Главная страница

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе примерных программ по биологии с учетом авторской программы И. Б. Агафоновой, В.



Скачать 76.42 Kb.
НазваниеПояснительная записка Рабочая программа составлена на основе примерных программ по биологии с учетом авторской программы И. Б. Агафоновой, В.
И.Б. Агафоновой
Дата18.04.2016
Размер76.42 Kb.
ТипПояснительная записка

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе примерных программ по биологии с учетом авторской программы И.Б. Агафоновой, В. И. Сивоглазова. Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего(полного) общего образования на базовом уровне и предназначена для изучения биологии в общеобразовательных учреждениях. Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся. Знания, полученные на уроках биологии, должны не только определить общий культурный уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде, помочь в реальной жизни. Программа рассчитана на 1 час классных занятий в неделю.

Изучение курса « Биология» в 11 классе на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде. Именно поэтому, наряду с освоением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов, в программе уделено серьезное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач. Профилактика СПИДа, последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; наследственные болезни человека, их причины и профилактика; медико-генетические консультации –эти и другие темы помогут сегодняшним школьникам корректно адаптироваться в современном обществе и использовать приобретенные знания и умения в собственной жизни. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ. Программа имеет учебно –методический комплекс.

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

Знать\ понимать

  • Основные положения биологических теорий ( клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

  • Строение биологических объектов: клетки, генов, хромосом; вида и экосистем;

  • Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие естественного и искусственного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • Биологическую терминологию и символику;

Уметь

  • Объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша организма человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

  • Решать элементарные биологические задачи, составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах;

  • Описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • Выявлять приспособления организмов к среде обитания;

  • Сравнивать: биологические объекты, процессы и делать выводы на основе сравнения

  • Анализировать и оценивать различные гипотезы сущности происхождения жизни и человека; глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • Изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • Находить информацию о биологических объектах в различных источниках



Тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

по программе

Запланировано

Проведено фактически

Запланировано Лабораторных

работ

Экскурсия

Проведено фактически




Раздел I. Вид

19

20













1.

История эволюционных идей

4

4













2

Современное эволюционное учение

8

8




3







3

Происхождение жизни на Земле

3

4




2







4

Происхождение человека

4

4




1










РазделII. Экосистемы

11

13













1

Экологические факторы

3

3













2

Структура экосистем

4

5




4







3

Биосфера –глобальная экосистема

2

2













4

Биосфера и человек

2

3




2










Заключение

1

1
















Итого:

31

34




12









Поурочно – тематическое планирование








Название темы


Дата

проведения

Раздел 4.Вид. (20 час.).

Тема 4.1 История эволюционных представлений (4 час.).

1

1

Развитие биологии в додарвиновский период




2

2

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина




3

3

Эволюционная теория Ч. Дарвина.




4


4

Роль эволюционной теории в формировании современной картины мира



Тема 4. 2 Современное эволюционное учение (8 час., из них 3 л/р).

5



1

Вид, его критерии

Лабораторная работа № 1 « Описание особей вида по морфологическому критерию»




6



2



Движущие силы эволюции.

Лабораторная работа № 2 « Выявление изменчивости у особей одного вида»




7

3

Виды естественного отбора




8



4



Адаптации.

Лабораторная работа № 3 « Выявление приспособлений организмов к среде обитания»




9

5

Способы и пути видообразования




10

6

Главные направления эволюционного процесса




11

7

Биологический регресс. Причины вымирания видов.




12


8

Доказательства эволюции органического мира.




Тема 4.3 Происхождение жизни на Земле (4 час. из них 1 л/р).

13

1

Развитие представлений о возникновении жизни.




14


2



Гипотезы о происхождении жизни

Лабораторная работа №4 « Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни».




15

3

Современные взгляды на возникновение жизни




16



4

Усложнение живых организмов в процессе эволюции.




Тема 4. 4 Происхождение человека(4час., 2 л/р).

17



1



Гипотезы происхождения человека.

Лабораторная работа № 5 « Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»




18


2


Положение человека в системе животного мира

Лабораторная работа № 6 « Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательства их родства»




19

3

Основные этапы эволюции человека




20

4

Расы человека










Раздел 5. Экосистемы(13 час., из них 6 л/р).










Тема 5.1 Экологические факторы(3 час)




21

1

Предмет и задачи экологии




22

2

Экологические факторы среды.




23


3

Взаимоотношения между организмами.




Тема 5.2 Структура экосистем (5 час., из них 4 л/р).

24

1

Понятие экосистем




25


2



Пищевые связи

Лабораторная работа № 7 «Составление схем передачи вещества и энергии в экосистеме




26


3



Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Лабораторная работа №8 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности»




27

4

Лабораторная работа № 9 « Решение экологических задач»




28


5


Агроценозы.

Лабораторная работа № 10 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»




Тема 5.3 Биосфера- глобальная экосистема (2 час)

29

1

Состав и структура биосферы




30

2

Роль живых организмов в биосфере.




Тема 5.4 Биосфера и человек (3час., из них 2 л/р).

31


1


Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Лабораторная работа № 11 « Анализ и оценка глобальных





32





экологических проблем и путей их решения»

2



Последствия деятельности человека для окружающей среды

Лабораторная работа № 12 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде»




33

3

Рациональное природопользование




34

1

Заключение






Анализ прохождения программы