Главная страница

Идеальная дидактика



Скачать 97.21 Kb.
НазваниеИдеальная дидактика
Дата17.04.2016
Размер97.21 Kb.
ТипДокументы

Повышение качества образования на основе введения новых технологий современного урока информатики и ИКТ и эффективного образовательного мониторинга.
... Идеальная дидактика это ее отсутствие Ученик сам стремится к знаниям так, что никто не может ему помешать. Пусть гаснет свет – он будет работать при свечах... ... Идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам...

А.Гин

Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учетом основных направлений модернизации образования, ориентирован «не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка». Поэтому не случайно, что одной из главных целей изучения предмета «Информатика и ИКТ» на ступени общего образования является развитие познавательного интереса учащихся.

Известно, что интерес к предмету формируется под непосредственным влиянием учителя и в значительной мере зависит от его увлеченности, эрудиции, педагогического опыта. Применение имеющегося в распоряжении учителя арсенала средств, форм и методов обучения позволяет каждому создать систему работы.

Особое внимание следует уделить проблеме создания и повышения мотивации к изучению информатики. Мотивом для изучения информатики, конечно, в первую очередь выступает интерес к компьютеру. Он завораживает детей тайной своей могущественности и демонстрацией все новых возможностей. Он готов быть другом и помощником, он способен развлечь и связать со всем миром. Однако, с каждым днем для большинства детей компьютер становится фактически бытовым прибором и теряет свой таинственный ореол, а вместе с ним и мотивационную силу.

Большое значение в формировании мотивации обучающихся при изучении информатики, имеет правильно организованная познавательная деятельность, основанная на создании оптимального уровня сложности, на активном включении обучающихся в поиск новых знаний при выполнении различного рода умственных практических заданий. А руководить деятельностью – это одна из задач, которые встают перед учителем информатики в современной школе. Ее решение он ищет, когда разрабатывает обычный рабочий урок, составляет задания для обучающихся, организует внеклассные мероприятия, связанные с изучением предмета.

Моделируя уроки информатики, необходимо соблюдать следующие принципы: обучение в сотрудничестве на партнерских, субъектно-субъектных, межличностных отношениях. Через такое учебное взаимодействие осуществляется индивидуальный подход к учащимся с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических особенностей и уровня учебных возможностей.

Сегодня необходимо подготовить будущих специалистов, готовых решать нестандартные проблемы, а начинает их готовить к жизни вместе с семьей школа. В этом вопросе я полностью солидарна с мнением В.П.Вахтерова «Многое из того, что усваивает ученик, забывается, но зато остается привычка определенным образом работать над материалом. Стало быть, ценны не одни знания, а, прежде всего, способы, какими они разрабатываются».

В процессе обучения необходимо развивать способности к самостоятельной творческой работе, которая основана на мышлении «без образца» и предполагает собственную активность ученика в ходе рождения и постановки проблемы, поиску и осуществлению ее решения. Предъявляя новый материал, целеообразно придерживаться принципа «не давать готового». Ученики с помощью учителя обобщают ранее изученный материал, формулируют проблему в виде вопроса и только после этого, собственно начинается изучение новой темы. Таким образом, урок носит явно развивающий характер.

Часто на уроках используется прием создания проблемной ситуации. Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе. Мы думаем, что не всегда создание проблемной ситуации гарантирует интерес к проблеме. И здесь можно использовать какие-то парадоксальные моменты в описываемой ситуации.

Например, изучение операций с файлами и папками считается у учителей и учащихся несложной темой. Но дальнейшая практика показывает, что учащиеся совершенно не могут в реальной жизни пользоваться операцией «Поиск файлов». Для того, чтобы заинтересовать учащихся, теорию можно представить в проблемном варианте «Вы потеряли файл?!», и провести небольшую игру «Поиск клада». Каждый учащийся за своим компьютером в текстовом редакторе пишет записку-информацию о том, в каком файле спрятан клад, а затем прячут его в любой папке. Путь к файлу (вот актуализация, которую тоже не очень-то встретишь в курсе информатики) записывают в тетрадь. На отдельном листе бумаги пишут записку, в которой указывают атрибуты поиска файла, т.е. что о нем известно. После этого учащиеся меняются местами, переходят по кругу. Читают оставленные записки и при помощи поисковой системы осуществляют поиск файла. Те, кто его нашел, записывают путь найденного файла, читают послание.

Также очень эффективно «срабатывает» преднамеренное создание проблемной ситуации в названии темы урока. «Как измерить количество информации» – вместо унылого «Единицы измерения информации», «Что такое алгоритм» – вместо обычного «Понятие алгоритма», «Учимся считать на компьютере» – вместо «Электронные таблицы» и др.

Самоуправление познавательной деятельностью, самоконтроль являются важными компетенциями современного выпускника школы. Поэтому в процессе обучения информатике на всех ступенях обучения важно уделять значение контролю знаний учащихся, который помогает управлять процессом самостоятельной познавательной деятельности школьников. С этой целью на уроках могут быть использованы следующие приемы: провокация, софизмы (преднамеренные ошибки в рассуждениях, с целью запутать собеседника), задания с недостающими данными, задания с избытком данных, обнаружение причин ошибок и способы их устранения и т.д.

Также учащиеся готовят сообщения и доклады, материал в электронном виде, который учащиеся презентуют на уроке; составляют творческие задания, ребусы, кроссворды для одноклассников по изученному материалу. Например, изучив раздел «Тестовый редактор», в качестве итоговой работы ученикам необходимо создать кроссворд по одной из тем данного раздела, используя таблицу. Аналогичный вид работы можно проделать и с помощью электронных таблиц.

Метод исследования или «решения проблемы» лежит в основе учебного сотрудничества, потому что он представляет собой воспроизведение естественного процесса открытия или познания действительности. С целью создания таких условий при организации учебного процесса, которые позволяют развивать у учащихся навыки поисковой и исследовательской деятельности и развития у них самостоятельной активности и интереса к предмету, используются задания, в которых дети пытаются самостоятельно исследовать и анализировать комбинированный текст с элементами описания и повествования. Вот пример такой работы.

Групповое общение в учебной деятельности имеет особое значение для развития ребенка. Оно способствует созданию деловых, коллективных, межличностных отношений. В процессе общения создается возможность дополнения общей деятельности индивидуальными интересами и склонностями. Работая в группах, ученики отвечают за успехи каждого, учатся помогать друг другу. Включение обучающихся на уроке информатики в деловое общение, обеспечивает высокую познавательную активность, что, несомненно положительно сказывается на эффективности процесса обучения. Такая организация деятельности обучающихся на уроке важна для создания атмосферы коллективного труда, когда можно использовать богатые резервы каждого класса – в виде помощи сильных учеников более слабым.

Групповая форма – не основная, а дополнительная форма учебной работы. Благодаря ей представляется возможность не допустить отставания в учебе слабоуспевающим и создания лучших условий для развития одаренных.

При комплектовании группы важно учитывать количественный и качественный состав. В начале урока перед учениками ставиться цель предстоящей работы, раздаются подготовленные и размноженные задания и инструкции по их выполнению, учитель контролирует ход и результат групповой работы, консультирует, побуждает к действию.

В 5-6-х классах, более эффективны гетерогенные группы – группы, объединяющие обучающихся с различными уровнями знаний по предмету. В таких группах развитие личности в социальном и творческом отношении происходит более интенсивно, ярко проявляется чувство коллективизма, ответственности и требовательности к себе и своим согруппникам, взаимопомощь и стремление не подвести других.

Получив задание, группа приступает к его совместному решению, причем на работу отводится ограниченное время. По истечении отведенного времени группы отчитываются о своей деятельности. Все участники группы получают одинаковые оценки, независимо от того, какую долю в выполнение работы он внес.

Наличие в классе разных по уровню подготовленности обучающихся предполагает различные по сложности, объему и содержанию задания. Для того, чтобы помочь обучающимся в самостоятельной работе при выполнении практических работ, на уроках информатики можно использовать карточки для групповой работы. Они включают в себя задания для самостоятельной работы обучающихся на уроке и вне урока («Карточки-задания») и карточки, несущие дополнительную информацию, призванную помочь облегчить понимание теоретических вопросов.

Групповая работа завершается фронтальной, когда обучающиеся отчитываются о проделанной работе.

Технология обучения в сотрудничестве в значительной мере может быть реализована при групповой работе с использованием компьютера и других технических средств. Обучающие программы и компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп учащихся. При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания, взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы.

При выполнении заданий в парах или группах не требуется одинакового уровня владения техническими средствами, в процессе совместной работы происходит и совершенствование практических навыков более «слабых» в этом отношении учащихся.

Все члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому неизбежно и взаимообучение не только по предмету проекта, но и по вопросам эффективного использования вычислительной техники и соответствующих информационных технологий.

Обучение в сотрудничестве с использованием информационных и коммуникационных технологий не требует непосредственного присутствия участников группы, работа может производиться дистанционно, с передачей материалов и взаимным общением с помощью услуг Интернета. Это также поднимает деятельность отдельных участников группы на качественно новую ступень, позволяя привлечь к совместной деятельности и тех, кто по тем или иным причинам лишен возможности непосредственного участия в работе группы.

Личностно-ориентированное обучение – это обучение, которое опирается на возрастные особенности и индивидуальные характеристики личности. Педагогические технологии на уроках целесообразно применять с учетом основного вида деятельности, характерного для определенного возраста школьников.

В 5-6 классах применяю комплекс игровых и развивающих технологий. Так, например, учащимся предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех условиях, усвоение которых и является учебной целью.

В 7-8 классах оптимальные результаты достигаются в процессе использования сочетаний технологий, в которых реализуются идеи коллективного и группового обучения: коллективного и группового самостоятельного обучения, коллективной творческой деятельности, уровневой дифференциации.

В старших классах наибольшее значение приобретает учебно-познавательный труд, поэтому эффективными становятся технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения: педагогическая мастерская, метод проектов, проблемное обучение.

Особое внимание на старшем этапе обучения уделяю внедрению проектно-исследовательской деятельности в учебный процесс. Метод проектов позволяет школьникам овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты своего проекта. Формируются исследовательские умения учащихся. Выполняя проект, ученики пользуются планом, определяющим критерии проекта. В ходе подготовки работают над качеством сообщения, учатся отбирать материал, защищать проект. Учащиеся создают проекты как по информатике («Архитектура ПК», «Двоичное кодирование информации», «Системы счисления», «Алгебра логики и логические основы ПК»), так и межпредметные: информатика-биология, информатика-технология, информатика-литература («Расчет биоритмов с использованием электронных таблиц», «Правила техники безопасности при работе с ПК», «Создание психологического теста с помощью ПК» и др.)

Большие возможности для использования метода проектов предоставляет и компьютерное моделирование. Здесь речь уже идет о том, что разработка компьютерной модели того или иного процесса или явления уже сама по себе является видом проективной деятельности. Если учащийся владеет приемами программирования, то в этом случае он имеет возможность глубоко проникнуть не только в самую суть явления, но и в его математическую модель, которую затем необходимо воплотить в зрительный образ. Такими проектами могут быть: моделирование диффузии, движения броуновской частицы, модель движения тела, брошенного под углом к горизонту.

Работа над проектом побуждает ученика не только к глубокому изучения какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий.

Использование различных видов деятельности, таких как: самостоятельная работа с выбором уровня сложности, разработка различных заданий для одноклассников, написание программ-тестов по различным предметам позволяет повышать самообразовательный уровень учащихся и интерес к предмету. Этому же способствует такие формы подведения итогов определенного периода как: уроки-семинары, уроки-демонстрации, мини-конференции «презентация моих достижений», отчетные выступления.

На семинарах учащиеся получают задание найти и обосновать свою точку зрения по предложенной теме. Для подтверждения и аргументации своих доводов они используют факты из истории ВТ, статьи из СМИ, забавные и курьезные случаи из жизни.

Интересны обзорные мини-конференции под условным названием «А что новенького?», которые позволяют познакомить учеников с новинками в области информационных технологий. Ребята не только узнают об инновациях в мире техники, но и сами находят такие интересные новшества.

Подводя итоги, хочу отметить, что современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
Автор: Пенкина Ольга Николаевна учитель информатики и ИКТ