Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка - детский сад № 49
Колпинского района Санкт - Петербурга
«ЭКОЛОГИЯ В МУЗЫКЕ С САМЫХ РАННИХ ЛЕТ» Консультация для педагогов и родителей
Автор:
Яблоновская Л.В.,
музыкальный руководитель
2015 г. «ЭКОЛОГИЯ В МУЗЫКЕ С САМЫХ РАННИХ ЛЕТ»
Тема экологии в повседневной жизни всегда рядом с вами и с детьми в любых видах музыкальной деятельности. С самых ранних лет мы, сами того не замечая, приобщаем детей к вопросу экологии, пробуждаем и воспитываем в них чувство любви к природе.
Уже после года дети воспринимают образы животных в игрушках, и взрослые, обыгрывая их, напевают потешки, песенки-прибаутки, считалочки, песенки-небылицы, от нас дети узнают про «Кисоньку-Мурысоньку», Курочку-рябушечку», про котика, который качает люлечку, про заиньку, что горенку метёт. Очень нравится детям песенка про «Петушка-золотого гребешка», про всяких птичек-невеличек, и про лошадку, и гусей, а детям постарше – про ворона, который «сидит на дубу, играет в трубу», про муравья, которого обидеть просто потому, что он маленького роста.
Ребятишки жалеют Мурку, которой холодно зимой, кормят зёрнышками птичку, поют песенки собачкам и кошечкам. Из музыкально - дидактических игр они узнают, что кошка – это мама котят, а курочка – мама цыплят, что нельзя нельзя обижать животных и птиц.
А если ребята поют «пейте, дети, молоко – будете здоровы», то, конечно же, с любовью они будут относиться к корове, зная, что она даёт молоко. Подрастая, дети начинают понимать, что все животные – хорошие, добрые, что они живые, к ним нужно относиться бережно. У детей возникает желание защищать животных и птиц, помогать им в холодное время года.
Появляется любовь к растительному миру. Дети не остаются равнодушными, когда поют песни о белой берёзке, о красоте яблоньки, расцветающей весной. Поют о листочках, которые падают осенью с деревьев, отчего становится грустно. Изучая грибы, растущие в лесу, различают съедобные и несъедобные. «Что растёт на вашей грядке?» - эта тема особенно любима нашими детьми. А фруктово – ягодные загадки помогают детям различать их по вкусу и запаху.
Если мы сравниваем в песне облака с белогривыми лошадками, то, выйдя на улицу, дети смотрят в небо и, конечно же, хотят, чтобы оно было голубым и чистым.
А какие лица у детей, танцующих с цветами и осенними веточками на праздниках, зная, что они не сорваны, а изготовлены из искусственных материалов. В исполнении взрослых, песня Ю. Антонова «Не рвите цветы», говорит сама за себя. Дети слушают её с большим удовольствием и даже подпевают.
На музыкальных занятиях и в развлечениях мы с детьми часто отправляемся на прогулку в лес, где полно всяких чудес. Дети выполняют музыкальные этюды, изображая деревья, птиц, цветы и животных, слушают и поют песни о том, как красив наш край, о солнце и цветах, о деревьях и кустах – обо всём, что нас окружает.
Экологические сказки-драматизации: «Про Жучка и Сороконожку»,
«Лесная история», «Дело было в огороде», «Грибочки на опушке», «Птицы-наши друзья» и др. расширяют кругозор детей, формируют положительное и бережное отношение к природе. Мы, взрослые и дети, перед природой в ответе! Будем беречь природу: землю, лес, поля и воду.
«Надо беречь природу»
Саша быстро одевался.
И на улицу помчался.
Стал резвиться и играть,
Из рогатки в птиц стрелять.
Ветку дерева сломал -
Воробьев он ей пугал,
А потом дразнил собаку,
Наступил он ей на лапу.
На дворе кота поймал -
К хвосту банку привязал,
А потом стрекоз ловил.
Гнездо птичек разорил.
Муравейник раскопал
И цветы на клумбе рвал.
А на лавочке – позор!
Вырезал ножом узор.
К Саше девочка подходит,
Глаз она с него не сводит.
Очень маленького роста,
Младше Саши – это точно.
Говорит ему малютка:
«Что ты сделал – просто жутко.
«Ты – вредитель, хулиган,
Злой и скверный мальчуган!»
Очень стыдно Саше стало,
Настроение пропало,
Хулиганить надоело.
И решил тогда о смело:
Будет он беречь природу,
Землю, птиц, зверей и воду.
Будет он не хулиган,
А очень добрый мальчуган.
Снова вышел на прогулку –
Птицам крошит Саша булку,
Ветку ловко подвязал
Ту, что только что сломал.
Молоко коту налил
И собаку покормил.
Он покрасил всю скамейку
И цветы полил из лейки.
Хулиганить – неохота,
Губить природу – это плохо!
У природы живые краски,
И пусть живёт она без опаски.
Пусть живут звери и птицы,
Пусть человека никто не боится!
Пусть дивной красоты
Цветут по всей земле цветы! (Г. А. Лапшина) Используемая литература:
«Праздники в детском саду», Г. Лапшина, издательство «Учитель»,
Волгоград, 2004 г.
«Театрализованные игры для дошкольников», Л. Артёмова, Москва,
Просвещение, 1991 г.
Интернет-ресурсы |