Главная страница

Энерготраты человека и пищевой рацион



Скачать 31.97 Kb.
НазваниеЭнерготраты человека и пищевой рацион
Дата17.04.2016
Размер31.97 Kb.
ТипУрок

Открытый урок по биологии в 8 классе


Тема: «Энерготраты человека и пищевой рацион»

( по программе В.В. Пасечник)

Задачи урока: сформировать представление об основном и общем обмене, выяснить, чем определяется суточная потребность организма в энергии, как устанавливаются нормы питания, совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником, устанавливать причинно-следственные связи, расширять кругозор, развивать познавательный интерес к предмету.

Цели урока: знать: 1. Для чего необходимо определять суточный рацион?

2. Что надо учитывать при определении норм питания?

3. Каким должен быть режим питания школьника?

4. Почему пища должна быть разнообразной по составу?

Уметь: 1. Вычислять энергоёмкость суточного рациона;

2. Устанавливать зависимость энерготрат от физической

нагрузки.

Ход урока

Деятельность учителя:

I. Актуализация знаний:

А) просмотр презентаций

Б) проведение кроссворда по витаминам (прил. 1)

II. Целеполагание:

Сегодняшний урок – заключительный по теме «Обмен веществ и энергии». Мы уже говорили о том, что пища должна быть сбалансированной по питательным веществам, минеральному составу, наличию витаминов. Но немаловажную роль играет и энергетическая ценность продуктов питания. Сегодня вам предстоит ответить на ряд вопросов (см. выше)

III. Работа по теме урока

  1. Какой процесс является основным для всех живых организмов?


Как же определить постоянный уровень обмена веществ, позволяющего судить о какой-то физиологической норме?

В 1890 году учёный-биолог Башутин В.В. первым измерил тепловой баланс у человека. Для этих целей была сконструирована камера-калориметр.

  1. При каких условиях проводилось данное измерение?



  1. Как называется это измерение?


  1. От чего зависит основной обмен?



  1. А в действительности сколько человеку нужно энергии?



  1. Как называются фактические энерготраты?




  1. От чего зависит общий обмен?




  1. Откуда человек берёт энергию для своей жизнедеятельности?




  1. О том, каким должно быть питание нам расскажет Родионов Вадим.


IV. Закрепление

А вот теперь самое время ответить на наши вопросы.

Переходим к нашему изучаемому суточному рациону. Что уже известно?

Чего мы ещё не знаем?
Нужно 3000-3340 ккал


А теперь давайте посчитаем энергоёмкость школьного обеда, который будет сегодня.
V. Итог урока (Возврат к целям)
VI. Домашнее задание: §38, №153(ТПО)

Деятельность учащихся:
Табуленко С., Василевич В. – 5 мин.

Выполняют тест – 5 мин.

Обмен веществ – основной процесс жизнедеятельности организмов.


На с. 193 находят ответ:

Измерение должно проводить-

ся после суточного голодания и исключения из рациона белковых продуктов в течение 3-х дней – утром, после сна, при температуре комфорта. Причём, человек должен находиться в состоянии психического покоя.

Основной обмен, т.е. интенсивность обмена веществ при соблюдении стандартных условий.

Он зависит от возраста, пола, генетических особенностей организма.

Человеку необходимо гораздо больше энергии, чем при основном обмене.

Фактические энерготраты, совершаемые человеком за единицу времени, называются общим обменом

Общий обмен зависит от физической нагрузки человека.

Энергию, также как и материал для своего роста и развития, человек берёт из пищи. (Возле экспозиции) Каждый продукт питания имеет свою энергетическую ценность. Например:__________________

Вадим демонстрирует презентацию. (10 мин.)
Учащиеся отвечают на вопросы и , если есть затруднения в 3-ем вопросе, то обращаются к учебнику (с. 195).

Количество белков _________,

Жиров ___________________,

Углеводов _________________

Нам не известна энергетичес-

кая ёмкость рациона. Но её можно вычислить.

Производят расчёты.(10 мин.)

Делают соответствующий вывод:

Энергоёмкость составляет_______ ккал , что вполне соответствует физической нагрузке
Производят расчёты.
Подводят итог урока.
Записывают Д/з в дневники.