Главная страница

Игровые технологии на уроках истории как средство мотивации к изучению предмета



Скачать 41.19 Kb.
НазваниеИгровые технологии на уроках истории как средство мотивации к изучению предмета
Дата18.04.2016
Размер41.19 Kb.
ТипДокументы

Игровые технологии на уроках истории

как средство мотивации к изучению предмета.
Успешность любого человека во многом зависит от внутренней потребности к саморазвитию и самообразованию. В настоящее время много внимания уделяют развитию творческой активности и интереса учеников к предмету. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. Одной из таких технологий являются игровые технологии. Актуальность этой технологии очевидна:

- ученику по своей природе нравится играть. Игра – это мощный стимул обучения. В игре мотивов гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности;

- в игре активизируются внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление;

- возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма противостоит пассивному слушанию или чтению;

- в процессе игра ребёнок раскрывается совсем по-другому, показывая свои скрытые таланты;

- игра положительно влияет на формирование познавательных интересов;

- идёт развитие таких качеств как самостоятельность, инициативность;

- факторы, сопровождающие игру – интерес, чувство удовольствия, радость;

- здесь складывается особая атмосфера – есть элементы творчества и свободного выбора;

- идёт становление волевых качеств личности, формируется адекватная самооценка.

Игра на уроке истории – это активная форма занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего. Игры классифицируются по сущностной игровой основе:

- ролевые игры

- игра – КВН

- игры с правилами

- игры стадийные (изучение; закрепление; проверка; обобщение;

Учитель должен выбирать игру соответствующую программному содержанию и чётко представлять себе, какие результаты он хочет получить. От этого зависит оформление замысла, игровые действия, содержание и формулировка правил, ход игры.
В своей практике я использую игры не только в среднем звене, но и в старшем. Так как замечаю снижение познавательной активности, что не способствует развитию внутренних резервов личности учащихся. Ребята с удовольствием играют.

Чаще всего на уроках я использую следующие игры:

«Цепочка слов»

- найти в тексте слова раскрывающие тему ( Египет – Тутанхамон – Нил - ….)

«Переводчик»

- сказать историческую фразу другими словами, перевести с «научного» языка на «доступный» («Воюют не числом, а умением».) А. Суворов.

«Три предложения»

- передать тему, текст, характеристику тремя предложениями

« Древо познаний»

- составление вопросов по теме (на следующем уроке снимают их с дерева и отвечают на них)

«Найди ошибку»

- работа с текстом

«Реставрация»

- восстановление текста

«Снежный ком»

- по определённой теме дети друг за другом называют слова (Дмитрий Донской. Куликово поле ит.д.)

«Исторические пятнашки»

- восстановить даты в хронологическом порядке и объяснить их:

1223

1480

1237

1547

1380

988

1147

1242

962

1480

1478

1556

1240

1581

1497

1552

«Что? Где? Когда?»

Что?

Где?

Когда?

сражение

В Чесменской бухте

?

?

В керченском проливе

1791

«Умник»

- запомнить представленные по теме слова и повторить их, когда они будут убраны с доски (до 30 слов)

«Исследователи»

- прочитать отрывок из документа и определить, кто и в связи с чем, его составил.

«О ком речь?»

- дети узнают исторического героя по описанию, которое зачитывает учитель

«Жили – были»

- против имён дети ставят +, против богов, мифических героев –

«Живая картина»

- дети оживляют историческое событие по учебной картине («Сбор дани» и др.)

«Реклама события»

- составить рекламу города, исторического события и др.

Кроссворды, чайнворды, головоломки, ребусы, криптограммы и т.д.

Эти игры позволяют эффективно развивать память, внимание, быстроту реакции, оперативность и гибкость мышления, умение слушать другого человека и помогают закрепить пройденный материал.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: игра является одним из современных средств обучения и воспитания, обладающим образовательной, воспитательной и развивающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Для формирования у детей социальных качеств и нравственного самосознания нужно создавать соответствующие условия, организовывать и постоянно сохранять сферу их «личностных» отношений, стимулировать самодеятельность детей, свободу в установлении отношений друг с другом.

Игра на уроке должна постоянно пополнять, углублять и расширять знания, быть средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствовать самоутверждению ребёнка.

В заключение, хотелось бы привести слова Анатолия Гина:

«Идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет сам.

Идеальная дидактика – это её отсутствие. Ученик стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет – он будет читать при свечах».

Учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ № 25 А.А. Белокурова