|
Игровые технологии на уроках истории как средство мотивации к изучению предмета Игровые технологии на уроках истории
как средство мотивации к изучению предмета. Успешность любого человека во многом зависит от внутренней потребности к саморазвитию и самообразованию. В настоящее время много внимания уделяют развитию творческой активности и интереса учеников к предмету. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. Одной из таких технологий являются игровые технологии. Актуальность этой технологии очевидна:
- ученику по своей природе нравится играть. Игра – это мощный стимул обучения. В игре мотивов гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности;
- в игре активизируются внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление;
- возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма противостоит пассивному слушанию или чтению;
- в процессе игра ребёнок раскрывается совсем по-другому, показывая свои скрытые таланты;
- игра положительно влияет на формирование познавательных интересов;
- идёт развитие таких качеств как самостоятельность, инициативность;
- факторы, сопровождающие игру – интерес, чувство удовольствия, радость;
- здесь складывается особая атмосфера – есть элементы творчества и свободного выбора;
- идёт становление волевых качеств личности, формируется адекватная самооценка.
Игра на уроке истории – это активная форма занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего. Игры классифицируются по сущностной игровой основе:
- ролевые игры
- игра – КВН
- игры с правилами
- игры стадийные (изучение; закрепление; проверка; обобщение;
Учитель должен выбирать игру соответствующую программному содержанию и чётко представлять себе, какие результаты он хочет получить. От этого зависит оформление замысла, игровые действия, содержание и формулировка правил, ход игры. В своей практике я использую игры не только в среднем звене, но и в старшем. Так как замечаю снижение познавательной активности, что не способствует развитию внутренних резервов личности учащихся. Ребята с удовольствием играют.
Чаще всего на уроках я использую следующие игры:
«Цепочка слов»
- найти в тексте слова раскрывающие тему ( Египет – Тутанхамон – Нил - ….)
«Переводчик»
- сказать историческую фразу другими словами, перевести с «научного» языка на «доступный» («Воюют не числом, а умением».) А. Суворов.
«Три предложения»
- передать тему, текст, характеристику тремя предложениями
« Древо познаний»
- составление вопросов по теме (на следующем уроке снимают их с дерева и отвечают на них)
«Найди ошибку»
- работа с текстом
«Реставрация»
- восстановление текста
«Снежный ком»
- по определённой теме дети друг за другом называют слова (Дмитрий Донской. Куликово поле ит.д.)
«Исторические пятнашки»
- восстановить даты в хронологическом порядке и объяснить их:
1223
| 1480
| 1237
| 1547
| 1380
| 988
| 1147
| 1242
| 962
| 1480
| 1478
| 1556
| 1240
| 1581
| 1497
| 1552
| «Что? Где? Когда?»
Что?
| Где?
| Когда?
| сражение
| В Чесменской бухте
| ?
| ?
| В керченском проливе
| 1791
| «Умник»
- запомнить представленные по теме слова и повторить их, когда они будут убраны с доски (до 30 слов)
«Исследователи»
- прочитать отрывок из документа и определить, кто и в связи с чем, его составил.
«О ком речь?»
- дети узнают исторического героя по описанию, которое зачитывает учитель
«Жили – были»
- против имён дети ставят +, против богов, мифических героев –
«Живая картина»
- дети оживляют историческое событие по учебной картине («Сбор дани» и др.)
«Реклама события»
- составить рекламу города, исторического события и др.
Кроссворды, чайнворды, головоломки, ребусы, криптограммы и т.д.
Эти игры позволяют эффективно развивать память, внимание, быстроту реакции, оперативность и гибкость мышления, умение слушать другого человека и помогают закрепить пройденный материал.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: игра является одним из современных средств обучения и воспитания, обладающим образовательной, воспитательной и развивающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Для формирования у детей социальных качеств и нравственного самосознания нужно создавать соответствующие условия, организовывать и постоянно сохранять сферу их «личностных» отношений, стимулировать самодеятельность детей, свободу в установлении отношений друг с другом.
Игра на уроке должна постоянно пополнять, углублять и расширять знания, быть средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствовать самоутверждению ребёнка.
В заключение, хотелось бы привести слова Анатолия Гина:
«Идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет сам.
Идеальная дидактика – это её отсутствие. Ученик стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет – он будет читать при свечах».
Учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ № 25 А.А. Белокурова |
|
|