|
Отправить груз самолетом - airlines онлаи заявка на отправку груза tst-cargo.ru. tst-cargo.ru | Химический состав растений Класс: 6
Учитель: Данилова Дарья Сергеевна, учитель биологии
Предмет: биология
Тема урока: Химический состав растений.
Цель урока: познакомить учащихся с химическим составом растений, продолжить формирование умений выполнять лабораторные работы и делать выводы на основании полученных результатов.
Место и роль урока в изучаемой теме: изучение нового материала
Оборудование: на столе учителя: спиртовка, держатель, пробирка с листьями растений, металлическая пластинка, спички;
на столах учащихся: стаканы с водой, марлевые салфетки, комочки теста, раствор йода, пипетки, листочки бумаги, семянки подсолнечника, ломтики картофеля. Этапы урока:
I. Организационный.
1. Приветствие.
2. Проверка готовности к учебному занятию.
II. Постановка темы и цели урока.
Учитель: Сегодня мы приступаем к изучению новой темы. Мы с вами уже знаем, как устроены растения. В новой теме мы с вами рассмотрим основные процессы жизнедеятельности, которые протекают в растениях, но прежде необходимо узнать, из каких веществ состоят растения, т.е. установить химический состав растений.
Это и будет целью нашего урока сегодня. На уроке выполним лабораторную работу, после чего вы сами придёте к выводу о составе растений. III. Изучение нового материала.
Вспомните. В курсе природоведения вы говорили о телах природы.
Вопросы:
Из чего состоят все тела природы?
Какие вещества различают?
Какие вещества называют неорганическими (минеральными)?
Какие вещества называют органическими?
Растения - это тела какой природы?
Вывод: растения – тела живой природы, значит они тоже состоят из
органических и минеральных веществ. Учитель: Какие органические и минеральные вещества входят в
состав растений, установим опытным путём. Ваша задача внимательно следить за демонстрацией опытов и по ходу заполнять таблицу и делать соответствующие выводы:
№
п/п
| Что брали
| Что делал
| Что наблюдал
| 1.
| Лист растения в пробирке
| Нагревали на огне
| На стенках пробирки появилась вода.
| 2.
| Кусочек растения в тигле
| Нагревали на огне
| Кусочек растения обуглился, осталась зола.
| 3.
| Тесто в марле
| Промывали в стакане с водой.
| Вода в стакане помутнела. На марле липкая масса.
| 4.
| Стакан с мутной водой
Срез клубня
| Капнули йод Капнули йод
| Вода посинела Клубень на срезе посинел
| 5.
| Семянка подсолнечника
| Раздавили на белом листе бумаги
| Жирное пятно
|
Демонстрация опыта № 1
Лист растения помещаем в пробирку и нагреваем их на слабом огне.
Вопрос: Что вы наблюдаете?
Ответ учащихся: на стенках пробирки появились капельки воды.
Вопрос: А как вы думаете, откуда она взялась?
Ответ: Она была в листе (из листа)
Вопрос: Какой мы можем сделать вывод?
Учащиеся формируют вывод: В листьях (в растениях) содержится вода. Какие ещё вещества содержатся в растениях?
Демонстрация опыта № 2
Нагревание кусочек растения на металлической пластинке (или тигле). При прокаливании выделяется дым, кусочек растения обугливается. Это сгорают органические вещества. После их сгорания остаётся зола, состоящая из несгорающих минеральных веществ.
Вопрос: Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: В состав растений входят минеральные вещества. Демонстрация опыта № 3
Для проведения этого опыта я приготовила муку.
Вопрос: Из чего делают муку?
Ответ: из зерён пшеницы.
- Значит …. Всё то, что есть в семенах, есть в муке, она имеет такой же химический состав.
Муку помещаем в марлю и хорошо промываем тесто в стакане с водой. Затем смотрим, что осталось в марле. (Белое, тягучее (растянуть) и клейкое (потрогать) вещество (масса)).
Эта тягучая клейкая масса – клейковина. Она сходна по составу с белком куриного яйца и называется растительным белком.
Делаем вывод: в состав растений входит белок. Проведение учащимися опыта № 4
Кроме белка в состав растений входит ещё одно вещество.
Добавляем в стакан с мутной водой, в котором промывали тесто, 2-3 капли йода.
Вопрос: что мы наблюдаем?
Ответ: вода посинела.
Йод является индикатором крахмала.
Вывод: следовательно, в состав растений входит крахмал и белок – это органические вещества.
Ещё одно доказательство присутствия крахмала в растениях: на разрез клубня картофеля капнем несколько капель йода. Что происходит? Картофель тоже синеет. Проведение учащимися опыта № 5
У вас имеются семена подсолнечника и белая бумага. Положите на бумагу семена подсолнечника и раздавите их.
Вопрос: Что вы обнаружили?
Ответ: Масляное пятно (если кто скажет, что вода, можно проверить подсушиванием).
Из семян этих растений, а также из семян льна, конопли добывают масло.
Вывод: в семенах обнаружили ещё одно вещество – жир. Жир – это органическое вещество.
Таким образом, в состав растений входят органические вещества (белки, жиры, углеводы), минеральные вещества и вода. - Как вы думаете, во всех ли органах растений содержится одинаковое количество воды, органических и минеральных веществ? Найдите ответ на вопрос в тексте параграфа 32, на стр. 155, второй абзац.
В органах растений содержится неодинаковое количество воды, органических и минеральных веществ. В листьях капусты – 90 % воды, в плодах огурцов – 96 % воды, в созревших семенах всего 5-15 % воды. Молодые растения содержат до 95-98 % воды, а одревесневевшие всего около 50 % воды.
Это связано с тем, что вода необходима для всех жизненно важных процессов, происходящих в организме растений. Поэтому клетки, в которых активно протекают процессы жизнедеятельности, всегда содержат много воды.
Содержание минеральных веществ:
- в семенах – 3 %
- в корнях и стеблях – 5 %
- в листьях – 10-15 %
Остальное приходится на органические вещества. Вопрос: Как вы думаете, одинаковые части растений содержат одинаковое количество веществ? Сравните состав семян пшеницы и подсолнечника по таблице на стр. 155.
Вопрос: Каких веществ больше всего в семенах растений?
Ответ: органических.
Вопрос: В каких семенах больше воды?
Ответ: у зерновок пшеницы
Вопрос: А минеральных веществ?
Ответ: у семянок подсолнечника.
Вывод: В семенах всех растений органических веществ значительно больше, чем воды и минеральных веществ.
Соотношение веществ в органах растений тоже может быть различно:
Семена
| Углеводы
| Жиры
| Белки
| Пшеница
| 69 %
| 2 %
| 13 %
| Подсолнечник
| 16 %
| 44 %
| 26 %
|
Зная химический состав растений, человек использует растения по назначению: для получения муки и крупы, содержащие углеводы и белки выращивают одни растения, для получения растительных жиров другие.
Выпишите в тетрадь, какие растения содержат:
Белки – горох, фасоль, бобы, соя, чечевица
Жиры – подсолнечник, хлопчатник, лён, конопля, арахис, соя
Углеводы – пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, рис, просо, овёс, гречиха.
IV. Закрепление изученного материала.
Выполнение задания № 1,2 в учебнике на стр. 156.
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание. § 32 читать, выполнить задание № 3 на стр. 157.
VII. Рефлексия.
|
|
|