Главная страница

Игры на развитие фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи



Скачать 96.36 Kb.
НазваниеИгры на развитие фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Дата14.04.2016
Размер96.36 Kb.
ТипДокументы

Игры на развитие фонематического анализа и синтеза

у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Мельникова О.В.

учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 49» г.Перми.
Модернизация образования предусматривает комплексное всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии ФГТ к основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольных образовательных учреждениях [4].

Обучение дошкольников правильному произношению включает выработку и закрепление правильных речевых динамических стереотипов, что требует значительного напряжения нервных клеток коры головного мозга. Работу над правильным произношением необходимо проводить параллельно с обучением звуковому анализу слова, ибо готовность к обучению грамоте определяется, в том числе, возможностью осознания ребенком звукового строя языка, переключением внимания от семантики слова к его звуковому составу, т.е. умению услышать в слове отдельные звуки и понять, что они расположены в определенной последовательности.

Ведущее место в системе логопедизации занимают коррекционные логопедические занятия, которые бывают индивидуальными, подгрупповыми, фронтальными, но на всех занятиях коррекционное логопедическое развитие проводится по основным направлениям:

    • развитие сенсорных и моторных функций;

    • формирование артикуляторных навыков;

    • развитие мимической мускулатуры;

    • развитие интеллектуальных функций;

    • развитие эмоционально – волевой сферы.

В предлагаемой структуре занятий реализуются триединые задачи коррекционной работы:

  • коррекционное обучение;

  • коррекционное развитие;

  • коррекционное воспитание.

Решение данных задач помогает устранению речевых нарушений. Особое внимание на всех видах занятий обращаю на формирование фонематического анализа и синтеза слов, так как считаю эту проблему в логопедической работе наиболее актуальной.

Фонематическое недоразвитие речи - нарушение процессов формирования произносительной системы языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (звуков).

Данное нарушение характерно для детей с общим недоразвитием речи, но может встречаться и у детей с нормальным интеллектом. Надеюсь, что изложенный опыт работы будет полезен для логопедов, воспитателей детских садов, родителей.

С вопросами формирования и развития фонематического анализа и синтеза мне пришлось столкнуться сразу же, как я начала работать учителем-логопедом в детском саду с детьми с общим недоразвитием речи.

Логопедическая работа в дошкольном учреждении характеризуется спецификой, которая обусловлена особенностями высшей нервной деятельности и структурой речевого дефекта детей с ОНР.

Разложение слова на составляющие его фонемы представляет собой сложную психическую деятельность. У детей с ОНР именно эта фонема языкового анализа и синтеза максимально страдает. Работа по формированию функций фонематического анализа и синтеза должна занимать важное место в коррекционном процессе на логопедических занятиях, поскольку имеет практическую значимость.

Своевременное и целенаправленное формирование и развитие фонематического анализа способствует в дальнейшем успешному усвоению школьной программы. А это является одним из условий социальной адаптации детей.

Простые формы фонематического анализа, которые в норме возникают спонтанно в процессе становления устной речи, у детей с ОНР запаздывают в развитии и формируются гораздо позже. Причина этого в медленно развивающихся условных связях в области речеслухового и речедвигательных анализаторов. Общее недоразвитие аналитико-синтетической деятельности вызывает нарушения фонематических обобщений, замедленное и качественно иное, чем у детей с чистой речью и сохранным интеллектом. Усвоение представлений об языковых закономерностях, слабость речевых контактов, незрелость интересов представляют собой значимые факторы, вызывающие трудности в формировании умственных действий по установлению количества и последовательности звуков в слове у детей с ОНР. А если способность к установлению и удержанию в кратковременной памяти звуковой последовательности у ребенка нарушена, это неизбежно сказывается на овладении письменной речью.

Таким образом, об актуальности проблемы формирования функций фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР позволяет говорить следующее:

  • в силу особенностей высшей нервной деятельности и недоразвития познавательных процессов, прежде всего, уровня аналитико-синтетической деятельности, простые формы фонематического анализа не формируются без специальной помощи, а сложные формы фонематического анализа и синтеза слов осваиваются с определенными трудностями и требуют длительной целенаправленной коррекционной работы;

  • несформированность функций фонематического анализа и синтеза приводит в дальнейшем к нарушению чтения и письма; успешное же овладение навыком установления последовательности и количества звуков в слове в умственном плане предупреждает возникновение дислексии и дисграфии и способствует развитию письменной речи детей.


Для закрепления знаний по формированию анализа и синтеза слов предлагаю детям игровой материал, способствующий улучшению сформированности данного речевого компонента.

Данный комплекс способствует развитию быстрому и точному побуквенному анализу, помогает лучше ориентироваться в звуко-слоговом составе слова и тем самым не допускать ошибки в процессе чтения и письма.

Таким образом, логопедические игры, упражнения и задания способствуют более эффективному развитию фонематического анализа и синтеза слов у старших дошкольников с ОНР.
Путешествие по волшебному лесу.

Задачи:

  1. способствовать развитию навыков фонематического анализа и синтеза слов;

  2. способствовать развитию психических процессов (мышления, воображения, восприятия, внимания, памяти, ориентировки в пространстве);

  3. совершенствование эмоционально – волевой сферы;

  4. формирование таких качеств личности, как дружба, уважение и самоуважение, критичность и самокритичность, оценка и самооценка.

Ход игры:

Разверните игровое поле и положите его на стол. Возьмите каждый фишку и поставьте ее на красно – синий кружок. Затем по очереди бросайте кубик. Передвигайте свою фишку по направлению стрелки по числу очков, выпавших на вашем кубике. Как только фишку установите на нужном знаке, подумайте, что обозначает данный условный знак и выполните требующееся задание. Если задание не выполнено или выполнено с ошибкой, то фишку надо вернуть на один знак назад. Если же задание выполнено правильно, то фишка остается на месте до следующего хода играющего, который поступает в порядке очередности. Следующий играющий также бросает кубик, передвигает фишку и т.д. Выигравшим считается тот, кто первым придет в домик Умной Совы.

Количество участников может быть до шести человек.

Условные знаки и игровое поле - см. Приложение 1.


Звукоедик.

Правила игры: дети должны добавить к звукосочетанию звук (в начале), чтобы получилось слово.

Ход игры. «У звуковичков есть страшный враг - звукоедик. Он питается начальными звуками всех слов. Помогите девочке Маше восстановить первые звуки в словах, которые она произносит». От имени персонажа произношу следующие слова с пропущенным звуком: …КАФ, …ТУЛ, …ТОЛ и т.д.

Вариант игры: Звукоедик съедает последний звук. Теперь слова звучат так: НКА…, СТУ…, СТО… и т.д.
Цепочка слов.

Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в слове.

Обеспечение: карточки с предметными картинками.

Ход игры. На столах у детей лежат карточки (одна на другой), а у меня карточка с изображением карандаша. Предлагаю детям выложить цепочку из картинок, которая начинается со слова КАРАНДАШ. Следующее слово должно начинаться на последний звук (звук [Ш]). Дети находят картинку на этот звук и ставят её рядом. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все свои картинки.
«Украсим ёлку».

Цель: совершенствовать навыки фонематического слуха, упражнять в делении слов на слоги (двусложные слова и трехсложные).

Обеспечение: панно с ёлкой из бархатной бумаги; кружки из такой же бумаги, с одной стороны на них нарисованы ёлочные игрушки; две коробочки: одна с двумя полосками на боковой стороне, другая - с тремя полосками.

Ход игры: логопед объясняет детям, что на ёлку нужно вешать те игрушки, в названии которых есть звук [С]. Когда дети вешают игрушку, они четко называют её голосом. Затем складываем игрушки в коробки (в одну – слова, состоящие из двух слогов, в другую – из трёх слогов).

Вариант второй. Предлагаю детям повесить на одну строну игрушки со звуком [С], а на другую со звуком [Ш]. Затем складываем игрушки в коробки (в одну – слова, состоящие из двух слогов, в другую – из трёх слогов).
Собери букет.

Цель: упражнять детей в различении заданного звука в словах.

Обеспечение: карты с вазами, в каждой вазе стебли, на концы которых прикрепляются головки цветов, на вазах кармашки; карточки с нарисованными буквами или цветами; разноцветные цветы из бумаги.

Ход игры. В игру могут играть до пяти человек. Каждый игрок получает картинку с вазой. Логопед показывает цветы (по одному цветку) и называет их цвета. Если в названии есть нужный звук, ребенок говорит: «Голубой (красный, розовый, фиолетовый и т.д.) цветок годится для моего букета». Далее предлагается ребенку цветок, он прикладывает его к концу стебля.
Слова – перевертыши.

Цель: активизировать словарь, обучать слоговому анализу слова.

Ход игры. Один ребенок выходит из комнаты, а остальные дети загадывают короткое слово, зовут водящего и говорят ему: лок (кол), мод (дом), зако (коза), сако (коса) и др. Водящий должен отгадать загаданное слово. Логопед следит, чтобы загадывались доступные слова для играющих, и при перевертывании не допускалось ошибок.

Варианты игры: загадывает один, а отгадывает вся группа; кто первый отгадает, тот и начинает загадывать.
Расшифруй слова.

Предлагаю детям прочитать слова на карточках, расположив буквы по порядку в соответствии с цифрами.

Прочитав слово, нужно подобрать к нему подходящую картинку.

Логопедическое лото.

Цель: определение места звука в слове.

Дети называют звуки, на которые нужно подобрать картинки. Определяют место положения звука в слове (в начале, в середине, в конце). Затем подбирают соответствующие карточки с картинками, которые подходят по месту положения звука в слове.


Как называется цветок?

Цель: выделение первого звука.

Предлагаю детям назвать картинки, которые находятся на лепестках цветка. Выделить в названии каждой картинки первый звук. Составить из полученных звуков слово и узнать название цветка.
Игра в кубик.

Цель: составление слов на заданное количество звуков.

На гранях кубика различное число точек. Предлагаю детям бросить кубик и придумать слово, состоящее из количества звуков в соответствии с количеством точек на грани кубика.
Слово – загадка.

На доске пишу первую букву слова, а вместо остальных букв ставлю точки. Дети должны отгадать записанное слово. Например: к…. (кошка), т…. (труба, трава).

Д/и «Какой звук выпал из слова?»

Крот – кот, пилка – пила, мушка – мука.
Д/и «Угадай слово».

Предлагаю детям картинки с изображением полки, сумки, пилы. Затем прошу назвать слово, в котором после [л] слышится [к]; после [м] произносится [к], перед [л] находится [и], после [л] слышится [ы] и т.д.
Д/и «Ромашка».

На магнитной доске - контуры ромашки и лепестки с изображением различных предметов. Предлагаю детям выбрать лепестки с изображением предметов, названия которых состоят из 3 –х (4-х, 5-ти) звуков и прикрепить на лепестки ромашки при помощи магнитиков.
Д/и «Найди картинку».

Первый вариант. Предлагаю детям найти картинку, в названии которой столько же звуков, сколько и в названии предметов, изображенных на карточке. Например: картинки с изображением лодки и ложки. Дети подбирают картинку, в названии которой 5 звуков

Второй вариант. Дети находят картинку, в названии которой на один звук больше, чем в названии предыдущей картинки на карточке, предварительно определяем количество звуков в названии предметов, изображенных на карточке. (Предлагаемые карточки: мяч, часы, чашка, нитки).
Лото – мозаика.

Эта игра предназначена для индивидуальной работы. Раздаю двум детям одинаковые игровые поля (например, со словами, имеющими звук [с]), они раскладывают их. По сигналу – берут карточки в руки, называют слово, находят на игровом поле такой рисунок и накладывают карточку на рисунок. Игра считается завершённой, если закрыто всё игровое поле.
Список использованной и рекомендуемой литературы.

  1. Швецова И. «Формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи». // «Дошкольное воспитание», 2007 г., №5.

  2. Жуков Н.В., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников».- Екатеринбург, АРД ЛТД, 1998.

  3. Каше Г.А. «Подготовка к школе детей с недостатком речи» (программа) – М., «Просвещение», 1995.

  4. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб, «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.

  5. Селиверстов В.И. «Речевые игры с детьми». – М., 1994

  6. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение». – М., «Гном – Пресс», 1999.

  7. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. «Нарушения речи у детей» - М., 1993.

  8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-7 летнего возраста с общим недоразвитием речи» (программа). М.,1991.