|
Программа элективного курса «Роль химических элементов и неорганических веществ в жизнедеятельности организма» «Курская областная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Программа элективного курса
«Роль химических элементов и неорганических веществ в жизнедеятельности организма»
Выполнил учитель химии
Архипова Т.Н.
Пояснительная записка
Содержание элективного курса имеет интегрированный характер. Курс предназначен для обучающихся 9 класса, интересующихся вопросами химии и биологии.
Курс базируется на сведениях, получаемых при изучении химии, ботаники, зоологии, анатомии в основной школе. В процессе изучения данного курса происходит расширение и углубление предметных знаний, сокращаемых из-за недостатка времени в традиционных школьных курсах химии и биологии; развитие общих приемов интеллектуальной и практической деятельности.
Цель изучения курса:
расширить и углубить знания обучающегося о роли химических элементов, оксидов, кислот, солей на жизнедеятельность организмов;
показать учащимся взаимосвязь химии и биологии;
раскрыть химизм некоторых биологических процессов;
изучить биологическое значение некоторых неорганических веществ.
Задачи курса:
показать практическую значимость химии;
дать возможность каждому обучающемуся самостоятельно выстроить свою индивидуальную образовательную траекторию;
совершенствование экспериментальных умений;
формирование умений анализировать ситуации и делать прогнозы, решать расчетные задачи;
развитие учебно-коммуникативных умений;
ориентирование обучающихся в выборе естественнонаучного профиля для дальнейшего изучения.
В рамках элективного курса используется несколько форм обучения: лекционно-семинарские занятия и практические работы обучающихся. В завершение курса проводится ученическая конференция по основным вопросам курса. Нужно отметить, что контроль знаний обучающихся не считается главным в работе на занятиях. Главная мотивация работы - это познавательный интерес учащихся к рассматриваемым вопросам.
Элективный курс рассчитан на 16 часов.
По структуре программа элективного курса носит модульный характер. Порядок изучения отдельных тем курса может быть различным. Программа рассчитана на учащихся 9 класса; занятия проводятся 1 час в неделю, всего 16 часов в любом учебном полугодии.
Методы работы: лекции, беседы, диспуты, ролевые и деловые игры, лабораторные работы, практические работы, экскурсии. Преподаватель выступает в роли инструктора, информатора, организатора и консультанта.
Предполагаемые результаты:
В результате проводимых занятий обучающиеся углубят знания о роли химических элементов, некоторых оксидов, кислот, солей на жизнедеятельность организмов, о здоровье человека. Обучающиеся должны:
знать: (репродуктивный уровень) основные химические, биологические термины, определения явлений и процессов;
уметь: (эвристический и исследовательский уровни) объяснять причинно-следственные связи между явлениями и процессами; оценивать процессы и явления на основе комплекса критериев; используя теоретические знания, осуществлять практические операции: ставить эксперимент и осуществлять его результаты; решать количественные (типовые расчетные задачи) и качественные задачи (на определение основных катионов и анионов в растворе). Важнейшим итогом проведенных занятий станут выполнение обучающимися проектов по темам:
Биологическое действие и медицинское применение химических элементов;
Питьевая вода города Курска;
Экологическая химия оксидов углерода и азота.
Тематический план № п\п
| Название темы
| Всего часов
| Теор. занятия (лекции)
| Практич. занятия
| Экскурсии
| Защита проекта
| Образов, продукт
| 1
| Тема№1: Биологическая роль хим. элементов
| 3
| 1
|
| 1
| 1
| Конспект, сообщение, реферат
| 2
| Тема №2: Биологическая роль воды
| 3
| 2
| 1
|
|
| Конспект, доклад, серия опытов
| 3
| Тема №3: Биологическая роль оксидов углерода, азота, кремния
| 3
| 2
| 1
|
|
| Конспект, сообщение, серия опытов, доклад
| 4
| Тема №4: Биологическая роль кислот
| 4
| 2
| 1
| 1
|
| Реферат, конспект, серия опытов, сообщение
| 5
| Тема №5: Биологическая роль солей (на примере хлорида натрия)
| 2
| 1
| 1
|
|
| Конспект, ряд опытов, сообщение
| 6
| Тема №6: Зашита проектных работ
| 1
|
|
|
| 1
| Реферат
|
| Всего
| 16
| 8
| 4
| 2
| 2
|
|
Содержание курса:
Тема 1. «Биологическая роль химических элементов в организме» (3 часа)
Занятие №1 (лекция) «Биологическая роль химических элементов в организме» Особенности строения атомов s-, р-, d- элементов. Биогенные элементы, их расположение в «Периодической системе химических элементов». Классификация элементов по Вернадскому. Микро и макро элементы. Концентрирование микро и макро элементов в организме. Физиологическая роль микро и макро элементов. Клинические признаки заболеваний. Медицинское применение химических элементов. Нарушение экологического равновесия в организме человека и в окружающей среде.
Занятие №2 Экскурсии в музей КГМУ, аптеку, гор. поликлинику №1 (профориентация, связь данной темы с медициной и фармацевтикой).
Занятие №3 Защита проекта темы «Биологическое действие и медицинское применение химических элементов» (лабораторные опыты). Тема №2. «Биологическая роль воды» (3 часа)
Занятие №1 (лекция) «Состав, строение, химические свойства воды». Валентные углы, гибридизация, графическая формула. Изотопы водорода. Тяжёлая вода. Биологическая роль тяжёлой воды. Аномалии воды. «Живая вода». Вода-растворитель.
Занятие №2 (лекция) «Вода в организме человека». Баланс воды в живом организме. Вода и возможности жизни. Количество воды в организме - в тканях, органах. Функции воды в организме. Жажда.
Беседа с работником производственно-технического отдела «Водоканала г. Курска» на тему: «Питьевая вода г. Курска»
Занятие №3 Практическая работа №1 «Химические свойства воды (взаимодействие воды с оксидом кальция, оксидом углерода (IV), с натрием, с кальцием)». Тема №3. «Биологическая роль оксидов» (3 часа)
Занятие №1 (лекция) «Оксиды углерода»
Углекислый газ, его физиологическое значение. Получение углекислого газ, его свойства. Вред курения. Оксид углерода (II) получение, физические и химические свойства. Физиологическая активность угарного газа.
Занятие №2 (лекция) «Оксид кремния (IV). Оксиды азота» Оксид кремния. Биологическое значение кремния. Кремний и патология, кремний и долголетие. Оксиды азота и охрана окружающей среды. Оксид азота (IV) и жизнь, оксиды азота в составе смога. Защитный экран Земли и оксиды азота.
Занятие №3 Практическая работа №2 «Получение углекислого газа, изучение его физических и химических свойств».
Тема №4. «Биологическая роль кислот» (4 часа)
Занятие №1 (лекция) «Соляная кислота»
Соляная кислота. Открытие соляной кислоты, физические и химические свойства Соляная кислота в составе желудочного сока.
Занятие №2 (лекция) «Фосфорная кислота»
Структурная формула. Способы получения. Свойства. Фосфорная кислота в составе нуклеиновых кислот.
Занятие №3 Практическая работа №3 «Получение соляной кислоты и изучение её химических свойств»
Занятие №4 Экскурсия на Биофабрику (профориентация). Тема №5. «Биологическая роль солей (на примере хлорида натрия)» (2 часа)
Занятие №1 (лекция) «Биологическая роль хлорида натрия» Получение хлорида натрия. Поваренная соль в природе. Добыча соли. Свойства хлорида натрия. Биологическая роль хлорида натрия. Медицинское применение.
Занятие №2 Практическая работа №4 «Качественная реакция на ион хлора, окрашивание пламени солями натрия. Приготовление физиологического раствора» Тема №6. «Защита проектных работ» (1 час)
Примерные темы проектных работ обучающихся.
Биологическое действие и медицинское применение химических элементов;
Питьевая вода города Курска;
Экологическая химия оксидов углерода и азота.
Литература
1. Боровский Е. Э. Парниковый эффект и его последствия / Химия в школе.-2002-№1.- С. 7- 13.
2. Боровский Е. Э. Планетарная гипоксия // Химия в школе.-2004.-№9- С. 5-8.
3. Величковский Б. Т. Здоровье человека и окружающая среда - М.: Новая школа, 1997.
4. Леенсон И.А. Занимательная химия. 8-11 кл.: В 2ч - М.: Дрофа, 1996.
5. Ленинджер А. Основы биохимии. Т. 1,2, З.-М.: Мир, 1985.
6. Реймерс Н.Ф. Популярный биологический словарь - М.: Наука, 1990.
7. СинюковВВ. Вода. Известное и неизвестное-М.: Знание, 1987.
8. Шустов СБ., Шустова Л.В. Химические основы экологии - М: Просвещение, 1995.
9. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия - М.: Аванта+, 2000.
10. Биологическая химия: Учеб. для хим., биол. и мед. спец. вузов / Д.Р. Кнорре, С.Д. мызина. - 3-е изд., испр. - М.: Высшая школа, 2002.
11. Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов: Учеб. Для вузов / Ю.А. Ершов, В.А. Попков, А.С. Берлянд и др.; Под ред. Ю.А. Ершова - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2000. |
|
|