Главная страница


Элективный курс по химии «методы решения задач по органической химии» для 10-б класса



Скачать 95.16 Kb.
НазваниеЭлективный курс по химии «методы решения задач по органической химии» для 10-б класса
Дата18.04.2016
Размер95.16 Kb.
ТипЭлективный курс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дятьковская средняя общеобразовательная школа №1

Дятьковского района Брянской области

Рассмотрено на методическом «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

объединении и рекомендовано Руководитель МС Директор школы

к утверждению И.В. Голикова Г.И.Тищенко

протокол № ____ от _____2014 г. «____» августа 2014 г. Приказ № ___ от ____2014 г.

Руководитель МО учителей

биологии и химии

Л.Т.Акименкова

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

ПО ХИМИИ

«МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ»

для 10-Б класса

на 2014-2015 учебный год

Составитель:

учитель химии и биологии

первой категории

Солодовщикова Г.В.

г. ДЯТЬКОВО

2014

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обучение химии невозможно представить без решения задач. Решение расчетных задач и выполнение различных упражнений является важным элементом изучения курса химии, поскольку позволяет лучше усвоить и систематизировать теоретический материал. Без практики решения задач знания учащихся бывают сильно формализованы, поэтому данному элементу обучения следует уделять особое внимание. При этом важно решать задачи и выполнять упражнения регулярно, по всем изучаемым темам.

Настоящий элективный курс содержит задачи и упражнения по различным темам органической химии. В программе уделяется внимание вычислениям по уравнениям реакций, нахождение молекулярной формулы вещества, определение качественного состава смеси газов и другое. Для каждого типа задач предлагается несколько вариантов решения, что позволяет творчески подходить к решению и оперировать теоретическими знаниями. В качестве систематизации материала рассмотрена генетическая связь между классами органических соединений. Курс рассчитан не только на решение задач, но и повторение теоретического материала органической химии.

Умение решать задачи необходимое требование для успешной сдачи ЕГЭ по предмету и является основным показателем творческого усвоения химии. Кроме того, является основным из звеньев в прочном усвоении учебного материала еще и потому, что формирование теорий и законов, запоминание правил, формул, составление химических уравнений происходит в действии.

В соответствии с учебным планом МБОУ ДСОШ № 1 программа рассчитана на преподавание элективного курса химии в 10 классе в объеме 0,5 часа в неделю, 16 ч. за год

Тема элективного курса выбрана неслучайно, т.к. при одночасовом изучении химии на решение задач и выполнение упражнений не остается времени.

Цели и задачи реализации учебного курса:

  • Формирование умений решать задачи различного типа;

  • Развитие умений решать задачи различными способами, умение находить наиболее рациональные способы решения;

  • Применять теоретические знания для решения задач и упражнений;

  • Воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.


Формы организации процесса обучения:

  • Лекции;

  • Семинары;

  • Решение задач;

  • Тестовые задания;

  • Самостоятельные работы;

  • Индивидуальная работа;

2.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА
Тема 1. Органические соединения ( 4ч. )

Строение органических соединений: химическая связь (σ-, π- связь, ковалентная, ионная связь). Изомерия и номенклатура. Гибридизация, электронные и структурные формулы молекул орг. соединений.

Классификация химических реакций в органической химии. Условия протекания реакций. Реакции электрофильного и нуклеофильного замещения.
Тема 2. Решение задач ( 9 ч.)

Задачи на нахождение молекулярной формулы вещества : по количественным данным компонентов вещества, по результатам анализа реакции.

Вычисления по уравнениям реакций: один из реагентов содержит примеси; последовательно протекающие реакции; практический выход продукта реакции.

Смеси веществ: вычисление количественного состава газообразной смеси, если в них протекает химическая реакция; если одно вещество взято в избытке.
Тема 3. Обобщение знаний по органической химии ( 3 ч.)

Генетическая связь между классами органических соединений. Химические превращения.

3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




Раздел (тема) курса

Всего часов

1

Органические соединения

4

2

Решение задач

9

3

Обобщение знаний по органической химии

3




Итого:

16


4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся в результате усвоения раздела должны

знать/понимать:

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, химическая связь, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

  • основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

  • основные теории химии: химической связи, строения органических соединений;

уметь:

  • называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;

  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

  • решать задачи на нахождение химической формулы вещества пот количественным данным компонентов вещества, по результатам анализа реакции

  • производить вычисления по уравнениям реакций

  • вычислять количественный состав газообразной смеси

  • записывать уравнения реакций, показывающих генетическую связь органических соединений.

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Дата

по плану

Дата по факту

урока


Тема


Вид деятельности

  1. Органические соединения (4 ч.)










1 (1)

Химическая связь. Электронные формулы

лекция







2 (2)

Изомерия и номенклатура орг. соединений

Сам. работа







3 (3)

Классификация реакций в органической химии. Условия их протекания

семинар







4 (4)

Химические превращения

Сам. работа

  1. Решение задач ( 9 ч.)










5 (1)

Нахождение формул веществ по количественным данным компонентов вещества

семинар







6-7

(2-3)

Нахождение формул веществ по результатам продуктов реакции

Решение задач







8 (4)

Вычисления по уравнениям реакций, если один из реагентов содержит примеси

Решение задач







9 (5)

Вычисления по уравнениям реакций в последовательных превращениях

семинар







10 (6)

Вычисления по уравнениям реакций, если известен выход продукта реакции

Решение задач







11 (7)

Вычисление количественного состава смеси , если там протекает реакция

Решение задач







12-13

(8-9)

Вычисление количественного состава смеси, если одно из веществ взято в избытке

Сам. работа

  1. Обобщение знаний по органической химии (3 ч.)










14-15

(1-2)

Генетическая связь между классами орг. соединений

Семинар, сам.работа







16 (3)

Зачетное занятие






  1. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ


Формы контроля: химический диктант, тесты, зачеты, самостоятельные работы.


  1. УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ




п/п

Содержание

Автор

Издательство

Год издания


1

1001 задача по химии

Слепа Л.А., Черный А.В., Холин Ю.В.

Москва-Харьков: Илекса

2005

2

Методика решения задач по химии

Ерыгин Д.П., Шишкин Е.А.

М.: Просвещение

2006

3

Сборник задач по химии

Журин А.А.

М.: Аквариум

2001

4

Контрольные и проверочные работы по химии

Городничева И.Н.

М.: Аквариум

1999

5

Сборник задач и упражнений по химии для средней школы

Хомченко И.Г.

М.: Новая волна

2001

6

Сборник задач по химии для поступающих

Хомченко Г.П., Хомченко И.Г.

М.: Новая волна

2007

7

Контрольные и проверочные работы по химии 10-11 кл.

Гара Н.Н., Зуева Н.В.

М.: Дрофа

2002