Главная страница

Я ребенок! Я гражданин!



Скачать 78.64 Kb.
НазваниеЯ ребенок! Я гражданин!
Сыркина Мария Александровна
Дата11.04.2016
Размер78.64 Kb.
ТипУрок

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» города Альметьевска

Парламентский урок в 10 классе

на тему:

«Я ребенок! Я гражданин!»

Автор: Сыркина Мария Александровна

учитель истории и обществознания

Альметьевск, 2011

Цели парламентского урока:

- повышение уровня правовой культуры учащихся;

- формирование мотивов к активному изучению права.

Задачи парламентского урока:

- образовательная: закрепление знаний об основных правах ребенка, записанных в Конвенции о правах ребенка.

- развивающая: развитие умений использовать права, записанные в Конвенции о правах ребенка, в конкретных жизненных ситуациях; формирование навыков самостоятельного мышления; развитие коммуникативных навыков; развитие навыков анализа источников.

- воспитательная: развитие способностей обозначать детские проблемы, решать их, нести ответственность за принятие решений; воспитание личности, осознающей человеческое достоинство; развитие способности к сотрудничеству.

Формы организации познавательной деятельности:

индивидуальная и групповая.

Оформление:

1.Выставка работ учащихся младших классов

2.Цитаты на доске: «Человечество обязано давать детям лучшее, что имеет» («Декларация прав ребенка»)

«Человеку необходимо не только знать истину, но он должен еще быть в состоянии делать то, что является правильным, и желать делать это»

( И. Г. Песталоцци )

3.Глобус

4.Тексты Конвенции о правах ребенка (в сокращенном варианте)

5.Текст на доске: 1959г. – «Декларация прав ребенка»

1989г. – «Конвенция о правах ребенка»

20 ноября – Всемирный день прав ребенка

План урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний по теме «Права человека»

  3. Формирование новых знаний

1. Необходимость изучения прав ребёнка

2. История создания Конвенции о правах ребёнка

3. Основные положения Конвенции о правах ребёнка.

4. Как защитить свои права

IV. Подведение итогов урока.

1. Вступительное слово учителя.

Как видите, сегодня у нас с вами необычный урок права. Уже не первый год в нашем государстве проводится Парламентский урок, основной целю которого является увеличение правовой культуры наших учеников. сегодня к нам в гости пришел депутат по Белоглазовскому одномандатному избирательному округу №6, Мутыгуллин Ришат Ульфатович, заместитель генерального директора ООО «Управляющая Компания «Главнефтегазстройсервис», выдвинут Альметьевским местным отделением ТРО ВПП «Единая Россия»

Тема нашего урока «Я ребенок! Я гражданин!». Давайте разберем каждую из этих частей. Как мы можем доказать, что сидящая здесь аудитория на самом деле относится к возрастной категории «дети»?

Ответ: По Конвенции о правах ребенка, лицо не достигшее 18 лет считается ребенком

Учитель: Согласна. Но является ли ребенок гражданином?

Ответ: Безусловно, так как статус гражданина появляется у человека с момента рождения.

Учитель: Молодцы! Так мы с вами определили, что находящиеся в этом классе носят оба социальных статуса: ребенок и гражданин. А что значит – быть гражданином?

Ответ: Это значит – знать свои права и обязанности!

Учитель: Сегодня мы постараемся следовать этому призыву: «Знайте свои права!» Мы постараемся понять необходимость принятия документов, защищающих права ребёнка, узнаем историю принятия Конвенции о правах ребёнка, познакомимся с её содержанием, узнаем, как защитить свои права.

Давайте в начале урока вместе вспомним материал, изученный на уроках обществознания, и постараемся ответить на следующие вопросы:

      • Как называется главный международный документ о правах человека?

Ответ: «Всеобщая декларация прав человека», 1948 г.

Учитель: Дети, их благополучие и права всегда находились в центре внимания ООН с момента ее создания в 1945 году. Одним из главных актов Генеральной Ассамблеи было образование Детского фонда ООН (ЮНИ­СЕФ), который в настоящее время является главным механизмом международной помощи детям. В принятой ООН в 1948 году Всеобщей декларации прав человека отмечается, что дети должны быть объектом особой защиты и помощи.

Однако после принятия Декларации прав ребенка возникла необходимость принятия нового докумен­та - Конвенции.

Задание: Определите разницу между понятиями «декларация» и «конвенция», работая со словарями.

Ответ: Декларация — официальное провозглашение государством основных принципов объявление, заявление частного лица или организации.

Конвенция  — разновидность международного договора, в котором прописанные нормы являются юридически-обязующими для сторон, подписавших эту конвенцию.

Время и ухудшение положения детей потребовали от мирового сообщества принятия нового докумен­та, в котором не просто декларировались права детей, как это имело место в Декларации, а на основе юри­дических норм фиксировались меры защиты этих прав. За 30 лет, прошедших после принятия Декларации прав ребенка, многие представления изменились, сложились новые понятия. Потребность в придании пра­вам детей силы норм договорного права с особой силой проявилась в ходе подготовки к Международному году ребенка, который отмечался в 1979 году. В этом же году Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции. Десять лет, с 1979 по 1989 год, Комиссия по правам человека, в работе ко­торой приняли участие юристы, врачи, педагоги, психологи, социологи, культурологи, деятели общественных организаций и религиозных конфессий многих стран мира, разрабатывала этот проект.

Международное сообщество высоко оценило Конвенцию как выдающийся гуманистический документ нашего времени. Исполнительный Совет ЮНИСЕФ на своей ежегодной сессии (июнь 1992 г.) предложил го­сударствам ежегодно 20 ноября (день принятия Конвенции прав ребенка) отмечать Всемирный день детей.

Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выжива­ние, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Конвенция утверждает ряд важных социальных правовых принципов. Главный из них - признание ре­бенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами че­ловека по собственному праву, а не в качестве придатка своих родителей и других опекунов.

      • В чем, по - вашему, состоит свобода человека?

Ответ: В возможности делать то, что не нарушает закон, не причиняет вреда другому человеку

Эпиграфом нашего парламентского урока являются следующие слова швейцарского педагога конца XVIII - начала XIX века И.Г.Песталоцци : «Человеку необходимо не только знать истину, но он должен еще быть в состоянии делать то, что является правильным, и желать делать это».

Учитель: Скажите, как эти слова можно перефразировать применительно к теме нашего урока?

Ответ: Мы должны не только знать свои права, но и уметь их использовать в жизни.

2. Работа с текстом Конвенции (сокращенные тексты Конвенции на партах учащихся)

Задание группам учащихся:

а) прочитать текст;

б) выбрать 5 важных прав, которые ребенок должен иметь дома и 5 прав, которые он должен иметь в школе;

в) подумайте об обязанностях, которые должны соответствовать данным правам. Легко ли найти обязанности, соответствующие каждому праву?

В Конвенция содержатся шесть групп прав. Представляем исследования наших рабочих групп.

1 группа характеризует первую группу прав – право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении прав.

2 группа характеризует группу прав, обеспечивающих семейное благополучие ребёнка.

3 группа характеризует группу прав, которая обеспечивает свободное развитие личности ребёнка.

4 группа характеризует права, обеспечивающие здоровье детей.

5 группа характеризует права, которые способствуют образованию детей и их культурному развитию.

6 группа даёт характеристику прав, призванных защищать ребёнка от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения в местах лишения свободы и т.д.

3. Беседа с учащимися по вопросам:

Учитель: Рассмотрев некоторые принципы Конвенции, я хотела бы задать вам вопрос: почему на моем столе стоит глобус?

Ответ: Всех детей, живущих на Земле, независимо от пола, национальности, цвета кожи, объединяет то, что они имеют права, закрепленные в Конвенции

Учитель: Достаточно ли, на ваш взгляд, прав у детей? Все ли дети на земном шаре имеют эти права?

Учитель: Назовите основной закон нашего государства

Ответ: Конституция РФ

Учитель: Отражены ли основные принципы Конвенции о правах ребенка в Конституции РФ?

Ответ: Да, так как в одной из статей звучит: ст.

Учитель: Кто защищает права детей в нашей стране?

Ответ: На первых этапах жизни – это семья, родители. По мере взросления – школа. А на протяжении всей жизни – эта задача, безусловно, государства.

Учитель: Выберите любые 2 права ребенка из Конвенции и скажите, что могло бы произойти, если бы эти права были отняты у ребенка?

Ответ:

Учитель: Что, по- вашему мнению, руководители страны, учителя, родители, вы смогли бы сделать, чтобы права были гарантированы всем детям?

Ответ:

Учитель: А теперь я предоставляю слово депутату по Белоглазовскому одномандатному избирательному округу №6, Мутыгуллину Ришату Ульфатовичу.

Завершение:

Первая команда: «Дети – это будущее России, потому что …»

Вторая команда: «Счастливый ребенок – это тот, кто…»

Третья команда: «Чтобы взрослые и дети лучше понимали друг друга…»