 
 |   | 11 / 3
 
 | Решение задач по теме «Первый и второй законы термодинамики»
 
 | 
 
 
 |   | 12 / 4
 
 | Решение задач на уравнение теплового баланса
 
 | 
 
 
 |   | 13 / 5
 
 | Решение задач на соответствие
 
 | 
 
 
 |   | 14 / 6
 
 | Решение тестовых задач
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | Тема 3. Электродинамика
 
 | 
 
 
 |   | 15 / 1
 
 | Решение задач по электростатике.
 
 | 
 
 
 |   | 16 / 2
 
 | Решение задач по электростатике.
 
 | 
 
 
 |   | 17 / 3
 
 | Решение задач на законы постоянного тока
 
 | 
 
 
 |   | 18 / 4
 
 | Решение задач на описание магнитного поля.
 
 | 
 
 
 |   | 19 / 5
 
 | Решение задач на закон электромагнитной индукции.
 
 | 
 
 
 |   | № п/п
 
 | Тема
 
 | Примерные
 
 сроки
 
 | Примечание
 
 |   | 20 / 6
 
 | Решение задач на расчет индуктивности и энергии магнитного поля. Явление самоиндукции.
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 21 / 7
 
 | Решение задач на соответствие
 
 | 
 
 
 |   | 22 / 8
 
 | Решение тестовых задач
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | Тема 4. Колебания и волны
 
 | 
 
 
 |   | 23 / 1
 
 | Решение задач на описание механических и электромагнитных колебаний.
 
 | 
 
 
 |   | 24 / 2
 
 | Решение задач на различные типы соединений в цепи переменного тока.
 
 | 
 
 
 |   | 25 / 3
 
 | Решение задач на описание механических и электромагнитных волн.
 
 | 
 
 
 |   | 26 / 4
 
 | Решение задач на соответствие
 
 | 
 
 
 |   | 27 / 5
 
 | Работа с тестами по колебаниям и волнам.
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | Тема 5. Оптика
 
 | 
 
 
 |   | 28 / 1
 
 | Решение задач по геометрической оптике.
 
 | 
 
 
 |   | 29/ 2
 
 | Решение задач на волновые свойства света. Шкала электромагнитных излучений.
 
 | 
 
 
 |   | 30 / 3
 
 | Решение задач на соответствие
 
 | 
 
 
 |   | 31 / 4
 
 | Работа с тестами по оптике.
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | Тема 6. Квантовая физика
 
 | 
 
 
 |   | 32 / 1
 
 | Решение задач на законы фотоэффекта, на расчет характеристик фотона. Гипотеза де Бройля.
 
 | 
 
 
 |   | 33 / 2
 
 | Решение задач на описание ядерных реакций, расчет энергии связи атомного ядра, энергетического выхода.
 
 | 
 
 
 |   | 34 / 3
 
 | Решение тестовых заданий.
 
 | 
 
 
 |  Литература, используемая учащимися:
 
 
  Г.Я. Мякишев ., Б.Б. Буховцев., В.М. Чаругин. Физика. Учебник для 11 класса общеобразовательных. учреждений. Базовый и профильный уровень. - М., «Просвещение», 2009 г.
 
А.П.Рымкевич. Физика. Задачник. 10 – 11 классы. - М., «Дрофа», 2005 г
 
Г.Н.Степанова. Сборник задач по физике. 10 – 11 классы. - М., «Просвещение», 2005 г
 
 Литература, используемая учителем:
 
 
  А.П.Рымкевич. Физика. Задачник. 10 – 11 классы. - М., «Дрофа», 2005 г
 
Г.Н.Степанова. Сборник задач по физике. 10 – 11 классы. - М., «Просвещение», 2005 г
 
А.Е.Марон, Е.А.Марон. Физика 11 класс. Дидактические материалы.- М., «Дрофа» 2007 г.
 
И.М. Гельфгат, Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик. 1001 задача по физике. – М., «Илекса», 1997 г.
 
Контрольно-измерительные материалы. ЕГЭ 2004 – 2010 г.г.
 
 | 
 |  |