|
Человек и информация Урок
4 класс
Тема: Человек и информация.
Цель:
Цель урока: Вспомнить о том, как человек воспринимает информацию и зачем ему нужна информация, какие виды и типы информации бывают.
Задачи:
Образовательная
Познакомить с различными видами информации.
Развивающая
Развивать логическое мышление, память, внимание.
Развивать исследовательскую и познавательную деятельности.
Формировать умения лаконично, полно и содержательно отвечать и делать обобщающие выводы.
Воспитывающая
Развивать самостоятельность мышления и сознательное усвоение материала.
Способствовать воспитанию аккуратности, терпению, усидчивости.
Воспитывать умение аргументировано доказывать свою мысль.
Методы организации учебной деятельности:
фронтальная,
индивидуальная,
групповая,
ученик-компьютер,
ученик-учитель.
Характеристика урока:
1. Форма организации: эвристическая беседа, с опорой на знания учащихся; фронтальная работа с решение информационных задач в РТ; компьютерный практикум;
2.Тип урока: комбинированный, с использованием развивающих, игровых, исследовательских технологий
Требования к уровню освоения учебного материала на начало урока:
Уметь приводить примеры для иллюстрации различных видов информации, используя элементарные приемы аналитической деятельности.
2. Понимать, что человек обладает способностью воспринимать информацию с помощью органов чувств.
Требования к уровню освоения учебного материала на конец урока:
Понимать что:
В зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, её называют звуковой, зрительной, тактильной (осязательной), обонятельной и вкусовой.
В зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной.
Информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других) .
Знать:
Что тексты и изображения – это информационные объекты.
Что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами.
Как описывать объекты реальной действительности.
Уметь(применять и использовать) :
Применять полученные знания и представлять на разных носителях ( на бумаге, доске, на экране компьютера) одну и ту же информацию об одном и том же объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, чисел
Обрабатывать тексты и изображения ( информационные объекты), представленные на разных носителях, в том числе на экране компьютера.
План урока
Проверка д/з (2 мин)
Эвристическая беседа (12 мин)
а) Работа по карточкам (3 мин)
б) Работа с заданиями на доске (7 мин)
в) Игра (3мин)
Выполнение заданий в тетради (14 мин)
Компьютерный практикум (10 мин)
Подведение итогов, оценки, д/з (2 мин)
Обеспечение урока:
Учебник.
Тетрадь рабочая.
Мультимедиа проектор и экран.
Презентация к уроку.
Задания за компьютером.
Карточки с заданиями.
Картинки.
Проверка правил техники безопасности (2 мин)
2 Объяснения нового материала (10 мин)
Учитель:
-В разных областях знаний информация понимается по разному.
В быту - сведения, знания, сообщения, которые нас интересуют.
В технике - как сообщения, передаваемые в форме знаков и сигналов.
Информация может существовать в виде:
-Текстов, рисунков, чертежей, фотографий;
-жестов и мимики;
-запахов и вкусовых ощущений;
-хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов;
-световых или звуковых сигналов;
-радиоволн;
-магнитных записей;
электрических и нервных импульсов.
Эвристическая беседа.
Учитель:
-Как называется информация, которая воспринимается с помощью органов слуха?
Ученик:
- Звуковая.
Учитель:
-Приведите примеры, что можно использовать с помощью органов слуха?
Ученик:
-Речь, пение, игра на музыкальном инструменте.
Учитель:
- Как называется информация, которая позволяет различать цвет, размер и форму предмета?
Ученик:
- Зрительная.
Учитель:
-Какая информация воспринимается с помощью кожи?
Ученик:
-Тактильная.
Учитель:
-Возьмем лимон. Какая у вас возникла реакция на мои слова. Что вы почувствовали?
Ученик:
-Он кислый. Желтый.
Учитель:
- С помощью, каких органов чувств вы об этом узнали?
Ученик:
-О том, что он кислый с помощью языка. Такой вид информации называют вкусовой.
Учитель:
-Вы пришли домой из школы и каким-то образом поняли, что дома мама испекла пирог. Как вы об этом узнали?
Ученик:
- Почувствовали, носам запах. Мы с помощью носа получили, обонятельную информацию.
2 а) Самостоятельная работа по карточкам (раздается 3 ученикам – 3минуты, пока остальные учащиеся работают с доской и учителем)
Вариант 1
1. С помощью зрительной информации мы распознаем:
а)Цвет
б) Запах
в) Громкость
г) Форму
д) Температуру
2. С помощью звуковой информации мы распознаем:
а) Цвет
б)Запах
в)Громкость
г) Форму
д) Температуру
3. С помощью …человек слушает музыку?
4. Тактильная информация воспринимается человеком с помощью….
2 б) Работа с классом.
1.
2. Заполни схему и прикрепи картинку из таблицы - вкусовая, слуховая, тактильная, обонятельная, зрительная.
3
4
Событие
| Органы чувств
| Виды информации
| Лена смотрит мультфильм.
| Глаза, уши
| Слуховая, зрительная
| Саша слушает музыку, записанную на магнитофонную кассету.
|
|
| Девочка любуется цветами и вдыхает их аромат.
|
|
| Мама пробует суп, чтобы
определить, достаточно ли соли
|
|
| Сергей рассматривает новый
телефон и слушает рассказ папы о работе телефона.
|
|
|
2 в) Игра
Учитель показывает карточку с названием вида информации
Дети приводят примеры данного вида информации. Побеждает тот, кто приведет больше правильных примеров по разным видам информации.
Ответы заполняются в таблице, напротив фамилии, галочка за каждый правильный ответ.
№ п/п
| Фамилия, имя ученика
| Правильные ответы
|
|
|
|
Выполнение заданий в тетради.
№1, №3,5,7
Компьютерный практикум.
1 вариант
1 задание
Скоро будут каникулы 2+3=5 С.Atkins-Jam Man.mp3
2 Задание
Объедини в группы виды информации. Впиши их в соответствующие ячейки таблицы
Числовая информация
| Графическая информация
| Текстовая информация
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Данные для справки:
Стихотворение в книге; таблица умножения; рисунок; речь учителя; песня; иллюстрация схема, звонок, картинки, оценки в дневнике, примеры по математике, повесть в журнале
2 вариант
1 задание
Компьютерная графика
144-14=130 01-Август.mp3
2 Задание
Объедини в группы виды информации. Впиши их в соответствующие ячейки таблицы
Числовая информация
| Графическая информация
| Звуковая информация
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Данные для справки:
Рассказ в книге; таблица умножения; рисунок; речь учителя; крик; иллюстрация схема, звонок, картинки, оценки в фигурном катании, примеры по математике, повесть в журнале.
Подведение итогов, оценки, д/з.№2, №4, №6
Используемая литература:
Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 4 класса. Ч. 1/ Н.В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Информатика и ИКТ. 4 класс: методическое пособие / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и др. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
Информатика ИКТ : учебник для 4 класса / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. – 2-е изд., испр. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Информатика: Учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. - 4-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Информатика и ИКТ : электронное приложение / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова.-М: БИНОМ, 2009.
Издательство: http//www.Lbz.ru [email protected]
Обучение информатике во втором классе: Методическое пособие/ Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова,-М, БИНОМ.Лаборатория знаний, 2004.
|
|
|