|
https://mlmsk.ru духовой шкаф h7460b clst духовои шкаф miele 7460 edst clst. mlmsk.ru | Программа элективного курса по физике в 11 классе Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Программа элективного курса по физике
в 11 классе
«Решение физических задач. Подготовка к ЕГЭ»
Составитель: Низамутдинова Светлана Юрьевна,
учитель физики
г. Миасс
2011
Пояснительная записка
Программный материал рассчитан для учащихся 11 классов на 1 учебный час в неделю, всего 34 часа. Настоящая программа позволяет более глубоко и осмысленно изучать практические и теоретические вопросы физики. Цель этого элективного курса – развить у учащихся следующие умения: решать предметно-типовые, графические и качественные задачи по дисциплине; осуществлять логические приемы на материале заданий по предмету; решать нестандартные задачи, а так же для подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Программа посвящена рассмотрению отдельных тем, важных для освоения методов решения задач повышенной сложности. В программе рассматриваются теоретические вопросы, в том числе понятия, схемы и графики, которые часто встречаются в формулировках контрольно- измерительных материалов по ЕГЭ, а также практическая часть. В практической части рассматриваются вопросы по решению экспериментальных задач, которые позволяют применять математические знания и навыки, способствующие творческому и осмысленному восприятию материала.
В результате реализации данной программы у учащихся формируются следующие учебные компетенции: систематизация, закрепление и углубление знаний фундаментальных законов физики; умение самостоятельно работать со справочной и учебной литературой различных источников информации; развитие творческих способностей учащихся. Цель: Подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Задачи:
Научить учащихся самостоятельно анализировать конкретную проблемную задачу и находить наилучший способ её решения.
Развитие физического и логического мышления школьников.
Развитие творческих способностей учащихся и привитие практических умений.
В результате прохождения программы учащиеся должны знать:
основные понятия физики;
основные законы физики;
вывод основных законов;
понятие инерции, закона инерции;
виды энергии;
разновидность протекания тока в различных средах;
состав атома;
закономерности, происходящие в газах, твердых, жидких телах.
В результате прохождения программы учащиеся должны уметь:
производить расчеты по физическим формулам;
производить расчеты по определению координат тел для любого вида движения;
производить расчеты по определению теплового баланса тел;
решать качественные задачи;
решать графические задачи;
решать задачи на соответствие;
снимать все необходимые данные с графиков и производить необходимые расчеты;
писать ядерные реакции, рассчитывать период полураспада, энергию связи, энергетический выход ядерных реакций;
составлять уравнения движения;
по уравнению движения, при помощи производной, находить ускорение, скорость;
давать характеристики процессам происходящие в газах;
строить и объяснять графики изопроцессов;
описывать процессы при помощи уравнения теплового баланса;
применять закон сохранения механической энергии;
применять закон сохранения импульса;
делать выводы.
Содержание курса
Механика (8 ч)
Кинематика поступательного и вращательного движения. Уравнения движения. Графики основных кинематических параметров.
Динамика. Законы Ньютона. Силы в механике: силы тяжести, упругости, трения, гравитационного притяжения.
Статика. Момент силы. Условия равновесия тел. Гидростатика.
Движение тел со связями – приложение законов Ньютона.
Законы сохранения импульса и энергии . Молекулярная физика и термодинамика (6 ч)
Основное уравнение МКТ газов.
Уравнение состояния идеального газа – следствие из основного уравнения МКТ. Изопроцессы..
Первый закон термодинамики и его применение для различных процессов изменения состояния системы. Термодинамика изменения агрегатных состояний веществ. Насыщенный пар.
Второй закон термодинамики, расчет КПД тепловых двигателей.
Электродинамика (8 ч)
Электростатика. Напряженность и потенциал электростатического поля точечного заряда. Графики напряженности и потенциала. Принцип суперпозиции электрических полей. Энергия взаимодействия зарядов.
Конденсаторы. Энергия электрического поля
Постоянный ток. Закон Ома для однородного участка и полной цепи. Расчет разветвленных электрических цепей.
Магнитное поле. Принцип суперпозиции магнитных полей. Силы Ампера и Лоренца. Электромагнитная индукция Колебания и волны. (5 ч)
Механические гармонические колебания. Простейшие колебательные системы. Кинематика и динамика механических колебаний, превращения энергии. Резонанс.
Электромагнитные гармонические колебания. Колебательный контур, превращения энергии в колебательном контуре. Аналогия электромагнитных и механических колебаний.
Переменный ток.
Механические и электромагнитные волны. Оптика (4ч)
Геометрическая оптика. Закон отражения и преломления света. Построение изображений неподвижных предметов в тонких линзах, плоских зеркалах.
Волновая оптика. Интерференция света, условия интерференционного максимума и минимума. Дифракция света. Дифракционная решетка. Дисперсия света. Квантовая физика (3 ч)
Фотон. Давление света. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.
Применение постулатов Бора для расчета линейчатых спектров излучения и поглощения энергии водородоподобными атомами
Атомное ядро. Закон радиоактивного распада. Применение законов сохранения заряда, массового числа в задачах о ядерных превращениях.
Учебно-тематический план
(1 час в неделю, всего 34 часа)
№ п/п
| Тема
| Примерные
сроки
| Примечание
|
| Тема 1. Механика
|
|
| 1 / 1
| Кинематика поступательного и вращательного движения. Уравнения движения. Графики основных кинематических параметров
|
| 2 / 2
| Решение задач по теме «Законы Ньютона»
|
| 3 / 3
| Решение задач по теме «Силы в механике»
|
| 4 / 4
| Решение задач по теме «Статика»
|
| 5 / 5
| Решение задач по теме «Гидростатика»
|
| 6 / 6
| Решение задач по теме «Законы сохранения»
|
| 7 / 7
| Решение задач на соответствие
|
| 8 / 8
| Решение тестовых заданий
|
|
| Тема 2. Молекулярная физика и термодинамика.
|
| 9 / 1
| Решение задач по теме «Основное уравнение МКТ, Уравнение состояния идеального газа»
|
| 10 / 2
| Решение задач по теме «Изопроцессы»
|
| 11 / 3
| Решение задач по теме «Первый и второй законы термодинамики»
|
| 12 / 4
| Решение задач на уравнение теплового баланса
|
| 13 / 5
| Решение задач на соответствие
|
| 14 / 6
| Решение тестовых задач
|
|
| Тема 3. Электродинамика
|
| 15 / 1
| Решение задач по электростатике.
|
| 16 / 2
| Решение задач по электростатике.
|
| 17 / 3
| Решение задач на законы постоянного тока
|
| 18 / 4
| Решение задач на описание магнитного поля.
|
| 19 / 5
| Решение задач на закон электромагнитной индукции.
|
| № п/п
| Тема
| Примерные
сроки
| Примечание
| 20 / 6
| Решение задач на расчет индуктивности и энергии магнитного поля. Явление самоиндукции.
|
|
| 21 / 7
| Решение задач на соответствие
|
| 22 / 8
| Решение тестовых задач
|
|
| Тема 4. Колебания и волны
|
| 23 / 1
| Решение задач на описание механических и электромагнитных колебаний.
|
| 24 / 2
| Решение задач на различные типы соединений в цепи переменного тока.
|
| 25 / 3
| Решение задач на описание механических и электромагнитных волн.
|
| 26 / 4
| Решение задач на соответствие
|
| 27 / 5
| Работа с тестами по колебаниям и волнам.
|
|
| Тема 5. Оптика
|
| 28 / 1
| Решение задач по геометрической оптике.
|
| 29/ 2
| Решение задач на волновые свойства света. Шкала электромагнитных излучений.
|
| 30 / 3
| Решение задач на соответствие
|
| 31 / 4
| Работа с тестами по оптике.
|
|
| Тема 6. Квантовая физика
|
| 32 / 1
| Решение задач на законы фотоэффекта, на расчет характеристик фотона. Гипотеза де Бройля.
|
| 33 / 2
| Решение задач на описание ядерных реакций, расчет энергии связи атомного ядра, энергетического выхода.
|
| 34 / 3
| Решение тестовых заданий.
|
| Литература, используемая учащимися:
Г.Я. Мякишев ., Б.Б. Буховцев., В.М. Чаругин. Физика. Учебник для 11 класса общеобразовательных. учреждений. Базовый и профильный уровень. - М., «Просвещение», 2009 г.
А.П.Рымкевич. Физика. Задачник. 10 – 11 классы. - М., «Дрофа», 2005 г
Г.Н.Степанова. Сборник задач по физике. 10 – 11 классы. - М., «Просвещение», 2005 г
Литература, используемая учителем:
А.П.Рымкевич. Физика. Задачник. 10 – 11 классы. - М., «Дрофа», 2005 г
Г.Н.Степанова. Сборник задач по физике. 10 – 11 классы. - М., «Просвещение», 2005 г
А.Е.Марон, Е.А.Марон. Физика 11 класс. Дидактические материалы.- М., «Дрофа» 2007 г.
И.М. Гельфгат, Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик. 1001 задача по физике. – М., «Илекса», 1997 г.
Контрольно-измерительные материалы. ЕГЭ 2004 – 2010 г.г.
|
|
|