Главная страница


Проект «По дороге к доброму здоровью»



Скачать 181.92 Kb.
НазваниеПроект «По дороге к доброму здоровью»
Дата03.07.2016
Размер181.92 Kb.
ТипДокументы

Проект «По дороге к доброму здоровью»


Проект разработан в силу особой актуальности проблемы сохранения жизни и здоровья детей с учетом физических и психологических особенностей детей среднего и старшего возраста, определяет основные направления, задачи. План действий и реализации их в течение 4 лет.

Актуальность

Жизнь ставит перед нами много новых проблем. Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения жизни и здоровья детей. Здоровье—это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психологическое и социальное благополучие. 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10 5 детей приходят в школу абсолютно здоровыми.

Дошкольник любознателен, в своих разнообразных играх повторяет поступки и действия взрослого. Детские шалости с огнем и другие непредсказуемые опасные жизненные ситуации на дороге, на улице, в общественном транспорте, с предметами домашнего быта приводят к гибели детей.

С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей, должны находиться семья и дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.

Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов по оздоровлению детей, так как в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением детей методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Предполагаемый проект позволит комплексно решить образовательно- воспитательные задачи в области здоровьесбережения дошкольника.

Цели и задачи проекта:

  • Формировать потребность в здоровом образе жизни, позволяющем сознательно относиться к своему здоровью, избегать опасности;

  • формировать у родителей и воспитанников ответственность за сохранение и укрепление здоровья;

  • подготовить детей к встрече с различными опасными жизненными ситуациями;

  • помочь ребенку осознать свою самостоятельность в поведении.

Участники проекта:

  • Воспитатели

  • дети

  • родители

Отношения участников воспитательно-образовательного процесса строятся на основе сотрудничества и уважения.

Ожидаемые результаты:

1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровьесбережение»

2. Влияние образа жизни на состояние здоровья дошкольника

3. Снижение уровня заболеваемости

4. Старший дошкольник должен


  • знать как общаться с незнакомыми людьми

  • иметь навыки обращения с опасными предметами в быту

  • различать добро и зло, бороться со страхами

  • соблюдать осторожность поведения в природе, на улице, на дороге, во дворе

  • уметь правильно оценивать обстановку в опасных жизненных ситуациях дома и на улице

  • знать значения номеров телефона 01, 02, 03, 04

Формы и методы работы с детьми

  • Сотрудничество ребенка со взрослыми в развивающих занятиях

  • Игровая форма занятий

  • Ознакомление с художественной литературой

  • выставка рисунков и поделок

  • Сюжетно-ролевая игра

  • Наглядная пропаганда

  • Утренники, викторины, КВН

  • Экскурсии, наблюдения

  • Самостоятельная детская деятельность

  • Игры: дидактические, словесные, настольные, соревнования

Работа воспитателя с родителями и воспитателями

  • Беседа об актуальности данной проблемы (изучение мнений)

  • Анкетирование с родителями, сбор информаций

  • Наглядная агитация: папки-передвижки по темам:

а) значение режима дня в жизни дошкольника

б) научим ребенка безопасному поведению на улице и дома

в) детские капризы и их предупреждение

г) закаливаем детский организм

д) вредные привычки взрослых, влияние их на здоровье детей

  • Встречи со специалистами: дискуссии (совместное обсуждение проблем)

  • Советы и рекомендации


Основные разделы проекта

  1. Ребенок и другие люди—формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.

  2. Ребенок и природа—развитие основ экологической культуры ребенка и формирование бережного отношения к природе.

  3. Ребенок дома—формирование умения правильно обращаться с предметами домашнего быта, являющимися источником потенциальной опасности для детей.

  4. Здоровье ребенка—формирование ценностей здорового образа жизни.

  5. Эмоциональное благополучие ребенка—сохранение физического и психического здоровья детей, взаимосвязь образа жизни и здоровья человека.

  6. Ребенок на улице—проблемы безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте.

Лечебно-оздоровительная работа

Физические упражнения

  • утренняя гимнастика

  • физкультурно-оздоровительные занятия

  • игровой массаж

  • подвижные игры

  • пальчиковая гимнастика

  • дыхательная гимнастика

  • улучшение осанки, плоскостопия

  • спортивные игры

  • релаксация

 

Гигиенические водные процедуры

 

 

 

  • умывание

  • мытье рук

  • полоскание горла после еды кипяченой водой комнатной температуры

Свето-воздушные ванны

 

 

 

  • проветривание помещений

  • сон при открытой фрамуге

  • прогулки на свежем воздухе

  • воздушные ванны в облегченной одежде

Активный отдых

 

 

 

 

  • игры-забавы

  • дни здоровья

  • каникулы в саду

  • праздники и развлечения

Фитотерапия

 

 

 

 

  • фиточай

  • фитоотвары

  • аромамедальоны

  • витаминотерапия

Музыкальная терапия

 

 

  • музыкальное сопровождение режимных моментов

Пропаганда ЗОЖ

 

  • специальные занятия (ОБЖ)

Коррекция плоскостопия

 

 

 

  • хождение босиком по траве, по гальке, по песку, по асфальтированной дорожке (летом)

  • хождение босиком по ребристой дорожке и по следам из пуговиц

 

Занятия ОБЖ

для детей среднего дошкольного возраста

 



Раздел

Тематика занятий

Основные задачи

1

Ребенок и другие люди

1. Кто нас окружает

Уточнить знания детей об окружающих людях (родные и близкие, знакомые и не­знакомые). Объяснить разницу во взаимо­отношениях с ними







2. Как себя вести с незнакомыми людьми

Познакомить детей с правилами поведения с незнакомыми людьми. Убедить их в том, что не всегда приятная внешность людей совпадает с добрыми намерениями (сказка «Колобок»)







3. Когда ты дома один

Убедить детей в необходимости избегать ситуаций, аналогичных той, в которую попали козлята из сказки «Волк и семеро козлят», способствовать осознанному выполнению правил безопасного поведения







4. Если тебя обидели

Объяснить детям, как важно доверять своих родным, и при необходимости рассказывав им, если тебя обидели незнакомые люди. Формировать у детей чувство уверенности и их защищенности со стороны близких

2

Ребенок и природа

5. Опасные расте­ния

Познакомить детей с самыми распространен­ными опасными растениями, которые нельзя трогать руками, нюхать, пробовать на вкус. Приучать детей быть осторожными с незнако­мыми растениями и сообщать взрослым о нарушениях этого правила другими детьми







6. Маленький, да удаленький

Обратить внимание детей, как много вокруг разных жучков и паучков. Убедить их в необходимости соблюдать осторожность в общении с ними. Научить детей оказывать себе помощь при укусе пчелы или осы







7. Собака бывает кусачей

Учить детей правильно общаться с живот­ными. Дать им сведения об агрессивности некоторых животных и мерах предосторожности в отношении с ними




8. Рядом вода

Приучать детей соблюдать элементарные правила обращения с водой (лед, кипяток). Объяснить, к каким неприятным последст­виям приводит неправильное поведение на воде (летом и зимой)

3

Ребенок

дома

9. Наши друзья и враги

Дать детям сведения об опасных вещах (колющих и режущих предметах, электро­приборах и кранах, лекарственных вещест­вах и химикатах). Подчеркнуть необходи­мость и способствовать ее осознанию для введения запретов на пользование детьми опасными вещами







10. Другие опасно­сти дома

Рассказать детям об опасностях, подстере­гающих их при неправильном поведении в доме (лифт, лестница, балкон). Убедить в необходимости быть осторожными







11. Пожар — это страшное бедствие

Объяснить детям причины пожара и обра­тить внимание на его последствия. Довести до сведения детей правила поведения при угрозе пожара

4

Здоровье ребенка

12. Изучаем свой организм

Дать детям элементарные сведения о своем организме. Убедить в необхо-димости забо­титься и беречь свои органы (глаза, уши, руки, ноги и т.п.)







13. Чтобы быть здоровым

Формировать у детей навыки личной гигие­ны (ухаживать за ногтями, волосами, зуба­ми, кожей). Учить видеть красоту в чистоте и опрятности







14. Если ты заболел

Объяснить детям, как важно следить за своим состоянием здоровья. Добиваться, чтобы дети в случае необходимости обра­щались к взрослым за помощью







15. Врачи — наши помощники

Расширять представления детей о профес­сии врача, учить осознанию воспринимать врачебные предписания и строго их выпол­нять







16. О роли лекарств и витаминов

Познакомить детей в доступной форме с лечебными средствами. Дать им сведения о нетрадиционных методах лечения. Довести до сознания необходимость лечения

5

Эмоцио­нальное

благопо­лучие ре­бенка

17. Ребята, давайте жить дружно

Учить детей дружить. Показать им на при­мере литературных произведений, как нужно выбирать себе друзей. Подчеркнуть значимость дружбы в жизни

 

 

18. Всегда ли доб­рым быть приятно

 

Уточнить знания детей о доброте. Обратить их внимание на негативное явление в нашей жизни — попрошайничество. Убедить в необходимости осознанного проявления отзывчивости

 

 

19. Я не трус, но я

боюсь

 

Обратить внимание детей на причины возникновения страхов (сказка «Пых»), их отрицательное влияние на состояние чело­века. Разъяснить детям, как можно бороться со страхами, чтобы быть спокойными и уверенными

 

 

20. И хорошее на­строение не покинет больше нас

Дать детям понятие, что такое настроение. Учить детей определять свое настроение и регулировать его

6

Ребенок на улице

 

21. Вот эта улица, вот этот дом

 

Дать детям представление об улице. Позна­комить их с различными видами домов (жилые дома, учреждения). Учить детей ориентироваться на своей улице, знать свой дом и при необходимости использовать свои знания

 

 

22. Мчатся по улице автомобили

 

Познакомить детей с различными видами автомобилей (легковые, грузовые), их назначе­нием. Дать элементарные представления о том, чем опасен автомобиль для человека

 

 

 

23. Помнить обязан любой пешеход

 

Познакомить детей с понятием «пешеход». Объяснить правила для пешехода, которые необходимо выполнять для безопасности жизни

 

 

 

24. Проезжая часть

 

Познакомить детей с проезжей частью и тротуаром, их назначением. Довести до сведения детей, чем опасна проезжая часть для людей

 

 

 

25. Проходите, путь открыт

 

Дать детям сведения о работе светофора. Убедить их в необходимости следовать сигналам светофора и выполнять правила пешехода

 

 

 

26. Если ты — пассажир

 

Рассказать детям о назначении автобусной остановки, ее расположении. Довести до их сведения правила безопасного поведения в автобусе

 

 

27. Где должны играть дети

 

В доступной форме объяснить детям, где им следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь. Добиться осознанности пони­мания опасности игр на проезжей части

 
Перспективное планирование, занятия ОБЖ для детей старшего

дошкольного возраста

 



Раздел

 

Тематика занятий

 

Основные задачи

1

Ребенок и

другие люди

 

1. Опасные люди и кто защищает нас от них

Довести до сведения детей, кого мы называем опасными людьми: (психически больных, наркоманов, воров, насильников, убийц, похитителей, террористов). Объяснить, какую угрозу они представляют при встрече. Расска­зать о работе сотрудников милиции

 

 

2. Контакты с не­знакомыми людьми и правила поведе­ния с ними

 

Обратить внимание детей на неприятности, которые случаются при контакте с незнакомыми людьми. Способствовать осознанному восприятию правил поведения в таких ситуациях

 

 

3. Чем опасны малознакомые ребята

 

Объяснить детям, какие неприятности случается при контакте с малознакомыми ребятами. Убедить в необходимости быть разборчивыми в выборе друзей

 

 

4. Если тебе угро­жает опасность

 

Вырабатывать у детей навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях при контакте с опасными людьми на улице, дома

2

Ребенок и природа

 

5. Сигналы опасности природы

Приучать детей к осторожному обращению с объектами природы. Познакомить их с сигналами опасности у животных, растений (цвет, шипы, колючки, звуки, рога и другие атрибуты). Убедить в необходимости со­блюдения мер предосторожности

 

 

6. Когда съедобное ядовитое

 

Обратить внимание детей на отравления, их причины и последствия. Дать сведения о непригодности пищевых продуктов к употреблению. Рассказать об оказании первой помощи

 

 

7. Контакты с животными могут быть опасными

 

Познакомить детей, чем опасны контакты с большими животными. Объяснить им, как определить больных животных по внешне­му виду. Дополнить знания детей о том, как животные лечатся сами

 

 

8. О пользе и вреде воды

 

Углубить представления детей о пользе и вреде воды. Познакомить их с опасными ситуациями, возникающими около воды и на ней. Убедить в необходимости выполне­ния правил поведения на воде

3

Ребенок дома

 

9. Наши помощники и враги дома

 

Дать сведения детям, чем опасны некоторые приборы и бытовая техника дома. Доби­ваться, чтобы они четко соблюдали инст­рукции и запреты на пользование ими

 

 

10. Пожарная безо­пасность

 

Расширить сведения детей о предметах опасных в противопожарном отношении. Познакомить их с правилами поведения при угрозе или возникновении пожара. Расска­зать о работе пожарной службы

 

 

11. Экстремальные ситуации в быту. Правила поведения

 

Довести до сведения детей, чем опасны для жизни утечка газа и прорыв воды в кварти­ре. Научить их правильным действиям в таких ситуациях. Познакомить с работой службы 04

4

Здоровье ребенка

 

12. Ценности здоро­вого образа жизни

 

Познакомить детей с основными ценностя­ми здорового образа жизни. Способствовать осознанному приобщению к ним

 

 

13. Поговорим о болезни

 

Расширить и углубить знания детей о бо­лезнях (инфекционных и простудных забо­леваниях), их вреде. Убедить в необходимо­сти профилактики заболеваний

 

 

14. Изучаем свой организм

 

Продолжать изучать с детьми Устроение организма. Знакомить их с функциями отдельных органов. Учить беречь свой организм и заботиться о нем


 

 

15. Прислушиваем­ся к своему орга­низму

 

Учить детей внимательно относиться к своему организму, прислушиваться к нему и распознавать симптомы заболевания. Доби­ваться, чтобы дети о своих подозрениях своевременно сообщали взрослым

 

 

16. Правила первой помощи. Уход за больными

 

Дать детям сведения о службе «Скорой помощи». Познакомить их с правилами первой помощи в некоторых случаях. На­учить детей первоначальным навыкам ухода за больным

5

Эмоцио­нальное благопо­лучие ре­бенка

 

17. Конфликты и ссоры

 

Познакомить детей с понятиями «кон­фликт», «ссора», с причинами их возникно­вения и негативными последствиями для человека. Учить детей избегать ссор, нахо­дить примирение и согласие

 

 

18. Добро и зло

 

Учить детей различать добро и зло. Побуж­дать их совершать добрые поступки, влияющие положительно на окружающих

 

 

19. Страхи

 

Выяснить с детьми ситуации, вызывающие у них страх. Обратить внимание, как страх отрицательно влияет на человека, на его поведение. Убедить их в необходимости бороться со страхами и учить побеждать

 

 

20. Помоги себе сам

 

Продемонстрировать детям, как может меняться у человека настроение. Рассказать, как оно отражается на состоянии здоровья. Познакомить детей с приемами АТ

6

Ребенок на улицах городах

 

21. Город и улицы

 

Расширить представления детей о городе, строении и разметке улиц. Закрепить имеющиеся знания о правилах передвиже­ния по улицам. Познакомить с «островом безопасности»

 

 

22. Виды транспорта и спецмашины

 

Дать детям представление о появлении первых машин. Рассказать о видах транс­порта (водный, воздушный, наземный, подземный) и преимуществах при движении спецмашин. Довести до сведения детей понятие «тормозной путь автомобиля» и способствовать осознанию его при пере­бежке перед едущим транспортом

 

 

23. Перекресток и движение

 

Дать детям представление о перспективе. Убедить их в необходимости соблюдать указания светофора. Познакомить с мили­ционером-регулировщиком и ролью его на улице

 

 

24. Дорожные знаки

 

Продолжать знакомить детей с дорожными знаками (запрещающие, предупреждающие и т.п.), их назначением. Расширять пред­ставление о том, к чему приводит незнание или несоответствие действий дорожным знакам

 

 

25. Сигнализация

машин

 

Дать знания детям о световых и звуковых сигналах машин, их назначении. Убедить в необходимости реагирования на них. Рас­сказать о роли знака «Подача звукового сигнала запрещена»

 

 

26. Правила поведения в транспорте

Учить детей правилам поведения в общест­венном и личном транспорте. Способство­вать их осознанию

 

 

27. Сотрудники ГАИ

 

Способствовать осознанному восприятию последствий дорожных происшествий. Рассказать детям о работе сотрудников ГАИ. Познакомить их с дорожным знаком «Пост ГАИ