Для: [email protected] ГИА_лаб-2010 Шмигерина Марина Николаевна
ГОУ №321 Центрального р-на СПб
Задание 23 – экспериментальное
Задание 1 типа Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование:
– источник питания постоянного тока 4,5 В
– вольтметр 0-6 В, с = 0,1 В
– амперметр 0-2 А, с = 0,1 А
– переменный резистор (реостат), 6 Ом
– резистор, 2 Ом, обозначаемый R1
– резистор, 4 Ом, обозначаемый R2
– соединительные провода, 9 шт.
– ключ
– рабочее поле Соберите экспериментальную установку для определения сопротивления участка цепи, состоящего из двух параллельно соединённых резисторов R1 и R2. В бланке ответов:
1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;
2) укажите результаты измерения напряжения при силе тока I = 0,6 А;
3) запишите формулу для расчёта сопротивления участка цепи;
4) запишите численное значение сопротивления. 1)
– + R
R1 1
. R2 . A V
2) I = 0,6 А, U = 0,7 В 3)
4) Ом
Указания для экспертов Оценка границ интервалов, внутри которых может оказаться верный результат, рассчитывается методом границ.
0,6 В ≤ U ≤ 0,8 В
0,5 А ≤ I ≤ 0,7 А Ом Ом Любое значение R из этого интервала будет верным.
Задание 2 типа Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование:
– источник питания постоянного тока 4,5 В
– вольтметр 0-6 В, с = 0,1 В
– амперметр 0-2 А, с = 0,1 А
– переменный резистор (реостат), 6 Ом
– резистор, 2 Ом, обозначаемый R1
– резистор, 4 Ом, обозначаемый R2
– соединительные провода, 9 шт.
– ключ
– рабочее поле Исследовать зависимость напряжения на участке цепи, состоящей из двух параллельно соединённых резисторов, от силы тока на этом участке. В бланке ответов:
1) изобразить и собрать электрическую цепь;
2) при помощи реостата последовательно установить I1 = 0,6 A, I2 = 0,7 A и I3 = 0,6 A и измерить соответствующие значения напряжения на участке цепи; данные представить в виде таблицы;
3) построить график по экспериментальным точкам;
4) сделать вывод о результатах исследования. 1)
– + R
R1 1
. R2 . A V
2)
-
I, A
| 0,6
| 0,7
| 0,8
| U, В
| 0,7
| 0,8
| 0,9
|
3)
U, В
1,0
0,8
0,6
0,4
0,2
0 0,2 0,4 0,6 0,8 1,0 I, A
4) Вывод: В результате исследования было выяснено, что между силой тока и напряжением на участке цепи, состоящей из двух параллельно соединённых резисторов, существует прямая пропорциональная зависимость, то есть . Задание 3 типа Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование:
– источник питания постоянного тока 4,5 В
– вольтметр 0-6 В, с = 0,1 В
– амперметр 0-2 А, с = 0,1 А
– переменный резистор (реостат), 6 Ом
– резистор, 2 Ом, обозначаемый R1
– резистор, 4 Ом, обозначаемый R2
– соединительные провода, 9 шт.
– ключ
– рабочее поле Проверить, выполняется ли соотношение между силой тока на участке цепи, состоящей из двух параллельно соединённых резисторов, и силами токов, протекающих через резисторы R1 и R2, то есть I = I1 + I2. В бланке ответов:
1) изобразить и собрать электрическую цепь;
2) при помощи реостата установить силу тока в цепи I = 0,5 A и измерить напряжение на участке цепи;
3) используя найденное значение напряжения и известные значения сопротивления R1 и R2, рассчитать силы токов, протекающих через резисторы R1 и R2;
4) проверить, выполняется ли соотношение между полученными значениями I = I1 + I2.
1)
– + R
R1 1
. R2 . A V
2) I = 0,5 A, U = 0,6 B. 3)
4) I1 + I2 = 0,3 А + 0,2 А = 0,5 А
I = 0,5 А
Проверка показала, что необходимое соотношение между полученными значениями выполняется.
Задание 4 типа Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование:
– источник питания постоянного тока 4,5 В
– вольтметр 0-6 В, с = 0,1 В
– амперметр 0-2 А, с = 0,1 А
– переменный резистор (реостат), 6 Ом
– резистор, 2 Ом, обозначаемый R1
– резистор, 4 Ом, обозначаемый R2
– соединительные провода, 9 шт.
– ключ
– рабочее поле Выяснить, влияет ли способ соединения резисторов R1 и R2 на напряжение в цепи. В бланке ответов:
1) начертить электрические схемы с разными способами соединения резисторов R1 и R2;
2) собрать схему с параллельным соединением резисторов R1 и R2, при помощи реостата установить силу тока в цепи 0,5 А и измерить напряжение на участке цепи;
3) собрать схему с последовательным соединением резисторов R1 и R2, при помощи реостата установить силу тока в цепи 0,5 А и измерить напряжение на участке цепи;
4) сравнить полученные результаты и сделать вывод относительно того, влияет ли способ соединения резисторов на напряжение в цепи.
1)
– + R
R1 1
. R2 . A V
– + R
1
. R1 R2 . A V
2) I = 0,5 А, U = 0,6 B 3) I = 0,5 А, U = 2,4 B 4) Вывод: Способ соединения резисторов влияет на напряжение в цепи. При последовательном соединении резисторов напряжение участка цепи значительно больше, чем при параллельном.
|