Главная страница

Гбоу сош №420, физика Педагогическая технология развития критического мышления школьников



Скачать 56.59 Kb.
НазваниеГбоу сош №420, физика Педагогическая технология развития критического мышления школьников
Дата18.04.2016
Размер56.59 Kb.
ТипДокументы

З.И. Федотова

г. Санкт-Петербург, Колпино

ГБОУ СОШ №420, физика

Педагогическая технология развития критического мышления школьников.

Технология развития критического мышления детей посредством чтения и письма, стали известны в России в 1997 году.

Смысл технологии:

  • Целостная система, формирующая навыки работы с информацией;

  • Совокупность приёмов, предоставляющих учащемуся условия для осмысления материала, помогающие ему обобщить знания.

Цель технологии:

Структура технологии:

  • Построение урока по алгоритму: вызов, осмысление и рефлексия.

Таблица 1.

Технологические этапы

I стадия

II стадия

III стадия

Вызов:

  • Актуализация знаний;

  • Пробуждение интереса к получению новой информации;

  • Постановка собственных целей обучения.

Осмысление содержания:

  • Получение новой информации;

  • Корректировка учеником поставленных целей обучения.

Рефлексия:

  • Размышление, рождение нового знания;

  • Постановка новых целей обучения уч-ся.

Особенность технологии:

Работая в режиме технологии критического мышления, учитель уже перестает быть главным источником информации, используя приемы технологии, превращая обучение в продвижению к знанию, в совместный и интересный поиск.

Пример урока.

«Атмосферное давление» 7 класс.

Приемы: чтение с остановками;

обращение к личностному опыту;

работа с таблицей «3-х-у».

Задачи:

Ход урока:

Вызов. Загадки, афоризмы и обращение к уч-ся (их знания и других уроков) на аналогичные темы.

  • Есть невидимка: без цвета и звука, без вкуса и запаха; с ним человеку и под водой не страшно;

  • Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Он невидимый, и всё же без него мы жить не можем.

Великий Аристотель сказал:

«Воздух – великое ничто.»

Согласны ли вы с этим утверждением?



  • Самостоятельно заполнить таблицу в столбце «Знаю».

Знаю

Хочу узнать

Узнал












  • Сформулировать вопросы по теме и записать в столбик «Хочу знать».

Смысловая стадия. Переход к главному источнику информации (текст подбирает учитель, лучше разбить его на три смысловые части). Затем заполняем графу «Узнал».

Атмосферное давление.

Высказывание Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.) «Воздух – великое ничто» просуществовала в науке 19 столетий и было опровергнуто опытами Галилео Галилея (1564 – 1642), который сумел взвесит воздух и определил, что его масса в 1 м3 равна 1,3 кг, а вес этого воздуха:

Р = m*g = 1,3 кг*9,8 н/с2 = 13Н

Слово «атмосфера» образовано из 2-х слов – «атмос» и «сфера» Михаилом Васильевичем Ломоносовым (1711-1765).

Почему существует воздушная оболочка Земли?

Молекулы газов, входящих в состав атмосферы, притягиваются к земле.

Почему они не упадут на Землю?

Молекулы находятся в непрерывном и беспорядочном движении.

Почему молекулы не улетают в мировое пространство?

Как и космический корабль, должна иметь скорость (не меньше 11, 2 км/с) – II космическая скорость

Беспорядочное движение молекул и действие на них силы тяжести приводят к тому, что молекулы газов «парят» около Земли.

Атмосфера простирается на высоту несколько тысяч километров (наблюдения ИСЗ).

Земная поверхность и тела испытывают давление всей воздуха – атмосферное давление.

Первая остановка:

Вопросы:

  • Почему молекулы газов не улетают в космос?

  • Почему молекулы газов не падают на Землю?

  • Предполагают, что Луна когда-то имела атмосферу, но постепенно потеряла её. Чем это можно объяснить?

  • Чтобы вдохнуть воздух, человек при помощи мышц расширяет грудную клетку. Почему воздух входит в легкие? Как происходит выдох?Затем прочитаем текст с описанием исторического опыта Отто фон Герике с «Магдебургскими полушариями».

Эти полушария имеются у каждого человека – головки бедренных костей удерживаются в тазовом суставе атмосферным давлением.

Вторая остановка:

Вопросы и демонстрации:

  • Какая сила сжимает полушария?

  • Повторение опыта Отто фон Герике с использованием модели.

  • Опыт с яйцом, втягивающимся в сосуд.

  • Опыт со стаканом воды и листом бумаги. Учащиеся сами проводят опыт и объясняют результат.

Далее читаем текст по учебнику А. В. Перышкина – 7 класс (§42 стр.101) – как можно измерить атмосферное давление?

Третья остановка:

Возможны вопросы:

  • Зачем в опыте Торричелли трубка запаяна с одного конца?

  • Изменится ли результат, если трубку наклонить?

  • Можно ли взять трубку для опыта длиной менее или более 1 метра?

  • Обязательно ли сечение трубки должно быть определенной площади?

  • Почему взята ртуть, а не другая жидкость?

Рефлексия.

Возвращаемся к таблице «З – Х – У», систематизируем знания. Учащиеся письменно выполняют работу по составлению синквейна. Он состоит из 5 строк:

Строки

Пример

Слово – существительное, задающее тему

Атмосфера

2 прилагательных, характеризующих заданную тему

Воздушная, тяжелая

3 глагола, характеризующих (по действию) тему

Простирается, давит, сжимает

Предложение – вывод, характеризующий вывод

Атмосфера давит на земную поверхность и на все тела, находящиеся на ней

Одно слово – существительное, которое дает вашу характеристику теме

Оболочка



Литература.

1. И. Г. Кириллова. Книга для чтения по физике 7-8 класс.

Москва «Просвещение» 1978г.

2. М. Н. Алексеева. Физика – юным.

Москва «Просвещение» 1980г.

3. Разумовский В. Г., Майер В.В. Научный метод познания и обучения//Библиотека учителя физики. – М: Владос, 2004.

4.Усова А. В. Новая концепция естественнонаучного образования и педагогического условия её реализации. – Челябинск: изд-во «ЧГПУ», 2005г.

5. А. В. Пёрышкин. Учебник физики – 7 класс.

Дрофа, Москва 2003г.