Главная страница

Химический состав растений. Минеральное питание



Скачать 136.45 Kb.
НазваниеХимический состав растений. Минеральное питание
Дата15.03.2016
Размер136.45 Kb.
ТипКонспект

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красноярская СОШ»

Конспект урока по биологии
в 6 классе

«Химический состав растений».

подготовила

учитель биологии

Пелипенко Ирина Владимировна

с. Красный Яр

2013

Тема: Химический состав растений. Минеральное питание.

Цель: познакомить учащихся химическим составом растений.

Тип урока: открытия новых знаний

Форма урока: урок-исследование;

Оборудование:, пробирки, держатель, спиртовка, стакан с водой, мука, марлевая салфетка, йод, пипетка, семена подсолнечника, пшеницы, арахиса, клубень картофеля, белая бумага, ступка, скальпель.

Задачи:

Формирование общеобразовательных компетенций:

  • познакомить с химическим составом растений;

  • развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их;

  • формировать практические умения и навыки работы с лабораторным оборудованием по обнаружению веществ в органах растений;

  • развивать умение работать с учебником;

  • развивать умения анализировать фактическую информацию и делать выводы;

Формирование коммуникативных компетенций:

  • развивать умение работать в парах;

  • формировать чувство уважения к идеям и мыслям окружающих;

  • развивать умение донести до окружающих свои проекты и предложения.

Формирование личностно-ориентированных компетенций:

  • способствовать практическому использованию полученных знаний в повседневной жизни.

Этапы урока:

Этапы урока

Временная реализация

1. Актуализация знаний.

2. Целеполагание.

3. Мотивация.

4. Изучение нового материала /работа в группах/.

5. Реализация проекта

6. Обобщение нового материала.

7. Контроль новых знаний /тест/.

8. Рефлексия.

9. Домашнее задание

1 мин

2 мин

3 мин

10 мин

6 мин

6 мин

6 мин

4 мин

2 мин

Слайд 1

Учитель: Звонок пропел: «Пора! Пора!

Садись за парты детвора!

Урок уже пора начать!

Готовы знания получать?»

Ученики хором отвечают «Да!»

Учитель: Замечательно, я рада приветствовать всех вас на нашем уроке. А пройдет он сегодня не в кабинете биологии, а в настоящей научной химической лаборатории.

У вас на столах стоят подготовленные комплекты лабораторного оборудования: подставки с пробирками, спиртовки, держатели, стакан с водой и другие предметы, с которыми необходимо обращаться очень аккуратно и осторожно. С помощью этого оборудования вы сможете узнать много нового и удивительного о наших зеленых друзьях.

Сегодня я ваш старший научный руководитель и начинать работу в лаборатории мы будем только по моей команде. Договорились?

  1. Актуализация знаний учащихся (1 мин).

Цель этапа: Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Как вы думаете, чем занимаются ученые?

/Ученики дают свои ответы/

Слайд 2

Учитель: правильно, они занимаются исследованиями разных объектов с разной целью. Вот и нам тоже необходимо определить объект, предмет, цель и тему нашего исследования, но для начала прослушайте эти строчки.

Слайд 3. На нашей планете от края до края

Природа повсюду тебя окружает.

Тела ее массу загадок таят

Из атомов разных вещества состоят.

Лед, облака и капли росы –

Они состоят из обычной воды

Горы, песок и друзы кристаллов

Они состоят из простых минералов.

Растения тоже загадку хранят

Хотите узнать, из чего состоят?

Их корень и листья, плоды, семена

Раскроют нам тайну состава сполна.
Целеполагание (2 мин).

Учитель: Итак, что будет являться объектом нашего исследования?

/Ученики дают свои варианты объекта исследования, учитель корректирует/

Слайд 4.

Объектом исследования являются органы растений
Учитель: Каков предмет исследования или что нового мы о них хотим узнать?

/Ученики дают свои варианты предмета исследования, учитель корректирует/

Предмет исследования: их химический состав.
Учитель: Может у кого-то уже есть предположение, из чего состоят растения, в науке такое предположение называется гипотеза. Кто может сформулировать гипотезу?

/Ученики дают свои варианты гипотезы, учитель корректирует/

Гипотеза: растения состоят из органических и неорганических веществ.
Учитель: Тогда нашей с вами целью будет...

/Ученики дают свои варианты цели, учитель корректирует/

Цель: изучение химического состава растений.

  1. Мотивация к учебной деятельности (3 мин).

Цель этапа: Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Учитель: чтобы достичь своей цели необходимо разработать план действий, т.е. определить задачи, решив которые мы к ней придем.

/Ученики дают свои варианты задач, учитель корректирует/

Задачи:

  1. экспериментально выяснить химический состав растений;

А зачем нам знать их химический состав?

2. выявить практическое значение растительных веществ;

3. подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.
Учитель: все ученые ведут точные записи своих наблюдений и исследований. Вот и вы откройте свои тетради и запишите число и тему урока.
Слайд 6. Тема: Химический состав растений.

  1. Выполнение практической работы – работа в группах

Цель этапа: Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации

Изучение нового материала (16 мин).

(Изучение нового материала происходит в форме групповой работы. Каждая из четырех групп получает индивидуальную рабочую карту с заданиями).

Инструкция

Учитель: У каждой группы на столе лежит Рабочий лист с тремя заданиями (Приложение 1). На выполнение задания №1 вам дается 10-12 минут. Затем представители группы познакомят нас со своими выводами.

/Ученики знакомятся с Рабочим листом /

Впишите фамилии всех членов группы в Рабочий лист, внимательно прочитайте инструкцию к работе. Если есть вопросы, задайте их мне, если вопросов нет, можете приступать к работе.

Слайд 7.

Соблюдайте технику безопасности при работе со спиртовкой, стеклянной посудой, скальпелем!

/Ученики выполняют свои исследования, учитель консультирует/

Выполнение лабораторной работы

  1. Реализация проекта

Цель этапа: Построение и фиксация нового знания
Учитель: А теперь слушаем ваши отчеты.

Группа 1.

Ученик: Объектами нашего исследования были зеленые листья, корни и семена пшеницы. После их нагревания на стенках пробирок появились капельки воды. Мы сделали вывод: органы растения содержат воду.

/ученик-ассистент демонстрирует результат учащимся других групп/
Группа 2.

Ученик: Объектом исследования нашей группы были сухие листья и стебли, семена пшеницы. После их сжигания осталась зола.

Наш вывод: в состав растений входят минеральные вещества (соли).

/ученик-ассистент демонстрирует результат учащимся других групп/
Группа 3.

Ученик: Мы исследовали тесто из пшеничной муки и клубень картофеля. После проведенного эксперимента выяснили, что в семенах пшеницы содержится белок-клейковина. Кроме этого вещества в пшенице и картофеле присутствует углевод-крахмал. Наш вывод: в растениях есть белки и углеводы.

/ученик-ассистент демонстрирует результат учащимся других групп/
Группа 4

Ученик: Объектом нашего исследования были семена подсолнечника и арахиса. После того, как их раздавил, на листе остались жирные пятна. Мы сделали вывод: в семенах растений есть жиры.

/ученик-ассистент демонстрирует результат учащимся других групп/
Учитель: Переходим к заданию №2. Группы 1 и 2 работают с текстом и отвечают на вопросы к нему. У вас 5 минут на это задание.

Группы 3 и 4 анализируют сравнительную таблицу 2, отвечают на вопросы [2].
Таблица 2 Средний химический состав семян растений, в %

(по Б. П. Плешкову)


Растение



Содержание в % от общей массы

вода

белки


углеводы

жиры


минеральные соли

пшеница

12

14

67,5

2,0

1,8

кукуруза

15

9


68,0

4,7


1,5

подсолнечник

8

22,0

12,0

50,0

3,5

Слайд 9.

1. Во всех ли органах растения содержится одинаковое количество воды?

2. Почему молодые органы растений содержат больше воды, чем старые, одревесневшие?

3. Каких веществ больше в семенах растений?

4. Семена каких растений богаты белками? Углеводами? Жирами?

5. Содержат ли одинаковые части растений одинаковое количество веществ?
Учитель: Скажите, а для чего необходимо знать химический состав растений?

/Ученики дают ответы/

Верно, чтобы грамотно их использовать в быту, в промышленном производстве. Переходим к заданию №3. Часто ученые, получив неожиданные результаты, занимаются их анализом. Вот и вы имеете результаты, которые еще надо расшифровать и выявить практическое применение растительных веществ.

/Ученики расшифровывают, а затем зачитывают свои ответы. /

Слайд 10.

1 группа: Минеральные соли в организме человека регулируют обмен веществ.

Учитель: Они входят в состав зубов и костей, участвуют в транспорте кислорода. Особенно важны для человека соли кальция, фосфора, калия, железа. Наиболее богаты минеральными солями овощи и фрукты.

Слайд 11.

2 группа: Белки являются строительным материалом клеток и нужны человеку для роста.

Учитель: Настоящими фабриками растительного белка являются бобовые растения: горох, бобы, фасоль, а также кукуруза. Относительно богаты белком некоторые виды капусты (кольраби, цветная, брокколи), фасоль овощная, листья петрушки. Белки овощей усваиваются организмом человека на 80 %.

Слайд 12.

3 группа: Углеводы служат источником энергии. Их много в семенах и плодах.

Слайд 13.

4 группа: Жиры растений используются человеком в пищу, для изготовления мыла, кремов и лекарств.

Учитель: Их также используют для изготовления олиф, лаков, красок.


  1. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. (6 мин).

Цель этапа: Применение нового знания в типовых заданиях

Учитель: Подведем итог. Какие же вещества входят в состав растений?

/Ученики дают ответы/

Слайд 14.

Учитель: /Работа со слайдом/ Представим наши знания в виде схемы «Вещества растений». На какие группы мы их разделим? Что отнесем к неорганическим веществам? Что войдет в группу органических веществ? Вас не смущает, что схема не совсем закончена, остался пустой квадратик?

/Ученики высказывают свои предположения/

Верно, в состав растений входят другие вещества. Поможет нам закончить схему этот ребус.

Слайд 15.



Слайд 16.

Правильно, это витамины. Теперь схема закончена, и ее можно перенести в тетрадь.

/Ученики выполняют схему «Вещества растений» в тетради/

Слайд 5.

Учитель: Молодцы! Вернемся к нашим задачам на урок.

Мы выяснили химический состав растений?

Мы выявили практическое значение растительных веществ?

Так как вы считаете, подтвердилась ли наша гипотеза, что растения состоят из органических и неорганических веществ?

Слайд 17.


  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (6 мин).

Цель этапа: Самопроверка (взаимопроверка) умений применять новое знание в типовых условиях.

А теперь очередное задание на слайде – тест «Один вопрос – один ответ».

1. К неорганическим веществам относится

А) белки, Б) витамины В) вода
2. Способны гореть

А) органические вещества Б) неорганические вещества В) все вещества
3. Больше всего воды содержится:

А) в семенах пшеницы, Б) листьях капусты, В) стволе дерева
4. Каких веществ больше в семах растений?

А) неорганических Б) органических
5. Больше всего содержится жиров в семенах

А) пшеницы Б) гороха В) подсолнечника.

Слайд 18 Ответы для самопроверки: 1) В, 2) А, 3) Б, 4) Б, 5) В.



  1. Включение в систему знаний и повторение.

Цель этапа: Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. Прием «Чтение текста с остановкой». Вещества, необходимые растению (самостоятельная работа в парах).

Учащиеся, работая в паре, читают текст, знакомятся с его содержанием и находят ответ на вопрос.

Вопросы для обсуждения:

Задание:

  • Прочитайте статью: «Какие вещества необходимы для минерального питания растения» страница 145.

  • Заполните схему вместе:

Необходимые минеральные вещества.

прямая соединительная линия 6прямая соединительная линия 4прямая соединительная линия 5

прямая соединительная линия 1прямая соединительная линия 2прямая соединительная линия 3 азот фосфор калий

рост растения созревание плодов отток органических веществ

в корень

Почва, которая используется человеком для выращивания культурных растений, требует восстановления состава, т.к. питательные вещества уносятся растениями. Поэтому человек вносит удобрения.

УДОБРЕНИЯ: 1. Минеральные (фосфорные, калийные, азотные, комплексные);

2. Органические (птичий помёт, навоз);

3. Микроудобрения.

Внесение удобрений в почву должно контролироваться человеком. Удобрения вносятся в определённые сроки и в определённом виде.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (4 мин). Слайд 19

Цель этапа: Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

  1. Заполнение анкеты «Оцените урок».

1. Какую задачу ставили?

2. Удалось решить поставленную задачу?

3. Каким способом?

4. Какие получили результаты?

5. Что нужно сделать ещё?

6. Где можно применить новые знания?

7. Что на уроке у вас хорошо получалось?

8. Над чем ещё надо работать?

9.Оцените свое участие в работе группы и сдайте Рабочие листы на проверку.
Слайд 20 Задание на дом:

Домашнее задание (2 мин). Прочитать § 32, ответить на вопросы к нему.

* Выполнить задание для самостоятельной работы №2 (стр144), результаты оформить в тетради в виде таблицы

Что делаю

Что наблюдаю

Выводы











* Подготовить сообщения о растениях, из которых получают каучук, канифоль и скипидар, лекарства.

(* обозначено дополнительное задание на выбор учащегося.)
Слайд 21. Всем спасибо за работу. Урок окончен!
Список литературы:

  1. Галушкова Н.И. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника. Волгоград: «Учитель» 2007. – 271

  2. Муравин Э.А. Агрохимия. М.: Колос, 2003. - 384 с.

  3. Пасечник, Дубинина: Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс. Пособие для учителя М.: Дрофа, 2010. – 96 с.