Главная страница


Методическая разработка Организация работы по патриотическому воспитанию дошкольников



Скачать 124.19 Kb.
НазваниеМетодическая разработка Организация работы по патриотическому воспитанию дошкольников
Дата14.04.2016
Размер124.19 Kb.
ТипМетодическая разработка

Утверждаю

Заведующая МДОАУ д/с №2

_____________С.А. Серёжникова

«28» _____________08 .2015
Утверждено на педагогическом совете

1 от 28.08.2015 г.
Методическая разработка
Организация работы по

патриотическому воспитанию дошкольников

Средняя - подготовительная к школе группа.
Ткачева И.В. старший воспитатель

г Райчихинск
Пояснительная записка
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.

Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с нравственным, умственным, экологическим, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта работа должна вестись во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.

Задача педагога:

- отбор объектов, впечатления от которых доступны детям. Эпизоды должны привлекать внимание детей, быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, целесообразными, неповторимыми, характерными для данной местности (своя природа, свой быт, ремёсла, традиции).

- отбор сведений и понятий, которые способен усвоить дошкольник (близость расположения, частота посещения, назначение, удобство)

- расширение диапазона объектов для старших дошкольников – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники, символика города. Старшие дошкольники должны знать: название города, своей улицы и прилегающей к ней, в честь кого названы.

- огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей (конкретные примеры).

- привитие детям важных понятий как « долг перед Родиной», «любовь к Отчизне», «ненависть к врагу», «фронтовой и трудовой подвиг».

- знакомство с другими городами, столицей, символикой государства.

- показ большого через малое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.

Работа по патриотическому воспитанию включает в себя целый комплекс задач:

- формирование у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду;

-формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой

родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

- формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о

столице России;

- воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики;

- воспитание уважения к труду, развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, художественное слово;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;

- формирование элементарных знаний о правах человека.

Система и последовательность работы по патриотическому воспитанию дошкольников

Семья —- Детский сад —- Родная улица, родной город —- Страна, её столица, символика —- Права и обязанности.

  • Формы и методы работы с детьми по патриотическому направлению

  • Целевые прогулки по улицам города, носящим имена людей, внёсших вклад в развитие и процветание родного города;

  • Экскурсии к памятным местам.

  • Экскурсии к достопримечательностям города.

  • Экскурсии в краеведческий музей.

  • Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества, о животном и растительном мире России;

  • Чтение и рассказывание произведений фольклора русского народа, разных национальностей;

  • Слушание музыкальных произведений о Родной земле, родного города, показа детям фильмов, презентаций о подвигах русских людей, истории России;

  • Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни;

  • Проведение тематических праздников и развлечений: «День города», «День матери», «День защитника Отечества», «День Победы», «День семьи», «День защиты детей», «День России», «День шахтёра».

  • Подготовка тематических выставок, посвященных памятным датам, изготовление сувениров для членов семьи, сотрудников детского сада, младших воспитанников. Родители принимают самое активное участие в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов и прочее.



Подготовка воспитателя к работе

по данной теме.


  1. Для пополнения знаний об истории и достопримечательностях города посетить краеведческий музей.




  1. Изучить краеведческую литературу, пополнить личную библиотеку о городе, о крае.




  1. Собрать и систематизировать русские народные пословицы и поговорки отражающие лучшие стороны русского характера: доброту, трудолюбие, любовь к матери, Родине.




  1. Изготовить творческие развивающие игры «Разбитая картина» (собери вид Райчихинска из мозаики); «Пройди по городу»; «Помоги добраться до указанного места» ( лабиринты, карты – схемы города)




  1. Организовать сюжетно – ролевые творческие игры «Машина времени» (путешествие в прошлое и будущее Райчихинска); «Мы пришли в музей» и т.д.




  1. Посетить городскую библиотеку по данной теме.




  1. Собрать материал о Российской символике, Москве.




  1. Изготовить кукол в русских народных костюмах.




  1. Подобрать былины, сказания сказки Афанасьева, Корольковой.




  1. Подобрать материал о космосе, Гагарине.




  1. Изготовить альбом по интернациональному воспитанию








Средняя группа

Пояснительная записка.

Основные задачи:

Воспитывать у детей любовь к Родине; учить видеть историю вокруг себя (в домах которые нас окружают, в предметах быта и т.д.). Приобщать к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: доброту, взаимовыручку, сочувствие; развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру; культивизировать эмоциональное, поэтическое отношение к природе, свойственное нашим предкам.

Представленные материал направлен: на формирование представлений о Родине на основе знакомства с ближайшим окружением (дом, двор, улица города) по маршруту от дома до детского сада; детский сад и его территория; на воспитание добрых чувств, интереса к месту, где живет ребенок; подчеркивает значение окружающих предметов быта; обращает внимание на природное окружение. Включает в себя знакомство с фольклором России, народными сказками и иллюстрациями к ним, народной музыкой. Привлекает детей к драматизации, режиссерским играм.

Перспективный план содержит 9 бесед, которые проводятся 1 раз в месяц так же представлены формы и методы закрепления материала в течении месяца.

месяц

Темы бесед

Пути достижения цели

Формы, методы закрепления

Сентябрь

Природа на участке д/с, в сквере.

Экскурсии в парк, наблюдение на прогулке, чтение худ. Литературы о природе, заучивание стихов, загадок.

Отражение наблюдений в рисунках, рассматривание иллюстраций, картин на которых изображена природа родного края.

Октябрь

«Я и моя семья»

Беседа с использованием семейных фотографий.


Д/и «Расскажи мне о себе»


Ноябрь

Мой дом, адрес, ближайшее окружение.

Беседа и использование фотографий города. Целевые прогулки.

Д/и «Пройди по городу»

Декабрь

Наш детский сад, труд людей в детском саду.

Экскурсии по детскому саду, наблюдение за трудом сотрудников.

Д/и «Расскажи о своем д/с» с использованием альбома «Наш д/с».

Январь

Фольклор: народные сказки, потешки, загадки.

Использование их на занятиях (заучивание в совместной деятельности), в режимных моментах, драматизация сказок.

Театрализованные игры по р.н.с. «Колобок», «Теремок», «Репка» и т. д.


Февраль


Знакомим с предметами русского народного быта упоминаемыми в сказках

Рассматривание экспонатов народного быта, иллюстраций Ю. Васнецова к русским народным сказкам, рассказ воспитателя.

Рассматривание предметов в свободное время. С.Р.И. «Мы пришли в музей» (роли: экскурсовод, кассир, смотритель зала)

Март

Знакомство с народной музыкой, пение народных песен, частушек, плясок в хороводе.

Музыкальные занятия, прослушивание народных мелодий в грамзаписи в свободное время.

Музыкальные праздники и развлечения;

Театрализованная деятельность детей.

Апрель

Райчихинск- город угольщиков

Беседа, рассказ воспитателя с использованием фотографий.

Отражений впечатлений в рисунках, играх.

Май

Главная улица города – улица Победа

Экскурсия по улице Победа.

Рассказ воспитателя.

Отражение впечатлений в рисунках, в с.р.и. «Улицы нашего города»


Старшая группа

Пояснительная записка.

Основные задачи:

Воспитывать у детей любовь к малой Родине, её истории; учить видеть историю вокруг себя ( в названиях парков, улиц, в зданиях которые нас окружают). Приобщать к культуре и традициям нашего города. Развивать творческие способности детей, их речевую культуру.

Предложенные темы бесед помогают расширить представления детей о Родине на основе знакомства с городом где они живут (его улицами, микрорайоном, транспортом). В доступной форме даются элементарные географические сведенья, дети знакомятся с промышленностью города и трудом родителей. На основе художественных произведений проходит знакомство с героями нашего времени. Представленные тематические вечера посвященные Дню Победы и Дню города помогут закрепить знания по данной теме.

Перспективный план содержит 9 бесед, которые проводятся 1 раз в месяц. Представлены формы и методы закрепления материала в течении месяца.

месяц

Темы бесед

Пути достижения цели

Формы, методы закрепления

Сентябрь

Райчихинск – его улицы, площадь. В честь кого названы.

Специально организованная беседа, экскурсии с родителями по городу, рассматривание фотографий о городе,

целевые прогулки.

С.Р.игра «Строим город», «Путешествуем по городу».

Развивающие игры: «Пройди до указанного места» (лабиринты, карты – схемы)

Октябрь

Микрорайон «Новый»

Его прошлое и настоящее.

Целевые прогулки по микрорайону.

Рассказ воспитателя с использованием фотографий.

Д/игра: Разбитая картина» (сложи виды микрорайона) С.Р. игра «Путешествие по микрорайону Новый»»

Ноябрь

Виды транспорта в городе.

Железнодорожный, автомобильный. История транспорта.

Беседы с воспитателем, рассматривание фотографий.

Целевые прогулки.

С.Р.игра «На чем приехали к нам гости», «Путешествие по городу».

Отражение впечатлений в рисунках, конструировании.

Декабрь

Труд родителей.

Промышленность г.Райчихинска

Беседы с воспитателем, посещение мест работы родителей. Рассматривание книги о Дальвостугле

Творческая игра «Мы строители»

С.Р. игры: «Магазин», «Салон красоты», «Больница» и др.

Январь

Леса, реки.

Элементарные географические сведения города.

Беседа с воспитателем.

Наблюдения и экскурсии в парк. Рассматривание карты Амурской области, иллюстраций в книгах о природе. Чтение и заучивание стихов о природе.

Творческие игры: «Что увидели в парке», «Путешествие по сопкам»

Февраль

Герои нашего времени.

Рассказ воспитателя.

Чтение рассказов: Маршака «Рассказ о неизвестном герое», Житвова «На льдине». Рассматривание альбома «Наша Армия».

Отражение впечатлений в Изо деятельности.

Объигрывание ситуаций.

Март

С чего начинается Родина.

Беседа с воспитателем, рассматривание семейных фотографий. Составление генеалогического древа.

Дома с родителями продолжить составления генеалогического древа.

Апрель

Тематический вечер

«Кто лучше знает свой город»

Ответственный за подготовку и проведение воспитатель.

д/ игры: «Пройди по городу»,

«Разбитая картина»

Май

Этот День Победы.

Экскурсия к памятнику погибшим воинам. Рассматривание альбома. Чтение стихов. Слушание песен военных лет в грамзаписи.

Отражение впечатлений в изо деятельности.



Подготовительная группа

Пояснительная записка.

Основные задачи:

Закрепить знания детей о нашем городе; развивать память, речь, фантазию. Воспитывать любовь к Родине, родному краю.

Формировать понятия Родины как места, где родился человек (город, село), и страны, где он живет, славу и богатство которой должен беречь и приумножать. Продолжить расширять кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию: былин, сказок, исторических событий нашей страны, познакомить с русским народным костюмом. В доступной форме знакомить детей с нашим государством, с символикой и президентом России. Продолжить знакомство с подвигами русских солдат и военачальников. Воспитывать желание познать и возродить лучшие традиции русского народа. Вызывать чувство уважения к людям разных национальностей.

Перспективный план содержит 9 бесед, которые проводятся один раз в месяц. Представлены формы и методы закрепления материала в течении месяца.


Месяц

Темы бесед

Пути достижения цели

Формы и методы закрепления

Сентябрь

Райчихинск – город угольщиков.

Беседа с детьми о добыче угля. Рассматривание фотографий, кусочка угля. Чтение стихотворений местных поэтов о труде шахтеров. Экскурсия к обелиску шахтерской славы.

Рассказы родителей о профессии шахтера.

Рисунки детей.

Октябрь

Архитектура города Райчихинска «От прошлого в будущее»

Рассказ воспитателя.

Рассматривание фотографий, сравнивание какой город был раньше и какой стал теперь.

Посещение краеведческого музея.

Творческие игры: «Мы пришли в музей», «Машина времени» (путешествие в прошлое и будущее города)

Ноябрь

Государство – Россия.

Познакомить с символикой и президентом, столицей России.

Рассказ воспитателя.

Рассмотреть символику государства, портрет президента. Чтение художественной литературы о Москве. Рассматривание наборов открыток о Москве.


Посещение библиотеки по данной теме.

Рисунки детей на тему «Московский кремль» и др.

Декабрь

Знакомство с русским народным костюмом.

Его история, техника изготовления его деталей и атрибутов.

Рассказ воспитателя.

Рассматривание иллюстраций и кукол в р.н. костюмах.

Отражение впечатлений в рисунках.

Изготовление фенечек из бисера.

Январь

Знакомство с историей России через народные былины, сказания, сказки Корольковой и Афанасьева

Чтение былин, сказок о русских богатырях, защитниках Отечества. Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри». Беседа о мужестве, стойкости, любви к Родине, ратных подвигах русских богатырей.

Театрализованные игры: «Богатыри», по сказкам Корольковой, Афанасьева. Отражение впечатлений в изобразительной деятельности (рисовании, лепке) Развлечение «Что за прелесть эти сказки!»

Февраль

Русский солдат славу Отечества достойно защищает.

История великих сражений, одежда и орудие русских воинов. Армия в наши дни.

Рассказ воспитателя. Чтение художественной литературы. Рассказывание стихов, пение песен.

Рассматривание иллюстраций, альбомов. Экскурсия к памятнику погибшим солдатам.

Спортивный досуг «Ловкие и смелые»

Изготовление открыток для пап ко дню защитника Отечества.

Март

Люди разных народов мы мечтою о мире живем.

Что ч покажу в городе друзьям из других стран.

Рассказ воспитателя.

Творческие рассказы детей о городе,

Рассматривание альбома «Дети разных народов», фотографий.

Создание альбома «Дети о своем родном городе» (фото и рисунки детей) Творческая игра «Машина времени»

Апрель

День космонавтики.

Рассказ о Ю. А. Гагарине.

Улица и сквер им. Гагарина

Беседа о космосе.

Рассказ воспитателя о первом космонавте Ю.Гагарине.

Экскурсия в сквер им. Гагарина.

Рассматривание альбома о космосе и космонавтах.

Сюжетно – ролевая игра «Космические приключения».

Рассматривание книг, альбомов о космосе.

Отражение впечатлений в рисунках.

Май

«Знатоки Райчихинска»

Развлечение.

Игра 2 – х команд соревновательного характера. Отв. В – ли, муз. руков - ль

Конкурс рисунков «Мой город» ко

Дню города.