Главная страница

Программа элективного курса по физике в 11 классе



Скачать 104.55 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса по физике в 11 классе
Низамутдинова Светлана Юрьевна
Дата18.04.2016
Размер104.55 Kb.
ТипПрограмма

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Программа элективного курса по физике

в 11 классе

«Решение физических задач. Подготовка к ЕГЭ»

Составитель: Низамутдинова Светлана Юрьевна,

учитель физики

г. Миасс

2011

Пояснительная записка

Программный материал рассчитан для учащихся 11 классов на 1 учебный час в неделю, всего 34 часа. Настоящая программа позволяет более глубоко и осмысленно изучать практические и теоретические вопросы физики. Цель этого элективного курса – развить у учащихся следующие умения: решать предметно-типовые, графические и качественные задачи по дисциплине; осуществлять логические приемы на материале заданий по предмету; решать нестандартные задачи, а так же для подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Программа посвящена рассмотрению отдельных тем, важных для освоения методов решения задач повышенной сложности. В программе рассматриваются теоретические вопросы, в том числе понятия, схемы и графики, которые часто встречаются в формулировках контрольно- измерительных материалов по ЕГЭ, а также практическая часть. В практической части рассматриваются вопросы по решению экспериментальных задач, которые позволяют применять математические знания и навыки, способствующие творческому и осмысленному восприятию материала.

В результате реализации данной программы у учащихся формируются следующие учебные компетенции: систематизация, закрепление и углубление знаний фундаментальных законов физики; умение самостоятельно работать со справочной и учебной литературой различных источников информации; развитие творческих способностей учащихся.
Цель: Подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ.
Задачи:


  1. Научить учащихся самостоятельно анализировать конкретную проблемную задачу и находить наилучший способ её решения.

  2. Развитие физического и логического мышления школьников.

  3. Развитие творческих способностей учащихся и привитие практических умений.



В результате прохождения программы учащиеся должны знать:


  • основные понятия физики;

  • основные законы физики;

  • вывод основных законов;

  • понятие инерции, закона инерции;

  • виды энергии;

  • разновидность протекания тока в различных средах;

  • состав атома;

  • закономерности, происходящие в газах, твердых, жидких телах.

В результате прохождения программы учащиеся должны уметь:


  • производить расчеты по физическим формулам;

  • производить расчеты по определению координат тел для любого вида движения;

  • производить расчеты по определению теплового баланса тел;

  • решать качественные задачи;

  • решать графические задачи;

  • решать задачи на соответствие;

  • снимать все необходимые данные с графиков и производить необходимые расчеты;

  • писать ядерные реакции, рассчитывать период полураспада, энергию связи, энергетический выход ядерных реакций;

  • составлять уравнения движения;

  • по уравнению движения, при помощи производной, находить ускорение, скорость;

  • давать характеристики процессам происходящие в газах;

  • строить и объяснять графики изопроцессов;

  • описывать процессы при помощи уравнения теплового баланса;

  • применять закон сохранения механической энергии;

  • применять закон сохранения импульса;

  • делать выводы.



Содержание курса

Механика (8 ч)

Кинематика поступательного и вращательного движения. Уравнения движения. Графики основных кинематических параметров.

Динамика. Законы Ньютона. Силы в механике: силы тяжести, упругости, трения, гравитационного притяжения.

Статика. Момент силы. Условия равновесия тел. Гидростатика.

Движение тел со связями – приложение законов Ньютона.

Законы сохранения импульса и энергии .
Молекулярная физика и термодинамика (6 ч)

Основное уравнение МКТ газов.

Уравнение состояния идеального газа – следствие из основного уравнения МКТ. Изопроцессы..

Первый закон термодинамики и его применение для различных процессов изменения состояния системы. Термодинамика изменения агрегатных состояний веществ. Насыщенный пар.

Второй закон термодинамики, расчет КПД тепловых двигателей.

Электродинамика (8 ч)

Электростатика. Напряженность и потенциал электростатического поля точечного заряда. Графики напряженности и потенциала. Принцип суперпозиции электрических полей. Энергия взаимодействия зарядов.

Конденсаторы. Энергия электрического поля

Постоянный ток. Закон Ома для однородного участка и полной цепи. Расчет разветвленных электрических цепей.

Магнитное поле. Принцип суперпозиции магнитных полей. Силы Ампера и Лоренца. Электромагнитная индукция
Колебания и волны. (5 ч)

Механические гармонические колебания. Простейшие колебательные системы. Кинематика и динамика механических колебаний, превращения энергии. Резонанс.

Электромагнитные гармонические колебания. Колебательный контур, превращения энергии в колебательном контуре. Аналогия электромагнитных и механических колебаний.

Переменный ток.

Механические и электромагнитные волны.
Оптика (4ч)

Геометрическая оптика. Закон отражения и преломления света. Построение изображений неподвижных предметов в тонких линзах, плоских зеркалах.

Волновая оптика. Интерференция света, условия интерференционного максимума и минимума. Дифракция света. Дифракционная решетка. Дисперсия света.
Квантовая физика (3 ч)

Фотон. Давление света. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.

Применение постулатов Бора для расчета линейчатых спектров излучения и поглощения энергии водородоподобными атомами

Атомное ядро. Закон радиоактивного распада. Применение законов сохранения заряда, массового числа в задачах о ядерных превращениях.

Учебно-тематический план

(1 час в неделю, всего 34 часа)


п/п

Тема

Примерные

сроки

Примечание




Тема 1. Механика







1 / 1

Кинематика поступательного и вращательного движения. Уравнения движения. Графики основных кинематических параметров




2 / 2

Решение задач по теме «Законы Ньютона»




3 / 3

Решение задач по теме «Силы в механике»




4 / 4

Решение задач по теме «Статика»




5 / 5

Решение задач по теме «Гидростатика»




6 / 6

Решение задач по теме «Законы сохранения»




7 / 7

Решение задач на соответствие




8 / 8

Решение тестовых заданий







Тема 2. Молекулярная физика и термодинамика.




9 / 1

Решение задач по теме «Основное уравнение МКТ, Уравнение состояния идеального газа»




10 / 2

Решение задач по теме «Изопроцессы»




11 / 3

Решение задач по теме «Первый и второй законы термодинамики»




12 / 4

Решение задач на уравнение теплового баланса




13 / 5

Решение задач на соответствие




14 / 6

Решение тестовых задач







Тема 3. Электродинамика




15 / 1

Решение задач по электростатике.




16 / 2

Решение задач по электростатике.




17 / 3

Решение задач на законы постоянного тока




18 / 4

Решение задач на описание магнитного поля.




19 / 5

Решение задач на закон электромагнитной индукции.




п/п

Тема

Примерные

сроки

Примечание

20 / 6

Решение задач на расчет индуктивности и энергии магнитного поля. Явление самоиндукции.







21 / 7

Решение задач на соответствие




22 / 8

Решение тестовых задач







Тема 4. Колебания и волны




23 / 1

Решение задач на описание механических и электромагнитных колебаний.




24 / 2

Решение задач на различные типы соединений в цепи переменного тока.




25 / 3

Решение задач на описание механических и электромагнитных волн.




26 / 4

Решение задач на соответствие




27 / 5

Работа с тестами по колебаниям и волнам.







Тема 5. Оптика




28 / 1

Решение задач по геометрической оптике.




29/ 2

Решение задач на волновые свойства света. Шкала электромагнитных излучений.




30 / 3

Решение задач на соответствие




31 / 4

Работа с тестами по оптике.







Тема 6. Квантовая физика




32 / 1

Решение задач на законы фотоэффекта, на расчет характеристик фотона. Гипотеза де Бройля.




33 / 2

Решение задач на описание ядерных реакций, расчет энергии связи атомного ядра, энергетического выхода.




34 / 3

Решение тестовых заданий.




Литература, используемая учащимися:


  1. Г.Я. Мякишев ., Б.Б. Буховцев., В.М. Чаругин. Физика. Учебник для 11 класса общеобразовательных. учреждений. Базовый и профильный уровень. - М., «Просвещение», 2009 г.

  2. А.П.Рымкевич. Физика. Задачник. 10 – 11 классы. - М., «Дрофа», 2005 г

  3. Г.Н.Степанова. Сборник задач по физике. 10 – 11 классы. - М., «Просвещение», 2005 г

Литература, используемая учителем:


  1. А.П.Рымкевич. Физика. Задачник. 10 – 11 классы. - М., «Дрофа», 2005 г

  2. Г.Н.Степанова. Сборник задач по физике. 10 – 11 классы. - М., «Просвещение», 2005 г

  3. А.Е.Марон, Е.А.Марон. Физика 11 класс. Дидактические материалы.- М., «Дрофа» 2007 г.

  4. И.М. Гельфгат, Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик. 1001 задача по физике. – М., «Илекса», 1997 г.

  5. Контрольно-измерительные материалы. ЕГЭ 2004 – 2010 г.г.