Главная страница

Человек и информация



Скачать 99.59 Kb.
НазваниеЧеловек и информация
Дата13.04.2016
Размер99.59 Kb.
ТипУрок

Урок

4 класс

Тема: Человек и информация.

Цель:

Цель урока: Вспомнить о том, как человек воспринимает информацию и зачем ему нужна информация, какие виды и типы информации бывают.

Задачи:

Образовательная

  • Познакомить с различными видами информации.

Развивающая

  • Развивать логическое мышление, память, внимание.

  • Развивать исследовательскую и познавательную деятельности.

  • Формировать умения лаконично, полно и содержательно отвечать и делать обобщающие выводы.


Воспитывающая

  • Развивать самостоятельность мышления и сознательное усвоение материала.

  • Способствовать воспитанию аккуратности, терпению, усидчивости.

  • Воспитывать умение аргументировано доказывать свою мысль.


Методы организации учебной деятельности:

  • фронтальная,

  • индивидуальная,

  • групповая,

  • ученик-компьютер,

  • ученик-учитель.


Характеристика урока:

1. Форма организации: эвристическая беседа, с опорой на знания учащихся; фронтальная работа с решение информационных задач в РТ; компьютерный практикум;

2.Тип урока: комбинированный, с использованием развивающих, игровых, исследовательских технологий

Требования к уровню освоения учебного материала на начало урока:

  1. Уметь приводить примеры для иллюстрации различных видов информации, используя элементарные приемы аналитической деятельности.

2. Понимать, что человек обладает способностью воспринимать информацию с помощью органов чувств.

Требования к уровню освоения учебного материала на конец урока:

Понимать что:

  1. В зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, её называют звуковой, зрительной, тактильной (осязательной), обонятельной и вкусовой.

  2. В зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной.

  3. Информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других) .

Знать:

  1. Что тексты и изображения – это информационные объекты.

  2. Что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами.

  3. Как описывать объекты реальной действительности.

Уметь(применять и использовать) :

  1. Применять полученные знания и представлять на разных носителях ( на бумаге, доске, на экране компьютера) одну и ту же информацию об одном и том же объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, чисел

  2. Обрабатывать тексты и изображения ( информационные объекты), представленные на разных носителях, в том числе на экране компьютера.

План урока

  1. Проверка д/з (2 мин)

  2. Эвристическая беседа (12 мин)

а) Работа по карточкам (3 мин)

б) Работа с заданиями на доске (7 мин)

в) Игра (3мин)

  1. Выполнение заданий в тетради (14 мин)

  2. Компьютерный практикум (10 мин)

  3. Подведение итогов, оценки, д/з (2 мин)

Обеспечение урока:

  1. Учебник.

  2. Тетрадь рабочая.

  3. Мультимедиа проектор и экран.

  4. Презентация к уроку.

  5. Задания за компьютером.

  6. Карточки с заданиями.

  7. Картинки.

  1. Проверка правил техники безопасности (2 мин)

2 Объяснения нового материала (10 мин)

Учитель:

-В разных областях знаний информация понимается по разному.

В быту - сведения, знания, сообщения, которые нас интересуют.

В технике - как сообщения, передаваемые в форме знаков и сигналов.

Информация может существовать в виде:

-Текстов, рисунков, чертежей, фотографий;

-жестов и мимики;

-запахов и вкусовых ощущений;

-хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов;

-световых или звуковых сигналов;

-радиоволн;

-магнитных записей;

электрических и нервных импульсов.

Эвристическая беседа.

Учитель:

-Как называется информация, которая воспринимается с помощью органов слуха?

Ученик:

- Звуковая.

Учитель:

-Приведите примеры, что можно использовать с помощью органов слуха?

Ученик:

-Речь, пение, игра на музыкальном инструменте.

Учитель:

- Как называется информация, которая позволяет различать цвет, размер и форму предмета?

Ученик:

- Зрительная.

Учитель:

-Какая информация воспринимается с помощью кожи?

Ученик:

-Тактильная.

Учитель:

-Возьмем лимон. Какая у вас возникла реакция на мои слова. Что вы почувствовали?

Ученик:

-Он кислый. Желтый.

Учитель:

- С помощью, каких органов чувств вы об этом узнали?

Ученик:

-О том, что он кислый с помощью языка. Такой вид информации называют вкусовой.

Учитель:

-Вы пришли домой из школы и каким-то образом поняли, что дома мама испекла пирог. Как вы об этом узнали?

Ученик:

- Почувствовали, носам запах. Мы с помощью носа получили, обонятельную информацию.

2 а) Самостоятельная работа по карточкам (раздается 3 ученикам – 3минуты, пока остальные учащиеся работают с доской и учителем)

Вариант 1

1. С помощью зрительной информации мы распознаем:

а)Цвет

б) Запах

в) Громкость

г) Форму

д) Температуру

2. С помощью звуковой информации мы распознаем:

а) Цвет

б)Запах

в)Громкость

г) Форму

д) Температуру

3. С помощью …человек слушает музыку?

4. Тактильная информация воспринимается человеком с помощью….



2 б) Работа с классом.

1.



2. Заполни схему и прикрепи картинку из таблицы - вкусовая, слуховая, тактильная, обонятельная, зрительная.








































3




4


Событие


Органы чувств

Виды информации

Лена смотрит мультфильм.


Глаза, уши

Слуховая, зрительная

Саша слушает музыку, записанную на магнитофонную кассету.








Девочка любуется цветами и вдыхает их аромат.









Мама пробует суп, чтобы

определить, достаточно ли соли








Сергей рассматривает новый

телефон и слушает рассказ папы о работе телефона.










2 в) Игра

Учитель показывает карточку с названием вида информации

Дети приводят примеры данного вида информации. Побеждает тот, кто приведет больше правильных примеров по разным видам информации.

Ответы заполняются в таблице, напротив фамилии, галочка за каждый правильный ответ.

№ п/п

Фамилия, имя ученика

Правильные ответы












  1. Выполнение заданий в тетради.

1, №3,5,7

  1. Компьютерный практикум.

1 вариант

1 задание




Скоро будут каникулы

2+3=5

С.Atkins-Jam Man.mp3


2 Задание

Объедини в группы виды информации. Впиши их в соответствующие ячейки таблицы

Числовая информация

Графическая информация

Текстовая информация





































Данные для справки:

Стихотворение в книге; таблица умножения; рисунок; речь учителя; песня; иллюстрация схема, звонок, картинки, оценки в дневнике, примеры по математике, повесть в журнале

2 вариант

1 задание




Компьютерная графика



144-14=130

01-Август.mp3


2 Задание

Объедини в группы виды информации. Впиши их в соответствующие ячейки таблицы

Числовая информация

Графическая информация

Звуковая информация





































Данные для справки:

Рассказ в книге; таблица умножения; рисунок; речь учителя; крик; иллюстрация схема, звонок, картинки, оценки в фигурном катании, примеры по математике, повесть в журнале.

  1. Подведение итогов, оценки, д/з.№2, №4, №6

Используемая литература:

  1. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 4 класса. Ч. 1/ Н.В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  2. Информатика и ИКТ. 4 класс: методическое пособие / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и др. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009

  3. Информатика ИКТ : учебник для 4 класса / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. – 2-е изд., испр. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  4. Информатика: Учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. - 4-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  5. Информатика и ИКТ : электронное приложение / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова.-М: БИНОМ, 2009.

Издательство: http//www.Lbz.ru [email protected]

  1. Обучение информатике во втором классе: Методическое пособие/ Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова,-М, БИНОМ.Лаборатория знаний, 2004.