|  | Человек и информация| Урок
 
 4 класс
 
 Тема: Человек и информация.
 
 Цель:
 
 Цель урока: Вспомнить о том, как человек воспринимает информацию и зачем ему нужна информация, какие виды и типы информации бывают.
 
 Задачи:
 
 Образовательная
 
  Познакомить с различными видами информации.
 
 Развивающая
 
  Развивать логическое мышление, память, внимание.
 
Развивать исследовательскую и познавательную деятельности.
 
Формировать умения лаконично, полно и содержательно отвечать и делать обобщающие выводы.
 
 
 Воспитывающая
 
  Развивать самостоятельность мышления и сознательное усвоение материала.
 
Способствовать воспитанию аккуратности, терпению, усидчивости.
 
Воспитывать умение аргументировано доказывать свою мысль.
 
 
 Методы организации учебной деятельности:
 
  фронтальная,
 
индивидуальная,
 
групповая,
 
ученик-компьютер,
 
ученик-учитель.
 
 
 Характеристика урока:
 
 1. Форма организации: эвристическая беседа, с опорой на знания учащихся; фронтальная работа с решение информационных задач в РТ; компьютерный практикум;
 
 2.Тип урока: комбинированный, с использованием развивающих, игровых, исследовательских технологий
 
 Требования к уровню освоения учебного материала на начало урока:
 
  Уметь приводить примеры для иллюстрации различных видов информации, используя элементарные приемы аналитической деятельности.
 
 2. Понимать, что человек обладает способностью воспринимать информацию с помощью органов чувств.
 
 Требования к уровню освоения учебного материала на конец урока:
 
 Понимать что:
 
  В зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, её называют звуковой, зрительной, тактильной (осязательной), обонятельной и вкусовой.
 
В зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной.
 
Информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других) .
 
 Знать:
 
  Что тексты и изображения – это информационные объекты.
 
Что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами.
 
Как описывать объекты реальной действительности.
 
 Уметь(применять и использовать) :
 
  Применять полученные знания и представлять на разных носителях ( на бумаге, доске, на экране компьютера) одну и ту же информацию об одном и том же объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, чисел
 
Обрабатывать тексты и изображения ( информационные объекты), представленные на разных носителях, в том числе на экране компьютера.
 
 План урока
 
  Проверка д/з (2 мин)
 
Эвристическая беседа (12 мин)
 
 а) Работа по карточкам (3 мин)
 
 б) Работа с заданиями на доске (7 мин)
 
 в) Игра (3мин)
 
  Выполнение заданий в тетради (14 мин)
 
Компьютерный практикум (10 мин)
 
Подведение итогов, оценки, д/з (2 мин)
 
 Обеспечение урока:
 
  Учебник.
 
Тетрадь рабочая.
 
Мультимедиа проектор и экран.
 
Презентация к уроку.
 
Задания за компьютером.
 
Карточки с заданиями.
 
Картинки.
 
  Проверка правил техники безопасности (2 мин)
 
 2 Объяснения нового материала (10 мин)
 
 Учитель:
 
 -В разных областях знаний информация понимается по разному.
 
 В быту - сведения, знания, сообщения, которые нас интересуют.
 
 В технике - как сообщения, передаваемые в форме знаков и сигналов.
 
 Информация может существовать в виде:
 
 -Текстов, рисунков, чертежей, фотографий;
 
 -жестов и мимики;
 
 -запахов и вкусовых ощущений;
 
 -хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов;
 
 -световых или звуковых сигналов;
 
 -радиоволн;
 
 -магнитных записей;
 
 электрических и нервных импульсов.
 
 Эвристическая беседа.
 
 Учитель:
 
 -Как называется информация, которая воспринимается с помощью органов слуха?
 
 Ученик:
 
 - Звуковая.
 
 Учитель:
 
 -Приведите примеры, что можно использовать с помощью органов слуха?
 
 Ученик:
 
 -Речь, пение, игра на музыкальном инструменте.
 
 Учитель:
 
 - Как называется информация, которая позволяет различать цвет, размер и форму предмета?
 
 Ученик:
 
 - Зрительная.
 
 Учитель:
 
 -Какая информация воспринимается с помощью кожи?
 
 Ученик:
 
 -Тактильная.
 
 Учитель:
 
 -Возьмем лимон. Какая у вас возникла реакция на мои слова. Что вы почувствовали?
 
 Ученик:
 
 -Он кислый. Желтый.
 
 Учитель:
 
 - С помощью, каких органов чувств вы об этом узнали?
 
 Ученик:
 
 -О том, что он кислый с помощью языка. Такой вид информации называют вкусовой.
 
 Учитель:
 
 -Вы пришли домой из школы и каким-то образом поняли, что дома мама испекла пирог. Как вы об этом узнали?
 
 Ученик:
 
 - Почувствовали, носам запах. Мы с помощью носа получили, обонятельную информацию.
 
 2 а) Самостоятельная работа по карточкам (раздается 3 ученикам – 3минуты, пока остальные учащиеся работают с доской и учителем)
 
 Вариант 1
 
 1. С помощью зрительной информации мы распознаем:
 
 а)Цвет
 
 б) Запах
 
 в) Громкость
 
 г) Форму
 
 д) Температуру
 
 2. С помощью звуковой информации мы распознаем:
 
 а) Цвет
 
 б)Запах
 
 в)Громкость
 
 г) Форму
 
 д) Температуру
 
 3. С помощью …человек слушает музыку?
 
 4. Тактильная информация воспринимается человеком с помощью….
 
 
  
 2 б) Работа с классом.
 
 1.
 
 
  
 2. Заполни схему и прикрепи картинку из таблицы - вкусовая, слуховая, тактильная, обонятельная, зрительная.
 
 
  
 
 
 3
 
 
  
 
 4
 
 
      | Событие
 
 
 | Органы чувств
 
 | Виды информации
 
 |   | Лена смотрит мультфильм.
 
 
 | Глаза, уши
 
 | Слуховая, зрительная
 
 |   | Саша слушает музыку, записанную на магнитофонную кассету.
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | Девочка любуется цветами и вдыхает их аромат.
 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | Мама пробует суп, чтобы
 
 определить, достаточно ли соли
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | Сергей рассматривает новый
 
 телефон и слушает рассказ папы о работе телефона.
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |  
  
 2 в) Игра
 
 Учитель показывает карточку с названием вида информации
 
 Дети приводят примеры данного вида информации. Побеждает тот, кто приведет больше правильных примеров по разным видам информации.
 
 Ответы заполняются в таблице, напротив фамилии, галочка за каждый правильный ответ.
 
      | № п/п
 
 | Фамилия, имя ученика
 
 | Правильные ответы
 
 |   | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |  
 
  Выполнение заданий в тетради.
 
 №1, №3,5,7
 
  Компьютерный практикум.
 
 1 вариант
 
 1 задание
 
 
  
 
   Скоро будут каникулы
 
 2+3=5
 
 С.Atkins-Jam Man.mp3
 
 
 2 Задание
 
 Объедини в группы виды информации. Впиши их в соответствующие ячейки таблицы
 
      | Числовая информация
 
 | Графическая информация
 
 | Текстовая информация
 
 |   | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |  Данные для справки:
 
 Стихотворение в книге; таблица умножения; рисунок; речь учителя; песня; иллюстрация схема, звонок, картинки, оценки в дневнике, примеры по математике, повесть в журнале
 
 2 вариант
 
 1 задание
 
 
  
 
 Компьютерная графика
 
 
 
   144-14=130
 
 01-Август.mp3
 
 
 2 Задание
 
 Объедини в группы виды информации. Впиши их в соответствующие ячейки таблицы
 
      | Числовая информация
 
 | Графическая информация
 
 | Звуковая информация
 
 |   | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |   | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |  Данные для справки:
 
 Рассказ в книге; таблица умножения; рисунок; речь учителя; крик; иллюстрация схема, звонок, картинки, оценки в фигурном катании, примеры по математике, повесть в журнале.
 
  Подведение итогов, оценки, д/з.№2, №4, №6
 
 Используемая литература:
 
  Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 4 класса. Ч. 1/ Н.В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
 
Информатика и ИКТ. 4 класс: методическое пособие / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и др. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
 
Информатика ИКТ : учебник для 4 класса / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. – 2-е изд., испр. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
 
Информатика: Учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. - 4-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
 
Информатика и ИКТ : электронное приложение / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова.-М: БИНОМ, 2009.
 
 Издательство: http//www.Lbz.ru binom@Lbz.ru
 
  Обучение информатике во втором классе: Методическое пособие/ Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова,-М, БИНОМ.Лаборатория знаний, 2004.
 
 | 
 |  |