Главная страница


Инновации в образовании путь к развитию школы



Скачать 58.15 Kb.
НазваниеИнновации в образовании путь к развитию школы
Дата18.04.2016
Размер58.15 Kb.
ТипДокументы

Инновации в образовании – путь к развитию школы

Куришкина Л.А. – к.п.п., заслуженный учитель РФ
Современная российская школа – это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием инноваций и экспериментов.

Более двадцати лет своего существования педагогический коллектив сориентирован на инновационное развитие школы, причиной которого является образовательные потребности субъектов, формирующиеся в контексте социально значимых изменений в обществе.

Первой значимой инновацией в восьмидесятые годы прошлого века было открытие классов в комплексе «Школа-ВУЗ», благодаря которым осуществлялась качественная подготовка учащихся к поступлению в СФ МЭИ и успешное обучение выпускников нашей школы в этом вузе в качестве студентов. Эта образовательная услуга позволила увеличить число учащихся старшей школы, открыть профильные классы и повысить показатели качества знаний и успеваемости в школе.

В дополнение к этой инновации в 1992 году в нашей школе была открыта областная экспериментальная площадка, реализующая модель общего образования «Экология и диалектика». Целью ее являлось личностно-ориентированное развитие школьников, связанное с формированием целостной картины мира у ребенка, развитием экологического мышления, опережающего обучения и др. Данные педагогический эксперимент охватывал учебный процесс с 1 по 11 классы, являясь поисковым. Это дало возможность каждому педагогу вести исследовательскую деятельность, что изменило квалификационные показатели. 92% педагогов за годы этого эксперимента повысили свой квалификационный уровень, качество знаний в школе возросло на 12%, повысился уровень воспитанности обучающихся. К школе сформировался интерес у учащихся и их родителей, что обусловило их приток из других образовательных учреждений. Это было достигнуто за счет обновления содержания образования, осуществления мультипрофильности в старшей школе и качественной подготовки учащихся к выбору профессии.

С 1996 года наш педагогический коллектив стал сотрудничать с доктором педагогических наук Третьяковым П.И. Обучение администрации на его авторских курсах, позволило усовершенствовать систему управления школой. Для дальнейшего развития образовательного учреждения мы стали использовать технологию управления школой по конечному результату. Это позволило при ежегодном анализе конечного результата педагогической деятельности намечать пути развития образовательного учреждения по всем направлениям его деятельности. Использование данной технологии дало приращения по блокам «Здоровье», «Социальные условия», «Качество образования», «Удовлетворенность образовательными услугами» и др. Постоянная работа над изменением имиджа образовательного учреждения привела к тому, что наша школы стала очень востребованной для учащихся не только в микрорайоне, но и в городе. Сейчас по наполняемости наше образовательное учреждение самое большое в городе и области.

Наш педагогический коллектив с 2006 года на практике разрабатывает систему менеджмента образовательного учреждения, которая направлена на достижение обозначенных нами результатов – ключевых компетенций обучающихся, чтобы удовлетворять потребности, ожидания и требования государства, учащихся и их родителей как главных потребителей образовательных услуг.

Переход нашего педагогического коллектива к реализации стратегии управления качеством образования предполагает выбор теоретических оснований для создания системы менеджмента качества. Нами избраны ведущие идеи концепции Всеобщего менеджмента качества и универсальные принципы стандартов ИСО 9000. Ориентируясь на международный уровень, система управления процессами в образовательном учреждении предусматривает мониторинг качества образования на основе систематического, а теперь и стандартизированного наблюдения качественных и количественных изменений определенных показателей – ключевых компетенций.

Наша ориентация на указанные стандарты актуальна для системы образования, результаты деятельности которой не очевидны по завершении самого процесса обучения, а лишь через некоторое время проявятся как ресурс развития всех сфер социальной практики, определяя и качество жизни человека, и качество стратегий социально-экономической и политической жизни страны.

Продолжением этой работы явилось открытие в 2010 году экспериментальных пилотных классов, реализующих ФГОСы.

С 2011 года педагогический коллектив ориентирован на серьезнейшие изменения в области социальной политики государства и, отвечая на эти изменения, разработал программу Развития ОУ, позволяющую в контексте изменений в общественной жизни общества, подготовить учащихся к их успешной адаптации в меняющихся условиях жизни. Социально-контекстное обучение – это освоение метапредметных видов деятельности в условиях различных образовательных практик.

Контекстным является такое обучение, в котором на языке наук и с помощью всей системы форм, методов и средств обучения, традиционных и новых, последовательно моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности субъектов. Составными частями, или источниками контекстного обучения являются: 1) теория деятельности; 2) многообразный эмпирический опыт разного рода инновационного («активного») обучения; 3) смыслообразующая психолого-педагогическая категория «контекст».

В контекстном обучении с помощью системы учебных проблем, проблемных ситуаций, задач, практик выстраивается сюжетная канва усваиваемой деятельности, превращая статичное содержание образования в динамично развертываемое. Основной единицей содержания контекстного обучения выступает ситуация надпредметного или метапредметного характера, хотя и для привычных учебных задач и заданий есть достаточно места. Овладевая нормами компетентных предметных, надпредметных и метапредметных действий и отношений людей в ходе индивидуального и совместного анализа и разрешения заданных ситуаций, школьник развивается и как человек, обладающий определенной компетенцией, и как член общества.

Контекст – это система внутренних и внешних условий поведения и деятельности человека в конкретной ситуации, придающую смысл и значение этой ситуации как целому и ее компонентам. Благодаря контексту человек знает, что ему следует ожидать, и может его осмысленно интерпретировать. Прежде, чем действовать, он стремится собрать всю возможную контекстную информацию; знание о том, что произойдет в будущем, позволяет легче воспринимать настоящее. (А.А. Вербицкий)

В соответствии с теорией деятельности (А.Н. Леонтьев), посредством активной деятельности человек «присваивает» социальный опыт, у него формируется система отношений с объективным миром, другими людьми и самим собой. С этих позиций цель студента состоит не в усвоении знаний, умений и навыков (они необходимы, но недостаточны), а в овладении целостной профессиональной деятельностью специалиста.

Так, благодаря реализации серии инновационных Программ развития и моделированию образовательного пространства в ОУ сложилась особая самобытная организационно-структурная модель инновационной социально-контекстной образовательной среды, привлекающей потребителей образовательных услуг.

Инновационная направленность деятельности педагогического коллектива, включающая в себя создание, освоение и использование инноваций, выступает средством обновления образовательной политики самого учреждения.

Ориентир на обновление содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов, их интеграция, требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде.

Изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств обусловлено результатами вводимых инноваций. Любой позитивный результат поисковой деятельности учителя вдохновляет его на профессиональный поиск, открывает новые горизонты для развития субъектов образовательного процесса. Сейчас инновационная деятельность приобретает все более избирательный, исследовательский характер, что позволяет формировать учителя-исследователя, а как следствие этого и ученика-исследователя.

Вхождение нашего общеобразовательного учреждения в новые отношения, расширение сети социальных партнеров, создание новых типов взаимодействий между ними, создают реальную ситуацию конкурентоспособности школы на рынке образовательных услуг.

Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией. Применяя инновации, образовательный процесс в школе становится более полным, интересным, насыщенным. Удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей – это главный результат в работе современной школы и один из главных показателей ее успешной работы и развития.