Опыт работы Бережной Людмилы Анатольевны по теме «Формирование навыков культуры общения у детей младшего и среднего дошкольного возраста на основе применения игровой технологии». МАДОУ города Нижневартовска детский сад №88 «Одуванчик». В условиях социально-экономических и культурных преобразований, происходящих в современном российском обществе, перед общеобразовательными учреждениями стоит задача воспитания социальной личности, способной эффективно действовать в изменяющихся жизненных условиях; готовой к сотрудничеству и партнерству; умеющей взаимодействовать с окружающими людьми; не допускающей унижения их достоинства, проявления грубости, жестокости; владеющей культурой межличностного общения.
Большая роль в формировании культуры межличностного общения дошкольников принадлежит детскому саду, поскольку из-за недостаточного опыта общения дошкольники испытывают трудности в межличностном взаимодействии со сверстниками, окружающими людьми, нередки случаи проявления агрессивности и конфликтного поведения.
Дошкольный возраст является сензитивным для индивидуального, личностного развития. Поведенческие регуляторы, сформированные в этот период, в дальнейшем отличаются устойчивостью и во многом предопределяют будущий облик человека, его жизненную позицию, взаимоотношения с другими людьми.
Одним из условий развития детской личности является ее общение со сверстниками и другими людьми в игровой деятельности, в которой она познает окружающую действительность, овладевает общественным опытом, социальным поведением, ценностными ориентациями. Через игровую деятельность дошкольник успешно осваивает компоненты культуры межличностного общения.
Анализ трудов, посвященных проблеме нашего исследования, показывает, что учеными рассматривались различные аспекты формирования культуры межличностного общения подрастающего поколения.
Проблемы общения нашли свое отражение в исследованиях Б.Г. Ананьева, А.А. Добровича, В.А. Кан-Калика, А.В. Мудрика, Н.Д. Никандрова, Р.С. Немова, В.Н. Панферова, Л.А. Петровской и др.
Вопросам оптимизации общения детей дошкольного возраста посвящены исследования Ю.В. Касаткиной, Н.В. Клюевой, Л.Р. Мунировой, Р.В. Овчаровой, Г.А. Цукерман и др.
Научный интерес представляли для нашего исследования работы, посвященные изучению проблемы игры как средства развития личности (Л.С. Выготский, О.С. Газман, Е.М. Гельфман, А.В. Запорожец, П.Г. Саморукова, Е.А. Репринцева, С.Л. Рубинштейн, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин и др.)
Использование возможностей игровой деятельность дошкольников в различных аспектах целостного воспитательного процесса изучали О.А. Воробьева, М.В. Емельянова, Н.С. Киселева, Л.С. Лехина, Л.Г. Пак, Т.Е. Райцева, О.В. Фролова и др.
Особый интерес с позиции нашего исследования представляют работы, в которых рассматриваются вопросы формирования культуры межличностного общения (Р.Я. Абдурахманова, С.Н. Афанасьев, Т.М. Болтырова, Т.Г. Васильева, С.В. Дронкина, Е.Г. Замолоцких, A.M. Изиева, М.П. Козырева, О.К. Полещук, К.П. Овчинникова, С.В. Спиридонова и др.)
Анализ трудов по теме исследования показывает, что изучаемая проблема исследована довольно широко и на разных уровнях. Однако, проблема формирования культуры межличностного общения дошкольников в игровой деятельности еще недостаточна разработана. На практике же воспитатели нуждаются в научно обоснованных рекомендациях в этой области.
На основании анализа педагогической теории и практики в контексте проблемы исследования можно выделить следующие противоречия между: потребностью общества в формировании культуры межличностного общения дошкольников и реальными возможностями его осуществления в деятельности общеобразовательных учреждений, а также недостаточным уровнем осознания важности этой проблемы; необходимостью повышения эффективности формирования культуры межличностного общения дошкольников в игровой деятельности и недостаточной научно-методической разработанностью этой проблемы.
Каждый возраст характеризуется своей специфической «социальной ситуацией развития», т.е. определенным соотношением имеющихся у ребенка в данный период особенностей, воздействующих на него факторов среды. Это порождает и типичные черты поведения, и типичные психологические особенности, общие для всех детей одного возраста. Но это не исключает и своеобразия психологического облика, неповторимости каждого ребенка, определяемого наследственностью и соответствующим образом жизни.
Как известно, возраст воспитанников обуславливает в какой-то мере различие методик работы с ними. Однако все эти методики являются, по сути дела, практическим применением общей педагогической теории к работе с воспитанниками различного возраста. Если учесть, что границы возрастных этапов относительны, то задача педагогической теории состоит не столько в том, чтобы выявить «рубежи» действия этих методик, сколько в показе того, как должна перестраиваться работа с воспитанниками по мере и с целью обеспечения их развития. Специфика этих методик на отдельных возрастных этапах проявляется, прежде всего, в своеобразии ведущих задач деятельности педагогов, а в связи с ними и других задач. Соответственно, в какой-то мере должны быть своеобразными и содержание, и организационные формы коллективной деятельности, методика педагогического руководства ею. Особенности формирования культуры межличностного общения на отдельных этапах развития личности есть проявление общих возрастных особенностей детей на каждом из них.
Для обеспечения эффективности процесса формирования культуры межличностного общения детей младшего и среднего дошкольного возраста в игровой деятельности, мною разработана модель.
Моделирование - это «метод опосредованного практического или теоретического оперирования объектом, при котором исследуется не сам интересующий нас объект, а используется вспомогательная искусственная или естественная система, находящаяся в определённом объективном соответствии с познаваемым объектом, способная защищать его на определённых этапах познания и дающая при её исследовании в конечном счёте, информацию о самом моделируемом объекте».
Моделирование в педагогике определяется как «материальное и мысленное имитирование реально существующей педагогической системы путём создания специальных аналогов (моделей), в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы.
Для моделирования я выбрала структурную модель, она имитирует внутреннюю организацию структуры оригинала. Она дает аналитическое описание рассматриваемого процесса, в данном случае процесса формирования культуры межличностного общения дошкольников в игровой деятельности. Позволяет целостно отразить в модельных представлениях сущность изучаемого процесса, ведущие идеи, структурные компоненты и функциональные взаимосвязи между ними. Ее структурными компонентами выступают: цель, задачи, принципы, факторы, содержание, методы, средства, организационные формы, результат. В качестве ведущих подходов, на основе которых осуществлялось моделирование, нами были определены: системный, культурологический, гуманно-личностный, деятельностный, аксиологический подходы.
В своей работе я использую следующие игры, которые помогают ребёнку научиться понимать других людей, правильно выражать эмоции, способствуют развитию доброты и отзывчивости.
Игра «Волшебная палочка».
Описание игры: игра направлена на развитие навыков общения, умения понять чувства другого.
Инвентарь: украшенный карандаш, ветка.
Правила игры.
Детей нужно разбить на пары.
У одного ребенка в руках «волшебная палочка» (карандаш или ветка).
Ребенок с «волшебной палочкой» касается партнера и задает вопрос «Что мне для тебя сделать?».
Тот, до кого дотронулась «волшебная палочка» предлагает какое-либо действие – спеть, попрыгать, рассказать историю и т.д.
После того как действие выполнено, можно поменять пары.
Игра «Угадай, кто зовёт?»
Описание игры: спокойная игра, развивает навыки общения, память. Может использоваться при знакомстве детей.
Правила игры.
Ребёнок становится спиной ко всем остальным.
Один из детей зовёт его по имени.
Задача отвернувшегося ребёнка – угадать, кто его зовёт.
Игра «Задания для имён».
Описание игры: игра способствует раскрепощению, может использоваться для знакомства детей между собой.
Правила игры.
Ведущий по очереди называет имена детей и озвучивает задания для каждого имени. Например, «все, кого зовут Ваня, хлопают в ладоши», «все, кого зовут Лена, мяукают» и т.д. При этом дети с соответствующими именами выполняют задания.
Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все дети.
|