Главная страница


Главным направлением обновления дошкольного воспитания стала гуманизация педагогического процесса, предполагающая ориентацию педагога на личность ребенка, изменение характера общения с ним, т е



Скачать 49.61 Kb.
НазваниеГлавным направлением обновления дошкольного воспитания стала гуманизация педагогического процесса, предполагающая ориентацию педагога на личность ребенка, изменение характера общения с ним, т е
Дата16.07.2016
Размер49.61 Kb.
ТипДокументы

 Главным направлением обновления дошкольного воспитания стала гуманизация педагогического процесса, предполагающая ориентацию педагога на личность ребенка, изменение характера общения с ним, т.е. переход педагога на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми.

Организация логопедом педагогического процесса имеет специфическое построение и разделена на периоды, в каждом из которых решаются определенные педагогические и коррекционные задачи. Приходя в дошкольное учреждение, дети имеют разный уровень развития, отстают по отдельным разделам программы. Перед нами стоит задача: за короткий срок ликвидировать пробелы в развитии детей, успешно подготовить к обучению в школе, исправить нарушения в речи. В адаптационный период проводится большая разъяснительная работа с родителями. Анкетирование, родительские собрания, консультации позволяют составить карты индивидуального развития, а наблюдения и беседы помогают изучить социальный статус каждой семьи. Вся полученная информация находит свое отражение в социальном паспорте группы (интересы, положительные и негативные стороны ребенка, его отношение к труду, умение находить контакты со сверстниками и взрослыми, семейные традиции, состояние здоровья, привязанности и др.).

Цель обучения состоит в создании условий, необходимых для развития личности ребенка. Исходя из этого, составляется план педагогических действий, который включает изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка и его психолого-педагогическое сопровождение. В картах личностного развития, отражаются все сведения о ребенке: его тип нервной деятельности, динамика развития психических процессов (внимание, память, мышление, речь), состояние физического развития, трудности в продуктивной деятельности, а также потребности и интересы воспитанника. Приходя в детский сад, дети с речевыми нарушениями обычно стеснительны, неуверенны, медлительны или, наоборот, гиперактивны. В новом коллективе они не всегда умеют уступать друг другу, не считаются с желаниями других детей, часто ссорятся, дерутся, с неохотой выполняют трудовые поручения, не всегда доводят начатое дело до конца. Проанализировав индивидуальные карты, мы поставили перед собой следующие задачи: организовать педагогический процесс, направленный на индивидуальное развитие каждого воспитанника; создать условия для коррекции и развития детей на основе индивидуальных программ обучения. Большую роль в достижении положительных результатов сыграла взаимосвязь педагогов группы со специалистами. Этот тесный контакт позволил развить индивидуальные качества детей с учетом их интересов, речевых и интеллектуальных возможностей. Решение основных задач не возможно без создания развивающей среды, способствующей удовлетворению коммуникативной, познавательной, игровой деятельности детей в условиях группы. Так, среди девочек стали популярными «Уголок Барби», «Салон красоты», «Девичьи секретики». Мальчики с удовольствием играли в уголках «Мастеровой», «Строительная площадка», «Буду здоровым», «Это интересно», «Юный кроссвордист». Деятельность, направленная на коррекцию и обеспечение оптимальных условий для развития речи, отразилась и в создании специальной речевой зоны. С помощью учителя-логопеда подобраны предметные и сюжетные картинки по разным темам, собран богатый лексический материал, интересные и разнообразные игры, упражнения на закрепление правильного звукопроизношения, формирование фонематического восприятия и развитие мелкой моторики пальцев рук.

Результативность воспитательного воздействия всегда определяется конечным его результатом, который проявляется в поведении ребенка. С этой целью мы использовали следующие принципы построения взаимоотношений взрослого и ребенка. Прежде всего, организовали ситуации, требующие совместной деятельности детей с взрослыми, сверстниками. Дети были поставлены в условия, когда им необходимо договариваться друг с другом, находить общее решение, разрешать спорные вопросы. Любой, даже незначительный успех или инициатива ребенка обязательно поощрялись. Мы обязательно придерживались правила – ребенок имеет право на ошибку. Каждый раз, вступая в общение с детьми, за суетой, заботой, усталостью помнили, что даем детям добро, истину, красоту. 

Первыми помощниками для нас всегда были родители. Они активно участвовали в педагогическом процессе, во всех мероприятиях (проектах, соревнованиях, деловых играх), что, несомненно, способствовало положительному психологическому настрою, физическому и умственному развитию детей, помогло сформировать у них навыки общения и доброжелательности. 

Чтобы обеспечить возможность межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых, установления деловых контактов был введен «групповой сбор». Участие детей в «групповом сборе» позволило создать позитивный эмоциональный фон настроения на весь день, развить навыки культурного общения, научить воспитанников высказывать суждения и отстаивать свою точку зрения, научить их более внимательно слушать и слышать собеседника, планировать собственную деятельность. «Групповой сбор» традиционно начинался с приветствия. Это могли быть комплименты друг другу, пожелания, подарки. По желанию детей приветствие проводилось в форме игр, не требующих большой подготовки, с использованием элементов тренинга и психогимнастики. Дети с каждым разом все активнее и с удовольствием выполняли пальчиковые упражнения, словесные игры-фантазии, игры-цепочки, участвовали в пении, шутках, пожалуй, во всем, где они чувствовали себя комфортно, легко и весело. Основная часть «группового сбора» посвящалась обмену новостями. Каждый из детей получал возможность свободно говорить на любую тему. Дети не только могли о чем-либо сами рассказать, но и учились слушать, не перебивая товарища.

С целью развития личности ребенка и создания для него комфортных условий пребывания в дошкольном учреждении в течение всего дня, мы ввели сказкотерапию, использование которой помогло более эффективно воздействовать на детскую психику, совершенствовать её и обогатить новыми чувствами, желаниями, поступками. Эмоционально-комфортного состояния ребенка в нашей группе мы добивались через гармонию в общении с взрослыми и сверстниками. В связи с этим уделялось большое внимание разделу «отношение ребенка к самому себе». Создали благоприятные условия для развития индивидуальности каждого ребенка, расширяя представления об особенностях своего физического облика, здоровья, характера, о своей семье и родственниках. Совместно с педагогом-психологом работали по профилактике негативных проявлений у детей с нарушениями речи. Один из эффективных методов работы – психогимнастика, которая очень нравилась детям, помогала им расслабиться, успокоиться, поверить в свои силы. Музыкальная психотерапия также способствовала не только коррекционному, но и нравственному воспитанию наших детей, благоприятно влияя на их духовное и физическое здоровье. Работа с детьми подтвердила простую истину – для успокоения ребенка необходимо дать прослушать тихую и спокойную музыку, а для того, чтобы ребенка активизировать – веселую, громкую, бодрую.

Песочная терапия – один из любимых детьми занятий. Наблюдения показали, что игры с водой и песком не только доставляют радость детям, но и развивают целый спектр умений и способностей, в том числе математических, исследовательских и музыкальных.

Результатом личностно-ориентированного общения взрослого с ребенком стали особые взаимоотношения, имеющие двусторонний устойчивый характер. Дети с речевыми нарушениями чувствовали себя комфортно, были раскрепощены, проявляли инициативу в общении с педагогами, стремились разделить свою радость и огорчения. Они открыты для контактов с незнакомыми людьми, приветливы, доброжелательны и инициативны. Таким образом, у детей были сформированы все условия не только для успешной дальнейшей учебной деятельности, но и самосовершенствования.