Ответы обучающихся:90 : 3 = 6 : 0,2 ( А « Слава») ;
64 : 16= 2 : 0,5 ( В « Мечта»);
0,15 : 0,03 = 105 : 21 (С « Победа»)
Примечание: Проводится проверка ответов через демонстрацию слайда
( Приложение 1 Слайд 8
)
Решение задач с помощью пропорции.
( Приложение 1 титул Слайд 9
)Цель: систематизировать изученные приемы решения задач с помощью пропорции
Подготовительная работа
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем решать задачи на прямую и обратную пропорциональные зависимости. А для того, чтобы справиться с задачами, давайте вспомним:
Какие величины называются прямо пропорциональными?
Какие величины называют обратно пропорциональными?
Приведите примеры прямо и обратно пропорциональных величин.
Каким способом можно решать задачи на прямую и обратную пропорциональность?
Что необходимо сделать, чтобы решить задачу с помощью пропорции?
Учитель: Давайте вспомним алгоритм решения задач на пропорцию.
( Приложение 1 Слайд 10
)Ответы обучающихся:1. Внимательно прочитать условие задачи.
2. Неизвестное число обозначить буквой Х.
3. Условие задачи записать в виде таблицы.
4. Определить вид зависимости.
5. Поставить стрелки, соответствующие виду пропорции.
6. Записать пропорцию.
7. Найти неизвестный член пропорции.
Фронтальная коллективная работа
Учитель: Ребята, откройте свои тетради. Сейчас мы вами приступим к решению задач.
А о чем будет наша первая задача, мы узнаем с вами, отгадав загадку.
Под кустами, Под листами Мы попрятались в траву, Нас в лесу ищите сами, Мы не крикнем вам: «Ау!»Ответ: Грибы
Задача №1 ( Задача на прямую пропорциональность)
( Приложение 1 Слайд 11
)
Бельчонок из 30 кг свежих грибов получил 9 кг сушеных.
Сколько надо собрать ему в лесу свежих грибов, чтобы получить 15 кг сушеных? ( Ответ: 50 кг)
Учитель: Ребята, а скажите мне какие съедобные и несъедобные грибы вы знаете? Ответы обучающихся.
Учитель: Приступаем ко второй задаче.
Ребята, а вы знаете, кому установлен этот памятник, изображенный на слайде? А в каком городе он установлен ? Что написано у дворника на фартуке?
Ответ: памятник дворнику, г. Салават, слова « Чисто не там, где прибирают, а там, где не сорят»
Правильно, ребята. Главными героями нашей задачи будут дворники.
Примечание: Используется элемент регионального компонента.
Задача №2 ( Задача на обратную пропорциональность)
( Приложение 1 Слайд 12
)
3 дворника могут подмести площадь за 7 часов.
За сколько времени подметут эту же площадь дворники, если им на помощь придут ещё 4 дворника? ( Ответ: 3 часа)
Примечание: В ходе решения задач учитель задает вопросы:
- Расскажите задачу по краткой записи.
- Что известно в задаче?
- Что надо узнать?
- Определите какая зависимость между … ?
- Объясните, почему?
- Как обозначается на чертеже данная … зависимость?
- Какой член пропорции неизвестен?
- Как найти неизвестный … член пропорции?
Работа в парах
Учитель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам работу над задачами в парах. Пары формируются в соответствии с тем, как вы сидите за партами на уроке.
Сейчас, я
раздам каждой паре карточку, где будет изображен гном или фея. В соответствии с тем, что изображено у вас на карточке, вы решаете задачу, в которой главным героем является ваш персонаж.
После того, как вы решите задачи мы с вами проверим правильность ваших решений.
Примечание: карточки раздаются с учетом дифференцированного подхода, так как задачи на обратную пропорциональность вызывают трудность.
Задача про гномов ( Задача на прямую пропорциональность)
( Приложение 1 Слайд 13
)
4 гнома посадили для Белоснежки 8 кустов роз.
Сколько кустов роз посадят за то же время 3 гнома? ( Ответ: 6 кустов)
Задача про фей ( Задача на обратную пропорциональность)
( Приложение 1 Слайд 14
)
3 феи соберут мед с цветов за 4 часа.
За сколько часов выполнят эту работу 2 феи? (Ответ: за 6 часов)
Примечание: Обучающиеся работают над задачами. Проводится проверка выполненной работы через демонстрацию слайдов на экране.
Физкультминутка
( Приложение 1 титул Слайд 15
)Цель: снять утомление у обучающихся, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность. Учитель: Ребята, вы молодцы! Вы все отлично поработали, и пришла пора отдохнуть и провести физкультминутку. А проводить ее сегодня мы будем с символом 2012 года, добрым и смешным дракончиком.
( Приложение 1 Слайд 16
)Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
И вновь писать начнем.
Повторение пройденного материала.
Уравнения. ( Приложение 1 титул Слайд 17
)Цель: закрепить навыки решения уравнений, записанных в виде пропорции.
Учитель: На предыдущих уроках мы с вами говорили о том
, что с помощью пропорции можно решать не только задачи на прямую и обратную пропорциональные зависимости, но и уравнения.
Подготовили это задание нам с вами гномы из сказки про Белоснежку. Кто-то из вас
сегодня уже помогал им сажать розы, а сейчас давайте все вместе и дружно поможем им с решениями уравнений.
Давайте вспомним, как решаются уравнения данного типа.
Примечание: К доске по - очереди вызываются двое обучающихся, которые работают над решением уравнений. Остальные обучающиеся работают в тетрадях.
В ходе выполнения заданий учитель проводит беседу по вопросам:
Какой член пропорции неизвестен? Ответы обучающихся.
Как найти неизвестный крайний член пропорции? Ответы обучающихся.
Как проверить верно ли вы решили уравнение? Ответы обучающихся.