|
Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми (тренинг) Цели Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми (тренинг)
Цели:
– формировать навыки безопасного поведения;
– способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми;
– научить ребенка правильно вести себя в ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого.
Оборудование: изображения сказочных героев, игрушки, иллюстрации к сказкам «Золушка», «Аленький цветочек», «О мертвой царевне и о семи богатырях».
Х о д з а н я т и я
I. Организация класса.
II. Сообщение темы и цели занятия.
Учитель. Мы живем в огромном, многоликом мире людей. В этом мире взрослые заботятся о детях, любят, оберегают их, хотят, чтобы они выросли здоровыми, сильными, умными, честными, добрыми. Но, к сожалению, есть люди, которые творят зло. Они грабят, убивают, воруют детей и совершают разные гнусные преступления. Человека со злыми мыслями, замышляющего зло, называют злоумышленником. Сегодня на занятии мы поговорим о таких людях и о том, как нужно вести себя с ними.
III. Беседа.
Учитель. Опишите, как может выглядеть злоумышленник?
Ответы детей.
Учитель. Давайте составим фоторобот двух людей – опасного, злого человека и доброго.
Ответы детей.
Учитель. Но в жизни бывает так, что не всегда приятная внешность говорит о добрых намерениях человека. Вспомните сказку «О мертвой царевне и о семи богатырях». Расскажите, как удалось злодейке отравить царевну. Не стоит думать, что некрасивый, бедно одетый или старый человек – злой и недобрый. Помните страшное Чудище из сказки «Аленький цветочек» (показывает иллюстрацию). Каким оно было?
Дети характеризуют образ Чудища из сказки.
Учитель. А Золушка? И в лохмотьях, и в сказочно красивом бальном платье она всегда добрая и ласковая.
Учитель. Вспомните случаи из своей жизни, как приятная внешность не всегда соответствовала добрым намерениям человека. Для того чтобы научиться разбираться в людях, какими надо быть?
Ответы детей.
Учитель. Итак, для того чтобы научиться разбираться в людях, надо быть очень внимательными и осторожными. Обращайте внимание не только на внешность, но и на поведение незнакомого человека. Нередко поведение людей нам кажется странным, необычным: часто встречает тебя, долго ходит за тобой, куда-то зовет, обещает показать что-нибудь интересное, что-то предлагает. О таких ситуациях нужно всегда рассказывать родителям, учителям.
IV. Инсценирование сказки «Лиса, петух и кот».
– В чем опрометчивость Петуха?
– Как злоумышленница лиса ухитрилась украсть Петуха?
– Как проявил себя Кот?
– Как бы следовало поступить Петуху, когда Лиса заговорила с ним?
– Правильно ли делал Петух, что громко кричал и звал на помощь своего друга?
– Вспомните другие сказки, где с героями происходит беда из-за неправильного поведения с незнакомцами. (Колобок, Буратино.)
– Какую ошибку совершил Колобок с точки зрения личной безопасности? (Ушел один из дома, поверил притворщице Лисе, вступил с ней в разговор.)
– Почему пострадал Буратино? (Не послушался папу Карло, пошел не в школу, а в театр один, поэтому и оказался у Карабаса Барабаса.)
– Оказывается, не только в сказках, но и в жизни случаются ситуации, когда злодеи пытаются похитить детей. Сейчас мы обсудим и разыграем несколько ситуаций.
V. Разыгрывание ситуаций с игрушками.
1. Незнакомый взрослый уговаривает девочку или мальчика пойти с ним, предлагает что-то интересное: «Пойдем в магазин, я куплю тебе конфет», «У меня живет попугайчик и хочет с тобой подружиться». Как вы поступите?
Ответы детей.
Учитель. Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: с незнакомыми лучше не вступать в разговор, а если разговор состоится, то отвечать вежливо, кратко, всем видом показывать, что человек тебе не интересен и ты спешишь.
2. Молодой человек приятной наружности приветливо приглашает прокатиться на его новой машине: «Садись! Я тебя вокруг нашего дома прокачу! Хочешь руль покрутить? Мы немножечко покатаемся, и даже мама не узнает».
Затем идет обсуждение ответов и выбираются наиболее удачные.
3. Незнакомый человек угощает тебя чем-то очень вкусным: «Угощайся, возьми конфетку».
Обсуждение ответов.
4. Ребенок потерялся. Что он должен делать?
Везде бегать и искать маму.
Стоять на месте, где потерялся.
Обратиться к милиционеру за помощью.
Пойти с незнакомой тетей.
Попросить прохожего позвонить в милицию.
Обратиться к продавцу.
(Обсудить все варианты и выбрать самые верные.)
5. Незнакомец хватает ребенка за руку и тащит за собой. Что нужно делать? (Кричать надо так: «На помощь! Помогите! Я этого человека не знаю!»)
– Что делать, если тебя хотят взять на руки? (Нужно принять позу, когда тебя трудно поднять (сесть на землю и поднять руки кверху или стараться увернуться, убежать).)
– Если тебя хотят затащить в машину? (Кричать: «Помогите, меня увозят чужие люди».)
– Если тебя смогли похитить, наберись терпения, не зли своим поведением злоумышленников, жди: тебя обязательно вызволят из беды.
Учитель. А теперь давайте сформулируем правила поведения на улице.
Не ходи в безлюдном месте.
Не играй вблизи машин, в которых сидят люди.
Не гуляй до темноты.
Не вступай в разговор с чужими людьми.
Кричи громко о помощи.
Умей проявить смелость и находчивость в случае, если тебя пытаются украсть.
Итог занятия.
И г р а «Похитители и находчивые дети».
Дети делятся на 2 команды: похитители и находчивые ребята. В командах поровну игроков. Похититель может любым способом тащить похищаемого, а тот должен звать на помощь, убегать, вырываться. Драться и кусаться не разрешается. В игру играют несколько раз, дети меняются ролями. |
|
|