|
Проект «По дороге к доброму здоровью» Проект «По дороге к доброму здоровью» Проект разработан в силу особой актуальности проблемы сохранения жизни и здоровья детей с учетом физических и психологических особенностей детей среднего и старшего возраста, определяет основные направления, задачи. План действий и реализации их в течение 4 лет.
Актуальность
Жизнь ставит перед нами много новых проблем. Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения жизни и здоровья детей. Здоровье—это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психологическое и социальное благополучие. 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10 5 детей приходят в школу абсолютно здоровыми.
Дошкольник любознателен, в своих разнообразных играх повторяет поступки и действия взрослого. Детские шалости с огнем и другие непредсказуемые опасные жизненные ситуации на дороге, на улице, в общественном транспорте, с предметами домашнего быта приводят к гибели детей.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей, должны находиться семья и дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.
Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов по оздоровлению детей, так как в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением детей методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Предполагаемый проект позволит комплексно решить образовательно- воспитательные задачи в области здоровьесбережения дошкольника.
Цели и задачи проекта:
Формировать потребность в здоровом образе жизни, позволяющем сознательно относиться к своему здоровью, избегать опасности;
формировать у родителей и воспитанников ответственность за сохранение и укрепление здоровья;
подготовить детей к встрече с различными опасными жизненными ситуациями;
помочь ребенку осознать свою самостоятельность в поведении.
Участники проекта: Отношения участников воспитательно-образовательного процесса строятся на основе сотрудничества и уважения.
Ожидаемые результаты:
1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровьесбережение»
2. Влияние образа жизни на состояние здоровья дошкольника
3. Снижение уровня заболеваемости
4. Старший дошкольник должен
знать как общаться с незнакомыми людьми
иметь навыки обращения с опасными предметами в быту
различать добро и зло, бороться со страхами
соблюдать осторожность поведения в природе, на улице, на дороге, во дворе
уметь правильно оценивать обстановку в опасных жизненных ситуациях дома и на улице
знать значения номеров телефона 01, 02, 03, 04
Формы и методы работы с детьми
Сотрудничество ребенка со взрослыми в развивающих занятиях
Игровая форма занятий
Ознакомление с художественной литературой
выставка рисунков и поделок
Сюжетно-ролевая игра
Наглядная пропаганда
Утренники, викторины, КВН
Экскурсии, наблюдения
Самостоятельная детская деятельность
Игры: дидактические, словесные, настольные, соревнования
Работа воспитателя с родителями и воспитателями
Беседа об актуальности данной проблемы (изучение мнений)
Анкетирование с родителями, сбор информаций
Наглядная агитация: папки-передвижки по темам:
а) значение режима дня в жизни дошкольника
б) научим ребенка безопасному поведению на улице и дома
в) детские капризы и их предупреждение
г) закаливаем детский организм
д) вредные привычки взрослых, влияние их на здоровье детей
Встречи со специалистами: дискуссии (совместное обсуждение проблем)
Советы и рекомендации
Основные разделы проекта
Ребенок и другие люди—формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
Ребенок и природа—развитие основ экологической культуры ребенка и формирование бережного отношения к природе.
Ребенок дома—формирование умения правильно обращаться с предметами домашнего быта, являющимися источником потенциальной опасности для детей.
Здоровье ребенка—формирование ценностей здорового образа жизни.
Эмоциональное благополучие ребенка—сохранение физического и психического здоровья детей, взаимосвязь образа жизни и здоровья человека.
Ребенок на улице—проблемы безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте.
Лечебно-оздоровительная работа
Физические упражнения
| утренняя гимнастика
физкультурно-оздоровительные занятия
игровой массаж
подвижные игры
пальчиковая гимнастика
дыхательная гимнастика
улучшение осанки, плоскостопия
спортивные игры
релаксация
| Гигиенические водные процедуры
| умывание
мытье рук
полоскание горла после еды кипяченой водой комнатной температуры
| Свето-воздушные ванны
| проветривание помещений
сон при открытой фрамуге
прогулки на свежем воздухе
воздушные ванны в облегченной одежде
| Активный отдых
| игры-забавы
дни здоровья
каникулы в саду
праздники и развлечения
| Фитотерапия
| фиточай
фитоотвары
аромамедальоны
витаминотерапия
| Музыкальная терапия
| музыкальное сопровождение режимных моментов
| Пропаганда ЗОЖ
| специальные занятия (ОБЖ)
| Коррекция плоскостопия
| хождение босиком по траве, по гальке, по песку, по асфальтированной дорожке (летом)
хождение босиком по ребристой дорожке и по следам из пуговиц
|
Занятия ОБЖ
для детей среднего дошкольного возраста
№
| Раздел
| Тематика занятий
| Основные задачи
| 1
| Ребенок и другие люди
| 1. Кто нас окружает
| Уточнить знания детей об окружающих людях (родные и близкие, знакомые и незнакомые). Объяснить разницу во взаимоотношениях с ними
|
|
| 2. Как себя вести с незнакомыми людьми
| Познакомить детей с правилами поведения с незнакомыми людьми. Убедить их в том, что не всегда приятная внешность людей совпадает с добрыми намерениями (сказка «Колобок»)
|
|
| 3. Когда ты дома один
| Убедить детей в необходимости избегать ситуаций, аналогичных той, в которую попали козлята из сказки «Волк и семеро козлят», способствовать осознанному выполнению правил безопасного поведения
|
|
| 4. Если тебя обидели
| Объяснить детям, как важно доверять своих родным, и при необходимости рассказывав им, если тебя обидели незнакомые люди. Формировать у детей чувство уверенности и их защищенности со стороны близких
| 2
| Ребенок и природа
| 5. Опасные растения
| Познакомить детей с самыми распространенными опасными растениями, которые нельзя трогать руками, нюхать, пробовать на вкус. Приучать детей быть осторожными с незнакомыми растениями и сообщать взрослым о нарушениях этого правила другими детьми
|
|
| 6. Маленький, да удаленький
| Обратить внимание детей, как много вокруг разных жучков и паучков. Убедить их в необходимости соблюдать осторожность в общении с ними. Научить детей оказывать себе помощь при укусе пчелы или осы
|
|
| 7. Собака бывает кусачей
| Учить детей правильно общаться с животными. Дать им сведения об агрессивности некоторых животных и мерах предосторожности в отношении с ними
|
| 8. Рядом вода
| Приучать детей соблюдать элементарные правила обращения с водой (лед, кипяток). Объяснить, к каким неприятным последствиям приводит неправильное поведение на воде (летом и зимой)
| 3
| Ребенок
дома
| 9. Наши друзья и враги
| Дать детям сведения об опасных вещах (колющих и режущих предметах, электроприборах и кранах, лекарственных веществах и химикатах). Подчеркнуть необходимость и способствовать ее осознанию для введения запретов на пользование детьми опасными вещами
|
|
| 10. Другие опасности дома
| Рассказать детям об опасностях, подстерегающих их при неправильном поведении в доме (лифт, лестница, балкон). Убедить в необходимости быть осторожными
|
|
| 11. Пожар — это страшное бедствие
| Объяснить детям причины пожара и обратить внимание на его последствия. Довести до сведения детей правила поведения при угрозе пожара
| 4
| Здоровье ребенка
| 12. Изучаем свой организм
| Дать детям элементарные сведения о своем организме. Убедить в необхо-димости заботиться и беречь свои органы (глаза, уши, руки, ноги и т.п.)
|
|
| 13. Чтобы быть здоровым
| Формировать у детей навыки личной гигиены (ухаживать за ногтями, волосами, зубами, кожей). Учить видеть красоту в чистоте и опрятности
|
|
| 14. Если ты заболел
| Объяснить детям, как важно следить за своим состоянием здоровья. Добиваться, чтобы дети в случае необходимости обращались к взрослым за помощью
|
|
| 15. Врачи — наши помощники
| Расширять представления детей о профессии врача, учить осознанию воспринимать врачебные предписания и строго их выполнять
|
|
| 16. О роли лекарств и витаминов
| Познакомить детей в доступной форме с лечебными средствами. Дать им сведения о нетрадиционных методах лечения. Довести до сознания необходимость лечения
| 5
| Эмоциональное
благополучие ребенка
| 17. Ребята, давайте жить дружно
| Учить детей дружить. Показать им на примере литературных произведений, как нужно выбирать себе друзей. Подчеркнуть значимость дружбы в жизни
|
|
| 18. Всегда ли добрым быть приятно
| Уточнить знания детей о доброте. Обратить их внимание на негативное явление в нашей жизни — попрошайничество. Убедить в необходимости осознанного проявления отзывчивости
|
|
| 19. Я не трус, но я
боюсь
| Обратить внимание детей на причины возникновения страхов (сказка «Пых»), их отрицательное влияние на состояние человека. Разъяснить детям, как можно бороться со страхами, чтобы быть спокойными и уверенными
|
|
| 20. И хорошее настроение не покинет больше нас
| Дать детям понятие, что такое настроение. Учить детей определять свое настроение и регулировать его
| 6
| Ребенок на улице
| 21. Вот эта улица, вот этот дом
| Дать детям представление об улице. Познакомить их с различными видами домов (жилые дома, учреждения). Учить детей ориентироваться на своей улице, знать свой дом и при необходимости использовать свои знания
|
|
| 22. Мчатся по улице автомобили
| Познакомить детей с различными видами автомобилей (легковые, грузовые), их назначением. Дать элементарные представления о том, чем опасен автомобиль для человека
|
|
| 23. Помнить обязан любой пешеход
| Познакомить детей с понятием «пешеход». Объяснить правила для пешехода, которые необходимо выполнять для безопасности жизни
|
|
| 24. Проезжая часть
| Познакомить детей с проезжей частью и тротуаром, их назначением. Довести до сведения детей, чем опасна проезжая часть для людей
|
|
| 25. Проходите, путь открыт
| Дать детям сведения о работе светофора. Убедить их в необходимости следовать сигналам светофора и выполнять правила пешехода
|
|
| 26. Если ты — пассажир
| Рассказать детям о назначении автобусной остановки, ее расположении. Довести до их сведения правила безопасного поведения в автобусе
|
|
| 27. Где должны играть дети
| В доступной форме объяснить детям, где им следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь. Добиться осознанности понимания опасности игр на проезжей части
| Перспективное планирование, занятия ОБЖ для детей старшего
дошкольного возраста
№
| Раздел
| Тематика занятий
| Основные задачи
| 1
| Ребенок и
другие люди
| 1. Опасные люди и кто защищает нас от них
| Довести до сведения детей, кого мы называем опасными людьми: (психически больных, наркоманов, воров, насильников, убийц, похитителей, террористов). Объяснить, какую угрозу они представляют при встрече. Рассказать о работе сотрудников милиции
|
|
| 2. Контакты с незнакомыми людьми и правила поведения с ними
| Обратить внимание детей на неприятности, которые случаются при контакте с незнакомыми людьми. Способствовать осознанному восприятию правил поведения в таких ситуациях
|
|
| 3. Чем опасны малознакомые ребята
| Объяснить детям, какие неприятности случается при контакте с малознакомыми ребятами. Убедить в необходимости быть разборчивыми в выборе друзей
|
|
| 4. Если тебе угрожает опасность
| Вырабатывать у детей навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях при контакте с опасными людьми на улице, дома
| 2
| Ребенок и природа
| 5. Сигналы опасности природы
| Приучать детей к осторожному обращению с объектами природы. Познакомить их с сигналами опасности у животных, растений (цвет, шипы, колючки, звуки, рога и другие атрибуты). Убедить в необходимости соблюдения мер предосторожности
|
|
| 6. Когда съедобное ядовитое
| Обратить внимание детей на отравления, их причины и последствия. Дать сведения о непригодности пищевых продуктов к употреблению. Рассказать об оказании первой помощи
|
|
| 7. Контакты с животными могут быть опасными
| Познакомить детей, чем опасны контакты с большими животными. Объяснить им, как определить больных животных по внешнему виду. Дополнить знания детей о том, как животные лечатся сами
|
|
| 8. О пользе и вреде воды
| Углубить представления детей о пользе и вреде воды. Познакомить их с опасными ситуациями, возникающими около воды и на ней. Убедить в необходимости выполнения правил поведения на воде
| 3
| Ребенок дома
| 9. Наши помощники и враги дома
| Дать сведения детям, чем опасны некоторые приборы и бытовая техника дома. Добиваться, чтобы они четко соблюдали инструкции и запреты на пользование ими
|
|
| 10. Пожарная безопасность
| Расширить сведения детей о предметах опасных в противопожарном отношении. Познакомить их с правилами поведения при угрозе или возникновении пожара. Рассказать о работе пожарной службы
|
|
| 11. Экстремальные ситуации в быту. Правила поведения
| Довести до сведения детей, чем опасны для жизни утечка газа и прорыв воды в квартире. Научить их правильным действиям в таких ситуациях. Познакомить с работой службы 04
| 4
| Здоровье ребенка
| 12. Ценности здорового образа жизни
| Познакомить детей с основными ценностями здорового образа жизни. Способствовать осознанному приобщению к ним
|
|
| 13. Поговорим о болезни
| Расширить и углубить знания детей о болезнях (инфекционных и простудных заболеваниях), их вреде. Убедить в необходимости профилактики заболеваний
|
|
| 14. Изучаем свой организм
| Продолжать изучать с детьми Устроение организма. Знакомить их с функциями отдельных органов. Учить беречь свой организм и заботиться о нем
|
|
| 15. Прислушиваемся к своему организму
| Учить детей внимательно относиться к своему организму, прислушиваться к нему и распознавать симптомы заболевания. Добиваться, чтобы дети о своих подозрениях своевременно сообщали взрослым
|
|
| 16. Правила первой помощи. Уход за больными
| Дать детям сведения о службе «Скорой помощи». Познакомить их с правилами первой помощи в некоторых случаях. Научить детей первоначальным навыкам ухода за больным
| 5
| Эмоциональное благополучие ребенка
| 17. Конфликты и ссоры
| Познакомить детей с понятиями «конфликт», «ссора», с причинами их возникновения и негативными последствиями для человека. Учить детей избегать ссор, находить примирение и согласие
|
|
| 18. Добро и зло
| Учить детей различать добро и зло. Побуждать их совершать добрые поступки, влияющие положительно на окружающих
|
|
| 19. Страхи
| Выяснить с детьми ситуации, вызывающие у них страх. Обратить внимание, как страх отрицательно влияет на человека, на его поведение. Убедить их в необходимости бороться со страхами и учить побеждать
|
|
| 20. Помоги себе сам
| Продемонстрировать детям, как может меняться у человека настроение. Рассказать, как оно отражается на состоянии здоровья. Познакомить детей с приемами АТ
| 6
| Ребенок на улицах городах
| 21. Город и улицы
| Расширить представления детей о городе, строении и разметке улиц. Закрепить имеющиеся знания о правилах передвижения по улицам. Познакомить с «островом безопасности»
|
|
| 22. Виды транспорта и спецмашины
| Дать детям представление о появлении первых машин. Рассказать о видах транспорта (водный, воздушный, наземный, подземный) и преимуществах при движении спецмашин. Довести до сведения детей понятие «тормозной путь автомобиля» и способствовать осознанию его при перебежке перед едущим транспортом
|
|
| 23. Перекресток и движение
| Дать детям представление о перспективе. Убедить их в необходимости соблюдать указания светофора. Познакомить с милиционером-регулировщиком и ролью его на улице
|
|
| 24. Дорожные знаки
| Продолжать знакомить детей с дорожными знаками (запрещающие, предупреждающие и т.п.), их назначением. Расширять представление о том, к чему приводит незнание или несоответствие действий дорожным знакам
|
|
| 25. Сигнализация
машин
| Дать знания детям о световых и звуковых сигналах машин, их назначении. Убедить в необходимости реагирования на них. Рассказать о роли знака «Подача звукового сигнала запрещена»
|
|
| 26. Правила поведения в транспорте
| Учить детей правилам поведения в общественном и личном транспорте. Способствовать их осознанию
|
|
| 27. Сотрудники ГАИ
| Способствовать осознанному восприятию последствий дорожных происшествий. Рассказать детям о работе сотрудников ГАИ. Познакомить их с дорожным знаком «Пост ГАИ
| |
|
|