|
Особенности формирования эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
Нижневартовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I, II вида
Реферат на тему:
«Особенности формирования эмоциональной сферы у
детей дошкольного возраста с нарушениями слуха».
Воспитатель: Чёрная Ирина Юрьевна.
Нижневартовск-2013 г.
Оглавление
I. Введение…………………………………………………………………………..3
II. Основная часть. 1.Теоретические основы исследования. Особенности развития личности и эмоциональной сферы детей с нарушением слуха………………………………
Результаты работы над проблемой………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Литература…………………………………………………….………..
«Эмоции не развиваются сами по себе,
основная задача заключается в том,
чтобы надлежащим образом их направить,
это большая по своему жизненному значению
проблема...» С. Л. Рубинштейн.
Введение.
На современном этапе развития педагогической науки большой интерес вызывает процесс развития эмоционального интеллекта дошкольников. Однако объективная реальность свидетельствует о том, что душевная, эмоциональная составляющая развития личности исключена из образовательного процесса. Чрезмерное внимание интеллектуальному развитию в ущерб эмоциональному и физическому способствует ухудшению не только обучения, но и состоянию здоровья современного дошкольника. На данный момент эмоциональная сфера ребенка недостаточно изучена и психологами, поскольку они начинают интересоваться ею лишь тогда, когда ребенок становится проблемным. Свидетельству этому - батареи диагностических методик, направленных на выявление тревожности или агрессии. Тестов, описывающих особенности восприятия себя и других, практически нет. Как известно, отличия неслышащих от слышащих дошкольников и в бедности любых эмоциональных проявлениях, сопровождающих нашу жизнь ежеминутно, таких как радость, страх, стыд и вина, грусть и печаль. Отставание и своеобразие развития речи детей с нарушениями слуха значительно затрудняют осознание эмоциональных состояний их дифференциацию и обобщение. Таким образом, выбранная мною тема является более актуальной для неслышащих дошкольников. Особо следует указать, что для детей с нарушением слуха эта проблема не рассматривается в специальной литературе.
Поэтому я решила на практике апробировать экспериментально комплекс педагогических условий для развития эмоциональной сферы неслышащих дошкольников. Определить условия влияющие на оптимизацию целенаправленного формирования у ребёнка правильного восприятия жизненных ситуаций, развивать практические умения для осознанного выбора и использования разнообразных эмоциональных проявлений в поведенческих реакциях в соответствии с конкретными условиями.
Я предположила, что если развивать эмоции с раннего возраста, это
1
положительно скажется на состоянии здоровья современного ребёнка, на его интеллектуальном и физическом развитии. Умение понимать и принимать свои эмоции, эмоции других людей, быть ответственным за выражение своих эмоций в обществе позволит ребёнку конструктивно разрешать любые проблемы.
Чтобы достигнуть поставленную цель мной были поставлены задачи:
Изучить литературу по проблеме, которая поможет определить особенности эмоционального развития неслышащих дошкольников, и как эта проблема разработана в сурдопедагогике и сурдопсихологии.
Определить положительные факторы, влияющие на развитие эмоциональной сферы неслышащих детей дошкольного возраста.
Разработать и апробировать методику работы с неслышащими детьми дошкольного возраста по эмоциональному развитию.
II. Теоретические основы исследования. Особенности развития личности и эмоциональной сферы детей с нарушением слуха.
Развитие личности является одной из наиболее важных проблем в теории воспитания и обучения. Под личностью в общей психологии подразумевается интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающие его поведению необходимую последовательность и устойчивость.
Личность формируется в процессе многообразных взаимодействий с окружающей средой. Однако человек как личность формируется не путем простого усвоения общественных отношений и общественного опыта, а в результате сложного взаимодействия социальных условий и психофизических задатков развития. Развитие личности ребенка с нарушениями слуха происходит по тем же законам, что и развитие нормально развивающихся детей. Вместе с тем в силу нарушения слуховой функции оно проходит в своеобразных условиях.
В общей совокупности многообразных черт личности существенное место принадлежит эмоциям, которые оказывают влияние на любое проявление человеческой активности. Какие бы факторы ни определяли жизнь и деятельность человека, психологически действенными они становятся только тогда, когда проникают в сферу эмоциональных отношений.
2
В психологии не существует единого представления об эмоциях. Многообразие классических и современных теорий и концепций обусловлено как неугасающим интересом к этой проблеме, так и сложностью и многогранностью явления.
Под термином «эмоции» в психологии часто понимают особые внутренние психические состояния, тесно связанные с мотивационно - потребностной сферой личности и проявляющееся в субъективных переживаниях и экспрессивно-коммуникативном поведении. Эмоции отражают в форме непосредственных переживаний смысл явлений и ситуаций, и проявляются как удовольствия, гнев, страх и т.п. Эмоциями в большой степени определяется отношение человека к другим людям, событиям, а также оценка и регуляция собственных действий.
При попытке классифицировать широчайший спектр эмоциональных явлений вырисовывается сложная картина. Эмоции принято делить на группы с учетом их модальности, знака, интенсивности, продолжительности, осознанности, условий возникновения, выполняемых функций, особенностей выражения и других параметров.
Сформировавшийся в отечественной психологии взгляд на проблему эмоций в самом общем виде сводится к разделению их аффекты (бурные, кратковременные, ситуативные эмоциональные переживания, сопровождающиеся вегетативными сдвигами), эмоции (более устойчивые, менее выраженные) и чувства (стабильные, устойчивые, эмоциональные отношения, имеющие четко выраженный предметный характер).
Начало теоретической разработки и изучения эмоциональной сферы личности детей с нарушением слуха в отечественной психологии связано с такими авторами, как Н. Г. Морозова, В. Ф. Матвеев, В. Педшак, М. М. Нудельман и другие.
В ряде исследований отечественных и зарубежных авторов рассматривались проблемы своеобразия эмоционального развития глухих детей, обусловленного неполноценностью эмоционального и речевого общения с окружающими людьми с первых дней их жизни, что вызывает трудности социализации детей, их приспособления к обществу, невротические реакции (Е. Ливайн, К. Мидоу, Н. Г. Морозова и др.). Изучение развития эмоций детей с нарушениями слуха становится особенно актуальным в настоящее время в связи с тем, что достигнуты успехи в разработке общей теории эмоций, в определении характера и причин возможных нарушений в эмоциональном развитии детей ( Г. М. Бреслав, В. К. Вилюнас, А. В.
3
Запорожец. Я. С. Неверович, В. В. Лебединский).
В эмоциях и чувствах отражается непосредственное переживание человеком жизненного смысла предметов и явлений действительности. Для маленького ребёнка характерно находиться в «плену эмоций», потому, что он не может управлять ими.
Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника – это появление способности управлять чувствами, то есть произвольность поведения.
Проблема изучения эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушением слуха в специальной литературе почти не отражена. Педагоги коррекционных учреждений не имеют возможности изучить особенности развития эмоций самостоятельно, поэтому испытывают большие трудности в коррекции нервно – психической деятельности детей, отражающегося на всех сторонах психики и организма человека.
Особенности развития личности и эмоциональной сферы детей с нарушением слуха.
Социальная ситуация, в которой оказывается ребёнок с нарушением слуха, имеет важное значение в возникновении у него особенностей в развитии эмоций, становление определенных чёрт личности. Личность ребёнка формируется в ходе усвоения социального опыта, в процессе общения со взрослыми и сверстниками.
В настоящее время проблема личности глухих остается ещё мало исследованной. Р.М. Боскис, Т.А. Власова, Л.В. Занков, М.И. Соловьев, Ж.И. Шиф и др. установили, что у глухих детей в результате первичного дефекта наступает целый ряд вторичных отклонений, оказывающих существенное влияние на развитие личности (М.М. Нудельман, Ж.И. Шиф). Специально изучали вопросы формирования интересов у глухих детей, (Н.Г. Морозова и др.), понимания глухими детьми своего дефекта и его значения в последующих жизнедеятельности.
Вместе с тем, совсем мало психологических исследований, в которых рассматривается проблема эмоций (чувств) у глухих детей.
Ряд зарубежных авторов (Х.Майклбаст, Дж. Райнер, Н. Снайдерс-Оомен, Е. Хайдер, и Г.Хайдер и др.) обращают внимание на трудности выражения своих чувств желаний глухим и детьми с помощью словесной речи при общении с окружающими. Это ведёт к замыканию детей в самих себе и к нарушению социальных контактов с окружающими. Такая жизненная позиция глухого становится причиной возникновения
4
у него повышенной раздражительности или инертности, а иногда порождает неврозы и психозы (Х. Майкбласт и др.). Однако в этих исследованиях рассматривается только один вопрос – понимание эмоций глухих детей окружающими и влияние их отношения на жизненную позицию глухого – и совсем не изучается формирование и развитие эмоций в детском возрасте.
В развитии чувств ребёнка большое значение имеет восприятие тех выразительных движений, которыми сопровождаются чувства у других людей (определённая мимика, пантомимика, интонация устной реч). Л.С. Выготский подчеркивал значимость эмоциональных воздействий взрослого, его отношения к поступкам ребёнка.
Основные направления в развитии эмоциональной сферы у ребёнка с нарушенным слухом те же, что и у нормального слышащего: и тот и другой рождаются с готовым механизмом оценки значимости внешних воздействий, явлений и ситуаций с точки зрения их отношения к жизнедеятельности – с эмоциональным тоном ощущений.
Как говорилось выше, уже на первом году жизни начинают формироваться собственно эмоции, которые носят ситуативный характер, т.е. выражают оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям. Эмоциональный опыт формируется и обогащается в процессе общения в результате сопереживаний другим людям, при восприятии произведений искусства. Но уже на первом году жизни ощущаются различия между слышащими детьми и детьми с нарушениями слуха в развитии собственно эмоций, которые в дальнейшем часто увеличиваются.
В эксперементально - психологических исследованиях В. Петшака [13] прослежены зависимости между характером общения глухих детей с взрослыми и эмоциональными проявлениями детей. Значительное влияние на формирование эмоционально-волевой сферы, развитие личности глухих детей, становление межличностных отношений на начальных этапах оказывают условия семейного воспитания. Важным фактором, влияющим на развитие личности, является наличие или отсутствие нарушения слуха у родителей. Установлено, что относительная бедность эмоциональных проявлений у глухих дошкольников лишь косвенно обусловлена их дефектом и непосредственно зависит от характера эмоционально-действенного и речевого общения со взрослыми. Так, глухие дошкольники, имеющие глухих родителей, не отличаются от слышащих сверстников по эмоциональным
5
проявлениям, по числу интеллектуальных эмоций, тогда как в поведении глухих детей, имеющих слышащих родителей наблюдается бедность эмоциональных проявлений – меньше их количество и разнообразие (В. Петшак).
Глухие дети глухих родителей более общительны со сверстниками, более любознательны, у них наблюдается стремление доминировать в группе сверстников, быть лидерами. Глухие дети слышащих родителей более стеснительны, менее общительны, стремятся к уединению. Результаты исследований позволили сделать вывод, что обедненность эмоциональных проявлений у глухих дошкольников в значительной мере обусловлено недостатками воспитания, неумением взрослых слышащих людей вызывать маленьких детей на эмоциональное общение. В отличие от слышащих, глухие матери, как правило, обеспечивают необходимое эмоциональное общение со своим ребёнком, поэтому глухие дети глухих родителей, воспитывающиеся дома, по количеству эмоциональных проявлений приближались к слышащим детям, хотя статистические различия между ними всё ещё сохранялись. Глухие дети глухих родителей, воспитывающиеся дома, обнаруживали существенно большее число положительных эмоциональных проявлений, чем глухие дети слышащих родителей, находящиеся дома или в специальном саду интернатного типа. На эмоциональном развитии детей и их взаимоотношениях с родителями и другими членами семьи также отрицательно сказывается оторванность от семьи (пребывание в детских учреждениях интернатного типа). Эти особенности социальной ситуации развития детей с нарушением слуха обуславливают трудности в осознании эмоциональных состояний, в их дифференциации и общении. Отставание и своеобразие в развитии речи сказываются на овладении словами и словосочетаниями, обозначающими те или иные эмоциональные состояния. Вместе с тем при благополучном социально-эмоциональном общении с ближайшими родственниками у глухих детей очень рано формируется повышенное внимание к выражению лиц общающихся с ними людей, к их движениям и жестам, к пантомимике. Постепенно они овладевают естественным мимико-жестовыми структурами для общения с другими людьми и жестовой речью, принятой в общении между глухими, поэтому недостаток в понимании речевой интонации и в развитии словесной речи восполняется повышенным внимание к мимике и жестам окружающих, обозначением эмоциональных состояний средствами жестовой речи. 6
Глава 2. Опытно - эксперементальная работа по формированию развития эмоциональной сферы у детей с нарушениями слуха.
Исследование проводилось с 2007-2009 год. 2.1 Организация исследования.
Прежде чем переходить непосредственно к описанию проделанного мною констатирующего эксперимента я считаю необходимым предоставить данные об особенностях детей, участвующих в эксперименте. Описать методы научного исследования, используемые в эксперименте.
Характеристика детей, участвующих в эксперименте.
В нашем исследовании принимало участие 5 человек – воспитанников НС(к)ОШ 1,2 вида. Большинство детей имеют 3-4 группу глухоты. Все дети глухие с рождения.
Необходимо сказать, что значимым в обучении детей дошкольного возраста является способность ребёнка к подражанию. Эта способность описана физиологами Сеченовым И.М., Павловым И.П., психологами Выготским Л.С., Леонтьевым А.Н., сурдопедагогами Корсунской Б.Д., Рау Е.Ф., считается одним из условий развития ребёнка.
Нами было выявлено, что все дети, участвовавшие в эксперименте умеют подражать, но внимание их неустойчивое, дети легко и часто отвлекаются, что характерно для детей с нарушениями слуха дошкольного возраста. Трудности в выражения своих чувств и желаний. И с помощью словесной речи, и при невербальном общении с окружающими. Дети замкнуты, инертны, с повышенной раздражительностью.
Первый этап исследования.
Прежде чем начать работу по развитию эмоциональной сферы детей, была проведена поведенческая диагностика по Л.А.Тайллеру (Приложение №1). По моему мнению, это наиболее приемлемый вид работы с неслышащими детьми, так как она идёт на невербальном уровне, тоесть с помощью жестов, мимики, пантомимики. Все остальные диагностики проходят на вербальном уровне, тоесть ребёнок понимает и объясняет в речи. Поэтому они не подходят в работе с детьми с нарушениями слуха.
На основе анализа поведенческой характеристики по Л.А. Тайллеру, сделала выводы, что наряду с основными характеристиками проявление эмоциональных состояний, особо следует уделить внимание таким эмоциям, как радость, грусть и печаль, страх, стыд и вина, так как эти эмоции являются фундаментом становления психосоматического здоровья детей. А также откладывает свои отпечатки на развитие интеллекта дошкольника. 2.2 Методика исследования.
В первой главе мною были определены задачи данного исследования, для решения которых были использованы методики исследования знаний, диагностика и коррекция слабослышащих школьников Т.М. Грабенко, И.А. Михаленкова, которые были сокращены и адаптированные для данной категории детей:
игровые подготовительные задания;
«семейный альбом» и «экран настроения»;
беседа.
Игровые подготовительные задания (перечень игр представлен в приложении).
Назначение: подготовка дошкольников к диагностическому исследованию посредством знакомства со схематическими рисунками – пиктограммами.
Обработка результатов: поскольку игра служит подготовкой к диагностическому исследованию, то результаты игрового процесса с детьми не обсуждаются и в протоколы не вносятся.
«Семейный альбом» и «экран настроения»
В домашних условиях « семейный альбом» формируют родители совместно с детьми по предварительной просьбе педагога, в которой он обращает внимание на то, что фотографии должны запечатлеть различные эмоциональные состояния.
А в групповой комнате, по той же методике ведётся «экран настроения», где дети отмечают своё эмоциональное состояние и других детей на определяющий педагогом момент.
Назначение: выявление способности к идентификации и дифферентации умений по различению, осмыслению, вербализации и закреплению знаний о уже знакомых своих эмоциях и близких людей в различных жизненных ситуациях.
Обработка результатов: педагог при беседе с ребёнком оценивает уровень способности ребёнка к их дифференциации.
Беседа.
Беседа – традиционный метод психологического и педагогического обследования.
Назначение: выявление уровня знаний о четырёх основных эмоциях.
Обработка результатов: оценивается адекватная идентификация предъявленной эмоции и уровень знаний (количество названных) эмоций. Мониторинг.
В дальнейшем, я считаю необходимым дать описание мониторинга эмоционального развития, качественно характеризующего культуру эмоциональных проявлений и способности к саморегуляции эмоциональных процессов, который проводился по следующим параметрам:
Значение основных эмоций.
Знание основных эмоций, включающих в себя осведомлённость дошкольника об основных эмоциях (радость, печаль и грусть, страх, стыд и вина), особенностях их проявлений и способности к индентификации и дифференциации, как собственных эмоций, так и эмоций близких, малознакомых и незнакомых людей.
Культура эмоциональных проявлений.
Культура эмоциональных проявлений отражает уровень сформированности навыков эмоционального выражения в соответствии с нормами поведения, в общении со сверстниками в семье, незнакомыми и малознакомыми лицами.
Способность к самореализации эмоциональных проявлений.
Мной оценивался уровень сформированности навыка сдерживания неадекватных способов эмоциональных проявлений и умение замещать деструктивные формы проявления эмоций конструктивными по трём уровням эмоционального развития неслышащих дошкольников: достаточный, средний и низкий.
При этом, под «достаточным» уровнем эмоционального развития понимается: достаточный уровень знаний об основных эмоциях (от 3-4 дифференцированных эмоций), незначительные ошибки при вербализации эмоций, достаточный уровень сформированности навыков культуры эмоционального реагирования.
Под «средним» уровнем эмоционального развития понимается: средний уровень знаний об основных эмоциях (о 2-3), значительные ошибки при вербализации эмоций, недостаточный уровень сформированности навыков культуры эмоционального реагирования.
Под «низким» уровнем эмоционального развития понимается отсутствие знаний об основных эмоциях или отрывочные сведения, низкий уровень культуры эмоционального реагирования (0-2).
Второй этап исследования.
Обследование проводилось в начале третьего года обучения детей. Используя данные поведенчиской диагностики Л. А. Таллера, я познакомила детей с такими эмоциональными состояниями как радость, грусть и печаль, используя игровые упражнения, игры, пиктограммы, игровые задания, беседы (методики описаны выше). Определялись с помощью картинок, фотографий различных эмоциональных состояний, как самих детей, так и изображенных на картинках (Приложение №2). С помощью табличек, дети различали и описывали эмоции, обыгрывали в инсценировках. Обработав полученную информацию, я занесла данные в таблицу № 1. Таблица № 1 (3-й год обучения,
начало учебного года)
Фамилия имя ребёнка
| Названные эмоции
| Идентификация эмоций
| Оценка результатов
в баллах
|
При помощи картинок и табличек
| Умение оценивать своё эмоциональное состояние и сравнивать с другими людьми и с самим собой по фотографиям и картинкам
|
радость
| печаль и грусть
|
радость
| печаль и грусть
| 1Саша Г.
| __ -
| -
| -
| -
| 0
| 2.Анар И.
| -
| -
| -
| -
| 0
| 3.Илья К.
| -
| +
| -
| -
| 1
| 4.Миша П.
| +
| -
| -
| -
| 1
| 5. Лера У.
| -
| -
| -
| -
| 0
|
Условные обозначения:
Достаточный уровень - 4 балла.
Средний уровень - 3 балла.
Низкий уровень – 1-2 балла
На основании анализа поведенческих проявлений (таблица №4) я определила ряд объективных причин, влияющих на эмоциональное состояние детей группы. Как показали результаты (таблица №1), и как описано в специальной литературе, эмоциональное и чувственное развитие не сформировано. Поэтому, я считаю необходимым развивать их разработанными для данной категории детей упражнениями.
Таблица № 2 (3-й год обучения,
конец учебного года)
Фамилия имя ребёнка
| Названные эмоции
| Идентификация эмоций
| Оценка результатов
в баллах
|
При помощи картинок и табличек
| Умение оценивать своё эмоциональное состояние и сравнивать с другими людьми и с самим собой по фотографиям и картинкам
|
радость
| печаль и грусть
|
радость
| печаль и грусть
| 1Саша Г.
| +
| -
| +
| -
| 2
| 2.Анар И.
| +
| +
| +
| -
| 3
| 3.Илья К.
| +
| +
| +
| +
| 4
| 4.Миша П.
| +
| +
| +
| +
| 4
| 5.Ле 5. Лера У.
| +
| -
| +
| -
| 2
|
Условные обозначения:
Достаточный уровень - 4 балла.
Средний уровень - 3 балла.
Низкий уровень – 1-2 балла.
Таким образом, можно сделать вывод, что в результате проведенного обследования двое детей (Илья К., Миша П.) показали достаточный уровень данных эмоциональных проявлений, Анар И. находится на среднем уровне, а остальные двое детей (Саша Г., Лера У.) - на низком. Это обусловлено тем, что дети мало посещали детский сад. Что доказывает моё предположение, что у детей с нарушениями слуха эмоции необходимо развивать специальными игровыми упражнениям. Обработав полученные данные и получив результат- 50% нормального эмоционального развития, я считаю необходимым познакомить детей на четвёртом году обучения с новым понятием эмоции - «страх».
Таблица № 3 ( 4-й год обучения, конец учебного года)
Фамилия имя ребёнка
| Названные эмоции
| Идентификация эмоций
| Оценка результатов
в баллах
|
При помощи картинок и табличек
| Умение оценивать своё эмоциональное состояние и сравнивать с другими людьми и с самим собой по фотографиям и картинкам
|
радость
| печаль и грусть
|
страх
|
радость
| печаль и грусть
|
страх
| 1Саша Г.
| +
| +
| -
| +
| +
| -
| 4
| 2.Анар И.
| +
| +
| -
| +
| +
| -
| 4
| 3.Илья К.
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 6
| 4.Миша П.
| +
| +
| +
| +
| +
| -
| 5
| 5.Ле 5. Лера У.
| +
| +
| -
| +
| +
| -
| 4
|
Условные обозначения:
Достаточный уровень - 5-6 баллов.
Средний уровень - 3-4 балла.
Низкий уровень – 1-2 балла.
Аналогично проводимые методики по развитию эмоциональной сферы детей выявили такие результаты: на достаточном уровне - двое детей (Илья К., Миша П.) ; на среднем – трое (Лера У, Саша Г.. Анар И.); и нет детей на низком уровне эмоционального развития. Следует отметить, что, те эмоции, с которыми дети знакомились с третьего года обучения у всех детей стали на достаточном уровне, а нововведенная эмоция (страх) на достаточном уровне сформирована только у одного ребенка (Ильи К.) с высоким уровнем интеллектуального развития.
Пятый год обучения и заключительный этап моего эксперимента явился обобщающим этапом сформированности эмоций, несмотря на то, что добавились новые эмоции – «стыд и вина». Таблица № 4 ( 5-й год обучения,
конец учебного года)
Фамилия имя ребёнка
| Названные эмоции
| Идентификация эмоций
| Оценка результатов
в баллах
|
При помощи картинок и табличек
| Умение оценивать своё эмоциональное состояние и сравнивать с другими людьми и с самим собой по фотографиям и картинкам
|
радость
| печаль и грусть
| страх
| стыд и вина
|
радость
| печаль и грусть
|
страх
| стыд и вина
|
| 1Саша Г.
| +
| -
| +
| -
| +
| +
| +
| -
| 5
| 2.Анар И.
| +
| +
| +
| -
| +
| +
| +
| +
| 7
| 3.Илья К.
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 8
| 4.Миша П.
| +
| +
| +
| -
| +
| +
| +
| +
| 7
| 5.Ле 5. Лера У.
| +
| -
| +
| -
| +
| -
| +
| -
| 4
|
Условные обозначения:
Достаточный уровень - 7-8 баллов.
Средний уровень - 4-6 баллов.
Низкий уровень – 1-3 балла.
Результаты (Таблицы №4) показали, что все эмоции, изучаемые на третьем, четвёртом, пятом годах обучения у всех детей на достаточном уровне, а введение новых эмоций - «стыд и вина», так же, как и раннее сформировались на достаточном уровне у одного ребенка (Ильи К.). Это связано с высоким уровнем интеллектуального развития ребенка и значительным улучшением слуховой функции за счет проведения операции по Кохлеарной имплантации.
2.3. Результаты работы над проблемой.
2007-2008г.г. 2007-2008г.г. 2008-2009г.г. 2009-2010г.г.
Суммируя результаты контрольных срезов по трем годам обучения, анализируя их в соответствии с критериями по одной и той же методике (таблицы даны в приложении № 4,5,6) можно сделать выводы: самый большой показатель таких эмоций как «страх и радость» – 100%, так как над развитием этих эмоций я работала три года. А такие эмоции, как «печаль и грусть» на среднем уровне развиты у тех детей, которые по своему типу темперамента являются меланхоликами или флегматиками. Что касается эмоций «стыд и вина» - 20%, но работа по развитию этих эмоций ещё продолжается. Так как в данный момент – «критический возраст» - 7 лет, а, как известно, в этот период у них обострено чувство собственного достоинства. Ребёнок позиционирует себя перед сверстниками и взрослыми и доказывает свою правоту во всём. Даже если дети чувствуют стыд и вину, они никогда этого не показывают.
Все эмоциональные проявления у неслышащих детей сформированы на достаточном уровне, только благодаря специальным занятиям – это объясняется тем, что дети, мало посещающие детский сад имеют средний уровень. Таким образом, я подтверждаю свою гипотезу, что если развивать эмоции специально разработанными для данной категории детей методиками, можно добиться положительных результатов и избежать дальнейших проблем в их поведении и на интеллектуальном и физическом развитии. Заключение.
Таким образом, целью моей работы было: апробировать экспериментально комплекс педагогических условий для развития эмоциональной сферы неслышащих дошкольников. В ходе работы я изучила теоретические вопросы развития эмоциональной сферы; выявила особенности формирования эмоций; определила положительные факторы, влияющие на эмоциональное развитие; разработала и апробировала методики работы с неслышащими дошкольниками.
Мной было определено, что эмоциональное развитие неслышащих дошкольников будет более эффективно, если оно выступит в педогогическом процессе в качестве специального объекта формирования.
Выдвигая свою гипотезу, я предполагала, что в результате моей работы по формированию эмоциональной сферы дети постепенно научатся определять эмоциональное состояние своё и окружающих; будут стараться управлять своими эмоциями, станут более внимательными друг к другу. Проделанная работа подтвердила данную гипотезу, что позволило сделать следующие выводы:
В процессе исследования была изучена психолого – педагогическая литература, которая позволила определить особенности эмоционального развития неслышащих дошкольников.
Выявлены положительные факторы, влияющие на эмоциональное развитие детей.
Разработаны и апробированы методики работы с неслышащими детьми дошкольного возраста по формированию эмоционального развития.
В процессе моей работы с детьми по формированию эмоционального развития, дети постепенно научились:
замечать эмоциональное состояние других людей (сначала по лицу взрослого, сверстника, а затем по лицам изображенным на картинках и фотографиях);
декодировать (расшифровывать) их выразительные проявления;
анализировать эмоции и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются;
воспроизводить эмоции, уметь анализировать собственные эмоции;
управлять своим эмоциональным состоянием.
В своей работе я использовала разнообразные игры и игровые упражнения на развитие эмоциональной сферы с неслышищими детьми. Подходила к их применению избирательно, учитывая индивидуальные возможности ребёнка. Я считаю, что, усваивая с помощью взрослых, предлагаемые в играх эмоциональные реакции ребёнок научится правильно применять их в определённых ситуациях. Тем самым, он станет менее зависимым от случайных впечатлений, поведение его будет более устойчивым. И, со временем изменятся в лучшую сторону отношения с окружающими, расширятся контакты ребенка с внешним миром.
В результате работы, я отметила, (об этом подвердила поведенческая характеристика по Л.А. Таллеру), что отношения детей в группе стали доброжелательнее, у них появилась потребность в анализе своих действий, появилась культура поведения.
Предложенная мною система работы подтверждает важность и целесообразность проведения такого рода мероприятий с детьми, способствующих формированию эмоционально сферы у неслышащих детей дошкольного возраста.
В дальнешем я планирую, до поступления детей в школу, продолжать работу по формирования эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха, так как я убедилась в эффективности данной работы.
Подводя итоги опыта работы по развитию эммоциональной сферы детей и навыков общения, я хочу подчеркнуть актуальность данной темы: в современном мире нам помогут выжить любовь, доброта, терпение. И, воспитывать эти качества у детей необходимо именно в дошкольные годы.
Данную работу можно рекомендовать как воспитателям дошкольных групп, так и групп продлённого дня. Список литературы.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
Психология эмоций. Тексты. /Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер.- М., 1993.
Рубенштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1989.
Чистякова М. И. Психогимнастика. – М., 1990.
Эмоциональное развитие дошкольника. / Под ред. А.Д. Кошелевой. – М., 1985.
Т.М. Грабенко, И.А. Михаленкова Эмоциональное развитие слабослышащих школьников. М., 2008.
Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни – М., 1999.
Анохин П.К. Эмоции. М., 1964.
Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Песочная терапия. Спб., 1998.
Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально – нравственного развития Спб., 2002.
Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978.
Петшак В. Эмоциональное развитие глухих детей. М. 1996.
Ямбург Е.А. Школа для всех М., 1996.
Ушинский К.Д. Человек, как предмет воспитания. |
|
|