Главная страница


Формирование устной речи является важнейшим условием психического и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Устная речь наиболее естественное и удобное средство контакта с окружающими людьми



Скачать 90.37 Kb.
НазваниеФормирование устной речи является важнейшим условием психического и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Устная речь наиболее естественное и удобное средство контакта с окружающими людьми
Дата18.04.2016
Размер90.37 Kb.
ТипДокументы


Формирование и коррекция произносительной стороны речи у детей с нарушенным слухом с помощью специальных компьютерных средств обучения

Формирование устной речи является важнейшим условием психического и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Устная речь – наиболее естественное и удобное средство контакта с окружающими людьми. В развитии человека устная речь формируется значительно раньше, на её основе складывается письменная речь, требующая более высокого уровня развития психических процессов[1].

Отсутствие или резкое недоразвитие устной речи у ребенка с нарушенным слухом приводит к замедлению темпов познавательного развития.

Проблемы устной речи как средства общения глухих и слабослышащих детей рассматривались в работах известных педагогов Ф.А. Рау, Ф.Ф. Рау, К.А. Волковой, Н.Ф. Слезиной, Э.И. Леонгард, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымской и др.

По их мнению, формирование устной речи детей играет особую роль в раннем и дошкольном возрасте. Это связано с особой сензитивностью этого периода к формированию механизмов восприятия речи и складывания произносительных навыков. Формирование речи в дошкольный период позволяет включить ребенка в естественное общение с другими детьми и взрослыми, сформировать соответствующие возрастным периодам формы общения[2].

Как известно, без специальной последовательной работы устная речь глухих и слабослышащих дошкольных не имеет тенденций к улучшению и не может быть средством общения и развития ребенка. Работа по обучению произношению является одним из центральных разделов программы воспитания и обучения, так как в процессе систематической работы устная речь приобретает качества, которые позволяют ей быть средством общения и оказывать влияние на различные сферы развития дошкольника.

Отсюда, основной целью работы по развитию речи в детских садах для глухих и слабослышащих детей является формирование речи как средства общения. Реализация этой цели требует решения целого ряда конкретных задач на специальных занятиях: усвоения значения и накопления слов, обучения пониманию и использованию различных фраз, развитие связной речи.

По мнению отечественных педагогов, развитию связной речи должно уделяться особое значение на занятиях со слабослышащими детьми, особенно старшего дошкольного возраста. Так, детей учат работать с сюжетной картиной, пересказывать услышанный и одновременно увиденный текст, составлять рассказы описания по предложенной схеме, по сериям картинок. Вследствие чего, речь детей становится образной, развернутой.

Исходя из этого, мною был разработан проект, раскрывающий проблему повышения качества обучения и коррекция речи детей через использование информационных ресурсов.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что одним из условий познавательного и речевого развития детей является наличие сенсорного опыта, необходимого для восприятия устной речи окружающих.

При нарушении этого условия возникает необходимость в целенаправленном формировании у детей представлений о речевом процессе, так как за счет деформации сенсорного опыта возникает дефицит информации о фонематических элементах речи, восполнить который можно только за счет специальной помощи взрослого. Отсюда, возникает вопрос о применении специфических методов обучения и всевозможных технических средств, компьютерных игровых программ для коррекции речи детей.

В старшем дошкольном возрасте ребенок может усвоить компьютер как инструмент решения различных учебных задач. Именно таким инструментом может стать для него компьютер и компьютерные программы.

С целью выявления уровня речевого развития слабослышащих детей была проведена диагностика по освоению программного материала, в частности был определен уровень развития связной речи.

Результаты диагностики показали достаточно низкий уровень речевого развития детей. Это свидетельствует о необходимости создания специальных условий для повышения качества обучения и развития связной речи. Для реализации этой цели были выдвинут ряд задач:

  • Разработка технологии поддержки и презентации компьютерных игровых программ;

  • Расширение образовательного пространства ДОУ для повышения качества обучения и коррекции речи у детей с нарушением слуха;

  • Организация эффективного взаимодействия с родителями для достижения поставленной цели.

Таким образом, была разработана система мероприятий по работе над данной проблемой, включающая проведение специальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с использованием разнообразных компьютерных игровых программ (составление описательных рассказов по предложенным схемам, по опорным картинкам, пересказ увиденного и услышанного текста), разработку методических рекомендаций по работе с данными программами для родителей и воспитателей. Также проводились групповые и индивидуальные консультации с родителями по использованию компьютерных игровых программ в домашних условиях.

В настоящее время педагогами ДОУ в работе с детьми активно используется компьютерная программа «Видимая речь», освоение которой в нашей стране началось в 90-е годы прошлого века.

Данная программа предназначена для работы с детьми, имеющими нарушения слуха (глухие и слабослышащие), также может использоваться в работе с пациентами с сохранным физиологическим слухом. К этой категории можно отнести детей с первичной речевой патологией в рамках дизартрии, дислалии, алалии, ринолалии и заикания. Программа эффективна и при работе с детьми, имеющими вторичные нарушения речи, основной диагноз которых сочетается с речевой патологией.

Авторы программы предложили новый подход к визуализации основных акустических компонентов речи, создав достаточно информативные даже для маленьких детей графические образы с элементами мультипликации. При этом впервые стало возможным визуализировать наиболее полный перечень базовых компонентов звучащей речи:

• речевое дыхание,

• голосообразование – наличие и отсутствие голоса,

• голосоведение – длительность фонации, интенсивность голоса и его частотный диапазон, фонетическое оформление речи.

В программе предусмотрена визуализация слоговой структуры слова. С ее помощью на экране компьютера в доступных для детей образах отображается процесс коррекции и формирования таких просодических компонентов речи, как голосовые модуляции, выделение словесного и логического ударения. В данной программе в отличие от многих других отображение звучащей речи на экране стабильно и сохраняется в течение любого времени, необходимого для работы и анализа деятельности.

Также широко на практике применяется специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры», предназначенная для коррекции формирования связной речи и произносительных навыков детей старшего дошкольного возраста. Компьютерная технология предлагает серии упражнений, входящих в четыре блока – Звукопроизношение, Просодика, Фонетика, Лексика, использование которых позволяет работать над формированием, развитием и коррекцией следующих характеристик:

• звукопроизношение,

• просодические компоненты устной речи,

• фонематический слух и восприятие,

• лексические и грамматические средства языка,

• коммуникативные навыки,

• артикуляционная моторика,

• обратные речевые кинестезии,

• мелкая моторика пальцев рук,

• слуховое и зрительное восприятие,

• внимание,

вербальная и зрительная память,

• воля и мотивация,

• словесно-логическое мышление.

Решение учебных и коррекционных задач с помощью данной программы встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей. Каждое занятие с использованием программы является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным образовательным потребностям ребенка с нарушениями речевого и языкового развития. Работа с использованием компьютерной программы «Игры для Тигры» проводится с опорой на зрительное восприятие и контроль над результатами деятельности пользователя. Визуализация происходит на экране монитора в виде доступных для ребенка мультипликационных образов и символов.

В программе «Игры для Тигры» результаты деятельности ребенка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку. Кроме того, программа содержит цифровые оценочные шкалы, позволяющие установить объективное состояние речевых и языковых средств ребенка. Объективная оценка деятельности осуществляется и в устной форме – если задание ребенком выполнено верно, компьютерный герой Тигренок хвалит ребенка или указывает на неправильное выполнение задания. После выполнения задания Тигренок дает положительную или ободряющую оценку результатов деятельности ребенка. Программа исключает отрицательную оценку для того, чтобы создать ситуацию успеха при работе с программой и положительного настроя детей на преодоление возникших в процессе выполнения заданий затруднений.

Таким образом, программа представляет пользователю объективную оценку результатов деятельности в трех вариантах – визуально, в звуковом и цифровом виде. Это позволяет в дальнейшем сформировать у ребенка навыки самоконтроля за собственной речью.

Практический опыт работы с детьми дошкольного возраста показал, что применение игрового принципа обучения, учитывающего основной вид деятельности ребенка, и создание проблемной ситуации с опорой на жизненный опыт дошкольника позволяет наиболее эффективно учитывать возрастные особенности детей. Данный подход позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий.

С целью проверки эффективности использования компьютерных игровых, коррекционно-развивающих программ, направленных на развитие связной речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста была проведена промежуточная диагностика, которая позволила проследить динамику речевого развития детей.

Таким образом, сравнительный анализ полученных данных в диагностике свидетельствовал о повышении как количественных, так и особенно качественных показателей речевой деятельности детей (эмоциональная насыщенность, разнообразие, содержательность, оригинальность в составлении рассказов). Отсюда, был сделан вывод об эффективности специально организованного обучения, направленного на речевое развитие слабослышащих детей.

В настоящее время педагогами проводится работа по составлению компьютерных игровых программ по развитию связной речи со слабослышащими детьми старшего дошкольного возраста. Программный материал для усвоения детьми нового и закрепления пройденного, очень удобно представлять в форме компьютерных презентаций, так как они позволяют увидеть не только продукт своей деятельности, но и динамику развития.

При построении коррекционно - образовательного процесса опирались на следующие принципы:

  • Системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;

  • Полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов;

  • Принцип доступности, учета уровня психического развития ребенка с нарушением слуха, структуры дефекта;

  • Принцип активности, инициативности и субъективности в развитии ребенка;

  • Принцип наглядности обучающего материала.

  • Создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.

Компьютерные игровые программы используются на фронтальных и индивидуальных занятиях. Так, на занятиях по развитию речи используется программа по составлению описательных рассказов о предметах и явлениях, которая позволяет выстроить алгоритм работы для ребёнка. Любая мини-презентация со­стоит из набора слайдов, сменяющих друг друга на экране. Их количество определяет сам педагог в зависимости от поставлен­ных задач.

Составленная программа коррекционно-развивающих компьютерных игр и заданий «Слышу, вижу, говорю» на данный момент внедряется в процесс проведения фронтальных и индивидуальных занятий со слабослышащими детьми 5-7 лет, поскольку это особенно важно при подготовке детей к школьному обучению.

Таким образом, используемые компьютерные игровые программы позволяют осуществить подготовку слабослышащих детей к школе системно, что даёт возможность выстроить единую информационно-образовательную развивающую среду не только отдельно в ДОУ, но и в тесной взаимосвязи со школой. Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а, следовательно, и использование разных компьютерных технологий. Их применение способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса. Поэтому разработка новых приемов, методов и средств коррекционного обучения детей представляется одним из актуальных направлений развития специальной педагогики.
ЛИТЕРАТУРА:

1. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001.

2. Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц.- М.:Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2004.