|
Д/с «Купелек» а. Эркен-Халк Ногайского района Приобщение детей к национальной культуре, обычаям, традициям ногайского народа
«Приобщение детей к национальной культуре, обычаям, традициям ногайского народа».
Старший воспитатель:
Ф.Д. Кролова
д/с «Купелек»
а. Эркен-Халк
Ногайского района
Приобщение детей к национальной культуре, обычаям, традициям ногайского народа.
Кролова Ф.Д.
старший воспитатель МДОУ «Купелек» «Народ, который не знает своей культуры, истории, - презренен и
легкомысленен Н.М Карамзин
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, преумножить богатство своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, родным местам, родной стране.
Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего аула.
Но еще есть историческая память поколений. Задача педагогов – передать ее детям, наполнить их сердца не гаснувшим светом народной культуры, знанием традиции и истории своей страны.
Самый благодарный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не показное «сувенирное», а каждодневное обращение к ним диктует и нетрадиционные подходы к процессу воспитания.
Высшей ценностью общества является человек. Забота о его всестороннем развитии должна быть основной задачей воспитателя.
Чувство Родины … оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям. Это корни, связывающие его с родным домом и близким окружением. Формирование личности ребенка, воспитания у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств.
Чувства интернационализма формируются у детей в процессе взаимодействия их с взрослыми и детьми. В Концепции дошкольного воспитания, учрежденной в 1989 г. был определен принципиально личностно-ориентированный подход к ребенку как главное направление государственной политики в обновлении системы дошкольного образования. Вслед за Концепцией стали появляться нормативно-правовые документы, закрепляющие провозглашенные в ней принципы. Важнейшим событием для всей системы образования и, разумеется, для его дошкольной сферы стал изданный в 1992 г. закон РФ «Об образовании».
Закон Карачаево-Черкесской Республики «Об образовании», принятый 10 июля 1993 г. гласит: «Основной формой воспитательной деятельности в системе образования является воспитывающее обучение с использованием нравственного потенциала культуры, литературы, истории, традиции и обычаев народов».
Для реализации принципа регионизации и гуманизации воспитания решено использовать наши возможности по воспитанию дошкольников в духе дружбы между народами, любви к Родине, приобщению к национальной культуре.
Педагог Г.М. Гогаберидзе пишет: «Важнейшей предпосылкой полноценного культурного развития личности ребенка является беспрепятственный диалог различных культур. Но чтобы понять национальную душу соседствующего народа мало иметь представление о его обычаях и традициях, о его укладе жизни, о его фольклоре и литературе, нужно, прежде всего, познать и почувствовать наследие своего собственного народа».
Чтобы у ребенка формировалось чувство к своему Отечеству, необходимо воспитать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории, приобщать к культуре народов своего края.
В результате сложившихся тесных эмоциональных, политических и культурных связей между народами КЧР в их творчестве много общего. Но при всей близости каждый народ имеет черты национальных традиций, национального колорита.
Сохранение всех этих особенностей, индивидуального «облика»каждого народа представляется чрезвычайно уникальным для нашего региона. В нашей республике проживают люди разных национальностей. Однако многие из них не знают истории, культуры, традиций и обычаев друг друга. Да не только друг друга, даже историю своего народа. И мы решили – необходимо углубленно решать эту проблему с использованием национально-регионального компонента.
Начиная работу по патриотическому воспитанию, воспитанием любви к родному краю нужно было самим педагогам хорошо знать его. Изучив множество методической и исторической литературы, мы подумали, что целесообразно показать детям и о чем рассказать, особо выделив то, что характерно для нашего региона, через что можно показать связь нашего города, аулов, станиц, где живут близкие наших детей со всей страной. А поскольку в наш детский сад ходят только ногайские дети, мы, говоря обо всех, подробно остановились на обычаях и традициях ногайского народа, на его литературе и фольклоре. Так были определены задачи нашей работы:
Формирование любви к Родине, родному краю, аулу, природе.
Приобщение дошкольников к национальной культуре своего народа.
Расширение представлений о культурном богатстве родного края, о знатных людях.
Воспитание у детей гуманных чувств.
Установление связи с семьей в работе приобщения дошкольников к национальной культуре.
В нашем ауле жили и живут люди, тонко чувствующие прекрасное, истинные носители народной культуры, мастера своего дела. Для «внутреннего здоровья» человеку нужно с детства знать и любить свои корни, родителей, родную землю, родной язык, культуру, историю.
Педагоги нашего коллектива поставили перед собой задачу: знакомить детей с традициями своих предков, воспитать уважение к культуре своего народа, к знаменитым землякам, прививать любовь к родной природе.
В методической работе мы обратились к разработке регионального компонента в образовательном процессе дошкольных учреждений. Были выделены приоритетные темы: «Эркин-Халк – аул мастеров», «Аул и его достопримечательности», «Экология края», «Традиции аула и ногайского народа».
На методических объединениях, в творческих группах занимались отбором материала о истории аула, поиском эффективных форм и методов работы с детьми по данному направлению. Воспитатели на занятиях используют региональный компонент. Например: читая М. Пришвина, проводят параллель с «Лесными страничками» А. Киреева, Е. Булотуковой, известными ногайскими детскими писателями.
Педагогами детского сада сделаны разработки тематических идей «Моя большая и маленькая Родина», «Эркин-Халк – аул мастеров», «Эркин-Халк – моя Родина», разработана программа приобщения детей к ногайской народной культуре, национальным традициям. Воссоздается быт ногайской юрты, разработано меню из национальных блюд, детей знакомят с фольклором, народными играми.
При обучении обрядам, обычаям, играм воспитатели значительное внимание уделяют познанию детьми истории и этнографии родного народа.
С этой целью создан мини-музей, где собраны и экспонируются старинные предметы быта, одежда ногайцев. В целом опыт коллектива детского сада обращен к лучшим обрядам и обычаям народа, благотворно влияет на воспитание детей.
Приобщение детей к национальной культуре, к ее обычаям и традициям, мы начали с ознакомления со столицей нашей республики.
Организованы экскурсии по улицам города, знакомим с достопримечательностями и памятными местами, посетили Краеведческий музей. Затем шло ознакомление с родным аулом. Дети посетили местный музей, который создан в честь 120-летия первой школы в К Ч Р. Из многочисленных рассказов, экскурсий дети узнали о подвигах, совершенных нашими земляками в годы гражданской и отечественной войн, где лучшие люди отдали свою жизнь во имя счастливой жизни. Итогом этих мероприятий стал вечер – развлечения в старшей группе «Пою тебе, мой край родной» (муз. рук. Каракаева Н.Ю.) и «Беседа о родном ауле»
(Катаганова М.З.)
Литература не только источник познания? она призвана выполнять задачи нравственного воспитания, пробуждать любовь к родному краю, к своему народу, развивать чувство прекрасного. Через родную (культуру) песню, сказку ребенок дошкольного возраста получает первые впечатления о культуре своего народа.
Поэтому, в первую очередь, мы начали знакомить детей с устным народным творчеством – национальном достоянием каждого народа – черкесов, карачаевцев, абазин, ногайцев.
Совместно с родителями собрали библиотеку стихов, сказок, загадок, пословиц, поговорок.
Из произведений А. Киреева, Е. Булатуковой, А. Ханфенова, Д. Лагучева, М. Чикатуева дети узнали о нашей земле, о ее красоте, ее сыновьях и дочерях, живущих в дружной семье народов.
Вся работа по приобщению детей к национальной культуре строилась и строиться в тесном контакте с родителями. Родители принимают участие в сборе иллюстрационного материала, предметов быта. С их участием провели вечер отдыха по традициям ногайского народа «Первый шаг ребенка», обряд «Укладываю в люльку новорожденного» и другие мероприятия.
Для родителей были проведены консультации «Растите детей интернационалистам», «На экскурсию всей семьей». Анализируя работу, проведенную детским садом, прихожу к выводу, что работа такая необходима. По мнению родителей, знакомство с богатством народного творчества служит действенным средством идейно-эстетического воспитания дошкольников, способствует формированию у них чувства интернационализма. К сожалению, эта работа, начатая в детском саду, не продолжается в школе. Поэтому, одним из пунктов нашего годового плана является раздел «Преемственность детского сада со школой». А мы работу в этом направлении будем продолжать и расширять, особенно по этнографическому материалу, прикладному искусству КЧР, изучению родного языка.
Возрождение национальных культур, отсюда усиление национального компонента в региональных программах воспитания и обучения дошкольников способствует формированию у детей национального самосознания.
Все что выучил малыш в период дошкольного детства, он запомнить на всю жизнь, если образование, полученное в детском саду, перерастет закономерно в последующую ступень – образование в школе.
Если в прежние годы (советский период) воспитание любви к Родине, рассматривалось через призму воспитания, то в современных исследованиях прослеживается возвращение к идеям К.Д. Ушинского – народность, приобщение к национальному как базе патриотического. воспитания.
Национальное воспитание придает личности самобытность, индивидуальность, наделяет ее своим менталитетом, духовностью. Поэтому начинать нужно с национального (песни, язык, обычаи, традиции)
“Культура межнационального общения – это умение не ссорится с соседом, но так же и не вмешиваться в его жизнь, познать его и уважать за непохожесть или сходство с собой.”
“ ДРУГОЙ мир – тоже твой мир, не бойся его, там есть близкое и понятное тебе, а то, что не такое, - вызывает интерес и уважение.” |
|
|