|
Гендерный подход при организации самостоятельной деятельности детей Гендерный подход при организации самостоятельной деятельности детей
На личном примере, хочу поделиться, как применяется гендерный подход при организации самостоятельной деятельности детей в нашей группе.
Прежде всего, в группе оборудованы зоны игр для девочек и мальчиков. Потому, как предметно –развивающая среда, является одним из важнейших условий для формирования позитивной половой идентичности ребенка и закрепления у детей положительных стереотипов поведения. Ученые установили, что особая роль в полоролевом воспитании девочек и мальчиков принадлежит сюжетно-ролевой игре, которая дает возможность ребенку в деятельности актуализировать и закрепить формирующиеся способы полоролевого поведения. Подбору материалов и оборудования для игровой деятельности мы уделяем особое внимание.
Девочкам достаточно маленького «уголка», так как они раскладывают свои «богатства» перед собой играют в ограниченном пространстве. Девочки проявляют больше интереса к домашним делам, склонны к попечительной работе - ухаживать, нянчить, проявлять заботу и т.д. - все это рассматривается, как проявление материнского инстинкта, и находит выражение в выборе игрушек, характере игр.
Поэтому зона для девочек оснащена необходимыми атрибутами для игры в «Дочки-матери», «Семья»,
«Салон красоты», «Дом моды», «Магазин»
Мальчикам необходимо большее пространство, как правило, неограниченное и незамкнутое, они бегают, бросают предметы в цель; разбирают, собирают игрушки.
В их зоне находится оборудование для игры с машинами: бензозаправка, дорожные знаки, инструменты, для строительства: конструкторы, для игры «Морское путешествие»: разборный модуль корабля, бинокль, штурвал, компас, карта и т.д. ),
Так как группа не отличается большими размерами, территории мальчиков и девочек практически равны. Играя, отдельно друг от друга, дети периодически создают ситуации, где пересекаются сюжеты игр мальчиков и девочек. Имея опыт, дети сами моделируют ситуации игрового взаимодействия. Например: к играющим в «Моряков» мальчикам, на собранном из модулей корабле, зачастую подключаются девочки, выполняющие
роль доктора, повара или тонущего человека.
Мальчики с удовольствием откликаются на предложение сыграть роль заболевшего папы, таксиста, водителя скорой помощи, если это сопровождается описанием привлекательных для них действий.
Организуя такие совместные игры, воспитатель следит за становлением партнерских отношений между мальчиками и девочками и выполнением воспитанниками этических норм.
Для более успешного закрепления полученных гендерных знаний в группе имеются дидактические и настольные игры: «Одень Машу и Сашу», «Маленькая хозяйка», «Магазин игрушек», «Подбери одежду для детей», «Мир профессий», «Умные машины». Эти и другие игры помогают детям расширить знания, знакомят с нормами поведения мальчиков и девочек, принятых в обществе, прививают нравственные качества, развивают познавательно речевые способности.
У мальчиков отчетливо выражена склонность к конструктивной деятельности. Отсюда интерес мальчиков к различным механизмам и приспособлениям. Смастерив с помощью схемы электронного конструктора, радиоприемник, вентилятор, дверной звонок, они ощущают себя настоящими мужчинами.
Интересны для мальчиков игры в «Армию». При руководстве военными играми, дошкольникам необходимо разъяснять их функции, делать акцент на проявление гуманных чувств, на том, что они защищают свою Родину, оберегают тех, кто нуждается в их помощи, в том числе женщин и детей
В книжном уголке имеются энциклопедии для рассматривания для мальчиков и девочек – по интересам;
В уголке ИЗО раскраски– для девочек и мальчиков;
Работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам. Наработанный опыт педагогического коллектива будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем. |
|
|