Главная страница


«Герои земли русской»



Скачать 67.34 Kb.
Название«Герои земли русской»
Дата11.04.2016
Размер67.34 Kb.
ТипРассказ

Классный час

Тема: «Герои земли русской».
Цели:

  • познакомить детей с героическими страницами истории русского народа

  • создание условий для развития истинного патриотизма учащихся, любви к Родине

  • формирование гордости за отечественную историю, народных героев

  • сохранение исторической памяти поколений в памяти потомков

Задачи:

Образовательные:

показать учащимся высокий патриотизм русских солдат, их мужество, отвагу и выносливость, их высокую сознательную дисциплину и организованность; вызвать чувство гордости за русский народ, умеющий преодолевать трудности, побеждать природу и своих врагов

Развивающие:

развивать умения работы с различными источниками информации;

Воспитательные:

вызвать у учеников эмоциональный отклик, способствовать формированию чувства гордости за Россию, имеющую такое богатое культурное наследие

Форма: урок-репортаж, .

План классного часа:

  1. Вступительное слово

  2. Рассказ о днях воинской славы

  3. Рассказ о монголо-татарском иго.

  4. Репортаж из глубины веков.

  5. Рассказы детей о воинах из своей семьи.

  6. Подведение итогов


Ход классного часа
1.Вступительное слово. Слайд №1.

Классный руководитель.

Здравствуйте ребята, садитесь. Вы знаете, что эта неделя – это неделя истории и обществознания в нашей школе. Тема сегодняшнего классного часа: «Герои земли русской»

Учитель: Как вы думаете, ребята, какого человека можно назвать героем? Слайд №2

Ученики: ответы учеников.

Учитель: В толковом словаре Ожегова:

Герой- это человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

-тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление) Герой дня.

У каждого народа есть свои герои. И это не только самые смелые и самые сильные люди.

Смелых и сильных людей много, а героев своих каждый народ знает по имени, хранит о них память веками. Таковы защитники земли Русской. Они чисты сердцем и помыслами, самоотверженны и живут не для себя. Своими подвигами прославляют родную землю, защищают её от врагов.

За свою многовековую историю России пришлось не раз защищать национальную независимость в борьбе с иноземными захватчиками. И Русь, и Россия были вынуждены вести многочисленные войны. Наш народ , его армия, флот неоднократно спасали европейскую цивилизацию от агрессивных захватчиков, которые хотели покорить весь мир.

Русский народ с благодарностью хранит память об этих воинских победах, о полководцах и воинах, прославивших себя, защищая народ и Отечество. Творческая группа ребят из нашего класса подготовила рассказ об этих памятных днях. Я передаю им слово.
2.Рассказ о днях воинской славы России. Слайд №3
Ученик 1. В 1995 году Государственной Думой России был принят федеральный закон «О днях воинской славы России», по которому в России было установлено 15 дней воинской славы.

Ученик 2. Каждая дата – это выдающаяся победа русских воинов, русского оружия. Это победа, которая вошла в историю.

Ученик 1 . Перед вами слайд, на котором записаны все эти победы. Слайд №4

Ученик 2.Читает содержимое слайда.

Ученик 1. Все эти победы вошли в историю, принесли мировую славу русскому оружию.

Учитель: Давайте остановимся на подвиге московского князя Дмитрия Донского, разбившего татаро-монгольское войска хана Мамая.

3.Рассказ о монголо-татарском иго.

В 1237 году монгольское войска завоевали Русь и наналось татаро-монгольское иго.

Иго- это угнетение. Золотая орда брала с русских князей дань хлебом, скотом и медом.

Монголо-татарское нашествие и иго, последовавшее за ним, сыграло огромную роль в истории нашей страны. Владычество кочевников продолжалось почти два с половиной столетия и за это время иго сумело положить существенный отпечаток на судьбу русского народа.

Планы Мамая: Захвачу землю Русскую и разорю христианские церкви, и вместо их веры установлю свою, а где были церкви, там поставлю мечети и посажу баскаков по всем городам русским, а князей русских перебью.

Итоги:

Монголо-татары не поселились на русских землях (леса и лесостепь не их ландшафт, он им чужой).

Русь сохранила свою религиозную независимость. Единственное требование к РПЦ – молитвы за здоровье великого хана.

Русские князья не лишились власти над населением своих земель. Они стали вассалами хана Золотой Орды, признав его верховную власть (автономия Руси).

Уничтожено множество русских людей.

Разорено множество сел и городов.



4.Репортаж из глубины веков.

Классный руководитель. Давайте попробуем восстановить события Куликовской битвы. Представьте себе, что наши специальные корреспонденты (Олеся и Настя) отправились в 14 век, чтобы провести репортаж из далекого прошлого и представить исторические события глазами очевидцев. Итак, телевизионная камера переносит нас в далекий 1380 год.

На передний план выходят репортеры и два русича.

Репортер 1. Здравствуйте, уважаемые ребята. На нашем календаре 1380 год. Место действия – Москва. Во дворце московского князя Дмитрия царит тревога.

Репортер 2. Гонцы принесли князю недобрую весть. Войско Мамая движется на Русь.

Репортер 1. Враг уже встал на реке Воронеж, дожидается подкрепления из Литвы, Крыма.

Репортер 2. Как же встретил народ это известие? Я задаю этот вопрос простым русским людям, которых встретили мы на Московской земле.

Русич 1. Князь Дмитрий призвал всех, кто хочет защитить землю Русскую, собирать ополчение.

Русич 2. И со всех концов Руси двинулись к Дмитрию рать великая.

Русич1 Из 36 городов русских пришли ратники. Числом всего около 150 тысяч воинов. Все хотели биться за Русь, за веру православную.

Репортеры спрашивают у Русичей:

Репортер 1. А зачем ты идешь воевать?

Русич 3. За землю Русскую, за русские просторы

Репортер 2. А зачем ты идешь воевать?

Русич 2. За веру православную

Репортер 1. А зачем ты идешь воевать?

Русич 2. За семью

Репортер 1.Слайд 7. Великий князь Дмитрий уже знает, где он даст сражение – это поле Куликово, лежащее у соединения рек Дона и Непрядвы.

Репортер 2. Направляясь через Дон, князь велит сжечь мосты. Пути к отступлению нет. Позади земля Русская, за которую воины готовы биться до последней капли крови.

Репортер 1. А что за враг противостоит русским дружинам в этом бою?

Репортер 2.Эти воины – наследники великого Чингисхана, который создал самое мощное государство в Азии. Каждый мужчина в Золотой Орде – это воин.

Репортер 1. Все войско разбито на десятки, сотни, тысячи. Ни один воин не оставит поля боя, не бросит раненого. Законы суровы: если в бою кто-то из десятки побежит от врага -казнят всю десятку, если в сотне побежит десятка - казнят всю сотню.

Репортер 2.Да, монгольские воины привыкли к победам, но наш князь Дмитрий – опытный полководец. Он недаром выбрал для сражения Куликово поле. Тут сама природа поможет нам защитить родную землю. Слайд 8.

Репортер 1. Ордынские конники не привыкли к прямым атакам и всегда стараются окружить противника, но тут им это не удастся: со всех сторон это поле окружено речками, так что подойти к нам враг может только с юга, с красного холма. Тут мы его и встретим достойно!

Репортер 2.. И вот раннее утро 8 сентября 1380 года. На восходе солнца туман стоит «Яко тьма». Князь Дмитрий в последний раз объезжает полки, призывая воинов на подвиг за Родину, «за братию нашу».

Репортер 1. Трубят трубы, и полки, не видя друг друга в густом тумане, готовятся к бою. Силы, по мнению историков, приблизительно равны – от 50 до 150 тысяч воинов с обеих сторон.

Репортер 2. Враг бежит. Преследуя противника, русские уничтожают остатки Мамаева войска.

Репортер 1. Потери с обеих сторон огромны. Многие славные сыны Руси полегли на Куликовом поле. Все оно обильно пропитано кровью, а воды Дона красны от крови…

Репортер 2.. Восемь дней хоронили убитых русских воинов. Память о великой битве народ сохранил в былинах, сказаниях, песнях.

Репортер 1.. После Куликовской битвы князь Дмитрий Иванович получил почетное прозвище Донской. Победил не просто московских князь- победу одержало русское православие.

Репортер 2. С этой победы вся православная Великая Русь вокруг Москвы сплотится и сбросит в конце концов ненавистное иго.

Репортеры садятся за парты.


5.Рассказы детей о воинах из своей семьи.
Классный руководитель. Ребята, в память о Куликовской битве Дмитрий донской установил особый поминальный день. Сначала это был день памяти русских воинов, павших в Куликовской битве. Потом в этот день стали поминать всех воинов «за Веру, за Царя, и Отечество на брани живот свой положивших».

И нет в России ни одной семьи, в которой не было бы таких воинов участвовавших в сражениях за Родину.

Готовясь к классному часу, вы получили задание с помощью своих бабушек, дедушек, родителей узнать имена своих родственников, участвовавших в сражениях, обстоятельства их военных судеб. Теперь мы послушаем ваши рассказы.
Дети рассказывают о своих родственниках, воевавших за Родину.
6.Подведение итогов.
Классный руководитель. Понравился ли вам ,ребята, наш классный час? Какие чувства вызвал у вас репортаж из славного прошлого России?

Примерные ответы детей:

- чувство гордости за свой народ, за его славную историю;

- восхищение мужеством русских воинов;

- жалость к погибшим, к их матерям, женам, детям.