|
Методическая разработка Организация работы по патриотическому воспитанию дошкольников Утверждаю
Заведующая МДОАУ д/с №2
_____________С.А. Серёжникова
«28» _____________08 .2015 Утверждено на педагогическом совете
№ 1 от 28.08.2015 г. Методическая разработка Организация работы по
патриотическому воспитанию дошкольников
Средняя - подготовительная к школе группа. Ткачева И.В. старший воспитатель
г Райчихинск Пояснительная записка В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с нравственным, умственным, экологическим, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта работа должна вестись во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.
Задача педагога:
- отбор объектов, впечатления от которых доступны детям. Эпизоды должны привлекать внимание детей, быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, целесообразными, неповторимыми, характерными для данной местности (своя природа, свой быт, ремёсла, традиции).
- отбор сведений и понятий, которые способен усвоить дошкольник (близость расположения, частота посещения, назначение, удобство)
- расширение диапазона объектов для старших дошкольников – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники, символика города. Старшие дошкольники должны знать: название города, своей улицы и прилегающей к ней, в честь кого названы.
- огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей (конкретные примеры).
- привитие детям важных понятий как « долг перед Родиной», «любовь к Отчизне», «ненависть к врагу», «фронтовой и трудовой подвиг».
- знакомство с другими городами, столицей, символикой государства.
- показ большого через малое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.
Работа по патриотическому воспитанию включает в себя целый комплекс задач:
- формирование у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду;
-формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой
родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о
столице России;
- воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики;
- воспитание уважения к труду, развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; - воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, художественное слово;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
- формирование элементарных знаний о правах человека.
Система и последовательность работы по патриотическому воспитанию дошкольников
Семья —- Детский сад —- Родная улица, родной город —- Страна, её столица, символика —- Права и обязанности.
Формы и методы работы с детьми по патриотическому направлению
Целевые прогулки по улицам города, носящим имена людей, внёсших вклад в развитие и процветание родного города;
Экскурсии к памятным местам.
Экскурсии к достопримечательностям города.
Экскурсии в краеведческий музей.
Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества, о животном и растительном мире России;
Чтение и рассказывание произведений фольклора русского народа, разных национальностей;
Слушание музыкальных произведений о Родной земле, родного города, показа детям фильмов, презентаций о подвигах русских людей, истории России;
Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни;
Проведение тематических праздников и развлечений: «День города», «День матери», «День защитника Отечества», «День Победы», «День семьи», «День защиты детей», «День России», «День шахтёра».
Подготовка тематических выставок, посвященных памятным датам, изготовление сувениров для членов семьи, сотрудников детского сада, младших воспитанников. Родители принимают самое активное участие в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов и прочее.
Подготовка воспитателя к работе
по данной теме.
Для пополнения знаний об истории и достопримечательностях города посетить краеведческий музей.
Изучить краеведческую литературу, пополнить личную библиотеку о городе, о крае.
Собрать и систематизировать русские народные пословицы и поговорки отражающие лучшие стороны русского характера: доброту, трудолюбие, любовь к матери, Родине.
Изготовить творческие развивающие игры «Разбитая картина» (собери вид Райчихинска из мозаики); «Пройди по городу»; «Помоги добраться до указанного места» ( лабиринты, карты – схемы города)
Организовать сюжетно – ролевые творческие игры «Машина времени» (путешествие в прошлое и будущее Райчихинска); «Мы пришли в музей» и т.д.
Посетить городскую библиотеку по данной теме.
Собрать материал о Российской символике, Москве.
Изготовить кукол в русских народных костюмах.
Подобрать былины, сказания сказки Афанасьева, Корольковой.
Подобрать материал о космосе, Гагарине.
Изготовить альбом по интернациональному воспитанию
Средняя группа
Пояснительная записка.
Основные задачи:
Воспитывать у детей любовь к Родине; учить видеть историю вокруг себя (в домах которые нас окружают, в предметах быта и т.д.). Приобщать к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: доброту, взаимовыручку, сочувствие; развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру; культивизировать эмоциональное, поэтическое отношение к природе, свойственное нашим предкам.
Представленные материал направлен: на формирование представлений о Родине на основе знакомства с ближайшим окружением (дом, двор, улица города) по маршруту от дома до детского сада; детский сад и его территория; на воспитание добрых чувств, интереса к месту, где живет ребенок; подчеркивает значение окружающих предметов быта; обращает внимание на природное окружение. Включает в себя знакомство с фольклором России, народными сказками и иллюстрациями к ним, народной музыкой. Привлекает детей к драматизации, режиссерским играм.
Перспективный план содержит 9 бесед, которые проводятся 1 раз в месяц так же представлены формы и методы закрепления материала в течении месяца.
месяц
| Темы бесед
| Пути достижения цели
| Формы, методы закрепления
| Сентябрь
| Природа на участке д/с, в сквере.
| Экскурсии в парк, наблюдение на прогулке, чтение худ. Литературы о природе, заучивание стихов, загадок.
| Отражение наблюдений в рисунках, рассматривание иллюстраций, картин на которых изображена природа родного края.
| Октябрь
| «Я и моя семья»
| Беседа с использованием семейных фотографий.
| Д/и «Расскажи мне о себе»
| Ноябрь
| Мой дом, адрес, ближайшее окружение.
| Беседа и использование фотографий города. Целевые прогулки.
| Д/и «Пройди по городу»
| Декабрь
| Наш детский сад, труд людей в детском саду.
| Экскурсии по детскому саду, наблюдение за трудом сотрудников.
| Д/и «Расскажи о своем д/с» с использованием альбома «Наш д/с».
| Январь
| Фольклор: народные сказки, потешки, загадки.
| Использование их на занятиях (заучивание в совместной деятельности), в режимных моментах, драматизация сказок.
| Театрализованные игры по р.н.с. «Колобок», «Теремок», «Репка» и т. д.
|
Февраль
| Знакомим с предметами русского народного быта упоминаемыми в сказках
| Рассматривание экспонатов народного быта, иллюстраций Ю. Васнецова к русским народным сказкам, рассказ воспитателя.
| Рассматривание предметов в свободное время. С.Р.И. «Мы пришли в музей» (роли: экскурсовод, кассир, смотритель зала)
| Март
| Знакомство с народной музыкой, пение народных песен, частушек, плясок в хороводе.
| Музыкальные занятия, прослушивание народных мелодий в грамзаписи в свободное время.
| Музыкальные праздники и развлечения;
Театрализованная деятельность детей.
| Апрель
| Райчихинск- город угольщиков
| Беседа, рассказ воспитателя с использованием фотографий.
| Отражений впечатлений в рисунках, играх.
| Май
| Главная улица города – улица Победа
| Экскурсия по улице Победа.
Рассказ воспитателя.
| Отражение впечатлений в рисунках, в с.р.и. «Улицы нашего города»
|
Старшая группа
Пояснительная записка.
Основные задачи:
Воспитывать у детей любовь к малой Родине, её истории; учить видеть историю вокруг себя ( в названиях парков, улиц, в зданиях которые нас окружают). Приобщать к культуре и традициям нашего города. Развивать творческие способности детей, их речевую культуру.
Предложенные темы бесед помогают расширить представления детей о Родине на основе знакомства с городом где они живут (его улицами, микрорайоном, транспортом). В доступной форме даются элементарные географические сведенья, дети знакомятся с промышленностью города и трудом родителей. На основе художественных произведений проходит знакомство с героями нашего времени. Представленные тематические вечера посвященные Дню Победы и Дню города помогут закрепить знания по данной теме.
Перспективный план содержит 9 бесед, которые проводятся 1 раз в месяц. Представлены формы и методы закрепления материала в течении месяца.
месяц
| Темы бесед
| Пути достижения цели
| Формы, методы закрепления
| Сентябрь
| Райчихинск – его улицы, площадь. В честь кого названы.
| Специально организованная беседа, экскурсии с родителями по городу, рассматривание фотографий о городе,
целевые прогулки.
| С.Р.игра «Строим город», «Путешествуем по городу».
Развивающие игры: «Пройди до указанного места» (лабиринты, карты – схемы)
| Октябрь
| Микрорайон «Новый»
Его прошлое и настоящее.
| Целевые прогулки по микрорайону.
Рассказ воспитателя с использованием фотографий.
| Д/игра: Разбитая картина» (сложи виды микрорайона) С.Р. игра «Путешествие по микрорайону Новый»»
| Ноябрь
| Виды транспорта в городе.
Железнодорожный, автомобильный. История транспорта.
| Беседы с воспитателем, рассматривание фотографий.
Целевые прогулки.
| С.Р.игра «На чем приехали к нам гости», «Путешествие по городу».
Отражение впечатлений в рисунках, конструировании.
| Декабрь
| Труд родителей.
Промышленность г.Райчихинска
| Беседы с воспитателем, посещение мест работы родителей. Рассматривание книги о Дальвостугле
| Творческая игра «Мы строители»
С.Р. игры: «Магазин», «Салон красоты», «Больница» и др.
| Январь
| Леса, реки.
Элементарные географические сведения города.
| Беседа с воспитателем.
Наблюдения и экскурсии в парк. Рассматривание карты Амурской области, иллюстраций в книгах о природе. Чтение и заучивание стихов о природе.
| Творческие игры: «Что увидели в парке», «Путешествие по сопкам»
| Февраль
| Герои нашего времени.
| Рассказ воспитателя.
Чтение рассказов: Маршака «Рассказ о неизвестном герое», Житвова «На льдине». Рассматривание альбома «Наша Армия».
| Отражение впечатлений в Изо деятельности.
Объигрывание ситуаций.
| Март
| С чего начинается Родина.
| Беседа с воспитателем, рассматривание семейных фотографий. Составление генеалогического древа.
| Дома с родителями продолжить составления генеалогического древа.
| Апрель
| Тематический вечер
«Кто лучше знает свой город»
| Ответственный за подготовку и проведение воспитатель.
| д/ игры: «Пройди по городу»,
«Разбитая картина»
| Май
| Этот День Победы.
| Экскурсия к памятнику погибшим воинам. Рассматривание альбома. Чтение стихов. Слушание песен военных лет в грамзаписи.
| Отражение впечатлений в изо деятельности.
|
Подготовительная группа
Пояснительная записка.
Основные задачи:
Закрепить знания детей о нашем городе; развивать память, речь, фантазию. Воспитывать любовь к Родине, родному краю.
Формировать понятия Родины как места, где родился человек (город, село), и страны, где он живет, славу и богатство которой должен беречь и приумножать. Продолжить расширять кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию: былин, сказок, исторических событий нашей страны, познакомить с русским народным костюмом. В доступной форме знакомить детей с нашим государством, с символикой и президентом России. Продолжить знакомство с подвигами русских солдат и военачальников. Воспитывать желание познать и возродить лучшие традиции русского народа. Вызывать чувство уважения к людям разных национальностей.
Перспективный план содержит 9 бесед, которые проводятся один раз в месяц. Представлены формы и методы закрепления материала в течении месяца.
Месяц
| Темы бесед
| Пути достижения цели
| Формы и методы закрепления
| Сентябрь
| Райчихинск – город угольщиков.
| Беседа с детьми о добыче угля. Рассматривание фотографий, кусочка угля. Чтение стихотворений местных поэтов о труде шахтеров. Экскурсия к обелиску шахтерской славы.
| Рассказы родителей о профессии шахтера.
Рисунки детей.
| Октябрь
| Архитектура города Райчихинска «От прошлого в будущее»
| Рассказ воспитателя.
Рассматривание фотографий, сравнивание какой город был раньше и какой стал теперь.
| Посещение краеведческого музея.
Творческие игры: «Мы пришли в музей», «Машина времени» (путешествие в прошлое и будущее города)
| Ноябрь
| Государство – Россия.
Познакомить с символикой и президентом, столицей России.
| Рассказ воспитателя.
Рассмотреть символику государства, портрет президента. Чтение художественной литературы о Москве. Рассматривание наборов открыток о Москве.
| Посещение библиотеки по данной теме.
Рисунки детей на тему «Московский кремль» и др.
| Декабрь
| Знакомство с русским народным костюмом.
Его история, техника изготовления его деталей и атрибутов.
| Рассказ воспитателя.
Рассматривание иллюстраций и кукол в р.н. костюмах.
| Отражение впечатлений в рисунках.
Изготовление фенечек из бисера.
| Январь
| Знакомство с историей России через народные былины, сказания, сказки Корольковой и Афанасьева
| Чтение былин, сказок о русских богатырях, защитниках Отечества. Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри». Беседа о мужестве, стойкости, любви к Родине, ратных подвигах русских богатырей.
| Театрализованные игры: «Богатыри», по сказкам Корольковой, Афанасьева. Отражение впечатлений в изобразительной деятельности (рисовании, лепке) Развлечение «Что за прелесть эти сказки!»
| Февраль
| Русский солдат славу Отечества достойно защищает.
История великих сражений, одежда и орудие русских воинов. Армия в наши дни.
| Рассказ воспитателя. Чтение художественной литературы. Рассказывание стихов, пение песен.
Рассматривание иллюстраций, альбомов. Экскурсия к памятнику погибшим солдатам.
| Спортивный досуг «Ловкие и смелые»
Изготовление открыток для пап ко дню защитника Отечества.
| Март
| Люди разных народов мы мечтою о мире живем.
Что ч покажу в городе друзьям из других стран.
| Рассказ воспитателя.
Творческие рассказы детей о городе,
Рассматривание альбома «Дети разных народов», фотографий.
| Создание альбома «Дети о своем родном городе» (фото и рисунки детей) Творческая игра «Машина времени»
| Апрель
| День космонавтики.
Рассказ о Ю. А. Гагарине.
Улица и сквер им. Гагарина
| Беседа о космосе.
Рассказ воспитателя о первом космонавте Ю.Гагарине.
Экскурсия в сквер им. Гагарина.
Рассматривание альбома о космосе и космонавтах.
| Сюжетно – ролевая игра «Космические приключения».
Рассматривание книг, альбомов о космосе.
Отражение впечатлений в рисунках.
| Май
| «Знатоки Райчихинска»
Развлечение.
| Игра 2 – х команд соревновательного характера. Отв. В – ли, муз. руков - ль
| Конкурс рисунков «Мой город» ко
Дню города.
| |
|
|