Главная страница


Воспитательная работа в классе. «… надо жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом»



Скачать 66.52 Kb.
НазваниеВоспитательная работа в классе. «… надо жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом»
Дата08.04.2016
Размер66.52 Kb.
ТипДокументы

Воспитательная работа в классе.
«… надо жить жизнью детей, чтобы быть

гуманным педагогом»

Ш.А.Амонашвили
9 класс - это один из самых сложных периодов в жизни ребёнка, это пик «подросткового кризиса».

Ведущие потребности девятиклассников – это интеграция подростковых потребностей в проявлении взрослости и в общении со сверстниками с потребностями, присущими ранней юности: в самопознании и самоопределении.

Мои девятиклассники, как и все, стремятся к «внешней» взрослости, которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых, в преувеличенном интересе к проблемам пола, претендуют на роль взрослого человека, не терпят отношения к себе как к детям. Они хотят полного равноправия с взрослыми, подлинного уважения, а иные отношения их унижают и оскорбляют.

Поведение учащихся часто носит протестующий характер по отношению к взрослым, проявляющийся в разных формах (демонстративные действия негативного характера, неподчинение требованиям, стремление избегать нежелательных контактов). Отсюда – конфликты с учителями, нарушение дисциплины без неприятных субъективных переживаний. Ярко выражена и противоречивость коммуникативного поведения: с одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть таким же, как все, отвечать тем нормам, которые приняты в их среде, с другой – желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой – бравирование собственными недостатками. Сложилось мнение, что они такие не только потому, что с НИМИ ТРУДНО, а потому, что ИМ ТРУДНО. Задача классного руководителя всесторонне изучать личность подростка, знать его дарования, интересы, увлечения и использовать их в воспитательных целях.

Для решения данных проблем на 2010 – 2011 учебный год мною были сформулированы цели воспитательной работы в классе:

  1. Развитие творческого потенциала личности через профилизацию и здоровьесберегающие технологии.

  2. Развитие духовно – нравственных качеств личности школьника.

  3. Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Исходя их общих целей, определись цели воспитательной работы для всех участников воспитательного процесса.

Для классного руководителя: управление процессом развития личности, взаимодействие всех участников воспитательного процесса.

Для учащихся: формирование коммуникативных навыков, самореализация,

формирование Я - концепции.

Для родителей: научение социальным навыкам, адаптация к социуму.

Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  1. Коллективный уровень

  • Продолжить развивать в коллективе дружеские отношения, отношения заботы, взаимопомощи и взаимоподдержки.

  • Через деятельность микроколлективов показать значение норм, прав, традиций в жизни коллектива класса, в жизни семьи, в жизни родного края

  1. Групповой уровень:

    • Учить ребят вести обсуждение вопросов о роли норм и правил в жизни человека и общества

    • Развивать умение работать в группе, в команде, коллективно решать творческие задачи

    • Способствовать усвоению правил дискуссии, обсуждения, спора.

  2. Индивидуальный уровень:

При планировании своей деятельности провела диагностику воспитанников (анкетирование, тестирование, наблюдение, беседы), которая дала возможность определить формы работы с родителями и учащимися.

Суть взаимодействия классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Формы работы с родителями:

  1. Родительские собрания (каждый триместр).

I триместр: Профилактики вредных привычек у подростков. Как уберечь подростков от соблазнов (наркотики, табак, алкоголь).

II триместр: Как подготовить себя и ребёнка к будущим экзаменам.

III триместр: Выбор дальнейшего пути: «за» и «против».

  1. Беседы, консультации (по необходимости).

Одна из форм взаимодействия с родителями – это ведение электронного журнала и дневников класса. Два года назад, в целях реализации краевого проекта «Внедрение электронных дневников и журналов», было проведено собрание – практикум, на котором я познакомила родителей и детей с системой оценивания «Web2.0 Образование». Каждый родитель и ученик получили логины и пароли доступа, что позволило и тем, и другим оперативно узнавать актуальную информацию. Ведение журнала продолжается и по сей день.

Согласно общешкольному плану воспитательной работы все классные дела и мероприятия были сгруппированы в модульные блоки:

  • Патриотический

  • Школа безопасности.

  • Экология. Творчество. Молодёжь.

  • Новогодний калейдоскоп.

  • Спорт. Спорт. Спорт.

  • Семья.

Формированию активной жизненной позиции помогает практическая деятельность по участию в детском ученическом самоуправлении. В помощь классному руководителю в классе работают так называемые службы (группы сменного состава).

Медицинская служба - фиксирует пропуски уроков; организует посещение ребят, которые болеют.

Библиотечная служба – это помощь в подборе необходимой литературы для подготовки и разработки сценариев классных дел, поиск дополнительной информации в библиотеке по заданию учителей-предметников, организация получения и сдачи школьных учебников.

Корреспондентская служба - подготовка материалов из жизни класса, участие в разработке сценариев, организации конкурсов, праздников.

Репортёрская служба - под­готовка фотосюжетов о классе к праздникам и внеклассным меропри­ятиям в школе, оформление альбомов, фильмов о классе, например, «Один день из жизни класса», «Последний день в школе в роли ученика».

Хозяйственная служба - сохранность и ремонт мебели класса, сбор денежных средств в копилку класса, обеспечение класса в экскурсиях и поездках, походах.

Староста класса - помощь в работе других служб; проверка выполнения обязанностей дежурными; помощь в проверке правильности заполнения дневников; налаживание контактов с общественными организациями школы.

Для предотвращения конфликтов в коллективе налажено взаимодействиес психологом и социальным педагогом, что позволяет избегать ошибок и находить оптимальные варианты для разрешения конфликтных ситуаций, помогать детям в стрессовых ситуациях.

Особое значение уделяю профориентационной работе в классе. Разработала и провела серию классных часов по предпрофильной подготовке:

«Познай себя», «Как выбрать профессию», «Любимые и нужные профессии», «К профессиям – профессионально», «Наиболее популярные профессии», «Мой выбор», «Неизвестные современные профессии». В течение 2 лет учащиеся посещали предпрофильные курсы «Оформление деловых бумаг», «Экономика Пермского края», «Генетика человека», «Конструирование Web – и др, которые помогли узнать о специфики некоторых профессий. Для определения маршрута дальнейшего обучения учащихся были организованы встречи с представителями учебных заведений: УХТК, Медицинского училища, НОЦ, КГТ, Пермского речного училища. Учащиеся побывали на экскурсии в цехах предприятия ОАО «Метафракс».
Таким образом, сложилась воспитательная система класса.


Виды и формы воспитательной деятельности
Классные собрания

Классные часы:

  • Лекция

  • Беседа

  • Час общения

  • Ролевые игры

  • Диспуты

  • Мозговой штурм

  • Урок творчества

Мероприятия

  • КТР

  • Конкурсы, КВН

  • Викторины

  • Экскурсии

  • Походы

  • Вечера

  • Акции, проекты

Диагностики:


Исследование особенностей личности:

  • Общие сведения

  • Способности

  • Самооценка

  • Темперамент

  • Уровень воспитанности

  • Выбор профессии

Исследование межличностных отношений:

  • Социально-психологический климат в классе

  • Социометрия

Направление воспитательной работы


  • Школа безопасности

  • Экология. Творчество. Молодёжь

  • Новогодний калейдоскоп

  • Спорт, спорт, спорт

  • Семья

  • Патриотический

Работа с родителями:



  • Анкетирование

  • Беседы

  • Консультации

  • Родительские собрания

  • Посещение семьи

  • Проведение

совместных часов общения классного руководителя, родителей и детей



Отрадно видеть, что в результате работы в течение учебного года подростки моего класса серьёзнее стали относиться к учебе (неплохие образовательные результаты и допуск у всех учащихся к итоговой аттестации). Пятеро учеников уже аттестованы по предметам по выбору на основании отличных результатов Портфолио. Ребята раскрыли свои таланты и способности, участвуя в городских, краевых, всероссийских и международных конкурсах, олимпиадах, спартакиадах.

К концу года мы пришли сплочённым коллективом. Конечно, не всегда и не во всем удаётся оказать реальную помощь своим воспитанникам, но стараюсь компенсировать это искренним вниманием и пониманием трудностей каждого и всего класса, доверительными беседами с ними и добрым советом.