Главная страница

Словарная работа на уроках русского языка



НазваниеСловарная работа на уроках русского языка
страница1/4
Дата13.04.2016
Размер0.5 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4

СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Сельницина Нина Викторовна

учитель русского языка и литературы
Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И словно сердце кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад,

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

Я. Козловский
Роль русского языка в школах Российской Федерации сегодня необычайно высока. Известно, что язык в школе выполняет двойную функцию: является не только предметом обучения, но и средством приобретения знаний по всем дисциплинам.

Основная задача предмета «русский язык» в школе – стать инструментом социализации ребенка в современном поликультурном обществе, научить воспринимать собственную культуру, обучить диалогу культур, развить у школьников учебные, коммуникативные и общие интеллектуальные навыки. Поэтому особенное значение приобретает «русский язык» в сфере обучения тех российских школьников, для которых он не является родным.

Методика преподавания русского языка как родного имеет традиционные приемы работы со словом на уроке. Но эти этапы направлены в основном на формирование грамотного письма (проговаривание слова, запись слова в словарике, постановка ударения, выделение орфограмм). При изучении русского языка словарная работа – основное средство расширения словарного запаса учащегося. В дополнение к упражнениям из учебника можно использовать:

словообразовательные упражнения:

- найдите корень, подберите однокоренные слова: зима -…; осень - …;

- образуйте от данных существительных прилагательные, от данных глаголов – существительные по образцу: бегать – бег; синеть – синь;

- продолжите словообразовательный ряд прилагательных, глаголов с данной приставкой под - пилить, под - бросить, под - писать; упражнения на включение данного слова в словосочетание:

- подберите к данному существительному имя прилагательное мяч – футбольный, резиновый, красный, теннисный, надувной, дырявый;

- к данному прилагательному существительное;

- к данному глаголу существительное по образцу: читать (что) - …;встретиться (с кем) - …; рисовать (чем) -… .упражнение на введение данных слов в контекст:

- опишите картинку, используя данные слова: береза, белоствольная, нежные листочки, изумрудная зелень, лесное царство символ России;

- расскажите о своей семье, используя данные слова: инженер, врач, брат, студент, сестра-первоклассница, чтение вслух, музей, прогулки;

- составьте предложение с данными словами: небо, дождь, осень, зонт.

Постоянное использование на уроке толкового словаря С.И.Ожегова способствует совершенствованию речи школьников. Словарные упражнения, связанные с изучением конкретных грамматических тем, вносят системность в знания учащихся, а регулярность выполнения таких упражнений обеспечивает правильность их речи.

Большое внимание следует уделить согласованию глагола с существительными всех трех родов.

Различать глаголы совершенного и несовершенного вида учащимся поможет понимание значений неожиданности, единичности (совершенный вид) и действия повторяемости (несовершенный вид), а также наличие слов-сигналов этих видов. Слова «часто, постоянно, всегда, долго» показывают многократность действия, его регулярного повторения и сочетаются с глаголами несовершенного вида. Слова «однажды, как-то, сразу, быстро» показывают единичность, внезапность действия и используются с глаголами совершенного вида. Необходимо вводить глагол вместе с видовой парой.

Например: несов. в - соверш. в

выбегать – выбежать,

решать – решить,

вытирать – вытереть.

въезжать – въехать,

умирать – умереть,

достигать – достичь и т.п.

Работа со словом на уроках русского языка должна проводиться в аспекте Культур. Если подходить к слову как к концепту, то следует работать, понимая, что в слове заключен целый мир, закодированный в звуках и буквах. Л. В. Успенский в книге «Слово о словах» отмечал, что радость и удача его работы заключается в том, чтобы не только «думать словами», но и «думать о словах».

Следует отметить возможные этапы работы над словом.

I. Рисование образа слова.

В этом случае этапы работы таковы:

Презентация слова

Формирование эмоционального отношения к слову (учитель читает отрывки со словом, высказывания о слове)

Домысливание слова

Рисование своего видения слова

Анализ собственных представлений и сопоставление с другими зрительными образами.

II. Метод выравнивания предполагает пополнение словарного запаса учащихся словами – агнонимами.

Под словами – агнонимами понимаются слова, значение и употребление которых частично или полностью неизвестны учащимся. Например, слово традиция (от латинского tradition –передача). В качестве традиций выступают определенные общественные установления: нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. Традиции русской нации - замечательные праздники Пасхи, Рождества и другие. (8А класс. Житкевич П.).

III. Метод «Продолжи рассказ» целесообразно использовать при работе слово, которое хорошо знакомо школьникам, но не вся культурная информация, связанная с этим словом, известна ребятам. Работа проводится следующим образом: учитель называет прецедентное имя, ставшее нарицательным или крылатым, в качестве которого могут быть использованы имена мифологических, литературных, сказочных персонажей, исторических лиц и т.д.

IV. Метод культурно-ориентированного анализа слова.

Данный метод используется преимущественно при анализе исконно-русских слов, таких, как «балалайка», «матрешка», «кокошник», «гривна» и др.

Нужно указать учащимся, как в слове отразились особенности национальной культуры и мировоззрение народа. Например, балалайка – струнный щипковый инструмент, родственница гитары, лютни, мандолины. Кокошник – старинный русский головной убор замужних женщин (главным образом в северных областях), в основном праздничный – на твердой основе в форме гребня. Гривна – валюта Украины. В прошлом – денежная единица Киевской Руси.

Последовательность работы:

Презентация слова.

Работа над современным значением слова.

Актуализация представления о предмете.

Поиск соответствий в других языках

Определение отличий близких по значению слов в других языках.

V. Метод построения «полей смыслов».

Учитель называет слово, записывает его в центре доски и объясняет, по какой схеме и какие «поля смыслов» должны быть заполнены.

Например: вверху – «слова-спутники» (ассоциации),

внизу – «слова-родственники» (однокоренные),

справа – «слова-друзья» (синонимы),

слева – «слова-враги» (антонимы).

«Поля смыслов» могут быть и такими: загадки, пословицы, словосочетания, афоризмы, поэтические строки, фразеологизмы, включающие это слово.

VI. Метод подбора фразеологизмов.

Одним из эффективных способов развития речи служит работа с фразеологизмами. Подбираем фразеологические обороты со словом «глаз».

Глаз набит. Кто-то настолько сведущ, опытен в чем-либо.

Хоть глаз выколи. Ничего не видно.

Бросаться в глаза. Привлекать внимание к себе, быть заметным.

В глаза не видеть. Совсем, никогда не видеть.

Глаза на лоб лезут. Кто-то приходит в состояние крайнего удивления.

С глаз долой. Прочь от себя прогонять.

Глаза разбегаются. Кто-либо не может сосредоточиться, остановиться на чем-либо одном от разнообразия впечатлений.

Глаза слипаются. Кого-либо непреодолимо клонит ко сну.

С глазу на глаз. Наедине.

Пускать пыль в глаза. Создавать ложное впечатление о себе.

Таким образом, эти методические приемы работы со словом помогают воспитывать в школьниках бережное, чуткое отношение к слову, раскрыть внутренние ресурсы слова. Благодаря подобной работе у учащихся формируется интерес к слову, они воспринимают его как ценность, видят его красоту и своеобразие.
Использованная литература

1.Фразеологический словарь русского языка. Москва, 1997г.

2. Толковый словарь Ожегова С.И..

3. Словарь русского языка под редакцией Ушакова Д.Н..

4.Статья Ничипорович Е.А. “Русские школьники и иностранцы в совместном культурно-языковом проекте”, 1999г.

5.Мощинская Н.В. “Развитие лингвокультурологической компетенции инофонов в процессе обучения русскому языку как иностранному”, Статья в Интернете

6.Русский язык и литература в полиэтнических классах. Сборник материалов Круглого стола. Москва, 2009 г.

ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

И ЗАТРУДНЕНИЙ ПЕДАГОГА
Анникова Ирина Яковлевна

учитель физической культуры, руководитель РМО
Тот, кто берется учить сам, никогда

не должен прекращать учиться

Джон Коттон Дана
Обновление системы образования требует повышения профессионализма педагогов, предоставления им права на конструирование содержания образования, выбор форм и методов обучения и контроля. Все это увеличивает степень ответственности педагогов перед обществом, учащимися и их родителями за конечные результаты учебно-воспитательного процесса.

Перемены, происходящие сегодня в школе, серьезно обострили проблему профессиональной компетентности педагога. Требования, действительно таковы, что учитель просто обязан постоянно находиться в процессе самообразования и самосовершенствования. Однако исследователи отмечают ряд причин, отрицательно влияющих на становление сохранение профессиональной компетенции педагога. Одни из них выделяют недостаточную профессиональную подготовку, другие – возрастные трудности, препятствующие вхождению в учение, нежелание подвергать себя риску проверки и самопроверки, преодолевать себя. В решении этих проблем большую роль могут сыграть методические объединения учителей.

Грамотно построенная работа МО способствует повышению профессиональной компетенции педагогов, поиску и внедрению новых методов и форм обучения, а значит, и изменению качества образования.

Данная статья посвящена изучению диагностики профессиональных достижений и затруднений педагогов. Что поможет решить многие задачи Методического объединения физической культуры и ОБЖ.

- содействие совершенствованию и развитию форм, средств и методов общего образования в школах всех типов и видов с учетом региональных особенностей;

- создание здоровой, творческой и доброжелательной атмосферы и позитивного отношения со стороны администрации, педагогического коллектива, родителей, общественности к решению проблем формирования культуры здоровья и культуры безопасности, позитивного отношения к здоровому образу жизни;

- совершенствование деятельности учителя через обучение методам педагогической диагностики и управления учебно-воспитательным процессом;

- всестороннее развитие способностей педагогов и, как результат, ориентация на использование этих возможностей в реализации целей и задач региональной системы непрерывного образования по предметам « Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности».

В решении задач, стоящих перед методическим объединением, следует опираться на принципы:

- добровольность и саморазвитие;

- групповая деятельность (при соответствующей активности каждого члена);

- использование метода диагностики и управления для оценки и коррекции учебно-воспитательного процесса;

- взаимосвязь с рабочим местом (школой);

- непрерывность функционирования;

- взаимное развитие;

- новаторство и творческий поиск, ориентация на современные тенденции в развитии образования;

- осознание важности повышения качества учебно-воспитательного процесса и необходимости решения задач в этой области.

Добровольное участие обеспечивает получение желаемых результатов. Ниже я предлагаю матрицу диагностической карты для учителей физической культуры и преподавателей основ безопасности жизнедеятельности. В ней отражены направления деятельности педагогов, их личностные качества. Используя ее в качестве основы, руководители и члены методического объединения могут наполнить ее конкретным содержанием.

Диагностическая карта



Разделы




Критерии оценки

Уровни

Высокий

Оптимальный

Допустимый

Недостаточный

Критический

1

2

3

4

5

6

7

Нормативно-правовое

регулирование образовательного

процесса

Знание документов, регулирующих организацию образовательной деятельности в учреждениях образования
















Знание документов, регламентирующих работу в учреждении образования

по физическому воспитанию
















Знание документов модернизации общего образования
















Самообразование

Индивидуальная работа по самообразованию
















Работа в методическом объединении
















Участие в курсовых мероприятиях и их периодичность
















Участие в педагогических конкурсах, конференциях, и т.п.
















Профессиональная

компетентность



Личность учителя

Мотивационная направленность

- организаторские способности
















- Конструктивные способности
















- Коммуникативные способности
















- Творческий потенциал
















Педагогическая деятельность

Организационно-подготовительный этап















Исполнительский этап
















Аналитическая деятельность



















Результаты труда

Обученность
















Воспитанность



















  1. Высокий уровень – данное качество развито у педагога очень сильно или данный вид деятельности постоянно встречается в его работе (оценивается 5 баллами).

  2. Оптимальный – данное качество достаточно сильно развито или данный вид деятельности встречается в работе учителя часто (оценивается 4 баллами).

  3. Допустимый – оцениваемое качество развито удовлетворительно или вид деятельности встречается эпизодически, то есть у учителя отсутствует система в работе (оценивается 3 баллами).

  4. Недостаточный – этот уровень показывает проблемные точки в развитии какого-либо качества, или данный вид деятельности педагога требует дополнительного внимания, так как встречается редко в его деятельности (оценивается 2 баллами).

  5. Критический - данное качество практически не выражено или выражено слабо, а вид деятельности отсутствует (оценивается 1 баллом).

Данная методика предполагает диагностирование учителей с целью выработки рекомендаций для участия в работе МО, творческих групп и других объединений.
Критерии оценки качественной деятельности учителя


Признаки

Критерии

Учителя, требующие усиленного внимания

Учителя с установившимся стилем работы

Учителя, работающие творчески

1

2

3

4

  1. Знания в области своего предмета

Владеет предметом на уровне имеющейся программы, но имеет существенные пробелы по ряду ее разделов, допускает фактические искажения в преподавании предмета и проверке знаний

Владеет твердыми знаниями в рамках программы, следит за специальной и методической литературой

Имеет глубокие и разносторонние знания своего предмета, значительно превышающие знания программы, свободно ориентируется в специальной, методической и научно-популярной литературе по различным областям знаний.

  1. Отношение к своему предмету

Равнодушен к преподаваемому предмету

Относится к своему предмету с интересом

Преподает увлеченно, любит и знает свой предмет

  1. Чувство нового в работе

Скептическое, порой отрицательное отношение к новому, с трудом вовлекается в процесс решения новых задач, целей и др.

Положительно относится к новым педагогическим идеям, но реализует их без определенного воздействия сверху

Отличается активным поиском идей, имеет потребность поиска новых решений педагогических идей

  1. Умение планировать учебную работу

Штамп в поурочном и тематическом планировании: нет учета конкретных особенностей класса, используются главным образом готовые планы и рекомендации

Правильно осуществляет поурочное и тематическое планирование преподаваемого предмета

Творчески планирует систему уроков по теме, их структуру, разнообразит формы и методы обучения с учетом особенностей учащихся и класса

  1. Знание психолого-педагогических основ обучения

Имеет лишь общие представления о современных психолого-педагогических концепциях обучения

Ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, но редко применяет их в практической деятельности

Свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, использует их в качестве основы своей педагогической деятельности

  1. Педагогический такт

При внешнем соблюдении такта в отношении к учащимся наблюдаются срывы (грубость, насмешка, несправедливость)

Как правило, педагогический такт






ДОЛГОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ЖИЛА-БЫЛА СКАЗКА»
Васильева Светлана Александровна

учитель начальных классов
Единственный путь, ведущий к знаниям, -

это деятельность
Бернард Шоу
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельным подходом и освоением детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность. Задача учителя при работе над выбранной темой - доказать детям, что окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. При работе над проектом учитель должен не только вооружить учащихся определенным набором знаний и навыков, но и помочь каждому ребенку в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, реализовать творческий потенциал.

Учитель должен заинтересовать ребенка, превратить непростой процесс изучения выбранной темы в увлекательное и значимое занятие. В ходе работы ребенок учится добывать знания, а не принимать их в готовом виде. Учитель ставит проблемные вопросы, для решения которых учащемуся необходимо применить учебные умения в необычной ситуации, найти нестандартные решения, чаще всего не в книге и не в школе. Каждый вывод, каждое открытие – это результат поиска, творчества и труда. Такие занятия не могут быть ежедневными, потому что при их подготовке и организации от учителя и ученика требуется гораздо больше интеллектуальных, моральных и физических усилий, чем при подготовке обычного урока.

Роль отчета по изучаемой теме состоит как раз в том, чтобы превратить встречу ученика и науки в праздник, в демонстрацию достижений, чтобы снять страх и напряжение ребенка перед учебой, способствовать открытию у него новых качеств, способностей, умений. В таком путешествии взрослый и ребенок являются спутниками: они сотрудничают, сопереживают, учатся друг у друга.

За основу подобной творческой работы для учащихся вторых классов были взяты сказки. Сказка – это один из основных жанров фольклора, популярный жанр устного народного и авторского творчества с установкой на вымысел. Сказка – это этическое, прозаическое произведение с бытовым, волшебным или авантюрным уклоном, построенного на основе вымышленного сюжета. Герои сказок – это обычные люди и животные. Характерная черта любой сказки – счастливый финал.

На уроках и во внеурочное время мы изучаем традиции и обычаи русского народа, знакомимся с народными обрядами и старинными праздниками Руси. Наш проект «Жила-была сказка…» поможет детям познакомиться с русскими народными традициями и обрядами. Наш класс – это многонациональная семья. С помощью работы над проектом у родителей появится возможность передать детям семейные традиции и культурные ценности народов проживающих в России. Необходимо обучать детей культуре родного народа, так же как и другой учебной дисциплине. В данном проекте в решении этих задач нам поможет фольклорный жанр - сказка, в частности – русская народная сказка.

Над темой этого проекта, «Жила-была сказка…», работа велась с начала учебного года до конца октября, т. к. это долгосрочный проект. Работа над этим проектом велась как в рамках учебных программ («Литературное чтение», «Русский язык», «Изобразительное искусство», «Технология», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности (курс «Учусь создавать проект» и «Театр»). Прежде чем приступить к изучению самих сказок, на уроках литературного чтения в разделе «Там, на неведомых дорожках…» мы познакомили детей различными видами сказок, сказочными приметами и особенностями. Следующим этапом проектной деятельности было знакомство со сказками. На уроках внеклассного чтения и на занятиях курса «Учусь создавать проект» мы детально анализировали тексты, заучивали наизусть и инсценировали отрывки, оформляли выставки иллюстраций к сказкам, писали отзывы о прочитанном, на уроках русского языка при работе с текстом, выполняли творческие задания: придумай начало, середину или конец сказки, поменяй местами части текста, чтобы получилась сказка и др.
  1   2   3   4