|
Достижение предметных и метапредметных результатов с помощью игрового и соревновтельного методов Достижение предметных и метапредметных результатов с помощью игрового и соревновтельного методов Важнейшая социальная задача современного общества состоит в том, чтобы вырастить поколение граждан, гармонически сочетающих в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Исключительное значение при этом играет физическое воспитание подрастающего поколения. В настоящее время очень важна проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Его можно успешно реализовать, применяя различные средства, методы, приемы и способы физического воспитания, привития необходимых умений и навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Педагогический процесс при этом должен строиться с учетом реальных психофизических возможностей, возрастных особенностей занимающихся.
Учебно-воспитательный процесс физического воспитания должен проводиться с оптимальной моторной плотностью, динамично. Для достижения указанной цели большое значение имеют правильный выбор и сочетание методов обучения, в частности, таких методов, как игровой и соревновательный.
Игровой метод
Игровой метод характеризуется такими особенностями, как:
1) «сюжетная» организация, где деятельность играющих организуется в соответствии с образным или условным сюжетом (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение определенной цели в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации.
Игровой сюжет либо непосредственно заимствуется из окружающей действительности с образным отражением тех или иных прикладных действий и жизненных отношений (например: трудовые, бытовые действия, имитация охоты и т. д.), либо специально создается, исходя из потребностей физического воспитания.
2) Разнообразие способов достижения цели – возможность достижения игровой цели (выигрыша) обычно не связана с каким-либо одним способом действий. Почти всегда существуют различные пути выигрыша, допускаемые правилами игры, которые лимитируют лишь общую линию поведения, но не определяют жестко конкретные действия.
3) Комплексный характер деятельности: игра включает в себя различные двигательные действия – бег, прыжки, метания и т. д.
4) Широкая самостоятельность действий занимающихся, высокие требования к их инициативе, находчивости, ловкости – игровой метод предоставляет играющим простор для творческого решения двигательных задач, при этом постоянное и внезапное изменение ситуаций по ходу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей.
5) Моделирование напряженных межличностных и межгрупповых отношений, повышенная эмоциональность в большинстве игр, хотя и условно, но с достаточно высокой степенью психической напряженности, воспроизводят активные межличностные и межгрупповые отношения, которые строятся как по типу сотрудничества (между игроками одной команды), так и по типу соперничества (между противниками в парных и командных играх), когда сталкиваются противоположные интересы, возникают и разрешаются игровые конфликты. Это создает высокий эмоциональный накал и содействует яркому выявлению этических качеств личности. В наибольшей мере игровой метод позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентирования, находчивость, самостоятельность, инициативность.
Упражнения, выполняемые в игровой форме – подвижные игры, игровые задания, использование различных снарядов, стендов и т. д. отличаются глубиной и разносторонностью воздействия на физические качества занимающихся. Такие занятия повышают интерес к спорту и физической культуре, стимулируют процесс усвоения техники отдельных элементов физических упражнений, способствуют стремлению к преодолению трудностей для решения поставленных перед занимающимися задач. Соревновательный метод
Главная черта соревновательного метода – сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение.
Основу соревновательного метода составляет рационально организованный процесс состязания, причем спортсмен может соревноваться не только с другими, но и с самим собой, стремясь превысить свой спортивный результат или показатели в подготовительных упражнениях. Примерное содержание основной части урока физической культуры с использованием игрового метода в форме сюжетной полосы препятствий
3-й класс
Задача: Воспитание ловкости, быстроты, силы, выносливости.
Сюжет урока: игра «Альпинист». Препятствия:
1. Вис на брусьях (на руках).
2. Канат (завис на руках и ногах).
3. Бег.
4. Переход через бревно.
5. Кувырок вперед.
6. Переход по скамейке, держа набивной мяч, бросок следующему участнику.
7. Ползание по матам в туннеле.
8. Лазанье по канату.
9. Прыжок через препятствие, соскок в обозначенное место.
10. Подтягивание на руках лежа.
11. Проход через обручи.
12. Переход на четвереньках по скамейке.
13. Прыжки через препятствия.
14. Перекаты боком лежа. Данная полоса препятствий с использованием игрового метода способствует комплексному развитию физических качеств. Прохождение полосы препятствия фиксируется временем, а также оценивается умением выбрать оптимальное выполнение двигательного действия. На данном уроке результатами изучения учебного предмета являются: Универсальные компетенции:
Личностные результаты:
Проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
Проявление дисциплинорованности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей.
Метапредметные результаты:
организация самостоятельной деятельности с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования;
общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;
анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения
технически правильное выполнение двигательных действий.
Предметные результаты:
измерение частоты сердечных сокращений во время и после прохождения полосы препятствий;
оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий;
бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности;
выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами;
нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков.
|
Отчёт по методической теме:
«Достижение предметных и метапредметных результатов с помощью игрового и соревновтельного методов”
2012 – 2013 учебный год
Учитель Физической Культуры:
Нагибина Елена Владимировна
2012 – 2013 учебный год |
|
|