Элективный курс
«Экология»
Программа:
(год издания, издательство, автор) Программа Криксунов Е.А, Пасечник В.В, Сидорин А.П.
Учебник Автор Криксунов Е.А, Пасечник В.В Название Экология 10-11 класс Издательство, год издания Дрофа,2004г Количество часов в неделю:
по программе: 1
по учебному плану школы: 1_________
практические работы, лабораторные работы: 8
демонстрационный эксперимент: _______________
(количество)
ПоЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИсКа Рабочая программа составлена в соответствии с разработанной программой(авторы Криксунов Е.А, Пасечник В.В, Сидорин А.П.) , расчитанной на 68ч (34ч в 10 классе и 34ч в 11 классе). Экология является интегративной областью знаний и призвана содействовать воспитанию ответственного отношения к окружающей среде на основе знаний об ее организации, единстве живой и неживой природы. Отдельный человек и человечество в целом включены в глобальные биосферные процессы. Без должного знания и понимания экологических понятий, принципов, законов немыслима культура современного общества, возможность устойчивого развития цивилизации.
Ключевым понятием экологии является экосистема. Учение об экосистеме интегрирует концепции естествознания (жизнь, вещество, энергия, поле, пространство, время), техники (устойчивость, надежность, емкость, нагрузки), экономики (ресурс, качество, оценка, прогноз) с гуманитарными концепциями ценностей человека и его окружения, принципов и нормативов поведения и деятельности.
Образовательная область «Экология» включает такие содержательные линии, как «биосфера — глобальная экосистема», «экосистемы биосферы», «человечество в биосфере», «социоприродная экосистема», «человек и окружающая среда — антропоэкосистема». В разделе общая экология рассматриваются закономерности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, механизмы обеспечивающие устойчивость экологических систем на популяционном, биоценотическом и биосферном уровнях. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ЗНАТЬ: называть, распознавать основные термины и понятия, правильно употреблять их при описании экосистем и экологических взаимодействий любого вида. УМЕТЬ ОПИСЫВАТЬ И МОДЕЛИРОВАТЬ: «минимальную» экосистему как структурную единицу окружающей среды; явления биогеохимического круговорота веществ, однонаправленности потока энергии, самовосстановления экосистемы. УМЕТЬ ОБЪЯСНЯТЬ: экологические взаимодействия живого и косного вещества, популяций и видов, человека и окружающей среды, общества и природы (исторические типы); необходимость и направления экологической деятельности людей.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10 класс
Тема
| К-во час
| Тема урока
| Основные понятия
| контроль
| дата
| Введение(2ч)
| 1
| Что изучает экология.
| Экология, экол.системы
|
|
|
| 2
| История развития экологии.
|
|
|
| Организмы и среда их обитания(6ч)
| 3
| Среда обитания.
| Среда обитания, нейстон, планктон, нектон, бентос, симбионты
|
|
|
| 4
| Экологические факторы и их закономерности.
| Факторы среды, толерантность, стенобионты, эврибионты
|
|
|
| 5
| Основные абиотические факторы.
| Свет, температура, фотопериодизм, гомойотермные
| Термин.
Диктант.
|
|
| 6
| Приспособления к среде обитания.
| Адаптация, конвергенция, мимикрия
|
|
|
| 7
| Энергетический бюджет и тепловой баланс организма.
| Эктотермные, эндотермные
| с/р
|
|
| 8
| Экологическая ниша.
| Экол.ниша, реализованная, фундаментальная
|
|
| Экология популяций(5)
| 9
| Популяция: состав и взаимодействие особей.
| Популяция, вид, агрессивность, забота о потомстве
| к/тест
|
|
| 10
| Свойства популяции.
| Численность, ареал, плотность, биот.потенциал
|
|
|
| 11
| Рождаемость и смертность.
| Рождаемость, смертность, прирост популяции
|
|
|
| 12
| Структура популяции.
| Экологическая, половая, возрастная, пространственная
|
|
|
| 13
| Динамика популяции.
| Волны жизни, саморегуляция
|
|
| Экологические взаимодействия организмов(4ч)
| 14
| Типы экологических взаимодействий.
| Симбиоз, кооперация, мутуализм, конкуренция, комменсализм
| к/тест
|
|
| 15
| Конкуренция.
| Внутривидовая, межвидовая, конкуренция
|
|
|
| 16
| Хищничество.
| Адаптация, коэволюция
|
|
|
| 17
| Паразитизм и болезни.
| Паразит, переносчик, хозяин
|
|
| Экология сообществ
(10ч)
| 18
| Экосистема, сообщество, биогеоценоз.
| Экосистема, сообщество, биогеоценоз, биотоп
| тест
|
|
| 19
| Сообщество. Структура сообщества.
| Ярусность, видовая, пространственная, трофическая
|
|
|
| 20
| Трофическая структура.
| Пищевая цепь и сеть, продуценты, консументы, редуценты
| Пр/р «Выд. пищевых цепей»
|
|
| 21
| Пастбищные и детритные цепи.
| Детрит, гетеротроф, автотроф
| Пр/р «Составление пищ-х сетей»
|
|
| 22
| Продуктивность сообщества.
| Продукция, биомасса
|
|
|
| 23
| Потоки энергии и вещества в сообществах.
| Поток энергии и в-ва, пирамида энергии
| Терм.диктант
|
|
| 24
| Круговорот веществ в экосистеме.
| Биогеохимический цикл, круговорот
|
|
|
| 25
| Экологическая сукцессия.
| Сукцессия, климакс
|
|
|
| 26
| ПР/Р «Моделирование мангрового леса»
|
| ПР/Р
|
|
| 27
| Агроэкосистемы.
| Агроценоз, плодородие, саморегуляция
|
|
| Биофера(5ч)
| 28
| Биосфера, ее компоненты.
| Биосфера, живое в-во, косное, биогенное
| К/тест
|
|
| 29
| Биологическое разнообразие.
| Флора, фауна, эндемик
|
|
|
| 30
| Способы сохранения биоразнообразия.
| Заповедник, заказник, красная книга, криоконсервация
|
|
|
| 31
| Экскурсия «Биогеоценоз смешанного леса»
|
|
|
|
| 32
| Обобщение по теме «Биосфера»
|
|
|
|
| 33
| Повторение
|
|
|
|
11 класс
Тема
| Кол-во часов
| Тема урока
| Основные понятия
| Контроль
|
дата
| Антропогенное
| 1.
| Социоэкосистемы и их эволюция.
| Социоэкосистема
|
|
| воздействие на биосферу
|
|
|
|
|
| (11ч)
| 2.
| Современное состояние природной среды.
| Загрязнение, ПДС, ПДК,ПДВ, мониторинг, загрязненность
|
|
|
| 3.
| Атмосфера. Загрязнение атмосферы.
| Озоновый слой, состав воздуха, атмосфера, кислотный дождь
|
|
|
| 4.
| Почва.Загрязнение почвы.
| компоненты почвы, гумус, эрозия почвы, денитрификация
|
|
|
| 5.
| Вода. Загрязнение воды.
| вода, круговорот воды, транспирация, тепловое загрязнение
|
|
|
| 6.
| Радиоактивное загрязнение среды.
| радиация, дозы облучения, радиоактивность
| Тест
|
|
| 7.
| Экологические проблемы.
| классификация экологических проблем
|
|
|
| 8.
| Глобальные экологические проблемы.
| парниковый эффект, сведение лесов, разрушение озонового слоя
|
|
|
| 9.
| Народонаселение.
| демографический взрыв
|
|
|
| 10.
| Основы рационального природопользования.
|
|
|
|
| 11.
| Зачет по теме «Антропогенное воздействие на биосферу»
|
| Зачет
|
| Окружающая среда и
| 12.
| «Средний» человек и его здоровье.
| здоровье, факторы, формирующие здоровье
|
|
| здоровье человека(14ч)
| 13.
| Изучение показателей здоровья человека
| гармоничное развитие человека
| Практическая работа
|
|
| 14.
| Экологические потребности человека.
| потребность, ландшафт
|
|
|
| 15.
| Ландшафт как фактор здоровья.
|
| Практическая работа
|
|
| 16.
| Человек в экстремальных условиях.
| экстремальные условия, невесомость, высокогорье, стресс, адаптация
|
|
|
| 17.
| Химическое загрязнение и здоровье человека.
| канцерогены, химикаты, нитраты, отравление, пассивное курение
|
|
|
| 18.
| Биологическое загрязнение и здоровье человека.
| инфекционные заболевания, возбудитель болезни, природно-очаговые заболевания
|
|
|
| 19.
| Шумовое загрязнение и болезни человека.
| шум, острота слуха, тугоухость, уровень шума, шумовая болезнь
|
|
|
| 20.
| Ритмы в природе и нашей жизни. Л/Р «Определение остроты слуха».
| биоритмы, биоритмология
|
|
|
| 21.
| Питание и здоровье человека.
| нитраты, отравление, ожирение,
|
|
|
|
| Л/Р «Первичная экологическая
| продовольственная безопасность
| Л/Р
|
|
|
| экспертиза продуктов».
|
| утверждения
|
|
| 22.
| Город как среда обитания.
| мегаполис, экосити, урбоэкосистема
|
|
|
| 23.
| П/Р «Решение экологических задач».
|
| П/Р
|
|
| 24.
| Обобщение «Проблема сохранения здоровья человека».
| вредные привычки, здравоохранение, режим дня
|
|
|
| 25.
| Зачет по теме «Окружающая среда и
|
| Зачет
|
| Охрана природы(9ч)
|
| здоровье человека».
|
|
|
|
| 26.
| Охрана природы.
| законы охраны природы, законы Б. Коммонера
|
|
|
| 27.
| П/Р «Решение экологических задач».
|
| П/Р
|
|
| 28.
| Экологическая деятельность человека.
| правовая, организационная, социально-
| Экологический
|
|
| 29.
| Международное сотрудничество.
| психологическая
WWF, ЮНЕСКО, ЮНЕП, МСОП, ФАО,
ГРИНПИС
| манифест
|
|
| 30.
| Концепция устойчивого развития.
| Пути реализации устойчивого развития
|
|
|
| 31.
| Законы экологии.
| Сохранения, саморегуляции, регламентации, равновесия
|
|
|
| 32.
| Экскурсия в биоценоз « Охрана водоемов».
|
|
|
|
| 33.
| Экологическая игра «Экологический эрудицион».
|
|
|
|
| 34.
| Обобщение по теме «Охрана
|
|
|
|
|
| природы».
|
|
|
| ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Алексеев В.А 300 вопросов и ответов по экологии, Ярославль 1998г
Алексеев С.В., Груздеева Н.В. Практикум по экологии. М. 1996г
Ермаков Д.С., Зверев И.Д. Учимся решать экологические проблемы, М.2002г
Жигарев И.А. Экология. Рабочая тетрадь. М.1997г
Касьян А.А. Современные проблемы экологии. М.1997г
Козлова Т.А. Экология. Книга для учителя. М.1996г
Козлова Т.А. Мягкова А.Н.Экология России. Дидактические материалы. М, 1995г
Козлова Т.А. Мягкова А.Н.Экология России. Рабочая тетрадь. М, 1998г
Криксунов Е.А., Пасечник А.П. Экология. М.2004г
Кузнецов В.Н. Экология России.М.1995г
Кузнецов В.Н. Экология 10-11.Тесты. М. 2002г
Кузнецов В.Н.,Никишов В.Н. Экология 5-6кл. М 1999г
Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Основы общей экологии. М.1998г
Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология. Задания , тесты. М.1996г
Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Ролевые игры по экологии. М, 2000г
Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Популярный экологический словарь. М. 1999г
Пономарева И.Н. Экология. М.2001г
Пономарева И.Н. Экология растений с основами биогеоценологии. М 1978г
Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. М.1988г
Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. М. 2002г
Хотунцев Ю.Л. Человек, технологии, окружающая среда. М.2001г
Я иду на урок биологии. Экология. Книга для учителя. М, 2002г
|