|
Формирование эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи Формирование эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Логопедическая помощь детям с нарушениями речи в коррекционных дошкольных учреждениях осуществляется комплексно и направлено на взаимосвязанное формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, звукопроизношения. Формирование лексической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями происходит регулярно на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Лексическая система ребёнка представлена в виде общеупотребительной лексики (К общеупотребительной лексике относятся слова, без которых немыслимо общение ни в одной сфере человеческой деятельности. Эти слова выражают жизненно необходимые понятия и используются во всех стилях языка и речи. Так как общеупотребительная лексика отличается пустотой и естественностью, общепонятностью, четкостью и лишена эмоционально-экспрессивной окраской, то ее часто называют нейтральной.). эмоциональная лексика в дошкольном возрасте – наиболее адекватное средство выражения личного, субъективного отношения к тому или иному предмету высказывания, к той или иной ситуации, она может быть средством выражения личных чувств ребёнка, эмоциональных переживаний. Владение эмоциональной лексикой служит средством коммуникации между дошкольниками, выражением их симпатии или антипатия.
Дети с общим недоразвитием речи часто употребляют обиходные слова и выражения. Эмоциональная лексика используется выборочно и фрагментарно или в устойчивых сочетаниях.
Понятие «эмоциональная лексика» рассматривается в двух аспектах:
Лингвистический аспект.
Для лингвистического аспекта характерна неоднозначность в понимании места и роли эмоционально - экспрессивного компонента в значении слова, что предопределяет многообразие классификаций. К эмоциональной лексики относят слова выражающие чувства, переживаемые говорящим или другим лицом: слова – оценки, квалифицирующие вещь, предмет, явление или с положительной, или с отрицательной стороны; слова, в которых эмоциональное отношение к называемому выражается не лексически, а грамматически.
В эту группу входят лексические значения, дающие оценку одному из аспектов объекта с определённой точки зрения.
Дети старшего дошкольного возраста характеризуются развёрнутой фразой, грубых лексико – грамматических и фонетических отклонений не наблюдается, отмечаются лишь отдельные проблемы в развитии фонетики, грамматики и лексики. Словарный запас дошкольника ограничен, часто нарушен адекватный выбор языкового материала, часто слова заменяются близкими по ситуации, назначению. В экспрессивной речи детей с речевыми нарушениями преобладает общеоценочный тип аксиологических значений.
Изучение употребляемой лексики у детей с ОНР выявилось, что наиболее ярко у дошкольников просматриваются психологические оценки. Объём и последовательность овладения вторым типом аксиологических значений зависит от многих факторов: интеллектуального уровня; речевого развития; возрастных особенностей; средового влияния.
С точки зрения психолингвистики слово рассматривается не как единица абстрактной языковой системы, а как речевая способность человека.
Особенность речевого развития детей с ОНР старшего дошкольного возраста свидетельствуют об существенных отклонениях от нормально развивающихся сверстников как в количественной, так и в качественной характеристике словарного запаса (Жукова Н.С., 1990; Основы теории и практики логопедии, 1968; Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., 1993).
Особенности лексики, как правило, проявляются в незнании многих слов и оборотов, в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания. Возникающие у детей специфические ошибки в виде различных замещений нужной лексемы словом, имеющим иное значение, свидетельствуют о несформированности системы значений.
Данная область освещается с различных позиций: педагогических, психологических, лингвистических, психолингвистических. Разработаны специальные методики, направленные на решение разнообразных вопросов, способствующих в конечном итоге развитию связной речи детей. Проблема обогащения лексики решается в игровой деятельности, различных форм вербальной коммуникации, фразовой речи детей.
При исследовании нейтральной лексики установлено незнание значения отдельных слов (названий действий, образованных от звукоподражаний, частей предметов, профессий). Незнание количественных и качественных особенностей при определении видовых понятий, в установлении синонимических и антонимических отношений, в понимании явлений многозначности, во фразовой речи (лексические замены слов; аграмматизмы; использование однотипичные конструкции; отсутствие начала и конца рассказа; наличие большого количества пауз, связанных с процессом поиска нужного слова; замена субъекта, объекта, наименования признака предмета личными и указательными местоимениями, а так-же указательными местоименными наречиями).
Употребление лексики, отражающей эмоциональные состояния и оценки в устной речи детей с ОНР, в два раза ниже, чем у дошкольников с нормальным речевым развитием. У дошкольников с общим недоразвитие речи наблюдаются своеобразные ошибки: лексические замены; названия одних предметов другими, ситуативно связанными с ними; названия признаков словосочетанием или предложением; точных слов – определений прилагательными, имеющими широкое значение; названия признаков названиями действий; одного названия другим, обусловленное неадекватным использованием суффиксов, за счёт недифференцированности лексических оттенков; на основе недостаточной дифференцированности эмоциональных состояний; одного названия другим на основе фонетической близости звуков; слов, называющих чувства словами – оценками и наоборот.
Всё указывает на то, что процесс развития лексической системы, и эмоциональной лексики у детей с ОНР, не может происходить спонтанно, для этого требуется систематическая, поэтапная логопедическая работа. Разработана система методических приёмов, направленная на формирование эмоционального «слой» лексики у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
Специальные приёмы должны быть включены в работу с разнообразными заданиями по формированию лексико – грамматических средств и развитию связной речи, а также в деятельность воспитателей и родителей.
Система методических приёмов должна прослеживать цель формирование эмоциональной лексики у детей с ОНР, опираясь на развитие вербальных и невербальных средств общения. В соответствии с данной целью на основе деятельностного и системного подходов к изучению и коррекции нарушений речи, принципов развития чувства языка, системности, коррекции и компенсации.
В алгоритм коррекционной работы должны включаться:
Изучение и уточнение эмоциональных состояний, доступных возрасту.
В этот раздел входит изучение и уточнение эмоциональных состояний радости, грусти, злости, испуга, удивления. Реализуется в беседах с детьми на вводных занятиях.
2. Развитие паралингвистических средств общения.
В данном разделе осуществляются следующие задачи: научить различать эмоции по схематическим изображениям; сформировать умение передавать заданное эмоциональное состояние, используя мимические, пантомимические средства и графические приёмы; развивать способность понимать свои чувства и чувства других людей с помощью игровых и музыкальных приёмов.
3. Формирование интонационной стороны речи.
На этом этапе проводится целенаправленную работу по формированию воспроизведения ритма речи; воспроизведения выразительности речи; умения пользоваться средствами выразитель5ости в экспрессивной речи.
4. Формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов: называния чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом; оценок, квалифицирующих вещь, предмет, явление лексически с положительной или отрицательной стороны; передающих эмоциональное отношение путём морфологических преобразований.
В процессе проведения логопедических занятий расширяется словарный запас в области эмоциональной лексики и развиваются самостоятельные связные высказывания на основе эмоций, чувственных образов.
5.Рразвитие выразительных связных высказываний и речевой коммуникации.
В данном разделе ставится цель - введение в речь эмоциональной лексики и развитие вербальной коммуникации на основе интеграции лексических средств, интонационной стороны речи и паралингвистических компонентов в процессе игровой деятельности (развитие чувства эмпатии, сочувствия, сопереживания на основе сюжетно - ролевых игр; обогащение событийной стороны игры путём анализа собственных чувств и эмоциональных переживаний.
Воздействие необходимо осуществлять поэтапно. Этапы тесно связаны между собой и взаимообусловлены.
В результате специальной, целенаправленной работы с детьми, имеющими ОНР происходит автоматизация слов, обозначающих эмоции, и осуществляется введение их в экспрессивную речь. В процессе реализации основной цели достигается расширение диапазона эмоциональной лексики за счёт нюансирующих лексем, что позволяет дошкольникам свободно владеть данной лексикой и применять её в связной речи.
Систематическая, поэтапная, специально организованная коррекционная работа по формированию эмоциональной лексики у детей с ОНР позволяет качественно и количественно изменить уровень их лексического развития и речевого общения в целом.
Список использованной литературы
1. Стернин И.А. лексические значение слова в речи. Воронеж, 1985.
2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. В 2ч. М.: Альфа, 1993.
3. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1967. |
|
|