|
Гбоу сош №420, физика Педагогическая технология развития критического мышления школьников З.И. Федотова
г. Санкт-Петербург, Колпино
ГБОУ СОШ №420, физика
Педагогическая технология развития критического мышления школьников.
Технология развития критического мышления детей посредством чтения и письма, стали известны в России в 1997 году.
Смысл технологии:
Целостная система, формирующая навыки работы с информацией;
Совокупность приёмов, предоставляющих учащемуся условия для осмысления материала, помогающие ему обобщить знания.
Цель технологии: Структура технологии:
Построение урока по алгоритму: вызов, осмысление и рефлексия.
Таблица 1.
-
Технологические этапы
| I стадия
| II стадия
| III стадия
| Вызов:
Актуализация знаний;
Пробуждение интереса к получению новой информации;
Постановка собственных целей обучения.
| Осмысление содержания:
Получение новой информации;
Корректировка учеником поставленных целей обучения.
| Рефлексия:
Размышление, рождение нового знания;
Постановка новых целей обучения уч-ся.
| Особенность технологии: Работая в режиме технологии критического мышления, учитель уже перестает быть главным источником информации, используя приемы технологии, превращая обучение в продвижению к знанию, в совместный и интересный поиск.
Пример урока.
«Атмосферное давление» 7 класс.
Приемы: чтение с остановками;
обращение к личностному опыту;
работа с таблицей «3-х-у».
Задачи: Ход урока:
Вызов. Загадки, афоризмы и обращение к уч-ся (их знания и других уроков) на аналогичные темы.
-
Есть невидимка: без цвета и звука, без вкуса и запаха; с ним человеку и под водой не страшно;
Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Он невидимый, и всё же без него мы жить не можем.
| Великий Аристотель сказал:
«Воздух – великое ничто.»
Согласны ли вы с этим утверждением?
|
Самостоятельно заполнить таблицу в столбце «Знаю».
-
Сформулировать вопросы по теме и записать в столбик «Хочу знать».
Смысловая стадия. Переход к главному источнику информации (текст подбирает учитель, лучше разбить его на три смысловые части). Затем заполняем графу «Узнал».
Атмосферное давление.
Высказывание Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.) «Воздух – великое ничто» просуществовала в науке 19 столетий и было опровергнуто опытами Галилео Галилея (1564 – 1642), который сумел взвесит воздух и определил, что его масса в 1 м3 равна 1,3 кг, а вес этого воздуха:
Р = m*g = 1,3 кг*9,8 н/с2 = 13Н
Слово «атмосфера» образовано из 2-х слов – «атмос» и «сфера» Михаилом Васильевичем Ломоносовым (1711-1765).
Почему существует воздушная оболочка Земли?
Молекулы газов, входящих в состав атмосферы, притягиваются к земле.
Почему они не упадут на Землю?
Молекулы находятся в непрерывном и беспорядочном движении.
Почему молекулы не улетают в мировое пространство?
Как и космический корабль, должна иметь скорость (не меньше 11, 2 км/с) – II космическая скорость
Беспорядочное движение молекул и действие на них силы тяжести приводят к тому, что молекулы газов «парят» около Земли.
Атмосфера простирается на высоту несколько тысяч километров (наблюдения ИСЗ).
Земная поверхность и тела испытывают давление всей воздуха – атмосферное давление.
Первая остановка:
Вопросы:
Почему молекулы газов не улетают в космос?
Почему молекулы газов не падают на Землю?
Предполагают, что Луна когда-то имела атмосферу, но постепенно потеряла её. Чем это можно объяснить?
Чтобы вдохнуть воздух, человек при помощи мышц расширяет грудную клетку. Почему воздух входит в легкие? Как происходит выдох?Затем прочитаем текст с описанием исторического опыта Отто фон Герике с «Магдебургскими полушариями».
Эти полушария имеются у каждого человека – головки бедренных костей удерживаются в тазовом суставе атмосферным давлением.
Вторая остановка:
Вопросы и демонстрации:
Какая сила сжимает полушария?
Повторение опыта Отто фон Герике с использованием модели.
Опыт с яйцом, втягивающимся в сосуд.
Опыт со стаканом воды и листом бумаги. Учащиеся сами проводят опыт и объясняют результат.
Далее читаем текст по учебнику А. В. Перышкина – 7 класс (§42 стр.101) – как можно измерить атмосферное давление?
Третья остановка:
Возможны вопросы:
Зачем в опыте Торричелли трубка запаяна с одного конца?
Изменится ли результат, если трубку наклонить?
Можно ли взять трубку для опыта длиной менее или более 1 метра?
Обязательно ли сечение трубки должно быть определенной площади?
Почему взята ртуть, а не другая жидкость?
Рефлексия.
Возвращаемся к таблице «З – Х – У», систематизируем знания. Учащиеся письменно выполняют работу по составлению синквейна. Он состоит из 5 строк:
-
Строки
| Пример
| Слово – существительное, задающее тему
| Атмосфера
| 2 прилагательных, характеризующих заданную тему
| Воздушная, тяжелая
| 3 глагола, характеризующих (по действию) тему
| Простирается, давит, сжимает
| Предложение – вывод, характеризующий вывод
| Атмосфера давит на земную поверхность и на все тела, находящиеся на ней
| Одно слово – существительное, которое дает вашу характеристику теме
| Оболочка
|
Литература.
1. И. Г. Кириллова. Книга для чтения по физике 7-8 класс.
Москва «Просвещение» 1978г.
2. М. Н. Алексеева. Физика – юным.
Москва «Просвещение» 1980г.
3. Разумовский В. Г., Майер В.В. Научный метод познания и обучения//Библиотека учителя физики. – М: Владос, 2004.
4.Усова А. В. Новая концепция естественнонаучного образования и педагогического условия её реализации. – Челябинск: изд-во «ЧГПУ», 2005г.
5. А. В. Пёрышкин. Учебник физики – 7 класс.
Дрофа, Москва 2003г. |
|
|