|
Воспитательная работа в классе. «… надо жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом» Воспитательная работа в классе. «… надо жить жизнью детей, чтобы быть
гуманным педагогом»
Ш.А.Амонашвили 9 класс - это один из самых сложных периодов в жизни ребёнка, это пик «подросткового кризиса».
Ведущие потребности девятиклассников – это интеграция подростковых потребностей в проявлении взрослости и в общении со сверстниками с потребностями, присущими ранней юности: в самопознании и самоопределении.
Мои девятиклассники, как и все, стремятся к «внешней» взрослости, которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых, в преувеличенном интересе к проблемам пола, претендуют на роль взрослого человека, не терпят отношения к себе как к детям. Они хотят полного равноправия с взрослыми, подлинного уважения, а иные отношения их унижают и оскорбляют.
Поведение учащихся часто носит протестующий характер по отношению к взрослым, проявляющийся в разных формах (демонстративные действия негативного характера, неподчинение требованиям, стремление избегать нежелательных контактов). Отсюда – конфликты с учителями, нарушение дисциплины без неприятных субъективных переживаний. Ярко выражена и противоречивость коммуникативного поведения: с одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть таким же, как все, отвечать тем нормам, которые приняты в их среде, с другой – желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой – бравирование собственными недостатками. Сложилось мнение, что они такие не только потому, что с НИМИ ТРУДНО, а потому, что ИМ ТРУДНО. Задача классного руководителя всесторонне изучать личность подростка, знать его дарования, интересы, увлечения и использовать их в воспитательных целях.
Для решения данных проблем на 2010 – 2011 учебный год мною были сформулированы цели воспитательной работы в классе:
Развитие творческого потенциала личности через профилизацию и здоровьесберегающие технологии.
Развитие духовно – нравственных качеств личности школьника.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Исходя их общих целей, определись цели воспитательной работы для всех участников воспитательного процесса.
Для классного руководителя: управление процессом развития личности, взаимодействие всех участников воспитательного процесса.
Для учащихся: формирование коммуникативных навыков, самореализация,
формирование Я - концепции.
Для родителей: научение социальным навыкам, адаптация к социуму.
Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
Коллективный уровень
Продолжить развивать в коллективе дружеские отношения, отношения заботы, взаимопомощи и взаимоподдержки.
Через деятельность микроколлективов показать значение норм, прав, традиций в жизни коллектива класса, в жизни семьи, в жизни родного края
Групповой уровень:
Учить ребят вести обсуждение вопросов о роли норм и правил в жизни человека и общества
Развивать умение работать в группе, в команде, коллективно решать творческие задачи
Способствовать усвоению правил дискуссии, обсуждения, спора.
Индивидуальный уровень:
При планировании своей деятельности провела диагностику воспитанников (анкетирование, тестирование, наблюдение, беседы), которая дала возможность определить формы работы с родителями и учащимися.
Суть взаимодействия классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Формы работы с родителями:
Родительские собрания (каждый триместр).
I триместр: Профилактики вредных привычек у подростков. Как уберечь подростков от соблазнов (наркотики, табак, алкоголь).
II триместр: Как подготовить себя и ребёнка к будущим экзаменам.
III триместр: Выбор дальнейшего пути: «за» и «против».
Беседы, консультации (по необходимости).
Одна из форм взаимодействия с родителями – это ведение электронного журнала и дневников класса. Два года назад, в целях реализации краевого проекта «Внедрение электронных дневников и журналов», было проведено собрание – практикум, на котором я познакомила родителей и детей с системой оценивания «Web2.0 Образование». Каждый родитель и ученик получили логины и пароли доступа, что позволило и тем, и другим оперативно узнавать актуальную информацию. Ведение журнала продолжается и по сей день.
Согласно общешкольному плану воспитательной работы все классные дела и мероприятия были сгруппированы в модульные блоки:
Патриотический
Школа безопасности.
Экология. Творчество. Молодёжь.
Новогодний калейдоскоп.
Спорт. Спорт. Спорт.
Семья.
Формированию активной жизненной позиции помогает практическая деятельность по участию в детском ученическом самоуправлении. В помощь классному руководителю в классе работают так называемые службы (группы сменного состава).
Медицинская служба - фиксирует пропуски уроков; организует посещение ребят, которые болеют.
Библиотечная служба – это помощь в подборе необходимой литературы для подготовки и разработки сценариев классных дел, поиск дополнительной информации в библиотеке по заданию учителей-предметников, организация получения и сдачи школьных учебников.
Корреспондентская служба - подготовка материалов из жизни класса, участие в разработке сценариев, организации конкурсов, праздников.
Репортёрская служба - подготовка фотосюжетов о классе к праздникам и внеклассным мероприятиям в школе, оформление альбомов, фильмов о классе, например, «Один день из жизни класса», «Последний день в школе в роли ученика».
Хозяйственная служба - сохранность и ремонт мебели класса, сбор денежных средств в копилку класса, обеспечение класса в экскурсиях и поездках, походах.
Староста класса - помощь в работе других служб; проверка выполнения обязанностей дежурными; помощь в проверке правильности заполнения дневников; налаживание контактов с общественными организациями школы.
Для предотвращения конфликтов в коллективе налажено взаимодействиес психологом и социальным педагогом, что позволяет избегать ошибок и находить оптимальные варианты для разрешения конфликтных ситуаций, помогать детям в стрессовых ситуациях.
Особое значение уделяю профориентационной работе в классе. Разработала и провела серию классных часов по предпрофильной подготовке:
«Познай себя», «Как выбрать профессию», «Любимые и нужные профессии», «К профессиям – профессионально», «Наиболее популярные профессии», «Мой выбор», «Неизвестные современные профессии». В течение 2 лет учащиеся посещали предпрофильные курсы «Оформление деловых бумаг», «Экономика Пермского края», «Генетика человека», «Конструирование Web – и др, которые помогли узнать о специфики некоторых профессий. Для определения маршрута дальнейшего обучения учащихся были организованы встречи с представителями учебных заведений: УХТК, Медицинского училища, НОЦ, КГТ, Пермского речного училища. Учащиеся побывали на экскурсии в цехах предприятия ОАО «Метафракс». Таким образом, сложилась воспитательная система класса.
Виды и формы воспитательной деятельности Классные собрания
Классные часы:
Лекция
Беседа
Час общения
Ролевые игры
Диспуты
Мозговой штурм
Урок творчества
Мероприятия
КТР
Конкурсы, КВН
Викторины
Экскурсии
Походы
Вечера
Акции, проекты
| Диагностики:
Исследование особенностей личности:
Общие сведения
Способности
Самооценка
Темперамент
Уровень воспитанности
Выбор профессии
Исследование межличностных отношений:
Социально-психологический климат в классе
Социометрия
| Направление воспитательной работы
Школа безопасности
Экология. Творчество. Молодёжь
Новогодний калейдоскоп
Спорт, спорт, спорт
Семья
Патриотический
| Работа с родителями:
Анкетирование
Беседы
Консультации
Родительские собрания
Посещение семьи
Проведение
совместных часов общения классного руководителя, родителей и детей
|
Отрадно видеть, что в результате работы в течение учебного года подростки моего класса серьёзнее стали относиться к учебе (неплохие образовательные результаты и допуск у всех учащихся к итоговой аттестации). Пятеро учеников уже аттестованы по предметам по выбору на основании отличных результатов Портфолио. Ребята раскрыли свои таланты и способности, участвуя в городских, краевых, всероссийских и международных конкурсах, олимпиадах, спартакиадах.
К концу года мы пришли сплочённым коллективом. Конечно, не всегда и не во всем удаётся оказать реальную помощь своим воспитанникам, но стараюсь компенсировать это искренним вниманием и пониманием трудностей каждого и всего класса, доверительными беседами с ними и добрым советом. |
|
|