|
Элективный курс по химии «методы решения задач по органической химии» для 10-б класса Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дятьковская средняя общеобразовательная школа №1
Дятьковского района Брянской области
Рассмотрено на методическом «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
объединении и рекомендовано Руководитель МС Директор школы
к утверждению И.В. Голикова Г.И.Тищенко
протокол № ____ от _____2014 г. «____» августа 2014 г. Приказ № ___ от ____2014 г.
Руководитель МО учителей
биологии и химии
Л.Т.Акименкова
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
ПО ХИМИИ
«МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ»
для 10-Б класса
на 2014-2015 учебный год
Составитель:
учитель химии и биологии
первой категории
Солодовщикова Г.В.
г. ДЯТЬКОВО
2014
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Обучение химии невозможно представить без решения задач. Решение расчетных задач и выполнение различных упражнений является важным элементом изучения курса химии, поскольку позволяет лучше усвоить и систематизировать теоретический материал. Без практики решения задач знания учащихся бывают сильно формализованы, поэтому данному элементу обучения следует уделять особое внимание. При этом важно решать задачи и выполнять упражнения регулярно, по всем изучаемым темам.
Настоящий элективный курс содержит задачи и упражнения по различным темам органической химии. В программе уделяется внимание вычислениям по уравнениям реакций, нахождение молекулярной формулы вещества, определение качественного состава смеси газов и другое. Для каждого типа задач предлагается несколько вариантов решения, что позволяет творчески подходить к решению и оперировать теоретическими знаниями. В качестве систематизации материала рассмотрена генетическая связь между классами органических соединений. Курс рассчитан не только на решение задач, но и повторение теоретического материала органической химии.
Умение решать задачи необходимое требование для успешной сдачи ЕГЭ по предмету и является основным показателем творческого усвоения химии. Кроме того, является основным из звеньев в прочном усвоении учебного материала еще и потому, что формирование теорий и законов, запоминание правил, формул, составление химических уравнений происходит в действии.
В соответствии с учебным планом МБОУ ДСОШ № 1 программа рассчитана на преподавание элективного курса химии в 10 классе в объеме 0,5 часа в неделю, 16 ч. за год
Тема элективного курса выбрана неслучайно, т.к. при одночасовом изучении химии на решение задач и выполнение упражнений не остается времени.
Цели и задачи реализации учебного курса:
Формирование умений решать задачи различного типа;
Развитие умений решать задачи различными способами, умение находить наиболее рациональные способы решения;
Применять теоретические знания для решения задач и упражнений;
Воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.
Формы организации процесса обучения:
Лекции;
Семинары;
Решение задач;
Тестовые задания;
Самостоятельные работы;
Индивидуальная работа;
2.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА Тема 1. Органические соединения ( 4ч. )
Строение органических соединений: химическая связь (σ-, π- связь, ковалентная, ионная связь). Изомерия и номенклатура. Гибридизация, электронные и структурные формулы молекул орг. соединений.
Классификация химических реакций в органической химии. Условия протекания реакций. Реакции электрофильного и нуклеофильного замещения. Тема 2. Решение задач ( 9 ч.)
Задачи на нахождение молекулярной формулы вещества : по количественным данным компонентов вещества, по результатам анализа реакции.
Вычисления по уравнениям реакций: один из реагентов содержит примеси; последовательно протекающие реакции; практический выход продукта реакции.
Смеси веществ: вычисление количественного состава газообразной смеси, если в них протекает химическая реакция; если одно вещество взято в избытке. Тема 3. Обобщение знаний по органической химии ( 3 ч.)
Генетическая связь между классами органических соединений. Химические превращения.
3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
-
№
| Раздел (тема) курса
| Всего часов
| 1
| Органические соединения
| 4
| 2
| Решение задач
| 9
| 3
| Обобщение знаний по органической химии
| 3
|
| Итого:
| 16
|
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ Учащиеся в результате усвоения раздела должны
знать/понимать:
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, химическая связь, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, строения органических соединений;
уметь:
называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
решать задачи на нахождение химической формулы вещества пот количественным данным компонентов вещества, по результатам анализа реакции
производить вычисления по уравнениям реакций
вычислять количественный состав газообразной смеси
записывать уравнения реакций, показывающих генетическую связь органических соединений.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата
по плану
| Дата по факту
| № урока
| Тема
| Вид деятельности
| Органические соединения (4 ч.)
|
|
| 1 (1)
| Химическая связь. Электронные формулы
| лекция
|
|
| 2 (2)
| Изомерия и номенклатура орг. соединений
| Сам. работа
|
|
| 3 (3)
| Классификация реакций в органической химии. Условия их протекания
| семинар
|
|
| 4 (4)
| Химические превращения
| Сам. работа
| Решение задач ( 9 ч.)
|
|
| 5 (1)
| Нахождение формул веществ по количественным данным компонентов вещества
| семинар
|
|
| 6-7
(2-3)
| Нахождение формул веществ по результатам продуктов реакции
| Решение задач
|
|
| 8 (4)
| Вычисления по уравнениям реакций, если один из реагентов содержит примеси
| Решение задач
|
|
| 9 (5)
| Вычисления по уравнениям реакций в последовательных превращениях
| семинар
|
|
| 10 (6)
| Вычисления по уравнениям реакций, если известен выход продукта реакции
| Решение задач
|
|
| 11 (7)
| Вычисление количественного состава смеси , если там протекает реакция
| Решение задач
|
|
| 12-13
(8-9)
| Вычисление количественного состава смеси, если одно из веществ взято в избытке
| Сам. работа
| Обобщение знаний по органической химии (3 ч.)
|
|
| 14-15
(1-2)
| Генетическая связь между классами орг. соединений
| Семинар, сам.работа
|
|
| 16 (3)
| Зачетное занятие
|
|
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
Формы контроля: химический диктант, тесты, зачеты, самостоятельные работы.
УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п
| Содержание
| Автор
| Издательство
| Год издания
| 1
| 1001 задача по химии
| Слепа Л.А., Черный А.В., Холин Ю.В.
| Москва-Харьков: Илекса
| 2005
| 2
| Методика решения задач по химии
| Ерыгин Д.П., Шишкин Е.А.
| М.: Просвещение
| 2006
| 3
| Сборник задач по химии
| Журин А.А.
| М.: Аквариум
| 2001
| 4
| Контрольные и проверочные работы по химии
| Городничева И.Н.
| М.: Аквариум
| 1999
| 5
| Сборник задач и упражнений по химии для средней школы
| Хомченко И.Г.
| М.: Новая волна
| 2001
| 6
| Сборник задач по химии для поступающих
| Хомченко Г.П., Хомченко И.Г.
| М.: Новая волна
| 2007
| 7
| Контрольные и проверочные работы по химии 10-11 кл.
| Гара Н.Н., Зуева Н.В.
| М.: Дрофа
| 2002
|
|
|
|