|
Соколова Л. В., Некрылова А. Ф. Воспитание ребенка в русских традициях Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим. Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям -- отцу, матери, родному дому, улице, детскому саду, городу.
Работая с младшими дошкольниками по направлению нравственно – патриотического воспитания, я столкнулась со следующей проблемой.
Наше дошкольное учреждение работает по Программа МАДОУ ЦРР-д/с № 18, которая разработана на основе «Программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» для детей от 3 до 7 лет под редакцией В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткиной, региональный компонент которой включает и задачу воспитания любви к близким людям, родному дому, родному городу и краю, родной стране. Необходимого материала по этому направлению очень мало. В связи с этим возникла необходимость обобщения опыта по данной теме. С этой целью изучила работы следующих авторов: Кондрыкинская Л. А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ/ 2011., Мосалова Л. Л.Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2009, Соколова Л. В., Некрылова А. Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. – М.: Айрис – пресс,2003, Князева О.Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство – Пресс,1998. И определила задачи нравственно – патриотического воспитания для младших дошкольников.
Формировать представление ребенка о самом себе, его семье.
Формировать представление о ближайшем окружении детского сада, некоторых городских объектах.
Развивать интерес к родному городу и стране; традициям Кубани.
Воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к семье, дому, детскому саду, родной улице, городу.
Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям: быть приветливыми, проявлять интерес к действиям и поступкам.
Программа состоит из шести разделов:
*Представление ребенка о себе. Я расту.
* Моя семья.
* Мой любимый детский сад.
* Мой город.
*Фольклор.
* История Кубани.
Согласно поставленным задачам составила тематический план, в соответствии с ООП ДОУ, состоящий из НОД и дидактических игр, которые включаются в совместную деятельность педагога с детьми в течении недели, что позволяет воспитанникам лучше усвоить материал. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Именно поэтому в своей работе я часто обращаюсь к дидактическим играм.
№
| Тема
| Непосредственно – образовательная деятельность
| Дидактическая игра
| 1.
| Формирование представления о себе.
| Я – человек.
| Д/и «Давайте познакомимся!»
Д/и «Мое имя».
Д/и «Я - мальчик, ты – девочка».
| 2.
| Знакомство с семьей
| Моя семья.
| Д/ и «Как зовут членов семьи».
Д/и «Составь генеалогическое дерево»
Д/и «Назови ласково»
| 3.
| Воспитание уважения к членам своей семьи
| Хочу быть как мама
( папа, бабушка, дедушка).
| Д/и «Кто главный?»
Д/и «Что кому принадлежит»
Д/и «Подарок на день рождения»
| 4.
| Расширение представления о дружбе
| Мои друзья
| Д/и «Оцени поступок».
Д/и «Ласковое слово».
Д/и «Комплименты».
| 5.
| Знакомство с различными географическими участками детского сада
| Наш детский сад.
| Д/и «Парные картинки»
Д/и «Откуда предмет»
Д/и «Узнай по фотографии»
| 6.
| Знакомство с ближайшим окружением детского сада
| Дом, улица, адрес
| Д/ и «Найди пару»
Д/и «Узнай по фотографии»
Д/и «Позвони по телефону»
| 7.
| Знакомство с родным городом
| Мой любимый Кропоткин
| Д/и «Вспомни, где это находится»
Д/и «Собери целое из частей»
Д/и « Вдруг я потеряюсь»
| 8.
| Знакомство с фольклором Кубани
| Предания кубанских сказочников
| Д/и «Сварите вкусный борщ».
Д/ и «Праздники»
Д/и « Я принес тебе подарок»
| 9.
| Знакомство с историей родного города
| Как хутор Романовский городом стал
| Д/и «Узнай и назови»
Д/и «Расскажи о достопримечательностях»
Д/и «Что сначала, что потом»
| Для реализации задач по нравственно-патриотическомувоспитанию мной были созданы следующие условия в группе.
Уголок кубанского быта, включающий в себя утварь, предметы старины, игрушки, генеалогические деревья некоторых семей. Родители совместно с детьми сшили кубанские костюмы куклам. Собрали мини библиотеку, которая содержит в себе потешки, сказки, предания кубанских авторов, сборник с биографиями сказочников Кубани под авторством Ф. В. Тумилевича, словарь кубанских слов.
Так же имеются альбомы с фотографиями города, достопримечательностями ближайшего окружения; семейные альбомы, содержащие членов семьи, семейный отдых, праздники; альбомы, в которых на фотографиях запечатлены различные участки детского сада.
Активное участие принимают как дети, так и родители моей группы в костюмированных праздниках и развлечениях, отображающих традиции и культуру русского народа. Это Колядки, Масленица, Яблочный Спас и др.
Используя в работе материалы данной программы, мои воспитанники овладели следующими знаниями и умениями:
Знают свое имя, имена членов семьи, некоторые события из их жизни, на фото уверенно находят и называют себя, своих родителей и близких. Знают свою улицу дом, квартиру. Результаты мониторинга в 2011-2012 учебном году интегративного качества «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе» показали, что в среднем уровень знаний повысился.
Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, пол. Имеет первичные гендерные преставления
| Называет членов своей семьи, их имена
| Знает название родного города (поселка)
| Знаком с некоторыми профессиями (воспитатель. врач, продавец. повар. шофер, строитель)
| сентябрь
| май
| сентябрь
| май
| сентябрь
| май
| сентябрь
| май
| 3,5
| 4,6
| 3,8
| 4,8
| 3,4
| 4,4
| 3,6
| 4,6
|
Хочу закончить свое выступление словами К. Зурабовой, потому, что они перекликаются с моими мыслями «… добро и зло, долг и предательство, правда и клевета определяются не модой на них… … есть живая жизнь, а в ней – мама, дочка, родной язык; город в котором ты живешь… Научить это любить!» |
|
|